В любом обществе с развитой рыночной экономикой действует закон возвышения потребностей, вызывающий прежде всего систематический рост объема продаж товаров как в текущих, так и сопоставимых ценах (табл.1.3.1).
За 2000–2005 гг. общий объём оборота в фактических ценах возрос более чем в 3 раза, или на 40 350,1 млн руб., а за 2004–2005 гг. – на 13,5%, что составило в сумме 12 123,3 млн руб.
Таблица 1.3.1
Показатели оборота розничной торговли в динамике в фактических и сопоставимых ценах[3]
Показатели | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Оборот розничной торговли, млн руб. | 20 129,7 | 25 795,1 | 33 012,9 | 39 440,5 | 48 356,5 | 60 479,8 |
то же в сопоставимых ценах в % к: | ||||||
- предыдущему году | 103,7 | 106,0 | 111,6 | 106,8 | 110,2 | 113,5 |
- 2000 году | 100 | 106 | 118 | 126 | 139,2 | 158 |
Начиная с 2000 года ежегодно возрастал объём продажи товаров в сопоставимых ценах по отношению к предыдущему году. Наибольшие темпы роста объёма продаж наблюдались в 2002 г. – 111,6 %, в 2005 г. – 113,5%.
За годы рыночной экономики в России изменилась структура розничного товарооборота по видам субъектов и формам собственности (табл.1.3.2).
Таблица 1.3.2
Структура оборота розничной торговли[4]
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Распределение оборота розничной торговли | ||||||
По формам проявления | ||||||
Оборот торгующих организаций, млн руб. | 15847,2 | 20204,5 | 25546,1 | 30992,6 | 38332,1 | 48768,9 |
в сопоставимых ценах, в % к: | ||||||
- предыдущему году | 103 | 105,2 | 110,2 | 108,4 | 111,2 | 115,4 |
- в % к обороту розничной торговли | 78,7 | 78,3 | 77,4 | 78,6 | 79,3 | 80,6 |
Оборот продажи на вещевых, продовольственных и смешанных рынках, млн.руб. | 4 282,5 | 5 590,6 | 7 466,8 | 8 447,9 | 10 024,4 | 11 710,9 |
в сопоставимых ценах, в % к: | ||||||
- предыдущему году | 111,7 | 108,0 | 116,4 | 101,1 | 106,7 | 106 |
- в % к обороту розничной торговли | 21,3 | 21,7 | 22,6 | 21,4 | 20,7 | 19,4 |
Продолжение таблицы 1.3.2
По структуре | |||||||
Продовольственные товары, млн руб. | 11152,3 | 14676,9 | 17004,4 | 20568,2 | 26160,9 | 32538,1 | |
в сопоставимых ценах, в % к: |
| ||||||
- предыдущему году | 103,4 | 108,4 | 103,8 | 107,6 | 111,8 | 109,9 | |
- в % к обороту розничной торговли | 55,4 | 56,9 | 51,5 | 52,1 | 54,1 | 53,8 | |
Непродовольственные товары, млн руб. | 8977,4 | 11118,2 | 16008,5 | 18872,3 | 22195,6 | 27941,7 | |
в сопоставимых ценах, в % к: |
| ||||||
- предыдущему году | 104,2 | 102,9 | 121,9 | 105,8 | 108,5 | 117,6 | |
- в % к обороту розничной торговли | 44,6 | 43,1 | 48,5 | 47,9 | 45,9 | 46,2 | |
По формам собственности | |||||||
Государственная, включая муниципальную, млн руб. | 1 863,6 | 2 453 | 3 243,2 | 3 716,3 | 4 064,5 | 4 797,3 | |
- в % к обороту розничной торговли | 9 | 9,5 | 9,8 | 9,4 | 8,4 | 7,9 | |
Негосударственная, млн руб. | 18266,1 | 23342,1 | 29769,7 | 35724,2 | 44292 | 55682,5 | |
- в % к обороту розничной торговли | 91 | 90,5 | 90,2 | 90,6 | 91,6 | 92,1 | |
На протяжении всей динамики по формам проявления превалировал оборот торгующих организаций. Так, за 2005 г. удельный вес его составил 80,6 %.
