Кафедра экономики и управления на предприятиях торговли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра экономики и управления на предприятиях торговли

ЭКОНОМИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ:

Анализ и планирование розничного товарооборота на предприятиях торговли

Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей вузов региона

Хабаровск 2007

ББК У(2)42

  П 30

 

Петрова Л. П., Золотова Я. В. Экономика торгового предприятия : Анализ и планирование розничного товарооборота на предприятиях торговли : учебное пособие  для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2007. – 140 с.

ISBN

 

Рецензенты: Н.А. Хальзова – кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции Тихоокеанского государственного университета

Л.И. Попова – кандидат экономических наук, профессор, директор консалтинговой компании «Богерия»

 

 

В учебном пособии раскрыты вопросы экономики торгового предприятия, касающиеся формирования товарооборота в условиях рынка с учетом изменений в финансовом и налоговом законодательстве. Излагается сущность важнейшей категории, её структура, методика анализа и планирования базового показателя.

Пособие адресуется студентам специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)», а также практическим работникам, ведущим бизнес в сфере торговли и общественного питания.

 

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2007

 



Содержание

 

Введение 4
1. Понятие, сущность и значение розничного товарооборота в современных условиях хозяйствования 7
1.1. Понятие и состав розничного товарооборота, его основные функции и задачи 7
1.2. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на объём продажи товаров 18
1.3. Основные тенденции развития розничного товарооборота в Хабаровском крае 22
2. Анализ розничного товарооборота за год и в динамике 33
2.1.Цель и задачи проведения экономического анализа, в том числе товарооборота 33
2.2. Анализ товарооборота (оборота по продаже товаров) 39
2.3. Анализ влияния важнейших количественно-измеримых факторов на изменение объёма продажи товаров за год 64
2.4. Состояние и использование текущих товарных запасов за исследуемый период времени; время обращения товаров 70
3. Планирование розничного товарооборота как главнейшее условие принятия управленческих решений 87
3.1 Планирование (прогнозирование) оборота по продаже товаров на будущий год 87
3.1.1. Прогнозирование розничного товарооборота с помощью математических методов 91
3.1.2. Прогнозирование розничного товарооборота методом линейного тренда (полинома первой степени) 95
3.1.3. Прогнозирование товарооборота с помощью показательной функции 97
3.1.4. Прогнозирование товарооборота методом параболического тренда 100
3.1.5. Прогнозирование товарооборота на основе адаптивных моделей 100
3.1.6. Прогнозирование и перспективные оценки товарооборота предприятия с помощью встроенных статистических функций Excel 104
3.1.7. Прогнозы товарооборота с применением метола скользящего среднего 105
3.1.8. Прогнозирование товарооборота с помощью функций регрессии Excel 107
3.1.9. Составление линейных прогнозов: функция ТЕНДЕНЦИЯ, ПРЕДСКАЗ, ЛИНЕЙН 108
3.1.10. Прогнозирование товарооборота с использованием функции экспоненциального сглаживания 111
3.2. Нормирование и планирование текущих товарных запасов на будущий год 121
3.3. Составление прогноза товарного обеспечения розничного товарооборота  127
Резюме 131
Библиографический список 135

 



Понятие, сущность и значение розничного товарооборота в современных условиях хозяйствования

Анализ розничного товарооборота за год и в динамике

Вопросы для самопроверки

1. В какой последовательности проводится анализ оборота по реализации товаров населению?

2. В чём заключается отличие понятий «ритмичность» и «равномерность» развития розничного товарооборота?

3. Укажите цель и задачи проведения анализа ассортиментной структуры оборота.

4. Решение каких основных вопросов предполагает организация продажи товаров?

5. Назовите систему показателей, раскрывающих конкурентоспособность реализуемых товаров.

6. С помощью каких показателей проводится оценка конкурентоспособности предприятия от реализации товаров в целом?

7. Какие существуют управленческие инструменты, связанные с измерением эффективности организации продажи товаров?

8. Каким образом выручка влияет на изменение величины валового дохода от реализации товаров?

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие количественно измеримых и стохастических факторов, приведите примеры.

2. Каким образом оказывают влияние на изменение объема продаж товаров роста или снижение:

· инфляция;

· товарные ресурсы;

· трудовые ресурсы;

· используемая материально-техническая база и др?

3. Назовите факториальные и результативные признаки.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В чём проявляется экономическая необходимость создания товарных запасов на предприятии?

2. По каким признакам классифицируются товарные запасы?

3. Раскройте сущность товарного запаса и товарооборачиваемости. Какие существуют их отличительные особенности?

4. Какие приемы и способы применяются при анализе товарных запасов и товарооборачиваемости?

5. Каким образом скорость обращения товаров оказывает влияние на конечный результат финансовой деятельности торгового предприятия (прибыли от продажи продукции)?



