Показывает задачку из тех, что задали на дом. Отец видит, что подобные задачи у них были
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

– Давай посмотрю.

Из любопытства углубляется в условие. После этого отказаться от нее уже стыдно, приходится решать. С чувством удовлетворения отдает листок с решением. Сын:

– Случайно!

– Да ты что! Я же сказал, что щелкал их в школе, как орешки!

– А вот эту сможешь? (дает вторую задачу)

Отцу опять неудобно отступать, решает и эту задачу. Цель манипуляции достигнута: отец выполнил за сына домашнее задание по математике.

 

Мишень воздействия  – желание отца выглядеть достойно и ответить на вызов. Для вовлечения в контакт  используется чувство любопытства отца – интересно узнать, осталось ли что от школьных знаний?

Манипуляция осуществлена посредством двух трансакций .  Открытая трансакция: В → В (обмен информацией) +  скрытая трансакция Р (оценивает) – – →  Д (чувство  самоутверждения).

 

 

Скрытое управление детьми

 

Открытое управление детьми нередко наталкивается на их сопротивление, приводящее к конфликтам. Если это происходит постоянно, то это может привести к полному отторжению родителей их детьми. Проявлением подобного неблагополучия служит, в частности то, что, начиная с подросткового возраста, родители становятся для детей менее значимыми, чем сверстники.

 

Ситуация «Острый предмет»

 

Когда у ребенка в руках оказывается острый предмет, попытка отобрать его подвергает ребенка еще большей опасности. Он либо вцепится в него и порежется, либо побежит на нетвердых еще ножках, может упасть и нанести себе этим предметом еще более серьезную травму.

Эта и подобные ей ситуации разрешаются с помощью созидательного скрытого управления .  Один из действенных способов его реализации – показать малышу нечто более привлекательное. Тогда ребенок, потянувшись за новой вещью, сам разжимает ручонку. Или привлечь его внимание к какому-нибудь объекту за окном – результат будет тот же. В этом случае мишень воздействия  на ребенка – его неспособность удерживать свое внимание на более чем одном объекте.

Скрытое управление ребенком осуществлено посредством трансакции В (предоставление информации) → Д (чувство  любопытства).

 

Ситуация «Поручение»

 

 

Родитель догадывается, что если он сходит в школу, то почти наверняка там ему сообщат что-нибудь не очень хорошее о его чаде. Однако идти туда без вызова желания нет. Зато есть желание дать поручение сыну (дочери), от которого он (а) может отказаться.

Перед тем как дать это поручение, родитель говорит:

– Давненько я не был у тебя в школе. Может, выбрать время, сходить…

Вскоре после этого обращается к ребенку с поручением. Тот обычно соглашается. Ведь если отказаться, то родитель разозлится, найдет время посетить школу и получит основания для наказания.

 

Мишенью воздействия  является боязнь ребенка быть наказанным за школьные грехи. Вовлечением  – возможность уйти от нежелательного сейчас обострения отношений, исполнив поручение. Фоновый фактор  – школьные грехи.

По этой схеме может производиться скрытое управление и в других ситуациях, когда предполагаются «грешки» со стороны детей.

Скрытое управление подростком реализовано с помощью двух трансакций.   Открытой: В → В (сообщение информации) +  скрытой: трансакция Р (угрожает) – – →  Д (чувство  опасности).

 

Ситуация «Предупреждение»

 

 

Мать:

– Если ты не подтянешься в учебе, скрывать это от отца уже не удастся. А ты его характер знаешь…

 

Мишень воздействия  – страх наказания. Вовлечение  – сообщение о неведении отца (действительном или мнимом) о школьных неуспехах. Фоновый фактор  – склонность отца к жестким приемам воспитания.

Первая фраза матери суть трансакция  В → В  (передача информации).  Вторая ее фраза соответствует скрытой трансакции: Р (угрожает) – – →  Д (чувство  опасности).

 

Ситуация «Попрошайка»

 

 

– Брат учится лучше тебя, а новые джинсы просит не так часто, как ты.

 

Фраза родителя соответствует трансакции Р (осуждает) → Взрослый (выполнение своих обязанностей).  Она дополнена скрытой трансакцией: Р (учит) – – → Д (чувство вины).  В надежде, что сын поймет, что сам виноват: прежде учись хорошо, а потом уже и претендуй.

 

Ситуация «Восхищение»

 

 

– Все во дворе и мы с отцом восхищаемся соседским парнем. Он такой вежливый!

 

Мишенью воздействия  является потребность ребенка, подростка в уважении, признании. Вовлечение  – слова восхищения. Фон  образует известная сентенция: ничто не дается так дешево и не ценится окружающими так дорого, как вежливость.

Первая фраза матери соответствует трансакция   В → В (передача информации).  Вторая ее фраза отвечает скрытой трансакции – Р (покровительствует,  подсказывает) – – → Д (чувство  самоуважения): хочешь, чтобы тобою восхищались, будь прежде всего вежливым.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 548.