Состояние и использование текущих товарных запасов за исследуемый период времени; время обращения товаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Вторым разделом розничного товарооборота является формирование и использование текущих товарных запасов.

Сфера товарного обращения, как показывает практика, для организации бесперебойной торговли потребительскими товарами должна располагать определённой величиной товарных запасов, которая является составной частью товарных ресурсов предприятия.

Необходимость образования запасов обусловлена рядом объективных причин. Производство и потребление не совпадают в пространстве и во времени. Причиной этого является развитие производства, углубление его специализации, расширение ассортимента выпускаемых товаров, а следовательно, увеличение спроса и потребления.   

Необходимость образования запасов также обусловлена условиями транспортирования и реализации товаров, неравномерностью поставки товаров, наличием колебаний размеров спроса и предложения, а также частотой завоза товаров и т.д.

Процесс обращения товаров требует постоянного наличия товарных запасов как на начало, так и конец анализируемого периода. Товарный запас рассматривают как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле – это определённая часть товаров, которые временно выключены из оборота, т.е. обращения, и хранятся на складах, в магазинах и т.д. Момент образования таких запасов означает приостановку товарного обращения, а вызванные этим затраты не увеличивают стоимости товаров. Тем не менее, товарные запасы, практически не участвуя в обращении, потенциально обеспечивают реализацию потребительских товаров.   

В широком смысле товарные запасы представляют собой всю совокупность товаров (в единстве их натурально-вещественной и стоимостной форм), которые обеспечивают процесс обращения товаров.

Таким образом, товарный запас является необходимым условием развития розничного товарооборота торгового предприятия.

В торговых предприятиях товарные запасы классифицируются по разным признакам (см. рис.2.4.1).

Товарные запасы текущего хранения составляют основную массу всех товарных запасов, а в продовольственной торговле, если она не расположена в районах Крайнего Севера или приравненных к ним районах, удельный вес таких товаров достигается более 95 % всей массы. Данные запасы предназначены для обеспечения бесперебойной продажи продуктов питания и непродовольственных товаров населению и госбюджетным предприятиям. Между их поступлением и продажей проходит относительно небольшой промежуток времени; завоз товаров в торговую сеть производится равномерно. Они постоянно и равномерно пополняются.

В торговых предприятиях товарные запасы классифицируются по разным признакам (рисунок 2.4.1).

 

Рис. 2.4.1. Классификационные признаки товарных запасов в сфере товарного обращения

 

Товарные запасы сезонного накопления и хранения, а также досрочного завоза создаются по тем товарам, по которым в силу особенностей их производства, спроса или других причин существует разрыв во времени между производством и реализацией. Это овощи, картофель, фрукты, определённые виды одежды (например, школьная форма, валяная обувь), ёлочные украшения и др.

Запасы досрочного завоза создаются для снабжения населения районов Крайнего Севера, отдалённых и высокогорных районов. Если между поступлением и продажей сезонных запасов проходит несколько месяцев, то по товарам досрочного завоза этот период достигает 9–12 месяцев.

При формировании сезонных запасов и запасов досрочного завоза обычно не участвуют собственные оборотные средства; вся потребность в накоплении данных запасов обеспечивается полностью за счёт целевых кредитов банков.

Текущие товарные запасы должны быть оптимальными, т.е. незавышенными и незаниженными. Завышенные запасы ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное – к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в продаже даже достаточных товаров, к снижению объёма розничного товарооборота.

Товарные запасы, прежде всего текущего назначения, учитываются, анализируются и планируются в абсолютных и относительных величинах.

Абсолютная величина измеряется в денежном выражении и натуральных единицах (килограммах, штуках, метрах, литрах и т.д.). Однако сумма товарных запасов не даёт представления об эффективности их использования. С этой целью на практике рассчитывают товарный запас в днях оборота, который характеризует фактическую степень обеспеченности предприятия товарными запасами, имеющимися на конкретную дату. Иными словами, показывает, на сколько дней бесперебойной торговли хватит запаса, имеющегося на предприятии на конкретную дату при заданном среднедневном объёме продажи товаров.

Товарный запас в днях оборота (Уз) рассчитывается как отношение суммы товарного запаса (Тз) на конкретную дату к однодневному товарообороту, предшествующему этой дате.

Формулой это можно изобразить так:

 

                     

                                                                                         

Товарный запас как элемент экономического механизма играет важную роль и находится в непрерывной связи со многими сторонами хозяйственной деятельности торгового предприятия. Величина торговых запасов служит для работников торговых предприятий своего рода экономическим барометром. Если товарные запасы становятся ниже норматива, то работникам предприятия следует принять действенные меры для увеличения соответствующих товарных запасов. Увеличение же товарных запасов сверх нормальной величины говорит о необходимости тщательного изучения причин, вызывающих это явление, и принятии соответствующих мер по повышению эффективности использования запасов товаров на предстоящий период времени.