Планирование розничного товарооборота как главнейшее условие принятия управленческих решений

Планирование (прогнозирование) оборота по продаже товаров на будущий год

 

Одним из главнейших методов, используемых для принятия управленческого решения, является осуществление внутрифирменного планирования или прогнозирования экономических показателей торгово-хозяйственной деятельности предприятия.

Планирование представляет собой процесс определения ключевых целей и задач конкретной экономической ситуации, её обязательное подкрепление необходимыми расчётами, а также подбор нужного информационного банка данных для всестороннего обоснования, например, плана розничного товарооборота на предстоящий период времени.

Прогнозирование является процессом предвидения предстоящей экономической ситуации, но отличается от планирования отсутствием конкретных подкрепляющих расчётов.

Важнейшей чертой планирования является не столько точность количественных показателей, сколько содержательное, качественное обоснование поставленных целей, например, того же плана розничного товарооборота.

Целями работы каждого торгового предприятия являются:

– высшая (получение прибыли);

– конечная (победа в конкуренции);

– промежуточная (повышение производительности труда и пропускной способности торгового зала; ускорение товарооборачиваемости; повышение эффективности использования ресурсов; снижение себестоимости торговой деятельности и др.).

Цели бывают двух видов:

– количественные цели: размер торгово-складской площади в м2, м3; объём продаж товаров в натуральных и стоимостных показателях, и т.д.

– качественные цели: качество реализуемых товаров и уровень торгового обслуживания населения.

Формирование целей в процессе планирования розничного товарооборота связывается с созданием основ мотивации и побуждением заинтересованности работников предприятия в их достижении.

Экономическая теория предъявляет к системе целей следующие требования:

1. реальность (возможность достижения целей при заданных условиях);

2. операционность (приближённая точность целей по определению объёмных и относительных показателей);

3. актуальность (соответствие выбора целей основным функциям предприятия);

4. целостность (совокупность всех важнейших целей во избежание противоречий в обеспечении необходимыми ресурсами);

5. полезность (чувство ответственности у работников за достижение поставленных целей).

Цель составления плана (прогноза) розничного товарооборота заключается в первую очередь в том, чтобы дать предприятию наиболее полную картину экономического положения и возможностей её развития в будущем. Кроме того, тщательное обоснование плана (прогноза) продажи товаров, входящее в качестве важнейшего раздела в бизнес–план, создаёт у будущих партнёров уверенность в надёжности своевременного выполнения данным предприятием своих договорных обязательств. Качество разработанного плана (прогноза) должно убедить кредиторов в минимизации хозяйственного риска в экономических отношениях между каждым из них и данным предприятием.

В рыночных условиях хозяйствования предпочтительным является составление стратегического бизнес-плана на 3–5 лет, дающего начало тактическому планированию (прогнозированию) на предстоящий хозяйственный год.

В основе современного планирования работы предприятия лежит анализ стратегий. В отечественной специальной экономической литературе приводится несколько подходов к проведению такого анализа, им соответствует анализ стратегии по Минцбергу и анализ конкуренции по Портеру.

В частности, различают три различных типа развития стратегии: плановая модель; модель предпринимательского типа; модель обучения на опыте.

Плановая (портфельная) модель определения стратегии – это обдуманный, осознанный и контролируемый процесс. Эта модель рассматривает стратегию как процессы планирования, в соответствии с которыми назначаются конкретные исполнители, отвечающие за разработку стратегии.

Модель предпринимательского типа стратегии – это полуосознанный процесс, который происходит в уме лидера-предпринимателя. Своё видение сценария развития бизнеса предприниматель строит на основе логического мышления и осмысливания имеющихся тенденций.

Модель обучения на опыте основана на следующих моментах:

- определение стратегии развивающихся и одновременно повторяющихся процессов;

- стратегия представляет собой модель, чутко реагирующую на воздействие внешних факторов, поэтому предприниматель должен быть готов пересмотреть в случае необходимости выбранную линию поведения. Зарубежная и отечественная практика показала, что успех фирмы зависит от умного сочетания всех трёх моделей, без предоставления исключительного права одной из стратегий.

 Анализ конкуренции по Портеру как часть стратегического анализа, ставит перед собой цель оценить, какие изменения в стратегии могут предпринять конкуренты фирмы (предприятия) и как фирма должна отреагировать на это.

Применительно к розничному товарообороту стратегическое планирование (прогнозирование) означает проверку стратегии (прибыль; доля на рынке; "завоевание" покупателя и др.) на конкурентоспособность посредством оценки правильности применения различных стратегий моделей (плановая, предпринимательского типа, обучение на опыте) и уровня конкуренции через сравнение плановых и достигнутых объёмов продаж товаров по сравнению с однотипными предприятиями или в динамике по самому предприятию.