Причём с 2000 по 2005 г. удельный вес продаж в процентах к обороту розничной торговли являлся стабильным. Соответственно доля продаж на вещевых, продовольственных и смешанных рынках также является относительно стабильным – 19,4 % в 2005 году.
Обращает на себя внимание следующая особенность развития оборота по формам проявления за более длительную динамику (рис.1.3.1).
Из приведенных данных видно, что цепные темпы роста оборота в сопоставимых ценах были ниже сравнимых показателей розничной торговли в целом: а) по торгующим организациям в 2002–2005 гг.; б) на вещевых, смешанных и продовольственных рынках – в 2002–2005 гг. Из всей динамики настораживает 2003 г. При среднем увеличении темпа прироста объёма продаж на 6,8% прирост на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил только 1,1%, тогда же как в торгующих организациях – 8,4%.
Рис.1.3.1. Динамика оборота розничной торговли по формам проявления (в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах)
По структуре в динамике доминирует удельный вес продовольственных товаров в общем объёме оборота. Например, в 2005 г. его величина составила 53,8 %, тогда же как непродовольственных товаров – только 46,2 %. Одной из важнейших закономерностей развития розничного товарооборота является опережающая доля продаж непродовольственных товаров в общей структуре оборота (не менее 50% её объёма). Причём из года в год она должна иметь тенденцию к возрастанию. К сожалению, в Хабаровском крае наблюдается обратная тенденция (табл.1.3.2).
В условиях развитой рыночной экономики важной тенденцией развития розничного товарооборота является изменение его макроструктуры за счёт более быстрого роста удельного веса продажи непродовольственных товаров вследствие повышения жизненного уровня народа.
Рост потребления продовольственных товаров по своей природе ограничен физиологическими возможностями человека. Достигнув определенного уровня насыщенности, потребление продуктов питания в калориевом измерении замедляется, а затем стабилизируется. Высвободившиеся денежные ресурсы население направляет на потребление услуг, одежды, обуви, трикотажных изделий, косметики и товаров длительного пользования. Здесь нет физиологических границ потребления, а есть пределы экономического характера, которые преодолеваются с ростом реально располагаемых денежных доходов населения.
По формам собственности с 2000 г. доминирует оборот негосударственной торговли. Так, в 2000 г. удельный вес негосударственной торговли к обороту розничной торговли составлял всего лишь 91%, а государственной – 9%, в 2005 г. картина незначительно изменилась. Объём продаж негосударственных форм торговли в 12 раз превысил сравнимый показатель государственной, включая муниципальную торговлю. В динамике доля государственной торговли снизилась с 9 % до 7,9 % в 2005 г. в общем объёме оборота.
Одной из важнейших тенденций развития розничного товарооборота является качественное улучшение потребления основных продуктов питания, непродовольственных товаров длительного пользования. Это проявляется в снижении доли потребления картофеля, хлеба и хлебобулочных изделий при систематическом увеличении потребления наиболее ценных для организма человека продуктов питания: мясопродуктов, рыботоваров, овощей, фруктов, соков и ягод и т.п. (табл.1.3.3).