Товарные запасы влияют на показатели использования трудовых ресурсов. Отсутствие товаров не только отрицательно сказывается на удовлетворении покупательского спроса населения и развитии розничного товарооборота, но и приводит к неоправданным простоям продавцов, складских работников и т.п. В итоге снижается производительность труда, а следовательно, и эффективность использования затрат живого труда.

От величины товарных запасов в значительной степени зависит дальнейшее развитие материально-технической базы торгового предприятия: площадь торгового зала, конструкции и размещение различных видов торгово-технологического оборудования, а также компьютерного оборудования.

Объём товарных запасов оказывает влияние на величину целого ряда статей издержек обращения. Это расходы по транспортированию и хранению товаров; расходы по заработной плате, аренде и содержанию помещений и др. От размера товарных запасов и продолжительности их хранения зависит величина расходов по статье: «Проценты за кредит». Размер товарных запасов оказывает прямое влияние на формирование налога на имущество, а следовательно, и финансовые результаты предприятия.

Таким образом, величина товарных запасов через показатели «валовой доход» и «издержки обращения» влияет на формирование прибыли от реализации товаров, а следовательно, и рентабельность торговой деятельности.

Товарные запасы являются основным элементом оборотных средств, в том числе собственных и заёмных. По оценке федеральной и краевой статистики доля собственных оборотных средств, занятых в текущих товарных запасах, составляет менее 9 %, тогда же как заёмных средств, главным образом краткосрочных кредитов банка по товарообороту, более 90 % всех оборотных средств. Сложившееся соотношение в удельных весах на определённую дату, позволяет реально оценить степень финансового состояния предприятия, его платежеспособность и ликвидность, а с другой стороны, для оценки коммерческой деятельности и установлении оптимальных кредитных взаимоотношений с обслуживающим банком.

Перечень сторон хозяйственной деятельности, с которыми связано формирование, хранение и использование товарных запасов, будет неполным, если не упомянуть о таком важном показателе работы торговых показателей, как уровень обслуживания покупателей. Перебои в продаже товаров – одно из главнейших условий в потере потенциального покупателя, с этим приходится особенно считаться при наличии конкурентной среды в сфере товарного обращения.

Как уже отмечалось, товар, находясь между фазами его покупки и продажи, принимает форму товарного запаса. Таким образом, оборот товара – это единичный, завершённый акт смены владельца. По завершении оборота реализуются сразу две главенствующие цели рынка: покупатель удовлетворяет спрос на конкретный товар, а продавец получает прибыль от его продажи.

Совокупность оборотов товаров определяет кругооборот товарной массы. Следовательно, кругооборот товаров представляет собой непрерывный процесс времени обращения товарной массы в каналах рынка. В силу непрерывности кругооборота товаров, чтобы охарактеризовать этот процесс, необходимо вычленить из него законченные процессы. Каждый такой процесс носит название оборачиваемости товаров (в специальной и учебно-методической литературе он так называется). Оборачиваемость товаров представляет собой законченный процесс, берущий свои истоки с вовлечением товара в сферу товарного обращения и завершающийся его переходом в сферу потребления (индивидуального или коллективного). Общая закономерность процесса товарооборачиваемости проявляется в том, что масса товаров обладает способностью через некоторое число оборотов реализованной за i - тый период времени, причём и количество оборотов, и время для всех составных элементов рынка являются средними величинами. Таким образом, товарооборачиваемость является усредняющим понятием, способным дать определённую характеристику кругооборота товаров за определённый период времени.

Товарооборачиваемость не может существовать в отрыве от реальной рыночной ситуации, так как описываемый процесс складывается под влиянием различных условий. Рассмотрим внешние и внутренние факторы, обусловливающие то или иное поведение процесса товарооборачиваемости.

К факторам внешней среды относятся, в частности:

· политическая и экономическая стабильность в стране и в регионах;

· географическое размещение поставщика и покупателя;

· действие инфляции на потребительские товары и услуги;

· социальные индикаторы (средний размер заработной платы, пенсий и пособий, стипендий).

