Основные тенденции развития розничного товарооборота в Хабаровском крае
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В любом обществе с развитой рыночной экономикой действует закон возвышения потребностей, вызывающий прежде всего систематический рост объема продаж товаров как в текущих, так и сопоставимых ценах (табл.1.3.1).

За 2000–2005 гг. общий объём оборота в фактических ценах возрос более чем в 3 раза, или на 40 350,1 млн руб., а за 2004–2005 гг. – на 13,5%, что составило в сумме 12 123,3 млн руб.

 

Таблица 1.3.1

Показатели оборота розничной торговли в динамике в фактических и сопоставимых ценах[3]

Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Оборот розничной торговли, млн руб. 20 129,7 25 795,1 33 012,9 39 440,5 48 356,5 60 479,8
то же в сопоставимых ценах в % к:            
- предыдущему году 103,7 106,0 111,6 106,8 110,2 113,5
- 2000 году 100 106 118 126 139,2 158

 

Начиная с 2000 года ежегодно возрастал объём продажи товаров в сопоставимых ценах по отношению к предыдущему году. Наибольшие темпы роста объёма продаж наблюдались в 2002 г. – 111,6 %, в 2005 г. – 113,5%.

За годы рыночной экономики в России изменилась структура розничного товарооборота по видам субъектов и формам собственности (табл.1.3.2).

Таблица 1.3.2

Структура оборота розничной торговли[4]

 

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Распределение оборота розничной торговли

По формам проявления

Оборот торгующих организаций, млн руб. 15847,2 20204,5 25546,1 30992,6 38332,1 48768,9
в сопоставимых ценах, в % к:            
- предыдущему году 103 105,2 110,2 108,4 111,2 115,4
- в % к обороту розничной торговли 78,7 78,3 77,4 78,6 79,3 80,6
Оборот продажи на вещевых, продовольственных и смешанных рынках, млн.руб. 4 282,5 5 590,6 7 466,8 8 447,9 10 024,4 11 710,9
в сопоставимых ценах, в % к:            
- предыдущему году 111,7 108,0 116,4 101,1 106,7 106
- в % к обороту розничной торговли 21,3 21,7 22,6 21,4 20,7 19,4

Продолжение таблицы 1.3.2

 

По структуре

Продовольственные товары, млн руб. 11152,3 14676,9 17004,4 20568,2

26160,9

32538,1
в сопоставимых ценах, в % к:        

 

 
- предыдущему году 103,4 108,4 103,8 107,6

111,8

109,9
- в % к обороту розничной торговли 55,4 56,9 51,5 52,1

54,1

53,8
Непродовольственные товары, млн руб. 8977,4 11118,2 16008,5 18872,3

22195,6

27941,7
в сопоставимых ценах, в % к:        

 

 
- предыдущему году 104,2 102,9 121,9 105,8

108,5

117,6
- в % к обороту розничной торговли 44,6 43,1 48,5 47,9

45,9

46,2
 

По формам собственности

Государственная, включая муниципальную, млн руб. 1 863,6 2 453 3 243,2 3 716,3 4 064,5

4 797,3

- в % к обороту розничной торговли 9 9,5 9,8 9,4 8,4

7,9

Негосударственная, млн руб. 18266,1 23342,1 29769,7 35724,2 44292

55682,5

- в % к обороту розничной торговли 91 90,5 90,2 90,6 91,6

92,1

               

 

На протяжении всей динамики по формам проявления превалировал оборот торгующих организаций. Так, за 2005 г. удельный вес его составил 80,6 %.

Причём с 2000 по 2005 г. удельный вес продаж в процентах к обороту розничной торговли являлся стабильным. Соответственно доля продаж на вещевых, продовольственных и смешанных рынках также является относительно стабильным – 19,4 % в 2005 году.

Обращает на себя внимание следующая особенность развития оборота по формам проявления за более длительную динамику (рис.1.3.1).

Из приведенных данных видно, что цепные темпы роста оборота в сопоставимых ценах были ниже сравнимых показателей розничной торговли в целом: а) по торгующим организациям в 2002–2005 гг.; б) на вещевых, смешанных и продовольственных рынках – в 2002–2005 гг. Из всей динамики настораживает 2003 г. При среднем увеличении темпа прироста объёма продаж на 6,8% прирост на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил только 1,1%, тогда же как в торгующих организациях – 8,4%.

