Вред от манипулирования детьми

 

Вред от манипулирования двоякий. С одной стороны, дети – способные ученики и на лету схватывают приемы манипулирования. Таким образом, родители-манипуляторы выращивают новых манипуляторов – своих последователей и, вероятнее всего, будущих сильных противников.

С другой стороны, крепко засевшее чувство вины (а именно оно часто является мишенью воздействия  на намеченную жертву) сделает из послушного ребенка человека нерешительного, желающего всем угодить. Маска послушания также, по существу, манипулятивна, поскольку при этом послушный человек снимает с себя всякую ответственность за принимаемые решения. Он просто не принимает никаких решений. О том, каково при этом окружающим, красноречиво свидетельствует фильм «Осенний марафон». Герой фильма Бузыкин никому не отказывает, в результате страдает и сам, и близкие ему люди.

 

Глава 9. Манипулирование в школе

 

Ученики манипулируют учителями

 

Победителей не судят.

Екатерина Великая

 

Полученный в семье опыт управления родителями дети пополняют и развивают в школе. Перечислим наиболее часто встречающиеся ситуации манипуляции учителями. Самые известные – это срыв уроков, контрольных работ. Здесь широкая палитра способов, от классических до новомодных – ложных сообщений о заложенной бомбе. Начнем с анализа тех, что достались школярам по наследству от их предшественников.

 

Ситуация «Поймайте птицу»

 

Кто-то приносит в класс птицу. Заставить учеников сидеть тихо и слушать учителя при этом невозможно. Поймать птицу, например воробья, нелегко, да и ребята в этом не заинтересованы. Учителю одному не поймать, да и неприлично ему гоняться за пернатым на потеху всему классу.

Мишенью воздействия  в созданной ситуации является предполагаемая беспомощность учителя. Вовлечением  – необходимость что-то предпринять, ведь вести урок в данной ситуации невозможно. Фоновые факторы  – детская эмоциональная реакция на птицу.

Дети осуществили трансакцию   Р (управляет) →  Д (беспомощность).

Как показывает практика, многие учителя теряются в этой ситуации. Поэтому приведем способы защиты от нее. Пассивная защита здесь невозможна. Активная защита может состоять в следующем: надо поставить дело так, чтобы ученики сами пострадали, если будут реагировать на птицу. Например, учитель говорит:

Поскольку птица мешает нам общаться, будем писать… письменную работу. Я сейчас схожу в учительскую за вариантами самостоятельной работы. Если птица к этому времени останется в классе – будем писать. Если улетит – двинемся дальше по программе.

Практика показывает: когда он вернется, птицы в классе не будет. Учитель провел контрманипуляцию :  принял предложенную учениками «игру», но придал ей невыгодное для манипуляторов направление. Но к сожалению, далеко не всегда учителя с честью выходили из подобных ситуаций, и сорванных уроков не счесть.

 

Ситуация «Мышь в классе»

 

Идея похожа на предыдущую. В класс приносят мышь. Визг, который поднимают девчонки, боящиеся мышей, не заглушить никакому учительскому голосу. Пока учитель догадается открыть дверь и организовать изгнание мыши, пройдет пол-урока.

Трансакция,   мишень воздействия  и вовлечение  – прежние, а фоновым фактором  является бурная реакция тех, кто боится мышей.

 

Ситуация «Шум»

 

Кто-то из учеников (или группа) издает звуки, мешающие вести урок. Например, катает ногой по полу граненый карандаш или все мычат, не разжимая рта. Обнаружить источник звука трудно, шум нервирует учителя, и он наконец срывается.

Манипуляция эта применяется против учителей, не обладающих выдержкой. Поскольку именно вспыльчивость учителя и является мишенью воздействия  на него. Вовлечение  – необходимость устранить шум.

Нарушители порядка осуществили трансакцию   Р (управляет) → Д (проявление эмоций).

Лучшей защитой от этой манипуляции будет пассивная защита :  не обращать на шум внимания. Тем, кто производит шум, это вскоре наскучит, и они сами прекратят. Кроме того, шум раздражает и учеников, поэтому вскоре кто-нибудь из них потребует перестать шуметь. Если же учителю невмочь терпеть шум, у него в запасе всегда есть задание на «самостоятельную работу».