К факторам внутренней среды (т.е. зависящим от деятельности самого предприятия) относятся:

– объём и структура товарооборота;

– производительность труда торговых работников;

– размер торговой площади предприятия;

– экономические стимулы труда, применяемые на данном предприятии;

– постановка маркетинговой деятельности;

– сложность ассортимента товаров (оборачиваемость товаров сложного ассортимента, например, галантерейно-парфюмерных изделий, одежды, обуви и т.д. протекает намного медленнее, чем изделия простого ассортимента. Из практики известно, что по товарам сложного ассортимента требуется постоянное наличие в предприятии широкого выбора изделий по размерам, росту, фасону, расцветкам и т.д.);

– соотношение между спросом и предложением (превышение товарного предложения над спросом населения на тот или иной товар замедляет процесс товарооборачиваемости и приводит к «затовариванию» рынка. Обратное соотношение порождает дефицит товаров, а следовательно, неполное удовлетворение покупательского спроса);

– организация завоза товаров (одни товары завозятся на предприятие непосредственно от товаропроизводителя, другие – от посредника, что увеличивает звенность товародвижения, а это оказывает прямое воздействие на поведение процесса товарооборачиваемости).

Переход экономики на рыночную основу обязывает с других позиций оценивать поведение товарных запасов и товарооборачиваемости. Так, в условиях плановой экономики, когда остро не стояла проблема управления товарными запасами, работа торговых предприятий была ориентирована в первую очередь на то, чтобы фактический размер запасов не отклонялся от централизованно установленного норматива, главным образом в сторону его превышения. Замедление товарооборачиваемости на предприятии никого из руководящих работников и специалистов особенно не беспокоило в силу низкого процента за кредит под хранение оборотных средств, невысоких штрафных санкций, небольших затрат на складские помещения и т.п. Однако вследствие всепоглощающего панического спроса, когда запасы упали до уровня, приведшего к систематическим перебоям в сфере товарного обращения, экономическая роль товарооборачиваемости коренным образом изменилась.

Таким образом, товарные запасы как явление и товарооборачиваемость как процесс в рыночных условиях выполняют две важнейшие функции: во-первых, служат индикатором рыночной конъюнктуры, чутко реагируя на любые изменения, происходящие на потребительском рынке; во-вторых, они являются регулятором рынка, позволяя с помощью различных мероприятий, например, распродаж, приводить в определённое соответствие спрос и предложение.

Товарный запас в днях оборота и товарооборачиваемость в днях оборота имеют следующие отличительные особенности:

– во-первых, в особенностях понятия. Так, если первый показатель характеризует наличие товарной массы на предприятии на конкретную дату, то второй – среднее время нахождения товара на предприятии, иными словами, товарооборачиваемость в днях оборота показывает, за сколько дней будет реализован предприятием средний размер товарного запаса;

– во-вторых, в методике расчёта. Для определения товарного запаса в днях оборота, как уже об этом ранее говорилось, необходимо сумму запаса на конкретную дату разделить на среднедневный товарооборот, предшествующий этой дате. В исследуемом предприятии товарный запас на конец отчетного года составил 17 дней, следовательно, имеющихся товарных запасов на предприятии по состоянию на начало текущего года хватит для осуществления бесперебойной торговли на 17 дней без учёта поступления товаров извне. Для расчёта же товарооборачиваемости в днях оборота необходимо средний размер товарного запаса за анализируемый период времени (месяц, квартал и т.д.) разделить на среднедневной оборот этого же периода.

Средний размер товарного запаса рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда:

 

ТЗ = ½ ТЗ1 + ТЗ2 + ТЗ3 +…. ½ТЗ n   

n – 1

 

где ТЗ1, ТЗ2, ТЗn – товарные запасы на отдельные даты;

   ТЗ             – средний размер товарного запаса;

    n               – количество дат, на которое берётся запас товаров.

 

Таким образом, оценка фактической товарооборачиваемости предшествует изучению динамики развития товарооборота и средней величины товарных запасов, что позволяет охарактеризовать время товарного обращения как в днях, так и количестве оборотов (табл. 2.4.1).


Таблица 2.4.1

Влияние соотношения темпов роста товарооборота и средней величины товарных запасов на время товарного обращения в динамике

Сумма – тыс.руб.

Темп роста – в %

Годы

Среднедневной товарооборот

Товарооборот

Среднегодовые товарные запасы

Время товарного обращения

сумма темп роста сумма темп роста в днях в количестве оборотов
первый 252,8 91 006 100 3 539 100 14 25,7
второй 294,8 106 113 116,6 4 422 125 15 24
третий 339,6 122 242 134,3 5 434 153,5 16 22,5
четвёртый (прошлый) 384,7 138 500 152,2 6 155 173,9 16 22,5
пятый (отчётный) 416,7 150 000 164,8 7 501 212 18 20

 

Приведённая динамика наглядно показывает, что за все годы темпы роста товарных запасов опережали сравнимый показатель роста товарооборота, что не могло негативно не сказаться на изменении времени товарного обращения. Так, в частности, в динамике при росте объёма товарооборота на 64,8% сумма товарных запасов возросла более чем в 2,1 раза. В результате – время товарного обращения замедлилось на 4 дня, а количество совершенных оборотов уменьшилось на 5,7 оборота.