Основными принципами экономического обоснования плана розничного товарооборота являются:

6. формирование приоритетных целей;

7. анализ и выработка стратегии или способов нахождения путей достижения поставленных целей;

8. выбор средств достижения целей (ресурсное обеспечение).

Данные принципы можно представить в виде рис. 3.1.1.

План розничного товарооборота включает в себя следующие основные разделы:

а) оборот по продаже товаров как в целом по объёму, так и в ассортиментном разрезе;

б) нормирование и планирование текущих товарных запасов;

в) поступление товаров (план товарного обеспечения розничного товарооборота).


 

 

 


Рис. 3.1.1. Экономический механизм обоснования плана розничного       товарооборота на предприятии

 

В данной главе подробно рассмотрим методику планирования каждого раздела. В частности, параграф 3.1. будет полностью посвящен только планированию оборота по продаже товаров. В параграфах 3.2. и 3.3. будут показаны методики нормирования и планирования текущих товарных запасов и поступление товарных ресурсов на будущий период времени.

Основные этапы планирования оборота по продаже товаров, которые высвечивают систему управления товарооборотом в целом на предприятии, представлены на рис.3.1.2.

 


Рис. 3.1.2. Основные этапы (стадии, шаги) целевого планирования объёма продаж товаров

В специальной учебно-методической литературе по изучению курса          «Экономика торгового предприятия» приводится ряд методик планирования (прогнозирования) общего объёма всех трех составляющих розничного товарооборота, в частности:

- методика планирования оборота по продаже товаров с учетом получения реальной прибыли;

9. методика, предусматривающая использование норм и нормативов (производительность труда, пропускная способность торгового зала и т.д.);

10. методика расчета оборота по продаже товаров с учётом планируемого или прогнозируемого ресурсного обеспечения предприятия на предстоящий период времени;

11. экономико-статистические методы;

12. экономико-математическое моделирование и оптимальное прогнозирование;

13. методика расчёта объёма по продаже товаров на основе исчисления критической точки (массы), т.е. пороговой рентабельности и «запаса» финансовой прочности, и др.

Экономические методы общеизвестны, и их использование не вызывает трудности у студентов. Поэтому акцентируем основное внимание на применении в прогнозировании товарооборота методов экономико-математического моделирования.

Технология расчёта прогнозного объёма оборота по реализации включает следующие этапы:

первый этап: определение объёма продаж в целом по предприятию;

второй этап: расчёт прогноза оборота в разрезе отдельных кварталов и месяцев;

третий этап: прогнозирование ассортиментной структуры оборота.

Как уже отмечалось, первый этап планирования включает расчёт оборота по продаже товаров на будущий год, для чего используем ряд экономических методов и метода экономического моделирования.

 




Вопросы для самопроверки

 

- Какие существуют отличительные особенности понятия «планирование» и «прогнозирование»?

- Какие требования экономической теории, предъявляются к поставленным целям предприятия?

- В чём заключается сущность стратегии и тактики планирования (прогнозирования)?

- Покажите экономический механизм обоснования плана (прогноза) розничного товарооборота.

- Назовите составные части розничного товарооборота, укажите их взаимосвязь и взаимозависимость.

- Какие основные этапы целевого планирования оборота по продаже товаров можно выделить?

- Какие существуют методики планирования оборота по продаже товаров?

- В чём заключается технологический процесс планирования оборота по продаже товаров на основе использования методики:

а) объема продажи товаров в целом по предприятию;

б) продажи товаров в разрезе отдельных периодов года;

в) продажи товаров по отдельным товарным группам?

 

 

3.2 Нормирование и планирование текущих товарных запасов на будущий год

 

Как уже отмечалось, исследуемое торговое предприятие не только за два года своего существования не занималось прогнозированием результатов своей хозяйственной деятельности, но даже и проведением анализа состояния и использования текущих товарных запасов, определения эффективности их использования. Их формирование происходило спонтанно. В этой связи мы взяли на себя смелость самостоятельно провести нормирование и планирование (прогнозирование) текущих товарных запасов на предстоящий год, используя для этого рекомендованную к практическому внедрению методику бывшего Министерства торговли РСФСР (1989 года), а также методики, приведённые авторами учебно-методической литературы, предназначенной для высших учебных заведений по подготовке специалистов для торговли (проф. Гребнев И.М., Валевич Р.П., Аванесов Ю.А. и др.).

Нормирование означает разработку норм запасов в днях оборота как по каждой товарной группе в отдельности, так и в целом по предприятию на предстоящий период времени.

Планирование (прогнозирование) предполагает разработку нормативов в сумме как по каждой группе товаров, так и в целом по исследуемому предприятию, используя метод технико-экономических расчётов.

