Понятие и состав розничного товарооборота, его основные функции и задачи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В развитой рыночной экономике обмен товаров и услуг осуществляется преимущественно посредством денег и принимает форму товарного обращения.

Товарное обращение – это единство двух взаимосвязанных процессов: физическое перемещение товаров в оптовой и розничной торговле, которое принято обозначать как процесс товародвижения, и движение стоимости через акты купли-продажи, именуемое товарооборотом. Товародвижение и товарооборот – две стороны единого экономического процесса – товарного обращения.

Один из великих экономистов ХIХ века Карл Маркс в своей работе «Капитал» подробно исследовал на примере Германии развитие не только сферы товарного производства, но и сферы обращения товаров. В частности, он писал: «Превращение формы капитала из товара в деньги и из денег в товар является в то же время торговыми сделками, актами купли-продажи»[1].

Как известно, процесс воспроизводства потребительских товаров включает четыре стадии движения: сфера товарного производства, сфера распределения (сбыта продукции), сфера товарного обращения и сфера потребления. Акты покупки товара (Д–Т) и акты продажи (Т–Д) в организационно-технологическом отношении обособлены и существуют в форме самостоятельных видов торговой деятельности – оптовой и розничной.

Обмен товарами между продавцами и покупателями, осуществляемый посредством денежного эквивалента (денег), называется товарным обращением или товарооборотом (розничным или оптовым).

Розничный товарооборот представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, так как характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления.

Товарооборот как экономическая категория выражает систему отношений между продавцами и покупателями по поводу объёма продаж товаров и ассортиментных разновидностей, цен, качества, культуры обслуживания; между торговыми предприятиями по поводу доли рынка, установления цен, конкурентной борьбы за покупателя; между:

 – юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых эта деятельность является основной;

– юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (магазины при промышленных предприятиях и др.);

– физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках;

– предприятиями и государством по поводу налогообложения, таможенных пошлин и т.д.

Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:

а) товара как объекта продажи;

б) продажи как формы движения товара от производителя к потребителю, проявляющихся в совершении актов купли-продажи товаров.

Среди показателей, выражающих конечные результаты функционирования торговли, большое значение имеет объём продажи товаров и оказание услуг. В статье 492 ГК РФ указано, что согласно договору розничной купли-продажи, продавец, осуществляющий продажу товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (это один из важнейших признаков определения вида розничной торговли). Почти та же формулировка даётся в государственном стандарте «Торговля», где «под розничным товарооборотом понимается объём продажи товаров и оказание услуг населению для личного, семейного, домашнего использования».

Розничная реализация товаров включает продажу товаров непосредственно населению для личного потребления и продажу товаров госбюджетным предприятиям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Эта последняя часть продажи носит название мелкооптового розничного товарооборота.

К розничному товарообороту относятся:

– продажа товаров населению из розничной торговой сети за деньги и в кредит;

– продажа печатных изделий (книги, журналы, газеты) из различной торговой сети и по подписке населению;

– продажа предметов санитарии, гигиены и лекарств, производимые через торговые предприятия или аптеки;

– продажа горюче-смазочных материалов владельцам автотранспорта;

– продажа автошин в личное пользование населения;

– выручка на оказанные платные услуги населению;

– продажа потребительских товаров в порядке безналичных расчётов госбюджетными предприятиями (детским садам, домам, больницам, домам отдыха и санаториям, и т.д.).

Удельный вес продажи товаров населению составляет более 90% всего объёма розничного товарооборота, тогда как госбюджетным предприятиям – менее 10%.

Необходимо четко различать понятия «состав» товарооборота.

Товарооборот различается:

– по видам продаж;

– организационным формам;

– формам обслуживания;

– форме оплаты за товар, что наглядно представлено на рис.1.1.1.

Рис.1.1.1. Состав товарооборота

 

Товарооборот – один из важных показателей экономической динамики предприятия, региона, отрасли и макроэкономики. По нему можно судить о динамичности не только торговли, но и производства.

Осуществление товарного обращения требует дополнительных затрат труда, материальных и финансовых средств на создание материальной базы обращения товаров (магазины, склады, т.п.). Это вызывает необходимость создания особых предприятий, осуществляющих товарное обращение и устанавливающих, таким образом, связь между производствам и потреблением. Такие предприятия называются торговыми. Часть из них занимается доставкой товаров крупными партиями из пунктов производства в районы потребления, другая – продажей товаров непосредственно населению. Первое предприятие называется оптовым, второе – розничным торговым предприятием.

Таким образом, с развитием общественного производства возникла и распространилась такая форма обмена товарами, когда его осуществляют в своём большинстве не производственные предприятия, а особые предприятия–посредники, занятые полностью или главным образом осуществлением обмена товара на деньги. Эта форма обмена товарами называется торговлей.