Почти аналогичная картина наблюдалась и за два исследуемых года динамики.

Снижение размера прибыли и неэффективное управление товарооборотом, а следовательно, оборотными средствами, создало реальные предпосылки для ухудшения финансового состояния предприятия со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Таким образом, самым «узким» местом в управлении товарооборотом является использование текущих товарных запасов. Как видно из той же таблицы, эффективность использования запасов в динамике снизилась на 22,2% (20 : 25,7 = 77,8; 100-77,8). А за последние два года размер её снижения составил 11,1% (20 : 22,5=88,9; 100-88,9).

Не менее важное значение при анализе уделяется динамике товарооборачиваемости в разрезе отдельных товарных групп.

На примере табл. 2.4.2 рассмотрим сложившуюся товарооборачиваемость в днях оборота за четвёртый квартал отчётного года по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.

Из приведённых показателей видно, что буквально по всем товарным группам, за исключением колбасных изделий имело место замедление товарооборачиваемости от 0,5 дня (мясо и птица) до 9,7 дней (жиры животные).

Визуальные исследования состояния товарооборачиваемости за четвёртый квартал анализируемого периода как в целом по предприятию, так и в разрезе отдельных товарных групп, позволило сделать следующие выводы: конкурент данного предприятия в октябре открыл в ста метрах от него утеплённый коммерческий киоск по продаже почти всех ассортиментных разновидностей товарного профиля исследуемого предприятия.

 Наибольший размер отвлечения оборотного капитала в сверхнормативные запасы товаров составил по алкогольной продукции – 23,18 %; жирам животным – 19,4%; кондитерским изделиям – 12,4 % и т.д.

В этой связи исследуемому предприятию следует взять под особый контроль товарные группы с замедленным сроком оборачиваемости. Быть может, даже следует пересмотреть свою ассортиментную политику с тем, чтобы изменённый механизм товарных запасов создал реальную предпосылку для ускорения товарооборачиваемости как в целом, так и в разрезе отдельных товарных групп.

Оборачиваемость товаров в днях оборота показывает время товарного обращения, тогда же как оборачиваемость товаров в числе оборотов (скорость товарного обращения) показывает, сколько оборотов сделали средние товарные запасы за анализируемый период времени. Скорость товарного обращения или скорость товарооборота рассчитывается путём деления объёма товарооборота за анализируемый период на средний размер товарного запаса за этот же период. Есть и второй способ исчисления. Для этого количество дней в анализируемом периоде следует разделить на рассчитанную товарооборачиваемость, результат будет один и тот же. Показатели скорости и времени товарного обращения находятся в обратной зависимости, т.е. увеличение скорости обращения ведёт к сокращению продолжительности количества оборотов и наоборот.

Оборачиваемость в днях оборота и в количестве оборотов относится к важнейшим экономическим показателям, характеризующим эффективность использования текущих товарных запасов (в этой связи применяется показатель «запасоёмкость», методика расчёта которого адекватна скорости товарного обращения).


Таблица 2.4.2


Из табл. 2.4.2 видим, что если в прошлом году предприятие реализовало продуктов питания на каждый рубль средней величины товарного запаса в размере 22 рублей 50 копеек, то уже в отчётном году – только 20 рублей. Эффективность использования текущих товарных запасов снизилась на 11,1 % (20 : 22,5 = 88,9 ; 100 – 88,9 = 11,1). Иными словами, если в прошлом году количество оборотов составляло почти 23, то спустя год – только 20 оборотов. Не случайно, поэтому именно в отчетном году резко ухудшилось финансовое состояние предприятия в результате снижения прибыли от реализации товаров. Тревожным симптомом стала его неплатежеспособность и неликвидность, что негативно скажется в будущем году.

Как известно из практики, ускорение товарооборачиваемости, которое обеспечивает улучшением всей торговой деятельности предприятия, ведёт, в свою очередь, к сокращению величины оборотных средств, находящихся в товарных запасах, к снижению издержек обращения, повышению рентабельности и укреплению финансового состояния.