 

Ситуация «Озорник»

 

Цель озорника – нестандартной выходкой обратить на себя внимание класса, поднять свой статус среди сверстников. Вот одна из конкретных реализаций этой манипуляции.

Учитель, поздоровавшись с классом, замечает, что один из учеников на задней парте разлегся на сиденье. Делает замечание. Нарушитель не реагирует. Класс замер: что предпримет учитель?

Неопытный педагог будет нервничать, конфликтовать с нарушителем. Тем самым цель последнего будет достигнута. Мишенью воздействия  в этой манипуляции является предполагаемая слабость учителя, надежда на то, что он не найдет выхода из создавшейся ситуации. Вовлечением  в манипуляцию – обязанность учителя поддерживать дисциплину в классе.

Однако для этой манипуляции есть и контрманипуляция. Например, такая. Учитель обращается к нарушителю:

– Тебе, наверное, неудобно лежать за партой, тесно. Может, хочешь прилечь перед доской?

– А что, это идея!

Под смех класса выходит и ложится около доски, довольный всеобщим вниманием. Но тут учитель задал вопрос классу, заинтересовавший всех. Отвечая на него сам, учитель стал так интересно рассказывать, что ученики отвлеклись от лежащего у доски. Посыпались вопросы, разгорелась дискуссия. О возлежащем на полу окончательно забыли.

Почувствовав себя в глупом положении, тот попросил разрешения сесть. И больше от него никаких выходок на уроках этого учителя никогда не было.

Любитель привлекать всеобщее внимание осуществил трансакцию   Р (управляет) → Д (беспомощность).  Находчивый учитель ответил на нее обращением к классу посредством трансакции Р (учит) → Д (чувство любопытства).

Учитель принял игру, предложенную учеником, и довел ее до неожиданного для манипулятора результата. Мишенью воздействия  на учеников в этой контрманипуляции явилась их любознательность. Интересным рассказом учитель привлек к себе внимание класса, вызвал интерес учащихся, а следовательно, и их симпатию. Но ведь именно внимания и симпатии класса и добивался нарушитель дисциплины. Учитель стал более интересен, чем незадачливый нарушитель, после чего положение последнего стало просто смешным.

 

Ситуация «Довел!»

 

Некий ученик не хочет сидеть на уроках одной из учительниц. Но просто пропускать ее уроки – вызовут родителей. Тогда он решает использовать невоздержанность учительницы на язык: когда она выведена из себя, может и обозвать.

Ученик с начала урока начинает доводить ее. Она делает ему одно замечание, другое, третье. Поскольку до него «не доходит», она начинает давать ему нелестные эпитеты, а поскольку он «толстокожий» и не реагирует, то, наращивая едкость своих замечаний, постепенно доходит и до оскорблений. Тут манипулятор с шумом поднимается: «Я не намерен терпеть оскорбления» – и покидает класс, точно зная, что учительница не будет на него жаловаться. Можно пропустить и еще несколько ее уроков. Поднимать шум ей не с руки – всплывет то, что она оскорбляет учеников.

Мишень воздействия  – слабость учительницы, проявляющаяся в ее несдержанности. Вовлечение  в манипуляцию – многократные нарушения дисциплины. Побуждение (к оскорблению) – впечатление «толстокожести», созданное нарушителем дисциплины.

Нарушитель порядка осуществил трансакцию   Р (управляет) → Д (проявление эмоций).

 

Ситуация «Больной в классе»

 

Совсем примитивная, но эффективная и потому наиболее часто разыгрываемая манипуляция, помогающая уйти с урока, притворившись больным. «Болит живот (голова)» –  известные жалобы, могущие иметь причиной обычную лень.

Мишенью воздействия  в подобных манипуляциях является милосердие, которое взрослые должны проявлять (и проявляют) к детям. Вовлечение  – жалобы ученика. Фоновый фактор  – невозможность в условиях школы проверить обоснованность этих жалоб. Побуждение  – страх учителя: не дай Бог, не отпустишь, а ученику станет плохо. За это могут здорово наказать.