Таблица 1.3.3
Потребление основных продуктов питания в расчете на душу населения
(в кг)[5]
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 200 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2004 в % к 1992 | |
Мясо и мясо-продукты в пересчете на мясо | 44 | 47 | 47 | 50 | 50 | 49 | 45 | 44 | 45 | 49 | 55 | 59 | 62 | 140,9 |
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко | 191 | 191 | 173 | 181 | 164 | 159 | 155 | 165 | 166 | 158 | 167 | 175 | 185 | 96,9 |
Яйца и яйце-продукты, штук | 245 | 236 | 191 | 164 | 161 | 137 | 153 | 198 | 202 | 215 | 217 | 232 | 245 | 100,0 |
Рыба и рыбопродукты | 22 | 19 | 14 | 16 | 16 | 16 | 18 | 18 | 19 | 21 | 20 | 22 | 23 | 104,5 |
Сахар | 30 | 29 | 25 | 26 | 27 | 26 | 27 | 30 | 30 | 31 | 31 | 31 | 32 | 106,7 |
Масло растительное и др. жиры | 9 | 8,8 | 8,1 | 8,4 | 8,2 | 8,2 | 8,2 | 8,4 | 8,6 | 8,9 | 8,5 | 9 | 9,8 | 108,9 |
Картофель | 157 | 129 | 87 | 154 | 144 | 146 | 153 | 156 | 155 | 160 | 163 | 168 | 171 | 108,9 |
Продолжение таблицы 1.3.3
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 200 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2004 в % к 1992 | |
Овощи и бахчевые | 66 | 49 | 38 | 95 | 86 | 62 | 98 | 96 | 96 | 105 | 108 | 109 | 133 | 201,5 |
Фрукты, ягоды | 15 | 17 | 16 | 17 | 19 | 20 | 23 | 21 | 25 | 29 | 34 | 43 | 51 | 340,0 |
Хлебные про-дукты (хлеб, макаронные изделия, мука, крупа, бобовые) | 120 | 121 | 121 | 116 | 116 | 117 | 121 | 122 | 120 | 121 | 119 | 120 | 121 | 100,8 |
Так, например, потребление в Хабаровском крае мяса и мясопродуктов за 1992–2005 гг. возросло на 40,9%, овощей и бахчевых – в 2 раза, фруктов и ягоды – в 3,4 раза.
Тем не менее, за 1992–2004 гг. было потреблено на душу населения меньше молока и молочных продуктов на 3,1 % (соответственно, 191 и 185 кг).
Продажа алкогольных напитков и пива во всех каналах реализации в Хабаровском крае за 2000–2005 гг. возросла на 23,8%, в т.ч. пива на 30,2 % (табл.1.3.4).
Таблица 1.3.4
Продажа алкогольных напитков и пива во всех каналах реализации[6]
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2005 к 2000, % | 2005 к 2004, % | |
Алкогольные напитки и пиво – всего, тыс.дкл. | 7 700 | 9 409 | 7 839 | 9 613 | 10 360 | 12 823 | 166,5 | 123,8 |
Водка и ликероводочные изделия | 2 250 | 3 080 | 2 462 | 2 162 | 2 059 | 2 157 | 95,9 | 104,8 |
Вино | 609 | 623 | 652 | 548 | 611 | 678 | 111,3 | 111,0 |
Коньяк | 63 | 42 | 46 | 50 | 54 | 74 | 117,5 | 137,0 |
Шампанское | 98 | 79 | 100 | 100 | 131 | 140 | 142,9 | 106,9 |
Пиво | 4 680 | 5 585 | 4 579 | 6 751 | 7 505 | 9 774 | 208,8 | 130,2 |
Потребление алкогольных напитков и пива на душу населения, литров абсолютного алкоголя | 7,97 | 10,42 | 8,62 | 8,66 | 8,71 | 9,79 | 122,8 | 112,4 |
Если за 2001–2002 гг. реализация в крае алкогольных напитков и пива снизилась на 16,7%, или на 1565 тыс.дкл., то за 2002–2003 гг. она напротив возросла на 1 774 тыс.дкл., или на 22,6%. В исследуемой динамике уменьшилась продажа водки и ликероводочных изделий на 4,1 %, или на 67 тыс.дкл. Зато реализация шампанского возросла на 42,9 %, а пива более чем в 2 раза. Аналогичная тенденция прослеживается и за 2004–2005 гг.
В целом потребление алкогольных напитков и пива на душу населения в литрах абсолютного алкоголя возросло с 7,97 в 2000 г. до 9,79 в 2005 г. или на 01,82 литра, что в процентном выражении составило 122,8 %.
Рост потребления алкогольной продукции с точки зрения социальных критериев не может свидетельствовать о благополучии нации, скорее наоборот – это сигнал ухудшения физического и нравственного здоровья населения.
Что же касается потребления важнейших товаров длительного пользования, то здесь наблюдается ежегодное увеличение продаж данных видов товаров (табл.1.3.5).
