Некоторые родители прикладывают титанические усилия, чтобы прославить свое дитя. И хотя говорится при этом всегда лишь о пользе для ребенка, на самом деле немало и тех, кто хотел бы будущими успехами ребенка удовлетворить свое родительское тщеславие. Обычно это честолюбивые родители, недовольные собственными весьма скромными достижениями.
Если ребенок увлекся предложенным ему занятием и/или демонстрирует в нем явные успехи, честь и хвала активности его родителей. Если же, как часто бывает, навязанные ребенку занятия доставляют ему лишь мучения, управление ребенком является манипулятивным , поскольку родитель преследует в значительной степени свое желание прославиться. А детства как такового юные претенденты в Моцарты фактически лишаются.
При этом честолюбивые родители, которым приходится заставлять ребенка заниматься избранным ими делом, нередко ссылаются на то, что отец великого Моцарта будто бы привязывал его, трехлетнего малыша, к стулу перед клавесином, чтобы тот не вздумал сбежать от многочасовых занятий. Однако, во-первых, нет никаких подтверждений этого «факта». А во-вторых, второго Моцарта с тех пор не появилось, зато числу жертв от занятий нелюбимым делом несть числа.
Мишенью воздействия на ребенка в этой манипуляции является его полная зависимость от родителей, неспособность постоять за себя. Вовлечением – поощрение ребенка за его усердие, фоновым фактором – настойчивое культивирование в нем честолюбия.
Возможно, именно это, развитое в детстве, непомерное честолюбие и делает впоследствии жизнь этих людей несчастной – когда не удается стать первыми в избранном деле. При этом уместно напомнить, что подавляющее большинство первыми не становятся, а на одного, ставшего первым, приходится целая армия тех, кто первым не стал. И многие из них считают себя неудачниками, и осознание этого отравляет им жизнь.
Установка быть только первым опасна еще и тем, что после вынужденной смены деятельности (например, по окончании спортивной карьеры) и осознания невозможности стать первым в ином деле, эти люди также переживают личную драму. Именно по этой причине немало выдающихся спортсменов закончило жизнь плачевно.
Трансактный анализ данной ситуации показывает, что родители воздействуют на ребенка с помощью трансакции Р (руководит, управляет, поддерживает) → Д (зависимость). Когда ребенок пытается отбиться от нелюбимой и утомительной для него нагрузки, родители с целью убедить его в том, что его занятия принесут ему в будущем славу, применяют трансакцию Р (учит) → В (рассудительность, аргументация).
В этой ситуации, как и в трех следующих, родители решают свои психологические проблемы за счет ребенка, его будущего.
Приведем еще ряд ситуаций, в которых родители, манипулируя своим ребенком, делают его несчастным как в детстве, так и в дальнейшей жизни.
Ситуация «Властолюбивый родитель»
Властолюбивый родитель, не реализовавший свою потребность властвовать над равными себе (на работе, с супругом/супругой), тешится властью над ребенком, без конца наказывая его и понукая им. В результате детство его не назовешь счастливым, а вырасти может или безвольная личность, или садист. Манипулятивность поведения таких родителей очевидна.
Властолюбивый родитель воздействует на ребенка с помощью трансакции Р (наказывает) → Д (зависимость).
Мишенью воздействия на ребенка в этой манипуляции как раз и является его полная зависимость от родителей, неспособность пока еще постоять за себя.
Ситуация «Все из-за тебя»
Мать регулярно дает понять ребенку, что именно из-за него она не устроила личную жизнь: «Я бы не раз могла выйти замуж, но боялась, что отчим будет плохо к тебе относиться» или «Кому я нужна с ребенком? Вон сколько свободных женщин». Находя в ребенке причину своих бед, мать вызывает у него непроходящее чувство вины перед ней.
Мать воздействует на ребенка с помощью трансакции Р (обвиняет) → Д (чувство вины).
Дата: 2018-09-13, просмотров: 481.