Как было сказано ранее, на объём розничного товарооборота значительное влияние оказывают многие факторы внешней и внутренней среды; одни из них называются количественно-измеримыми факторами, другие – стохастическими факторами, так как их влияние на объём продаж невозможно количественно измерить.
Одним из количественно измеримых факторов внешней среды является инфляция. В рекомендациях бывшего Государственного комитета по высшему образованию в качестве учебного пособия «1000 терминов рыночной экономики» даётся следующее понятие инфляции. «Инфляция – это процесс, присущий экономике, при котором происходит переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного выпуска их».
На примере аналитической табл. 2.3.1. покажем влияние ценового фактора на потребительские товары на изменение объёма розничного товарооборота.
Таблица 2.3.1
Влияние роста потребительских цен на увеличение
стоимостной оценки объёма продаж продуктов питания
по предприятию за год
Сумма – тыс.руб.
Показатели | Прошлый год | Отчётный год | Изменения (+,-) | Индексы |
1) Объём продажи товаров в текущих ценах 2) Индекс цен на продукты питания 3) Объём товаров в сопоставимых (неизменных) ценах | 138 500 1,0 138 500 | 150 000 1,183 126 796 | 11 500 – -11 704 | 1,083 1,183 0,915 |
Индекс изменения объёма продаж товаров в неизменных ценах можно рассчитать двумя способами: либо путём деления объёма продаж отчётного года на аналогичный показатель прошлого года в неизменных ценах, либо путём деления рассчитанного индекса оборота по продаже товаров в текущих ценах на индекс потребительских цен. Результат будет один и тот же. В исследуемом предприятии он составил в динамике 0,915 (126 796 :138 500); (1,083 : 1,183).
Таким образом, с учетом роста цен на потребительские товары в динамике на 18,3% объём продаж товаров в текущих ценах возрос на 11 500 тыс. руб., или на 8,3%. Пересчёт же оборота по продаже товаров в сопоставимые цены базисного года показывает, что в реальной действительности физический объём продаж не только возрос, но даже снизился на 8,5%, или на 11 704 тыс. руб. Следовательно, весь прирост оборота по продаже товаров в динамике был получен в результате роста цен на товары. Снижение физического объёма оборота на 11 704 тыс. руб. создало реальную экономическую предпосылку для снижения размера прибыли от реализации на сумму 600,4 тыс.руб. (при базисной рентабельности 5,13% к обороту).
Основные факторы внутренней среды, оказывающие существенное влияние на изменение объёма товарооборота можно подразделить на три группы:
1. факторы, связанные с товарными ресурсами;
2. факторы, связанные с численностью работников и изменением производительности труда (трудовые факторы);
3. факторы, связанные с использованием основных фондов.
В специальной экономической литературе всё чаще стали выделять четвёртую группу факторов, влияющих на объём товарооборота, социальные факторы (предоставление различного рода социальных услуг работникам своего предприятия). Тем не менее, по оценке учёных России и зарубежных стран, влияние четвёртой группы факторов на изменение объёма продаж носит стохастический характер, когда невозможно установить конкретную форму связи между изучаемыми признаками.
Факторы, связанные с товарными ресурсами, влияют на объём продаж через изменение величины запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов товаров на конец отчётного периода. Между этими величинами имеется определённая балансовая связь. Она выражается формулой товарного баланса, которая приводилась ранее (см. формулу 1). Влияние на сумму продажи того или иного слагаемого товарного баланса измеряется путём определения разниц между приведёнными показателями в динамике. Порядок применения способа разниц проиллюстрируем на примере анализа товарного баланса исследуемого предприятия (табл. 2.3.2).
Таким образом, увеличение начальных товарных запасов на 502 тыс.руб., поступления товаров – на 11 399 тыс.руб. создали реальную предпосылку для увеличения объёма продаж на 11 901 тыс.руб. Но дополнительное увеличение прочего выбытия товаров на 31 тыс. руб. и прирост конечных товарных запасов на 370 тыс.руб. снизили в итоге прирост товарооборота до 11 500 тыс.руб., т.е. на 401 тыс.руб. Данная сумма составляет неиспользованный внутренний резерв, не вошедший в хозяйственный оборот предприятия в отчётном году.
Таблица 2.3.2
Влияние изменения товарных ресурсов на фактический объём
розничного товарооборота в динамике (в действующих ценах)
Сумма – тыс.руб.
Показатели | Прошлый год | Отчётный год | Отклонение | Влияние на объём продаж |
1. Товарные ресурсы 2. Запасы на начало года 1.2. Поступление товаров | 7 064 138 995 | 7 566 150 394 | 502 11 399 | 502 11 399 |
Всего товарных ресурсов | 146 059 | 157 960 | 11 901 | 11 901 |
3. Использование товарных ресурсов 4. Объём продажи товаров 5. Прочее выбытие товаров 2.3. Запасы товаров на конец года | 138 500 493 7 066 | 150 000 524 7 436 | 11 500 31 370 | 11 500 -31 -370 |
Всего использовано товарных ресурсов | 146 059 | 157 960 | 11 901 | 11 901 |
Исчисление влияния различных элементов товарного баланса на объём розничного товарооборота можно использовать и применительно к отдельным товарным группам. Данные, содержащиеся в развёрнутом товарном балансе (см. ассортиментную структуру оборота – табл. 2.3.3), показывают, что за общими удовлетворительными показателями скрываются серьёзные нарушения в работе предприятия, которые выражаются в существенном нарушении структуры товарооборота в динамике.