Из приведённых ранее формул следует, что скорость товарооборота и время обращения находятся в пропорциональной зависимости от объёма товарооборота и величины средних товарных запасов. Так, увеличение объёма товарооборота весьма благоприятно влияет на показатели скорости и времени товарного обращения. Важное место в проводимом анализе занимает средний товарный запас. Увеличение величины среднего товарного запаса при неизменном товарообороте замедляет товарооборачиваемость, увеличивает время обращения. Обратные соотношения приводят, естественно, к положительным результатам.

Большое влияние на скорость товарооборота и время обращения товаров оказывает, как уже отмечалось, структура товарооборота. Увеличение в составе товарооборота удельного веса товаров быстрой оборачиваемости вызывает ускорение товарного обращения в целом по предприятию и наоборот. Увеличение же в составе товарооборота удельного веса товаров замедленной оборачиваемости повлияет на средний показатель отрицательно и наоборот.

Применяя соответствующие методы аналитических расчётов, покажем влияние на скорость товарооборота и время обращения товаров каждого из указанных выше факторов. Исходные данные для расчётов приведены в табл.2.4.3.

Приведённые данные свидетельствуют о замедлении оборачиваемости продуктов питания за сравнимый период времени на 2 дня.

Рассматривая показатели табл. 2.4.3, можно заметить и то, что здесь имеет место влияние на время обращения всех упоминавшихся факторов: изменений объёма товарооборота, среднего товарного запаса и структуры товарооборота.

Таблица 2.4.3

Розничный товарооборот,

средние товарные запасы и время обращения

Сумма – тыс.руб.

 

Товарная     группа

 

Товарооборот

Среднегодовой товарный запас

Время

обращения товаров (в днях)

прошлый год отчетный год

прошлый год

отчетный год

прошлый год

отчетный год
Продукты питания   138 500

 

150 000

 

6 155

  7 501

 

16

 

18

                     

 

Влияние на время обращения изменения объёма товарооборота и среднего товарного запаса определим путём аналитического расчёта, приведённого в табл. 2.4.4.

Таблица 2.4.4.

Исчисление влияния на показатель

времени обращения изменения объёма товарооборота

 и средних товарных запасов

Сумма – тыс.руб.

 

Товарная группа

Время обращения   

 (в днях оборота)

Отклонение

 

 Прошлый год

При обороте отчетного года и товарных запасах прошлого года

Отчетный год

Всего

 

в т.ч. за счёт

изменения:

объёма товарооборота средних товарных запасов
Продукты питания 16 17,3 18 2 -1,3 0,7

 

На показатель времени обращения продуктов питания отрицательно повлияло изменение в структуре объёма товарооборота в действующих ценах, что привело к замедлению товарооборачиваемости на 1,3 дня. Отрицательно также повлияло увеличение среднегодовой величины товарных запасов на 1346 тыс.руб., в результате товарооборачиваемость замедлилась на 0,7 дня.

Нередко на практике бывает (и это доказано предыдущими расчётом), когда при росте товарооборота имеет место замедление скорости обращения товаров, причина тому – изменения, происшедшие в ассортиментной структуре оборота. Обособленное влияние структуры товарооборота покажем на примере следующего расчёта (см. табл. 2.4.5).

Таблица 2.4.5

Исчисление влияния ассортиментной структуры

оборота на оборачиваемость в динамике

 

 

Наименование

товаров и

товарных групп

Структура      товарооборота в %

Базисное время

обращения товаров в днях оборота

Процент-ные числа (гр.3 х гр.4)

Базисная товарооборачи-ваемость при структуре оборота отчетного года (гр.5: 100)

 
прошлый год

отчетный год

 
1. Мясо и птица

10,9

11,3

5,0 56,5

 

2. Колбасные изделия

18,3

18,5

9,0 166,5

 

3. Рыба, сельди

13,3

12,5

22,0 275,0

 

4. Жиры животные

6,9

6,8

27,0 183,6

 

5. Сахар

6,0

5,1

17,0 86,7

 

6. Кондитерские изделия

9,4

9,4

29,0 75,4

 

7. Макаронно-крупяные изделия

 

2,8

 

2,6

  29,0   272,6

 

8. Овощи, фрукты

7,2

6,8

6,0 40,8

 

9. Алкогольные напитки

19,6

21,7

21,0 455,7

 

10. Безалкогольные напитки

3,7

 3,7

19,0 70,3    
11.Остальные продукты питания                                                                                                                            

 

1,6

 

1,6

  17,0   27,2    
Всего:

100

100

16,0 1 793,3 18,0  
                 

 

В структуре розничного товарооборота предприятия в динамике произошли существенные изменения: возрос на 2,1 % удельный вес алкогольной продукции с более замедленной оборачиваемостью (21 день) при среднем показателе предприятия – 18 дней.