Таблица 1.3.5
Розничная продажа товаров длительного пользования[7]
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2004 к 2000 | |
Телевизоры | 25 565 | 28 633 | 30 551 | 49 065 | 62 558 | в 2,4 раза |
Радиоприёмные устройства | 19 778 | 20 422 | 18 257 | 13 492 | 15 099 | 76,3 |
Магнитофоны | 8 514 | 10 970 | 11 694 | 17 783 | 21 570 | в 2,5 раза |
Холодильники | 29252 | 28706 | 29510 | 57 784 | 72 461 | в 2,4 раза |
Стиральные машины | 14 190 | 7 180 | 9 449 | 13 814 | 16 891 | 119,0 |
Пылесосы | 16 303 | 15 324 | 14 972 | 26 246 | 31 775 | 194,9 |
Часы, тыс.штук | 230 | 187 | 189 | 247 | 291 | 126,5 |
Велосипеды и мопеды | 8 563 | 6 900 | 6 672 | 6 118 | 2 300 | 26,9 |
Буквально по всем важнейшим товарам длительного пользования за пять лет приведенной динамики значительно возросла реализация. Так, например, телевизоров было продано в 2,4 раза больше, магнитофонов – в 2,5 раза, холодильников – в 2,4 раза, пылесосов – в 1,9 раза и т.д.
Таким образом, у населения появилась реальная возможность в замене физически и морально устаревших товаров длительного пользования на основе роста реальных доходов. Закономерность роста потребления товаров длительного пользования является логичным для стран с развитой рыночной экономикой.
Важнейшей тенденцией развития розничного товарооборота является систематический рост продажи товаров на душу населения (табл.1.3.6).
Таблица 1.3.6
Оборот розничной торговли на душу населения, рублей[8]
Цепные темпы роста – в %
Годы | Всего | в том числе: | ||||
Сумма | Темп роста | Продовольственные товары | Непродовольственные товары | |||
Сумма | Темп роста | Сумма | Темп роста | |||
2000 | 13 313,3 | - | 7 375,9 | - | 5 937,4 | - |
2001 | 17 178,4 | 129 | 9 774,2 | 132,5 | 7 404,2 | 124,7 |
2002 | 22 129,6 | 128,8 | 11 398,6 | 116,6 | 10 731 | 144,9 |
2003 | 27 567,3 | 124,6 | 14 376,3 | 126,1 | 13 191 | 122,9 |
2004 | 33 966,8 | 123,2 | 18 376 | 127,8 | 15 590,8 | 118,2 |
2005 | 42 704,3 | 125,7 | 22 974,9 | 125,0 | 19 729,4 | 126,5 |
Из приведённой динамики видно, что оборот розничной торговли на душу населения в целом по краю возрос почти в 3,2 раза, в том числе по продовольственным товарам – в 3,1 раза, а по непродовольственным товарам в 3,3 раза. Аналогичная тенденция прослеживается и в разрезе приведённых лет с определенными отклонениями в ту или иную сторону.
Значительное увеличение размера оборота на душу населения объясняется довольно высокими темпами роста в процентах к предыдущему году основных показателей денежных доходов населения в реальном выражении, что видно на примере табл. 1.3.7 и рис. 1.3.2.
Денежные доходы на душу населения в динамике возросли в 3,3 раза, а за 2002–2003 гг. – в 1,5 раза. Почти так же соответственно возросли и денежные расходы на душу населения.
Ещё более точную оценку дают основные показатели денежных доходов населения в реальном выражении, т.е. с учётом действующих рыночных цен на потребительские товары.
Таблица 1.3.7.
Среднедушевые денежные доходы и расходы населения, рублей[9]
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2003 к 1999, раз | |
Денежные доходы на душу населения | 27 654 | 35 291 | 42 521 | 59 431 | 89 598 | 3,2 |
Денежные доходы на душу населения в среднем за месяц | 2 305 | 2 941 | 3 543 | 4 951 | 7 467 | 3,2 |
Денежные расходы на душу населения | 29 006 | 39 980 | 50 974 | 69 296 | 96 812 | 3,3 |
Денежные расходы на душу населения в среднем за месяц | 2 417 | 3 332 | 4 248 | 5 775 | 8 068 | 3,3 |
Так, например, реально начисленная заработная плата стала ежегодно возрастать с 2000 года. Наибольший её прирост пришёлся на 2001–2002гг. – 123,6%. Аналогичная тенденция прослеживается и по реальному размеру начисленных пенсий.