 

Рис.1.3.1. Динамика оборота розничной торговли по формам проявления (в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах)

 

По структуре в динамике доминирует удельный вес продовольственных товаров в общем объёме оборота. Например, в 2005 г. его величина составила 53,8 %, тогда же как непродовольственных товаров – только 46,2 %. Одной из важнейших закономерностей развития розничного товарооборота является опережающая доля продаж непродовольственных товаров в общей структуре оборота (не менее 50% её объёма). Причём из года в год она должна иметь тенденцию к возрастанию. К сожалению, в Хабаровском крае наблюдается обратная тенденция (табл.1.3.2).

В условиях развитой рыночной экономики важной тенденцией развития розничного товарооборота является изменение его макроструктуры за счёт более быстрого роста удельного веса продажи непродовольственных товаров вследствие повышения жизненного уровня народа.

Рост потребления продовольственных товаров по своей природе ограничен физиологическими возможностями человека. Достигнув определенного уровня насыщенности, потребление продуктов питания в калориевом измерении замедляется, а затем стабилизируется. Высвободившиеся денежные ресурсы население направляет на потребление услуг, одежды, обуви, трикотажных изделий, косметики и товаров длительного пользования. Здесь нет физиологических границ потребления, а есть пределы экономического характера, которые преодолеваются с ростом реально располагаемых денежных доходов населения.

По формам собственности с 2000 г. доминирует оборот негосударственной торговли. Так, в 2000 г. удельный вес негосударственной торговли к обороту розничной торговли составлял всего лишь 91%, а государственной – 9%, в 2005 г. картина незначительно изменилась. Объём продаж негосударственных форм торговли в 12 раз превысил сравнимый показатель государственной, включая муниципальную торговлю. В динамике доля государственной торговли снизилась с 9 % до 7,9 % в 2005 г. в общем объёме оборота.

Одной из важнейших тенденций развития розничного товарооборота является качественное улучшение потребления основных продуктов питания, непродовольственных товаров длительного пользования. Это проявляется в снижении доли потребления картофеля, хлеба и хлебобулочных изделий при систематическом увеличении потребления наиболее ценных для организма человека продуктов питания: мясопродуктов, рыботоваров, овощей, фруктов, соков и ягод и т.п. (табл.1.3.3).

Таблица 1.3.3

Потребление основных продуктов питания в расчете на душу населения

(в кг)[5]

  1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 200 2001 2002 2003 2004 2004 в % к 1992
Мясо и мясо-продукты в пересчете на мясо 44 47 47 50 50 49 45 44 45 49 55 59 62 140,9
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко 191 191 173 181 164 159 155 165 166 158 167 175 185 96,9
Яйца и яйце-продукты, штук 245 236 191 164 161 137 153 198 202 215 217 232 245 100,0
Рыба и рыбопродукты 22 19 14 16 16 16 18 18 19 21 20 22 23 104,5
Сахар 30 29 25 26 27 26 27 30 30 31 31 31 32 106,7
Масло растительное и др. жиры 9 8,8 8,1 8,4 8,2 8,2 8,2 8,4 8,6 8,9 8,5 9 9,8 108,9
Картофель 157 129 87 154 144 146 153 156 155 160 163 168 171 108,9

Продолжение таблицы 1.3.3

  1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 200 2001 2002 2003 2004 2004 в % к 1992
Овощи и бахчевые 66 49 38 95 86 62 98 96 96 105 108 109 133 201,5
Фрукты, ягоды 15 17 16 17 19 20 23 21 25 29 34 43 51 340,0
Хлебные про-дукты (хлеб, макаронные изделия, мука, крупа, бобовые) 120 121 121 116 116 117 121 122 120 121 119 120 121 100,8

 

Так, например, потребление в Хабаровском крае мяса и мясопродуктов за 1992–2005 гг. возросло на 40,9%, овощей и бахчевых – в 2 раза, фруктов и ягоды – в 3,4 раза.

Тем не менее, за 1992–2004 гг. было потреблено на душу населения меньше молока и молочных продуктов на 3,1 % (соответственно, 191 и 185 кг).

Продажа алкогольных напитков и пива во всех каналах реализации в Хабаровском крае за 2000–2005 гг. возросла на 23,8%, в т.ч. пива на 30,2 % (табл.1.3.4).