Торговля играет весьма важную роль в экономике страны. Её роль определяется тем местом, которое занимает товарное обращение в рыночной экономике, в частности, в процессе воспроизводства потребительских товаров, под которым понимается непрерывное повторение и возобновление их производства. Заключительным моментом общественного воспроизводства выступает процесс потребления. Торговля есть посредствующее звено в процессе воспроизводства, она связывает производство и потребление.  

В этом, прежде всего, состоит роль торговли в воспроизводстве. Связывая производство с личным потреблением, торговля тем самым осуществляет и известную часть экономических связей между отдельными отраслями производства производящими предметы потребления. Но продвижение предметов потребления от производства до населения осуществляется в рыночных условиях в форме товарооборота, посредствам купли-продажи. Поэтому существует различие между процессом продвижения предметов потребления, составляющим материальное содержание товарооборота, и сменой формы стоимости, куплей-продажей, составляющей товарную форму этого процесса.

Значение розничного товарооборота в экономической жизни страны состоит в следующем:

1. На уровне государства (макроуровень):

– является экономическим индикатором, во многом характеризующим состояние национальной экономики, т.е. отражает положение дел в промышленности и в сельском хозяйстве; инфляционные процессы; изменение благосостояния населения; конъюнктуру и ёмкость внутреннего рынка;

– характеризует объём покупательных фондов населения в виде денежных доходов, которые затем могут быть обменены на потребительские товары в различных каналах торговли. Посредством розничного товарооборота получает своё общественное признание стоимость и потребительная стоимость товара;

– является одним из важнейших показателей уровня жизни населения, его материального и духовного развития. Для характеристики уровня жизни населения используется целая система аналитических показателей, многие из которых связаны непосредственно с развитием товарооборота: объём потребления важнейших продуктов питания и непродовольственных товаров на душу населения, обеспечение населения основными потребительскими товарами длительного пользования на душу населения, объём продажи товаров в целом на душу населения, потребление алкогольной продукции на душу населения и др. По классификации ООН эти показатели среди других важнейших показателей являются оценочными для характеристики уровня жизни населения разных стран мира;

– является одним из показателей потребительского спроса как основного элемента совокупного спроса страны, региона;

– выражает взаимосвязь между производством и потреблением в системе общественного воспроизводства;

– оказывает существенное влияние на денежное обращение страны и устойчивость отечественной валюты, выступает одним из инструментов установления пропорции между товарной массой и денежной величиной средств, находящихся на рынке.

Наглядно значение данного показателя на макроуровне, т.е. на уровне государства, представим рис. 1.1.2.

 

Рис. 1.1.2. Значение товарооборота на макроуровне

 

Также весьма велико значение товарооборота на микроуровне (рис. 1.1.3.).

 

Рис. 1.1.3. Значение товарооборота на микроуровне

 

2. На уровне предприятия (микроуровень):

– характеризует масштаб деятельности предприятия, выражающийся в объёме денежной выручки за проданные товары и показывает рыночную долю на том или ином рынке;

– является базовой величиной для расчёта оценочных показателей деятельности предприятия (валового дохода, издержек обращения, прибыли, рентабельности, товарных запасов, трудовых и финансовых ресурсов, торговых площадей и оборудования);

– выступает в качестве одного из основных показателей деятельности, её конечный результат и качество управления торговым предприятием;

– свидетельствует о деловой активности и имидже предприятия, его стратегических и тактических целях;

– выражает миссию предприятия – максимальное удовлетворение покупательского спроса населения на разнообразные товары и услуги;

– является налогооблагаемой базой для исчисления НДС, акцизов, таможенных пошлин и др.

Следует помнить, что миссией любого коммерческого предприятия независимо от форм собственности является максимальное удовлетворение покупательского спроса населения на разнообразные потребительские товары и услуги. В этой связи стратегическая цель предприятия – уверенность, стабильность, успех, конкурентоспособность, имидж.

Средствами достижения миссии и поставленной цели являются: организационные, технологические, коммуникационные ресурсы.

В процессе осуществления торговой деятельности предприятие использует следующие методы: правовые, административные, экономические, социально-психологические. Данные методы предполагают использование различных инструментов: цены, издержек обращения, прибыли, норм, санкций, заработной платы, коэффициентов, премий и др.

В отечественной и зарубежной специальной экономической литературе для оценки розничного товарооборота используются следующие показатели:

1. объём продаж товаров в стоимостной оценке в текущих ценах;

2. объём продаж товаров в сопоставимых (т.е. неизменных или так на­зываемых сравнимых) ценах;

3. ассортиментная структура товарооборота в абсолютных и относи­тельных показателях (сумма, удельные веса);

4. время обращения товаров, (дни оборота);

5. скорость товарооборота, (число оборотов);

6. среднедневной объём продаж в стоимостной или натуральной оценке;

7. фактическая численность работников предприятия;

8. объём продаж товаров на одного работника предприятия, в том числе на одного оперативного работника (продавцы, кассиры, фа­совщики) в текущих и сопоставимых ценах;

9. объём товарооборота на один квадратный метр общей площади торгового предприятия, в том числе на один квадратный метр экс­позиционной (торговой) площади.

