Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на объём продажи товаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Практика показывает, что объём розничного (оптового) товарооборота, а равно и производительность труда, в торговых предприятиях зависит от многих факторов внешней и внутренней среды и прежде всего от насыщения рынка соответствующей товарной массой; наличия инфляционных процессов; территориального размещения покупателей и поставщиков товаров; широты ассортимента и качества товаров; степени механизации торговых процессов; оснащения компьютерной техникой, системы материального стимулирования труда и др. На примере табл. 1.2.1 покажем влияние важнейших факторов внешней и внутренней среды на объём розничного (оптового) товарооборота торговых предприятий.


Таблица 1.2.1.

Факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на изменение объёма розничного (оптового) товарооборота в торговом предприятии

Факторы внешней среды Факторы внутренней среды
Уровень развития производства потребительских товаров   Состояние материально-технической базы и уровень технической оснащенности торгового предприятия
Насыщение рынка соответствующей товарной массой как в целом по объёму, так и ассортиментной структуре Ассортиментная структура розничного товарооборота
Динамика денежных доходов населения и сроки их получения Соотношение товаров по объему и структуре спроса у покупателей
Изменение конъюнктуры рынка Формы и системы материального стимулирования труда
Розничные цены на потребительские товары Квалификационный уровень работников
Конкуренция на рынке Технология товародвижения; применение методов продажи товаров
Территориальное размещение товаро-производителя и покупателя Наличие оборотных средств, в том числе собственных оборотных средств
Степень развития отечественной мест-ной промышленности и сельского хозяйства Сегмент населения, обслуживаемого торговым предприятием
Состояние рынка труда в регионе Степень финансового состояния, платеже-способности и ликвидности предприятия
Уровень цен и тарифов на платные услуги, предоставляемые хозяйствую-щими субъектами торговым предприя-тиям Качество торгового обслуживания населения
Поведение покупателя на рынке Имидж (привлекательность) предприятия
  Состояние маркетинговой деятельности на предприятии

 

В систематически публикуемых федеральной и местной статистикой сообщениях о социально-экономическом положении России и конкретного экономического района – в частности Хабаровского края – наглядно прослеживается развитие основных экономических и социальных индикаторов, которые прямо или косвенно влияют на изменение объема розничного товарооборота и его ассортиментной структуры (табл. 1.2.2.).


Таблица 1.2.2.

Основные показатели, характеризующие социально-экономическое

 положение Хабаровского края[2]

Показатели 2005 г. 2005 г. в % к 2004 г. Справочно 2004 г. в % к 2003 г.
Объём промышленной продукции, млн руб. 9 086 827,8 100,1 100,3
Инвестиции в основной капитал за счёт всех источников финансирования, млн руб. 40 527,9 101 101,9
Продукция сельского хозяйства, млн руб. 9 933 96,4 100,1
Коммерческий грузооборот предприятия транспорта, млн ткм. 60 488,3 100,1 106,9
Оборот розничной торговли, млн руб. 59 301,8 113,1 108,5
Объём платных услуг населению, млн руб. 37 921,1 103,3 107,1
Денежные доходы на душу населения в среднем за месяц, руб. 9 096,4 122,3 121,5
Реальные располагаемые денежные доходы, руб. - 104,9 105,9
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, руб.  10 868 118 120,1
Индекс потребительских цен - 113,6 113,8

Промышленностью края произведено продукции на 90,8 млрд руб., что на 0,1 % больше объёмов промышленной продукции, выпущенной в предыдущем году.

Увеличили объёмы производства на 4,1 % производители пищевых продуктов, включая напитки. Выпуск цельномолочной продукции увеличился на 8,1 %, сыров жирных – на 22,2 %. Производство консервов сократилось на 33,8 %, муки – на 29,7 %, мяса – на 21,4 %, безалкогольных напитков – на 21,2 %, кондитерских изделий – на 17,8 %, майонеза – на 15,1 %, колбасных изделий – на 10,6 %, макаронных изделий – на 8,8 %, масла животного – на 4,5 %. Из алкогольных напитков на 20,4 % увеличилось производство пива, по остальным видам наблюдается значительное снижение выпуска: водки и ликероводочных изделий – на 10,7 %, коньяка – на 61,8 %, виноградных вин – на 88,6 %.