Устойчивым становится ежегодный прирост реальных денежных доходов за последние два года и причём в довольно высоких размерах. Так, за 2002–2003 гг. темп роста составил 131,8%, что, безусловно, свидетельствует о повышении уровня жизни населения страны в целом, так и Хабаровского края в частности (рис.1.3.2).
Рис. 1.3.2. Основные показатели денежных доходов населения в реальном выражении (в % к предыдущему году)[10]
Увеличение объёма продаж товаров и услуг на одного работника, занятого в сфере торговли, является одной из важнейших тенденций развития розничного товарооборота. Она есть следствие реализации объективного экономического закона повышающейся производительности труда. По мере технологического перевооружения торговых предприятий, роста квалификации работников, совершенствования организации торговых процессов, управления, маркетинговой деятельности выработка на одного работника торговли (производительность труда) систематически растёт. Расчёты, произведенные на основании официальных статистических показателей за 1998–2003 гг. подтверждают сказанное (табл.1.3.8).
Таблица 1.3.8
Показатели развития товарооборота, производительности труда и среднесписочной численности работников розничной торговли в динамике
Годы | Товарооборот | Производительность труда | Среднесписочная численность работников | |||||||||
Млн. руб. | Темпы роста | При-рост | Тыс. руб. | Темпы роста | При-рост | Чел. | Темпы роста | При-рост | ||||
баз. | цеп. | баз. | цеп. | баз. | цеп. | |||||||
2000 | 20129,7 | 100 | 100 | - | 936,7 | 100 | 100 | - | 21 489 | 100 | 100 | - |
2001 | 25795,1 | 128,1 | 128,1 | 5665,4 | 1105,5 | 118,0 | 118,1 | 168,8 | 23 334 | 108,6 | 108,6 | 1 845 |
2002 | 33012,9 | 164,0 | 128 | 7217,8 | 1247,5 | 133,2 | 112,8 | 142 | 26 464 | 123,2 | 113,4 | 3 130 |
2003 | 39440,5 | 195,9 | 119,5 | 6427,6 | 1618,5 | 172,8 | 129,7 | 371 | 24 369 | 113,4 | 92,1 | -2095 |
2004 | 48356,5 | 240,2 | 126,6 | 8916 | 1968,8 | 210,2 | 121,6 | 350,3 | 24 562 | 114,3 | 100,8 | 193 |
2005 | 60479,8 | 300,5 | 125,1 | 12123,3 | 2547,3 | 271,9 | 129,4 | 578,5 | 23 743 | 110,5 | 96,7 | -819 |
Приведенная в динамике производительность труда возросла более чем в 2,7 раза при общем увеличении товарооборота в 3 раза; среднесписочная численность работников розничной торговли возросла в динамике всего на 10,5 %. Таким образом, 90,4 % всего прироста товарооборота (271,9 : 300,5 х 100) было получено за счет прямого действия интенсивного фактора, т.е. роста производительности труда и лишь только 9,6 % – за счёт действия экстенсивного фактора, т.е. увеличения среднесписочной численности работников торговли.
За 2004–2005 гг. производительность труда возросла на 29,4% при росте объёма оборота на 25,1%.
Систематический рост производительности труда в сфере производства и реализации товаров всегда рассматривался в экономической литературе как позитивный фактор эффективности развития предприятия, если не влечет за собой чрезмерную утомляемость работников, высокую эмоционально-психологическую перегрузку. В противном случае финальный итог – снижение качества обслуживания покупателей со всеми вытекающими отсюда негативными социально-экономическими последствиями.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте понятие объективного экономического закона «взрыв потребностей».
2. Назовите закономерности распределения оборота по формам проявления, структуре собственности.
3. Какие общие закономерности (тенденции) характерны для развития розничного товарооборота в современных условиях хозяйствования?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 442.