На первом этапе рассчитываются норма и норматив по каждой товарной группе в отдельности; методика планирования показана на примере группы «кондитерские изделия» в табл.3.2.1.

Механизм нормирования запасов товаров состоит в следующем:

· во-первых, рассчитывается первая часть запаса в днях оборота, предназначенная для показа покупателям имеющихся ассортиментных разновидностей данной товарной группы и осуществления их однодневной продажи. Для чего следует количество ассортиментных разновидностей в торговом зале предприятия умножить на среднюю цену одной разновидности; к полученному произведению следует добавить сумму прогнозируемой среднедневной продажи данного товара, затем окончательный результат числителя следует разделить на прогнозируемый среднедневной объём продажи этой товарной группы;

Таблица 3.2.1

Расчёт нормы и норматива запаса по кондитерским изделиям

 на IV квартал будущего года

1. Количество ассортиментных разновидностей – 59 единиц
2. Средняя цена одной разновидности – 17 100 руб.
3. Среднедневная продажа – 64 200 руб.
4. Первая часть торгового запаса: [(1х2)+ 3] : 3 = 16,7 дня
5. Количество ассортиментных разновидностей, поступающих в одной партии – 19 единиц
6. Частота завоза – 3 дня
7. Коэффициент комплектности поставки: (гр.5. : гр.1.) 19 : 59 = 0,32
8. Частота завоза с учётом коэффициента комплектности поставки: (гр.6. : гр.7.) 3 : 0,32 = 9,4 дня 
9. Вторая часть торгового запаса: ( 50 % х гр.8) 9,4 : 2 = 4,7 дня
10. Итого торговый запас : (гр.4. + гр.9.) 16,7 +4,7 = 21,4 дня
11. Страховой запас: (15% * гр.10.) 15% х 21,4 = 3,2 дня
12. Время на приёмку и подготовку товара к продаже – 0,4 дня
13. Общая норма запаса в днях оборота: (гр.10. + гр.11. + гр.12.)    21,4 + 3,2 + 0,4 = 25 дней
14. Норматив запаса кондитерских изделий в сумме: (гр.13.х гр.3.) 25х64 200 = 1 605 тыс.руб.

 

· во-вторых, определяется коэффициент комплектности поставки, для чего количество разновидностей, поступающих в среднем в одной партии, следует разделить на общее количество ассортиментных разновидностей, находящихся в торговом зале предприятия;

· в-третьих, рассчитывается частота завоза с учётом коэффициента комплектности товара. В этой связи, следует сложившуюся на предприятии частоту завоза товара разделить на рассчитанный коэффициент комплектности поставки изделия. Данный показатель показывает, за сколько дней в среднем обновятся все ассортиментные разновидности, имеющиеся в торговом зале предприятия;

· в-четвёртых, учитывая, что товарные запасы колеблются от минимума накануне завоза до максимума в период завоза, для расчёта второй части торгового запаса берётся только половина всей рассчитанной частоты завоза с учётом коэффициента комплектности поставки товара;

· в-пятых, путём сложения норм первой и второй частей определяют общий торговый запас;

· в-шестых, в силу нестабильности завоза товара методика предусматривает создание определённого резерва запаса по данной товарной группе, причём страховой запас по продовольственным невзаимозаменяемым товарам не должен превышать 100 %, а по взаимозаменяемым продуктам питания и всем непродовольственным товарам их предельный размер – 50 % ко всему торговому запасу. Учитывая относительную устойчивость в завозе почти всех продуктов питания, мы тем не менее взяли минимальный размер страхового запаса – 15 %;

· в-седьмых, время на прёмку и подготовку товара к продаже определяется по фактически сложившемуся времени;

· в-восьмых, путём сложения общего торгового и страхового запаса, с учётом времени на приёмку товара, рассчитывают общую (среднюю) норму запаса по конкретной группе товара в днях оборота на предстоящий период времени;

· в-девятых, для определения потоварного норматива запаса в сумме следует рассчитанную норму в днях оборота умножить на прогнозируемый среднедневной оборот по данной товарной группе.

Аналогично норму и норматив можно рассчитать по каждой товарной группе, тем более, что компьютерная техника позволяет обрабатывать необходимый банк данных с минимальными трудовыми затратами.

Нормы и нормативы целесообразнее рассчитывать на срок не более два года, с учётом внесения последующих корректировок. Как известно, нормирование и планирование в рыночных условиях является одним из главнейших методов механизма управления товарными запасами и товарооборачиваемостью, поэтому эффективность их использование в будущем полностью зависит от правильного принятия управленческих решений.

Отечественная специальная экономическая литература рекомендует при прогнозировании товарных запасов на будущий год, кроме метода технико-экономических расчётов, использовать также следующие методы:

1. экономико-статистический;

2. удельных приращений (использование скользящей средней динамического ряда);

3. экономико-математический с использованием теории управления товарными запасами и др.