На практике замедление товарооборачиваемости на предприятиях торговли приводит порой к необратимым социально-экономическим последствиям. Несвоевременное принятие мер экономического оздоровления может привести в дальнейшем к банкротству со всеми вытекающими последствиями.

Применительно к исследуемому предприятию негативные последствия за исследуемый период времени могут быть таковыми.

Во-первых, имеет место «замораживание», т.е. внеплановое отвлечение из обращения определённой части оборотных средств (оборотного капитала) и прежде всего собственных оборотных средств. В отчётном периоде по сравнению с предшествующим годом замедление товарооборачиваемости на предприятии на 2 дня при среднедневном объёме продаж товаров на 416,7 тыс. руб. привело к «замораживанию» оборотного капитала на 833,4 тыс. руб., в том числе собственного на 82,5 тыс. руб. (9,9% – такова среднегодовая доля собственного оборотного капитала в общей величине оборотного капитала предприятия умножить на 833,4 тыс. руб. и разделить на 100%).

Во-вторых, приведет в текущем году к моральному старению товаров, а следовательно, и к неполному удовлетворению покупательского спроса населения на отдельные виды товаров. В результате – ожидаемая потеря потенциального покупателя, а следовательно, и снижение конкурентоспособности его на рынке данных товаров и услуг.

В-третьих, старение товаров требует проведения их уценки, что снижает реальную возможность использования чистой прибыли предприятия для осуществления собственного воспроизводства торгово-хозяйственной деятельности в будущем.

В-четвертых, снижается размер прибыли, полученной от продажи товаров. Для расчёта потери прибыли необходимо: базисный уровень рентабельности продаж товаров (5,13% к обороту) умножить сумму отмеченного обращения оборотного капитала (833,4 тыс. руб.) с последующим делением на 100%. В исследуемом предприятии реальная потеря прибыли от продаж товаров составила 42,8 тыс. руб. (833,4 тыс. руб. умножить на 5,13% и разделить на 100%).

На снижение размера торговой прибыли (так на практике называют полученную прибыль от продажи товаров) прежде всего оказали отрицательное влияние дополнительный рост расходов по хранению и переработке товаров, товарные потери в пределах норм естественной убыли, расходы по уплате банковских процентов за пользование кредитами по товарообороту и др.

В-пятых, дополнительно возрастает сумма налога на имущество предприятия. В исследуемом предприятии она составляет 18,3 тыс. руб. (833,4 тыс. руб. умножить на 2,2%, т.е. ставку налога на имущество) с последующим делением на 100%.

В-шестых, отвлечение оборотного капитала на цели, не предусмотренные финансовым планом предприятия, рассматривается всеми отечественными и зарубежными финансистами и экономистами как одно их важнейших предпосылок, приводящих к ухудшению его финансового положения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В-седьмых, резко ослабевают индивидуальные и коллективные стимулы труда работников предприятия, т.к. снижение размера торговой прибыли, а равно и чистой, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды, приводит к уменьшению прежде всего отчислений от чистой прибыли, идущих на формирование фондов потребления и социального развития.

В-восьмых, наблюдается «тромбирование» денежных потоков, вызванных отвлечением средств из обращения, что приводит к неликвидности предприятия, обычно вызывающий рецидив наличия первых признаков банкротства.

Резюмируя вышесказанное, отметим в сводной таблице неиспользованные внутренние резервы выявленные в процессе проведённого анализа управления товарооборотом за исследуемый период (табл.2.4.6).

Таблица 2.4.6

Неиспользованные внутренние резервы, не вошедшие

 в товарооборот в отчетном году по предприятию в целом

сумма – тыс.руб.

№ таблиц Перечень неиспользованных резервов Сумма
2.2.3   2.3.3   2.3.3   2.3.3     2.3.1   2.3.2 2.3.2 2.3.4   2.3.5   ● Снижение объёма продажи товаров госбюджетным предприятиям ● Снижение размера запасов на начало периода по рыбе и сельди ● Снижение размера поступления сахара ● Увеличение запасов товаров на конец периода по: рыбе и сельди жирам животным сахару кондитерским изделиям макаронно-крупяным изделиям алкогольным напиткам безалкогольным напиткам ● Снижение физического объёма продаж товаров ● Увеличение прочего выбытия товаров ● Прирост товарных запасов по предприятию на конец года ● Снижение производительности труда ● Снижение коэффициента фондоотдачи использования основных средств (-0,16х30 303) ●Замедление товарооборачиваемости на 2 дня (2х416,7) Итого неиспользованных резервов        2 392   15 715   24 83 28 114 87 71 21   11 704 31 370     8 667       4 848 833,4    30 003,4

Разумеется, всегда имеет место взаимопогашение отдельных неиспользованных резервов, но реальность их присутствия очевидна. Так, в частности, на исследуемом предприятии минимальная величина таких резервов составила около 15,3 млн руб. (2 392+15+370+833,4+11 704). Отсюда, потеря прибыли от продажи товаров (торговая прибыль) в отчетном периоде превысила 785,6 тыс. руб. (15 314,4 тыс. руб. х 5,13% : 100%).