Из развёрнутого товарного баланса видно, что, несмотря на общий прирост товарооборота в динамике на 11 500 тыс.руб., предприятие имело в отчётном году внутренние неиспользованные резервы, не вошедшие в хозяйственный оборот на сумму 1 158 тыс.руб. Это, во-первых, уменьшение начальных товарных запасов по рыбе и сельди на 15 тыс.руб., во-вторых, снижение размера поступления сахара на 715 тыс.руб., в -третьих, прирост конечных товарных запасов по сельди на 24 тыс.руб., жирам животным на 83 тыс.руб., сахару на 28 тыс.руб., кондитерским изделиям на 114 тыс.руб., макаронно-крупяным изделиям на 87 тыс.руб., алкогольным напиткам на 71 тыс.руб., безалкогольным напиткам на 21 тыс.руб.
Таблица 2.3.3
Влияние на объём розничного товарооборота
изменения слагаемых товарного баланса в динамике
Сумма – тыс.руб.
Наименование товаров и товарных групп | Товарооборот | Отклонение оборота в динамике | |||||
прошлый год | отчётный год |
Всего | В том числе: | ||||
З1 | П | В | З2 | ||||
· Мясо и птица · Колбасные изделия · Рыба, сельди · Жиры животные · Сахар · Кондитерские изделия · Макаронно-крупяные изделия · Овощи, фрукты · Алкогольные напитки · Безалкогольные напитки · Остальные продукты | 15 087 25 399 18 355 9 564 8 375 13 039 3 857 9 929 27 109 5 432 2 354 | 16 950 27 750 18 750 10 200 7 650 14 100 3 901 10 150 32 600 5 555 2 394 | 1 863 2 351 395 636 - 725 1 061 44 221 5 491 123 40 | 53 38 -15 46 20 147 10 81 53 59 10 | 1 800 2 298 438 676 -715 1 030 124 136 5 509 85 18 | 7 7 4 3 2 2 3 2 - - 1 | -17 -22 24 83 28 114 87 -6 71 21 13 |
Всего | 138 500 | 150 000 | 11 500 | 502 | 11 399 | 31 | 370 |
Рост товарооборота во многом зависит от обеспеченности предприятия необходимой численностью работников и уровня их производительности труда (сумма товарооборота, приходящаяся на одного работника в единицу времени).
Объём товарооборота предприятия можно представить как произведение численности работников на их производительность труда:
Р = ЧР х СО, (2)
где Р – объём реализованных товаров;
ЧР – среднесписочная численность работников;
СО – средний оборот на одного работника (производительность труда).
Степень влияния на объём розничного товарооборота изменения численности работников и производительности их труда рассчитаем способом цепной подстановки. Для расчётов используем данные по предприятию в динамике (см. табл.2.3.4).
Таблица 2.3.4
Розничный товарооборот, численность работников
и производительность труда
Сумма – тыс.руб.
Показатели | Прошлый год | Отчётный год | Отклонение |
· Объём товарооборота · Среднесписочная численность работников · Производительность труда | 138 500 3 46 167 | 150 000 4 37 500 | 11 500 1 -8 667 |
Таким образом, на изменение объёма розничного товарооборота в динамике неоднозначное влияние оказали приведённые факторы. Так, если увеличение среднесписочной численности на одну единицу дало возможность увеличить объём продажи товаров на 46 167 тыс.руб.(1х46 167), то снижение производительности труда, напротив, снизило его величину на 34 668 тыс.руб. (-8 667х4).
В итоге, в результате снижения производительности труда объём товарооборота в отчетном году возрос только на 11 500 тыс.руб.(46 167 – 34 668), а не на 46 167 тыс.руб., как это в начале ожидалось.
На объём розничного товарооборота оказывает влияние и эффективность использования имеющихся на предприятии основных средств и их фондоотдача. Покажем сказанное на примере (табл. 2.3.5).
Таблица 2.3.5
Показатели розничного товарооборота,
среднегодовой стоимости основных фондов
и их фондоотдачи в динамике
Сумма – тыс.руб.
Показатели | Прошлый год | Отчётный год | Изменение |
· Объём розничного товарооборота · Среднегодовая стоимость основных средств · Коэффициент фондоотдачи | 138 500 27 104 5,11 | 150 000 30 303 4,95 | 11 500 3 199 -0,16 |
Следовательно, и в этой группе факторов, как и в предыдущей, наблюдается неоднозначное влияние на изменение объёма розничного товарооборота в динамике. Так, если прирост основных фондов на 3 199 тыс.руб. способствовал росту объёма продаж на 16 347 тыс.руб. (3199х5,11), то снижение фондоотдачи использования действующих основных фондов на 0,16 привело к снижению оборота в динамике на 4 848 тыс.руб. (0,16х30 303). Наличие действия негативного фактора (снижения эффективности использования основных фондов) снизило реальную возможность увеличения объёма продажи товаров в динамике с 16 347 до 11 500 тыс.руб., т.е. на 4 848 тыс.руб.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте понятие количественно измеримых и стохастических факторов, приведите примеры.
2. Каким образом оказывают влияние на изменение объема продаж товаров роста или снижение:
· инфляция;
· товарные ресурсы;
· трудовые ресурсы;
· используемая материально-техническая база и др?
3. Назовите факториальные и результативные признаки.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 387.