Так, например, среди экономико-статистических методов наиболее широкое распространение, по оценке учёного Соломатина, получил метод скользящей средней динамического ряда. Суть метода заключается в выравнивании уровня товарных запасов в днях оборота в динамике за последние пять лет и распространения рассчитанной тенденции в его развитии на будущий год.

Расчёт нормы товарного запаса в днях оборота производится по формуле

  

Откуда расчёт среднегодового изменения уровня товарных запасов в днях оборота за весь исследуемый период времени определим по формуле

,

где  – среднегодовое изменение уровня товарных запасов в днях оборота;

– прогнозируемый товарный запас в днях оборота;

– конечный товарный запас в днях оборота;

–начальный товарный запас в днях оборота;

– число взятых лет.

В результате общая норма товарного запаса в днях оборота составит на будущий год:

Кпр. = +2

Умножив рассчитанную норму на прогнозируемый среднедневной оборот, получим норматив товарных запасов в сумме на будущий год. Согласно отечественным методическим рекомендациям по управлению товарными запасами, норма и норматив обычно рассчитываются на конец четвёртого квартала будущего года, в котором товарооборот наибольший в году. По приведенным формулам можно рассчитать норму товарного запаса по каждой ведущей товарной группе.

На втором этапе рассчитываются нормы и нормативы, их прогноз на предстоящий период времени в ассортиментном разрезе. Учитывая, что наибольший объём розничного товарооборота приходится на IV квартал года, нормы и норматив рассчитываются именно на IV квартал будущего года, что нами и было сделано (см. табл.3.2.2). 

Исходя из реальных условий движения текущих товарных запасов за предплановый период времени, мы предусмотрели незначительное снижение нормы товарного запаса на конец планируемого года по макаронно-крупяным изделиям на 1 день, алкогольной продукции на 2 дня, безалкогольной продукции на 11 дней. Тем не менее прогнозируется, с учётом ожидаемого возрастания объёма продаж товаров, увеличение прироста норматива товарных запасов на конец планируемого года с 7 436 тыс. руб. до 8 074 тыс. руб.

Таблица 3.2.2

Вопросы для самопроверки

 

Раскройте понятие нормирования и планирования текущих товарных запасов, цель и задачи их осуществления.

Укажите этапы расчета норма запаса по отдельной группе товаров на основе отечественной методики.

Покажите расчет нормы и норматива текущих товарных запасов по предприятию в целом.

В чём заключается сущность нормирования и планирования текущих товарных запасов в поквартальном разрезе?

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

Дайте понятие товарных ресурсов и назовите источники их формирования.

Какова методика расчета потребности предприятия в товарных ресурсах на будущий период времени?

В чём заключается экономическая необходимость прогнозирования поступления товаров на предприятие независимо от его размера и формы собственности?


Заключение

 

Теоретическое освоение студентами полученных экономических знаний и его практическое применение в будущем году во многом зависит от умения студентом резюмировать результаты полученного исследования с обязательным показом «упущенной» экономической выгоды, т.е. наличие неиспользованных ресурсов, не вошедших в хозяйственный оборот предприятия в отчётном периоде. На примере исследуемого предприятия, авторы показали своё видение резюме по материалам проведенного анализа розничного товарооборота в динамике.


Объектом исследования явился розничный товарооборот, в частности, его основные разделы: оборот по продаже; товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров, находящихся между собой в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости.

Розничный товарооборот является одним из ведущих прибылиобразующих показателей. Посредством розничного товарооборота, торговое предприятие выполняет важнейшие функции в народном хозяйстве страны и отдельного региона.

Розничный товарооборот относится к числу важнейших социально – экономических показателей народного хозяйства страны, в частности через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости потребительских товаров, созданных в процессе производства.

Розничный товарооборот является важным звеном в общем процессе осуществления реализации экономического закона распределения по труду. Денежные доходы отдельных членов общества, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на потребительские товары. Этим самым торговое предприятие стимулирует дальнейший рост производительности и эффективности труда работника, повышение его квалификации.

Розничный товарооборот служит своего рода экономическим "барометром" для определения степени сложившегося соотношения между спросом и предложением как в целом по объёму, так и в разрезе отдельных товарных групп.

Только в результате конечной продажи товаров потребителю аккумулируются наличные денежные средства, поступающие в кассы соответствующих банков, откуда они затем направляются на оплату труда рабочих и служащих, выплату пенсий, пособий, стипендий и т.д.

Объём розничного товарооборота зависит от многих факторов внешней и внутренней среды и прежде всего:

насыщения рынка соответствующей товарной массы; наличия инфляционных процессов;

сложившейся конкурентной среды; территориального размещения покупателей и поставщиков товаров;

широты ассортимента и качества товаров;

 системы материального стимулирования труда, применяемой на предприятии торговли и др.