Таблица 1.3.4

Продажа алкогольных напитков и пива во всех каналах реализации[6]

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2005 к 2000, % 2005 к 2004, %
Алкогольные напитки и пиво – всего, тыс.дкл. 7 700 9 409 7 839 9 613 10 360 12 823 166,5 123,8
Водка и ликероводочные изделия 2 250 3 080 2 462 2 162 2 059 2 157 95,9 104,8
Вино 609 623 652 548 611 678 111,3 111,0
Коньяк 63 42 46 50 54 74 117,5 137,0
Шампанское 98 79 100 100 131 140 142,9 106,9
Пиво 4 680 5 585 4 579 6 751 7 505 9 774 208,8 130,2
Потребление алкогольных напитков и пива на душу населения, литров абсолютного алкоголя 7,97 10,42 8,62 8,66 8,71 9,79 122,8 112,4

 

Если за 2001–2002 гг. реализация в крае алкогольных напитков и пива снизилась на 16,7%, или на 1565 тыс.дкл., то за 2002–2003 гг. она напротив возросла на 1 774 тыс.дкл., или на 22,6%. В исследуемой динамике уменьшилась продажа водки и ликероводочных изделий на 4,1 %, или на 67 тыс.дкл. Зато реализация шампанского возросла на 42,9 %, а пива более чем в 2 раза. Аналогичная тенденция прослеживается и за 2004–2005 гг.

В целом потребление алкогольных напитков и пива на душу населения в литрах абсолютного алкоголя возросло с 7,97 в 2000 г. до 9,79 в 2005 г. или на 01,82 литра, что в процентном выражении составило 122,8 %.

Рост потребления алкогольной продукции с точки зрения социальных критериев не может свидетельствовать о благополучии нации, скорее наоборот – это сигнал ухудшения физического и нравственного здоровья населения.

Что же касается потребления важнейших товаров длительного пользования, то здесь наблюдается ежегодное увеличение продаж данных видов товаров (табл.1.3.5).

Таблица 1.3.5

Розничная продажа товаров длительного пользования[7]

  2000 2001 2002 2003 2004 2004 к 2000
Телевизоры 25 565 28 633 30 551 49 065 62 558 в 2,4 раза
Радиоприёмные устройства 19 778 20 422 18 257 13 492 15 099 76,3
Магнитофоны 8 514 10 970 11 694 17 783 21 570 в 2,5 раза
Холодильники 29252 28706 29510 57 784 72 461 в 2,4 раза
Стиральные машины 14 190 7 180 9 449 13 814 16 891 119,0
Пылесосы 16 303 15 324 14 972 26 246 31 775 194,9
Часы, тыс.штук 230 187 189 247 291 126,5
Велосипеды и мопеды 8 563 6 900 6 672 6 118 2 300 26,9

 

Буквально по всем важнейшим товарам длительного пользования за пять лет приведенной динамики значительно возросла реализация. Так, например, телевизоров было продано в 2,4 раза больше, магнитофонов – в 2,5 раза, холодильников – в 2,4 раза, пылесосов – в 1,9 раза и т.д.

Таким образом, у населения появилась реальная возможность в замене физически и морально устаревших товаров длительного пользования на основе роста реальных доходов. Закономерность роста потребления товаров длительного пользования является логичным для стран с развитой рыночной экономикой.

Важнейшей тенденцией развития розничного товарооборота является систематический рост продажи товаров на душу населения (табл.1.3.6).

Таблица 1.3.6

Оборот розничной торговли на душу населения, рублей[8]

Цепные темпы роста – в %

Годы

Всего

в том числе:

Сумма

Темп роста

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

Сумма Темп роста Сумма Темп роста
2000 13 313,3 -  7 375,9 - 5 937,4 -
2001 17 178,4 129  9 774,2 132,5 7 404,2 124,7
2002 22 129,6 128,8 11 398,6 116,6 10 731 144,9
2003 27 567,3 124,6 14 376,3 126,1 13 191 122,9
2004 33 966,8 123,2 18 376 127,8  15 590,8 118,2
2005 42 704,3 125,7 22 974,9 125,0  19 729,4 126,5

 

Из приведённой динамики видно, что оборот розничной торговли на душу населения в целом по краю возрос почти в 3,2 раза, в том числе по продовольственным товарам – в 3,1 раза, а по непродовольственным товарам в 3,3 раза. Аналогичная тенденция прослеживается и в разрезе приведённых лет с определенными отклонениями в ту или иную сторону.

Значительное увеличение размера оборота на душу населения объясняется довольно высокими темпами роста в процентах к предыдущему году основных показателей денежных доходов населения в реальном выражении, что видно на примере табл. 1.3.7 и рис. 1.3.2.

Денежные доходы на душу населения в динамике возросли в 3,3 раза, а за 2002–2003 гг. – в 1,5 раза. Почти так же соответственно возросли и денежные расходы на душу населения.