Объем продукции сельского хозяйства сократился на 3,6 %, в том числе продукции растениеводства – на 5,6 %, животноводства увеличился на 0,2 %.

В структуре продукции сельского хозяйства на долю сельскохозяйствен­ных организаций приходится 26,5% общего объема, населения – 72,1 %, крестьянских (фермерских) хозяйств – 1,4%.

Во всех категориях хозяйств произведено 23,8 тыс. тонн мяса (скот и птица на убой в живом весе), что на 3% меньше, чем в 2004 году, 58,6 тыс. тонн молока (на 12 % меньше), 275,4 млн штук яиц (на 0,6 % больше).

В сельскохозяйственных организациях средний надой молока на одну корову уменьшился на 0,6 % и составил 2 458 кг, яйценоскость кур-несушек увеличилась на 1% и составила 284 яйца на одну курицу-несушку.

Денежные доходы населения в 2005 году сложились в сумме 154 576,8 млн рублей, что в номинальном выражении на 21,7 % выше уровня предыдущего года. При этом реальные располагае­мые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились на 4,9 % (в 2004 году – на 5,9%).

Среднедушевые денежные доходы составили 9096,4 рубля в месяц (на 22,3% больше уровня предыдущего года), потребительские расходы на душу населения – 5 921,1 рубля (больше на 26,2 %).

Из общего объёма полученных денежных доходов населением израсходовано на покупку товаров и оплату услуг 65,1%, на уплату налогов и взносов – 9,7 %, на покупку валюты 8,6%. Почти 14,7 % полученных денежных доходов население использовало на накопление сбережений, из них сбережения на счетах физических лиц-предпринимателей составили 13,8 %, прирост вкладов и приобретение ценных бумаг – 3,8 %, покупка недвижимости – 1,1%.

Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам к выплате (без выплат социального характера), составила 10 868 рубля и увеличилась по сравнению с 2004 годом на 18 %. Размер реальной среднемесячной заработной платы (начисленной) увеличился на 3,4 %.

По данным ежеквартально проводимых обследований деловой активности организаций розничной торговли, отмечена относительная стабильность основных показателей деятельности торговых организаций. Так, в IV квартале 2005 года 91% руководителей обследованных организаций оценили экономическое положение предприятий розничной торговли как «благоприятное» и «удовлетворительное» и лишь 9% – как «неблагоприятное».

Оценивая перспективы развития организаций розничной торговли в I квартале 2006 года, 82% опрошенных предпринимателей придерживаются мнения, что экономическое положение их организаций не ухудшится, что позволит многим из них сохранить объем продаж в натуральном выражении, заказы на поставку продукции и их ассортимент, а также финансовые показатели на уровне предшествующего периода.

Индекс потребительских цен в декабре 2005 г. по отношению к декабрю 2004 г. составил 113,6 % (за соответствующий период 2004 г. –113,8 %), в том числе на продовольственные товары – 111,9% (114%), непродовольственные – 106,7% (108%), платные услуги населению – 126,3% (120,8%).

С начала 2005 г. из наблюдаемых продовольственных товаров на 29,9% дороже стали яйца куриные, на 22,8% – масло сливочное. На 21–23,2% выросли цены на мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы и бобовые, мороженое. Плодоовощная продукция, включая картофель, стала дороже на 29,3%. Цены на рыбопродукты, маргарин, молоко и молочную продукцию, макаронные изделия, алкогольные напитки увеличились на 6,7–9,5%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в декабре 2005 г. составила по Хабаровскому краю 1 822,73 рубля в расчете на месяц. Среди субъектов Российской Федeрации по стоимости набора Хабаровский край в декабре занимал 11-е место.

 

Вопросы для самопроверки:

- Какие отличительные особенности факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на объём реализации товаров, существуют?

- Назовите количественно измеримые факторы внешней и внутренней среды, их определите их влияние на изменение объёма оборота.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 351.