Третьим важнейшим разделом розничного товарооборота является анализ поступления товаров на торговое предприятие.

Учитывая соблюдение коммерческой тайны, каждое торговое предприятие самостоятельно проводит анализ поступления товаров как в целом по объёму, так и в ассортиментном разрезе, а также в разрезе отдельных поставщиков. В этой связи мы не приводим механизм проведения анализа поступления товаров на исследуемом предприятии за анализируемый период времени.




Вопросы для самопроверки

 

1. В чём проявляется экономическая необходимость создания товарных запасов на предприятии?

2. По каким признакам классифицируются товарные запасы?

3. Раскройте сущность товарного запаса и товарооборачиваемости. Какие существуют их отличительные особенности?

4. Какие приемы и способы применяются при анализе товарных запасов и товарооборачиваемости?

5. Каким образом скорость обращения товаров оказывает влияние на конечный результат финансовой деятельности торгового предприятия (прибыли от продажи продукции)?



Планирование розничного товарооборота как главнейшее условие принятия управленческих решений

Планирование (прогнозирование) оборота по продаже товаров на будущий год

 

Одним из главнейших методов, используемых для принятия управленческого решения, является осуществление внутрифирменного планирования или прогнозирования экономических показателей торгово-хозяйственной деятельности предприятия.

Планирование представляет собой процесс определения ключевых целей и задач конкретной экономической ситуации, её обязательное подкрепление необходимыми расчётами, а также подбор нужного информационного банка данных для всестороннего обоснования, например, плана розничного товарооборота на предстоящий период времени.

Прогнозирование является процессом предвидения предстоящей экономической ситуации, но отличается от планирования отсутствием конкретных подкрепляющих расчётов.

Важнейшей чертой планирования является не столько точность количественных показателей, сколько содержательное, качественное обоснование поставленных целей, например, того же плана розничного товарооборота.

Целями работы каждого торгового предприятия являются:

– высшая (получение прибыли);

– конечная (победа в конкуренции);

– промежуточная (повышение производительности труда и пропускной способности торгового зала; ускорение товарооборачиваемости; повышение эффективности использования ресурсов; снижение себестоимости торговой деятельности и др.).

Цели бывают двух видов:

– количественные цели: размер торгово-складской площади в м2, м3; объём продаж товаров в натуральных и стоимостных показателях, и т.д.

– качественные цели: качество реализуемых товаров и уровень торгового обслуживания населения.

Формирование целей в процессе планирования розничного товарооборота связывается с созданием основ мотивации и побуждением заинтересованности работников предприятия в их достижении.

Экономическая теория предъявляет к системе целей следующие требования:

1. реальность (возможность достижения целей при заданных условиях);

2. операционность (приближённая точность целей по определению объёмных и относительных показателей);

3. актуальность (соответствие выбора целей основным функциям предприятия);

4. целостность (совокупность всех важнейших целей во избежание противоречий в обеспечении необходимыми ресурсами);

5. полезность (чувство ответственности у работников за достижение поставленных целей).

Цель составления плана (прогноза) розничного товарооборота заключается в первую очередь в том, чтобы дать предприятию наиболее полную картину экономического положения и возможностей её развития в будущем. Кроме того, тщательное обоснование плана (прогноза) продажи товаров, входящее в качестве важнейшего раздела в бизнес–план, создаёт у будущих партнёров уверенность в надёжности своевременного выполнения данным предприятием своих договорных обязательств. Качество разработанного плана (прогноза) должно убедить кредиторов в минимизации хозяйственного риска в экономических отношениях между каждым из них и данным предприятием.

В рыночных условиях хозяйствования предпочтительным является составление стратегического бизнес-плана на 3–5 лет, дающего начало тактическому планированию (прогнозированию) на предстоящий хозяйственный год.

В основе современного планирования работы предприятия лежит анализ стратегий. В отечественной специальной экономической литературе приводится несколько подходов к проведению такого анализа, им соответствует анализ стратегии по Минцбергу и анализ конкуренции по Портеру.