Основные показатели экономической деятельности розничной торговли Хабаровского края за 2005 год представлены в табл. 1.1.1.

Таблица 1.1.1.

Показатели экономической деятельности розничной торговли Хабаровского края

Показатели Всего
Число магазинов по состоянию на 1.01.04 года, единиц 5 738
Торговая площадь, тыс.м2 440,4
Рынки и торговые ряды, единиц   51
Количество торговых мест на рынках, единиц 9 596
Среднесписочная численность работников, чел. 23 743
Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника, руб. 7 487,2
Оборот в расчете на одного работника, тыс.руб. 2 547,3
Финансовые показатели крупных и средних предприятий розничной торговли, тыс.руб.  
– валовые доходы 4 429 976
– издержки обращения 3 731 943
– прибыль от реализации 698 033

Примечание: Розничная торговля и общественное питание в Хабаровском крае 2000 - 2005. – Хабаровский краевой комитет государственной статистики. – Хабаровск, 2006. С. 11–13.

 

Исходя из цели и задач экономического и социального развития общества государство формирует определенный механизм регулирования экономики посредством оптимизации вышеназванных направлений и набора методов и инструментов воздействия на экономическую жизнь, побуждая домохозяйства, корпорации, финансовые институты и госу­дарственные предприятия к экономической деятельности (рис.1.1.4).

 

Рис. 1.1.4. Методы и инструменты государственного регулирования экономики

 

Посредством розничного товарооборота торговое предприятие выполняет в рыночных условиях три важные функции.

Первой функцией торгового предприятия является максимальное удовлетворение покупательского спроса населения на разнообразные товары и услуги. Ради этой функции и создаются торговые предприятия. Выполнение данной функции невозможно без систематического изучения покупательского спроса на отдельные виды товаров; составление обоснованных заказов и заявок и их представление товаропроизводителям или посредникам; заключение с поставщиками договоров на поставку товаров в будущем с обязательным приложениям развёрнутой спецификации; осуществление контроля за выполнение поставщиками договорных условий по поставке товаров; достижение высокой культуры торгового обслуживания населения и др.

Второй функцией торговых предприятий является их участие в процессе расширенного воспроизводства потребительных стоимостей. Путём продажи товаров конечному потребителю, торговое предприятие создаёт материальный стимул для продолжения и расширения производства продуктов питания и непродовольственных товаров. Если товары не будут реализованы, то товаропроизводитель не получит возмещение труда и затраченных издержек производства, не говоря уже о прибыли, включённой в оптовую цену предприятия. В этом случае производство становится не только бесцельным, но и невозможным. Поэтому всякое продвижение продуктов труда в сферу потребления, т.е. в торговые предприятия, создаёт условия для продолжения производства и его стимулирует. Поскольку связь между производителем и потребителем осуществляется в товарной форме, то это означает, что торговые предприятия, покупая товары у производителей и продавая их населению, тем самым возмещают издержки производства в денежной форме.

Только получив за свою продукцию деньги, производственные предприятия приобретают возможность приобрести новые средства производства и оплатить труд своих работников, уплатить налоги в бюджет и выполнить все договорные условия перед другими хозяйствующими субъектами. Но торговое предприятие возмещает в денежной форме не только затраты товаропроизводителей, но и позволяет им получить нормальную прибыль, созданную в процессе производства. В этом проявляется материальное стимулирование труда товаропроизводителей в дальнейшем наращивании темпа роста своей продукции и расширение её ассортиментной структуры. Более того, продавая товары потребителям, торговля оправдывает само существование товарного производства.

Третья – социально-экономическая функция. Торговые предприятия являются стабильными донорами, участвующими в систематическом увеличении доходной части бюджета страны различных уровней путём отчислений прямых и косвенных налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль или единый налог на вмененный доход и т.д. Следовательно, торговля принимает самое активное участие в социально-экономическом развитии государства и своего региона в частности.

Кроме того, торговое предприятие играет значительную роль в развитии отечественной экономики.

Основные функции и роль торговых предприятий в рыночных условиях хозяйствования представлена на рис.1.1.5.

 

 

Рис.1.1.5. Основные функции и роль торговых предприятий в рыночных условиях хозяйствования

 


Вопросы для самопроверки:

· Раскройте сущность понятия и состав розничного товарооборота.

· Какими двумя признаками характеризуется экономическая категория «розничный товарооборот»?

· Чем отличаются понятия «состав» и «структура» розничного товарооборота?

· В чём выражается экономическая и социальная роль розничного товарооборота на макро- и микроуровне?

· Какие показатели используются для оценки розничного товарооборота?

· В чём заключаются отличительные особенности важнейших функций сферы товарного обращения, выполняемых с помощью розничного товарооборота?

 

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 730.