Опытный в манипуляциях ученик заранее поинтересуется, работает ли школьный медпункт. Но даже если работает и учитель послал туда ученика, там тоже не захотят рисковать и отправят ребенка домой. А если и обнаружат симуляцию и отправят на урок, тот может приплестись на него как раз после того, как закончился опрос. Так что невыученный урок останется без плохих последствий.

Манипуляторы в данной ситуации осуществляют трансакцию   Р (управляет) → Д (чувство  страха).

 

Ситуация «Глупое задание»

 

Вот некоторые провокационные высказывания учеников, имеющих целью столкнуть родителей с учителями:

«Моя мать сказала, что это глупое задание».

«Я не мог сделать домашнее задание, потому что вчера у нас были гости».

«Мой отец считает, что это пустая трата времени».

Мишень воздействия  – авторитет сталкиваемых людей.

А вот провокация учеников с целью настроить одного учителя на другого:

«Мы не смогли сделать ваше задание, потому что по математике (физике, химии и т. п.) нам столько задали, что на ваш предмет уже не осталось времени. И так каждый раз!»

Мишень воздействия  – предполагаемая несогласованность действий учителей. Сравнение действий противопоставляемых сторон служит побуждением  к конфликту между ними.

В той и в другой манипуляции противопоставляются состояния и позиции Родитель  , в которых находятся соответствующие персонажи.

 

Ситуация «Невыученный урок»

 

Ученики, не выучившие урок и желающие избежать опроса и плохих оценок, тонко «подводят» учителя к его любимой теме – своеобразному «коньку» педагога.

Сообщают о каком-то событии или факте и затем засыпают его вопросами: «А что вы думаете по этому поводу?», «Как вы к этому относитесь?», «А как это было в ваше время?», «А как бы вы поступили?» Учитель обычно увлекается, и времени для опроса учащихся не остается, только на объяснение нового материала.

Проведению этой манипуляции предшествует сбор информации  об увлечениях учителя. В этом могут помочь ученики, которые учились у этого учителя. Мишень воздействия  – интерес учителя к любимой теме. Вовлечение и побуждение  – задаваемые учениками вопросы.

Манипуляторы в данной ситуации осуществляют трансакцию   Р (управляет) → В (сообщение информации).

 

Ситуация «Какое чудесное платье!»

 

Ученица не выучила урок и со страхом ждет появления учительницы в классе – ведь, судя по отметкам, ее сегодня должны спросить.

Появляется учительница. На ней новое платье. Девочка увидела в этом возможность спасения. Восторженными глазами смотрит она на учительницу, всем своим видом демонстрируя восхищение новым нарядом.

Как и всякая женщина, учительница понимает смысл этих взглядов девочки. И это не оставляет ее равнодушной. Поняв это, ученица тянет руку «дополнить ответ» отвечающего одноклассника. И (благодаря желанию учительницы отблагодарить девочку) получает эту легкую возможность отличиться, ведь раскрытый учебник – перед глазами.

Мишенью воздействия  является желание женщины вызывать восхищение. Вовлечением  – восторженная оценка ученицей ее нового платья.

Девочка провела трансакцию   Р (управляет)  →  Д (чувства).

В заключение этого раздела посочувствуем учителям в их нелегком хлебе и… улыбнемся детской находчивости.

Традиционный проказник, герой многочисленных анекдотов, Вовочка, отличился и на «школьном фронте».

 

Учительница, решившая идти «в ногу со временем», обращается к классу:

– Дети, сегодня мы пишем сочинение. В этом сочинении должно быть написано немного об Англии, немного о королеве, немножко о Боге, немножко о сексе и обязательно должна быть некая тайна.

Через 5 минут Вовочка сдает сочинение. Учительница открывает тетрадь и читает:

«О Боже, – подумала английская королева, – я беременна и не знаю от кого!»

 

Да уж, добавлю я, краткость – сестра таланта… народа, который сочиняет всякие байки.

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 17.