В частности, различают три различных типа развития стратегии: плановая модель; модель предпринимательского типа; модель обучения на опыте.

Плановая (портфельная) модель определения стратегии – это обдуманный, осознанный и контролируемый процесс. Эта модель рассматривает стратегию как процессы планирования, в соответствии с которыми назначаются конкретные исполнители, отвечающие за разработку стратегии.

Модель предпринимательского типа стратегии – это полуосознанный процесс, который происходит в уме лидера-предпринимателя. Своё видение сценария развития бизнеса предприниматель строит на основе логического мышления и осмысливания имеющихся тенденций.

Модель обучения на опыте основана на следующих моментах:

- определение стратегии развивающихся и одновременно повторяющихся процессов;

- стратегия представляет собой модель, чутко реагирующую на воздействие внешних факторов, поэтому предприниматель должен быть готов пересмотреть в случае необходимости выбранную линию поведения. Зарубежная и отечественная практика показала, что успех фирмы зависит от умного сочетания всех трёх моделей, без предоставления исключительного права одной из стратегий.

 Анализ конкуренции по Портеру как часть стратегического анализа, ставит перед собой цель оценить, какие изменения в стратегии могут предпринять конкуренты фирмы (предприятия) и как фирма должна отреагировать на это.

Применительно к розничному товарообороту стратегическое планирование (прогнозирование) означает проверку стратегии (прибыль; доля на рынке; "завоевание" покупателя и др.) на конкурентоспособность посредством оценки правильности применения различных стратегий моделей (плановая, предпринимательского типа, обучение на опыте) и уровня конкуренции через сравнение плановых и достигнутых объёмов продаж товаров по сравнению с однотипными предприятиями или в динамике по самому предприятию.

Основными принципами экономического обоснования плана розничного товарооборота являются:

6. формирование приоритетных целей;

7. анализ и выработка стратегии или способов нахождения путей достижения поставленных целей;

8. выбор средств достижения целей (ресурсное обеспечение).

Данные принципы можно представить в виде рис. 3.1.1.

План розничного товарооборота включает в себя следующие основные разделы:

а) оборот по продаже товаров как в целом по объёму, так и в ассортиментном разрезе;

б) нормирование и планирование текущих товарных запасов;

в) поступление товаров (план товарного обеспечения розничного товарооборота).


 

 

 


Рис. 3.1.1. Экономический механизм обоснования плана розничного       товарооборота на предприятии

 

В данной главе подробно рассмотрим методику планирования каждого раздела. В частности, параграф 3.1. будет полностью посвящен только планированию оборота по продаже товаров. В параграфах 3.2. и 3.3. будут показаны методики нормирования и планирования текущих товарных запасов и поступление товарных ресурсов на будущий период времени.

Основные этапы планирования оборота по продаже товаров, которые высвечивают систему управления товарооборотом в целом на предприятии, представлены на рис.3.1.2.

 


Рис. 3.1.2. Основные этапы (стадии, шаги) целевого планирования объёма продаж товаров

В специальной учебно-методической литературе по изучению курса          «Экономика торгового предприятия» приводится ряд методик планирования (прогнозирования) общего объёма всех трех составляющих розничного товарооборота, в частности:

- методика планирования оборота по продаже товаров с учетом получения реальной прибыли;

9. методика, предусматривающая использование норм и нормативов (производительность труда, пропускная способность торгового зала и т.д.);

10. методика расчета оборота по продаже товаров с учётом планируемого или прогнозируемого ресурсного обеспечения предприятия на предстоящий период времени;

11. экономико-статистические методы;

12. экономико-математическое моделирование и оптимальное прогнозирование;

13. методика расчёта объёма по продаже товаров на основе исчисления критической точки (массы), т.е. пороговой рентабельности и «запаса» финансовой прочности, и др.

Экономические методы общеизвестны, и их использование не вызывает трудности у студентов. Поэтому акцентируем основное внимание на применении в прогнозировании товарооборота методов экономико-математического моделирования.

Технология расчёта прогнозного объёма оборота по реализации включает следующие этапы:

первый этап: определение объёма продаж в целом по предприятию;

второй этап: расчёт прогноза оборота в разрезе отдельных кварталов и месяцев;

третий этап: прогнозирование ассортиментной структуры оборота.

Как уже отмечалось, первый этап планирования включает расчёт оборота по продаже товаров на будущий год, для чего используем ряд экономических методов и метода экономического моделирования.

 




Дата: 2018-12-21, просмотров: 516.