В процессе осуществления своей торговой деятельности, предприятие должно учитывать влияние тех и других факторов, т.е. принимать «правила игры», установленные рыночной экономикой.

Оценка результатов деятельности предприятия начинается с анализа текущего положения дел. Это так называемый ситуационный анализ, в ходе которого собирается и изучается информация об условиях, в которых действует предприятие, о рыночной среде, конкурентах и потребителях товаров.

Практика экономического анализа уже выработала основные правила проведения ситуационного анализа.

Среди них выделяются следующие методы: горизонтальный (временной) анализ; вертикальный (структурный) анализ; трендовый анализ; анализ относительных показателей (коэффициентов); сравнительный (пространственный) анализ; факторный анализ.

В торговом предприятии экономический анализ обычно начинается с рассмотрения первого прибылеобразующего показателя, составляющего основу коммерческой деятельности – розничного товарооборота как в целом по объёму, так и его ассортиментной структуры.

Исследуемое торговое предприятие на протяжении двух лет своего существования не только не занималось планированием, но и анализом результатов своей коммерческой деятельности. Поэтому, используя «сырой» аналитический материал, путём проведения экономического анализа авторы показали имевшие место неиспользованные внутренние резервы, не вошедшие в товарооборот в отчётном году в размере 30 003,4 тыс.руб., что составляет около 20 % фактического объёма продажи товаров.

Разумеется, всегда имеет место взаимопогашение отдельных неиспользованных резервов, но реальность их присутствия очевидна. Так, в частности, на исследуемом предприятии минимальная величина таких резервов составила около 15,3 млн руб. (2 392+15+370+833,4+11 704). Отсюда потеря прибыли от продажи товаров (торговая прибыль) в отчётном периоде превысила 785,6 тыс. руб. (15 314,4 тыс. руб. х 5,13% : 100%).

В процессе проведения экономического анализа розничного товарооборота за исследуемый период времени, студенту необходимо обратить внимание на действие на практике различных видов хозяйственных рисков, к которым прежде всего относятся: риск случайной гибели товара; риски: коммерческий, экономический, ценовой, валютный, процентный, инфляционный, инвестиционный, налоговый; риск потери финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия и др. природа возникновения хозяйственных рисков, связанных с актами купли-продажи товаров, рассматривается в специальной теме.

Результаты проведённого исследования кладутся в основу принятия соответствующего управленческого решения. Главнейшими методами, используемыми для принятия управленческого решения по товарообороту, является осуществление планирования или прогнозирования его развития в будущем.

Прогнозирование представляет собой процесс предвидения экономической ситуации в будущем. Планирование – это процесс определения ключевых идей и задач конкретной экономической ситуации, подкрепленный обязательными взаимоувязанными расчётами.

В основе современного планирования работы предприятия лежит анализ стратегий. В отечественной специальной экономической литературе приводится несколько таких видов:

плановая (портфельная) модель;

модель предпринимательского типа;

модель обучения на опыте.

План розничного товарооборота включает следующие основные разделы:

оборот по продаже товаров как в целом по объёму, так и в ассортиментном разрезе;

состояние и использование текущих товарных запасов в будущем году;

поступление товарных ресурсов как в целом по объёму, так и в разрезе отдельных поставщиков и товарных групп.

Основные методики, используемые при планировании оборота по продаже товаров, предполагает определять объем продаж на будущий год:

с учётом прогнозируемой реальной прибыли;

использования норм и нормативов;

с учётом планируемого или прогнозируемого ресурсного обеспечения предприятия;

на основе исчисления критической точки (массы), т.е. «порога» рентабельности и «запаса» финансовой прочности предприятия, и др.

Студент должен знать, что использование методики планирования оборота по продаже товаров позволит ему самостоятельно составить сводную таблицу прибылеобразующих показателей на предстоящий период времени. Но при этом необходимо выдержать следующие важнейшие пропорции в темпах роста:

объём продажи товаров должен как минимум, по оценке специалистов торговли, на 1–1,5% (пункта) опережать планируемый размер увеличения затратного характера

величина увеличения валового дохода должна опережать на 1,5–2% размер увеличения объёма продаж товаров.

Планирование оборота по продаже товаров также предусматривает расчет его величины как по отдельным периодам года (кварталам, месяцам), так и по товарным группам. В основу такого принципов планирования кладутся сложившиеся за последние три года среднегодовые удельные веса объёма продаж каждого периода года или отдельной товарной группы в общем объёме продаж товаров в целом за год.

Для большей достоверности рассчитанного плана розничного товарооборота на будущий год, целесообразным является определение объёма продаж товаров не только по одной конкретной методике, а с привлечением двух, трех и более отечественных методик.