Ещё более точную оценку дают основные показатели денежных доходов населения в реальном выражении, т.е. с учётом действующих рыночных цен на потребительские товары.


Таблица 1.3.7.

Среднедушевые денежные доходы и расходы населения, рублей[9]

  1999 2000 2001 2002 2003 2003 к 1999, раз
Денежные доходы на душу населения 27 654 35 291 42 521 59 431 89 598 3,2
Денежные доходы на душу населения в среднем за месяц 2 305 2 941 3 543 4 951 7 467 3,2
Денежные расходы на душу населения 29 006 39 980 50 974 69 296 96 812 3,3
Денежные расходы на душу населения в среднем за месяц 2 417 3 332 4 248 5 775 8 068 3,3

 

Так, например, реально начисленная заработная плата стала ежегодно возрастать с 2000 года. Наибольший её прирост пришёлся на 2001–2002гг. – 123,6%. Аналогичная тенденция прослеживается и по реальному размеру начисленных пенсий.

Устойчивым становится ежегодный прирост реальных денежных доходов за последние два года и причём в довольно высоких размерах. Так, за 2002–2003 гг. темп роста составил 131,8%, что, безусловно, свидетельствует о повышении уровня жизни населения страны в целом, так и Хабаровского края в частности (рис.1.3.2).

 

Рис. 1.3.2. Основные показатели денежных доходов населения в реальном выражении (в % к предыдущему году)[10]

 

Увеличение объёма продаж товаров и услуг на одного работника, занятого в сфере торговли, является одной из важнейших тенденций развития розничного товарооборота. Она есть следствие реализации объективного экономического закона повышающейся производительности труда. По мере технологического перевооружения торговых предприятий, роста квалификации работников, совершенствования организации торговых процессов, управления, маркетинговой деятельности выработка на одного работника торговли (производительность труда) систематически растёт. Расчёты, произведенные на основании официальных статистических показателей за 1998–2003 гг. подтверждают сказанное (табл.1.3.8).


Таблица 1.3.8

Показатели развития товарооборота, производительности труда и среднесписочной численности работников розничной торговли в динамике

Годы

Товарооборот

Производительность труда

Среднесписочная численность работников

Млн.

руб.

Темпы роста

При-рост

Тыс.

руб.

Темпы роста

При-рост

Чел.

Темпы роста

При-рост

баз. цеп. баз. цеп. баз. цеп.
2000 20129,7 100 100 - 936,7 100 100 - 21 489 100 100 -
2001 25795,1 128,1 128,1 5665,4 1105,5 118,0 118,1 168,8 23 334 108,6 108,6 1 845
2002 33012,9 164,0 128 7217,8 1247,5 133,2 112,8 142 26 464 123,2 113,4 3 130
2003 39440,5 195,9 119,5 6427,6 1618,5 172,8 129,7 371 24 369 113,4 92,1 -2095
2004 48356,5 240,2 126,6 8916 1968,8 210,2 121,6 350,3 24 562 114,3 100,8 193
2005 60479,8 300,5 125,1 12123,3 2547,3 271,9 129,4 578,5 23 743 110,5 96,7 -819

 

Приведенная в динамике производительность труда возросла более чем в 2,7 раза при общем увеличении товарооборота в 3 раза; среднесписочная численность работников розничной торговли возросла в динамике всего на 10,5 %. Таким образом, 90,4 % всего прироста товарооборота (271,9 : 300,5 х 100) было получено за счет прямого действия интенсивного фактора, т.е. роста производительности труда и лишь только 9,6 % – за счёт действия экстенсивного фактора, т.е. увеличения среднесписочной численности работников торговли.

За 2004–2005 гг. производительность труда возросла на 29,4% при росте объёма оборота на 25,1%.

Систематический рост производительности труда в сфере производства и реализации товаров всегда рассматривался в экономической литературе как позитивный фактор эффективности развития предприятия, если не влечет за собой чрезмерную утомляемость работников, высокую эмоционально-психологическую перегрузку. В противном случае финальный итог – снижение качества обслуживания покупателей со всеми вытекающими отсюда негативными социально-экономическими последствиями.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте понятие объективного экономического закона «взрыв потребностей».

2. Назовите закономерности распределения оборота по формам проявления, структуре собственности.

3. Какие общие закономерности (тенденции) характерны для развития розничного товарооборота в современных условиях хозяйствования?







Дата: 2018-12-21, просмотров: 432.