Рассчитанная плановая (прогнозная) модель объёма розничного товарооборота может использоваться предприятием для прогнозирования (планирования) всех остальных социально-экономических показателей.   

 



Библиографический список

 

Гражданский Кодекс Российской Федерации. – М. : Ось-89, 2003. –382с.

Налоговый кодекс Российской Федерации. – М. : Омега-Л, 2004. – 496 с.

Учет основных средств : ПБУ 6/01 утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001, № 26н.

Постатейный комментарий к главе 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций. – М. : ИКК «Статус-Кво 97», 2002. – 656 с.

ГОСТ Р 50-99 Розничная торговля. Классификация предприятий.

ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.

ГОСТ Р 31304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования.

Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности / М. С. Абрютина. – М. : ДИС, 2000. – 512 с.

Анашин Ю. А., Селиванов А. В. Повышение привлекательности ценового предложения в широкоассортиментной компании // Маркетинг в России и за рубежом. №3. 2006. С. 24 – 25.

 Аникин Б. А., Тяпухин А. П. Коммерческая логистика / Б. А. Аникин, А. П.Тяпухин. – М. : Проспект, 2005. – 427 с.

 Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров. – М. : Дашков и Ко, 2005. – 100 с.

 Баканов М. И., Дмитриева И. М., Смирнова Л. Р. Экономический анализ в торговле / М. И. Баканов, И. М. Дмитриева, Л. Р. Смирнова. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 397 с.

 Баумгартен Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции// Маркетинг в России и за рубежом. №4. 2005. С. 17–21.

 Безруков В., Остапкович Г. Тенденции развития регионов в 2005–2006 гг.// Экономист. №10. 2005. С. 31–38.

 Белоусов А. Г. Коммерческая логистика / А. Г. Белоусов. – М. : Феникс, 2001. – 224 с.

 Божук С. Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы / С. Г. Божук – М. : Издательство: Вектор 2005. – 220 с.

 Брагин Л. А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело / Л. А. Брагин. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 314 с.

 Брагин Л. А., Данько Т. П. Организация и управление торговым предприятием / Л. А. Брагин, Т. П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 302 с.

 Бычкова А. Н. Метод классификаций в ассортиментной политике // Маркетинг в России и за рубежом. №1. 2006. С. 12–16.

 Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. – М. : Дашков и Ко, 2005. – 697 с.

 Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К., Памбухчиянц О. В. Организация труда работников торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиян. – М. : Дашков и Ко, 2005. – 239 с.

 Дейли Дж. Вильямс Эффективное ценообразование : Основа конкурентного преимущества / Дж. Вильямс Дейли. – М., 2004. – 302 с.

 Денисова И. Н. Розничная торговля непродовольственными товарами / И. Н. Денисова. – М. : ЮНИТИ, 2005. – 223 с.

 Должностные инструкции в торговле. – М. : ПРИОР, 2002. – 176 с.

 Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. – М. : Дело и Сервис, 2005. – 368 с.

 Егоров И. В. Управление товарными системами / И. В. Егоров.  – М. : Дашков и Ко, 2005. – 643 с.

 Зайцева Т. Методика разработки прогноза продаж// Управление продажами. 2004. № 4. – с. 6 –16.

 Заров К. Г. Операционный левередж как универсальный инструмент принятия управленческих решений // Финансовый менеджмент. №1. 2006. с. 24 – 28.

 Зеваков А. М. Логистика материальных запасов и финансовых активов / А. М. Зеваков. – СПб. : Питер, 2005. – 351 с.

 Зыкова О. Н. Организация производства на предприятиях отрасли (торговли): Учебное пособие / О. Н. Зыкова. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2004. – 180 с.

 Иванов Д. А. Логистика: Стратегическая кооперация / Д. А. Иванов. – М. : Вершина, 2006. –174 с.

 Иванченко Б. В. Мерчендайзинг : Искусство продавать. Школа прибыльной торговли: Практическое пособие / Б. В. Иванченко. – М.: Феникс, 2003. –159 с. 

 Каплина С. А. Организация коммерческой деятельности / С. А. Каплина. – М. : Феникс, 2004. – 447 с.

 Каплина С. А. Технология оптовой и розничной торговли / С. А. Каплина. – М. : Феникс, 2002. – 416 с.

 Карпова Е. В. Ресурсы торгового предприятия / Е. В. Карпова. – М. : КноРус, 2005. – 256 с.

 Керимов В. Э. Управленческий учет : учеб. / В. Э. Керимов. – М. : Дашков и Ко, 2004. – 460 с.

 Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. – М. : ТК-ВЕЛБИ, издательство Проспект, 2005. – 476 с.

 Когут Ю. Оптимизация по-нашему // Управление компанией. 2006. №5. с.12–15.

 Коннор Т. Все о продажах / Т. Коннор. – М. : Попурри, 2004. – 364 с.

 Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – Минск : Вышейшая школа, 2004. – 430 с.

 Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок: Как сократить затраты и улучшить обслуживание потребителей / М. Кристофер. – СПб. : Питер, 2005. – 315 с.

 Крутик А. Б. Организация сбытовой структуры и её совершенствование. // Маркетинг, реклама и сбыт. 2004. №6. с. 18 – 34.

 Лебедева С. Н. и др. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков. – Минск : Новое знание, 2002. – 340 с.

 Лисицына Е. В. Управление активами компании// Финансовый менеджмент. 2005. № 5. с. 14–18.

 Лумпов Н. А. Формула прибыли: учет различных видов деятельности// Финансовый менеджмент. 2005. № 6. с. 11–18.

 Максимова Ю. М. Особенности прогнозирования спроса на новый товар // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. №3. с. 17–21.

 Медведко К. А. Система управленческого учета как стратегический ресурс в конкурентной борьбе // Финансовый менеджмент. 2005. № 4. с. 14–20.

 Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для работников розничной торговли. – М. : Книга сервис, 2003. – 96 с.

 Миннибаева К. А., Остапенко В. В. Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами// Финансовый менеджмент. 2005. № 4. с. 25–32.

 Николаев И. Г. Методические подходы к разработке и реализации стратегий развития в розничной торговле // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. №3. с. 29–34.

 Николаева И. П. Экономическая теория. Учебник / И. П. Николаева. – М. : Финстатинформ, 2005. – 432 с.

 Нормы естественной убыли продовольственных товаров. – М. : Экзамен, 2003. –157 с.

 Ньюмэн Э., Каллен П. Розничная торговля: Организация и управление / Э. Ньюмэн, П. Каллен. – СПб. : Питер, 2005. – 416 с.

 Оценка финансово-экономического состояния предприятий (методические рекомендации) / под ред. проф. В. В. Рудько-Силиванова. – Владивосток : ДВГАЭУ, 2004. – 76 с.

 Петрова Л. П., Попов Д. А. Экономика  торгового предприятия: Учебное пособие для вузов / Л. П. Петрова, Д. А. Попов. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2004. – 266 с.

 Попов А. Плановые и рыночные методы: условия сочетания // Экономист. 2005. №10. с. 45–55.

 Правила торговли: Розничная торговля. Аттестация предприятий. Учет и оформление. Сертификация. Контрольно-кассовые машины. – М.: Экзамен, 2005. – 222 с.

 Производство прибыли: учеб. пособие для вузов. – М. : Финансы, ЮНИТИ, 2005. – 320 с.

 Радионов А. Р., Радионов Р. А. Логистика: Нормирование сбытовых запасов и оборотных средств предприятия / А. Р. Радионов, Р. А. Радионов. – М. : Дело, 2002. – 416 с.

 Радионов Р. А. Оперативный контроль фактического состояния запасов // Финансовый менеджмент. 2006. №1. с. 31–38.

 Раднаева С. Э. Платежеспособность российских предприятий в современных условиях / С. Э. Раднаева. – М. : МГУЭСИ, 2005. – 240 с.

 Родина Т. Г. Сенсорный анализ продовольственных товаров / Т. Г. Родина. – М. : Академия, 2004. – 205 с.

 Российский статистический ежегодник 2003 : стат. сб./Госкомстат России. – М., 2004. – 690 с.

 Синенко В. П., Ершов В. Ф. Управление жизненным циклом товара в предпринимательских структурах / В. П. Синенко, В. Ф. Ершов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. – 104 с.

 Скляренко В. К. Методы планирования прибыли предприятия // Справочник экономиста. 2005. №2. с.15-21.

 Сковронек Ч., Сариуш-Вольский З. Логистика на предприятии / Ч. Сковронек, З. Сариуш-Вольский. – М. : Финансы и статистика, 2004. –396 с.

 Смольникова О. Л. Методы определения объема рынка. Рыночная доля компании // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. №5. с. 7-10.

 Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям / В. Снегирева. – СПб. : Питер, 2005. – 411 с.

 Социально-экономическое положение Хабаровского края в 2004 году// Золотой рог в Хабаровске. 19. 02. 2005.

 Торговля и общественное питание в Хабаровском крае : стат. сб. Госкомстат России; Хабаровский краевой комитет гос. статистики. Хабаровск, 2003. – 45с.

 Торговое дело: экономика, маркетинг, организация : учеб. – М. : Инфра-М, 2004. – 560 с.

 Третьяков О. А. Сотрудничество региональных производителей с розничной торговлей // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. №3. с.36–38.

 Чапкевич Л. Е. Защита прав торговых работников: Практические советы / Л. Е. Чапкевич. – СПб. : Питер, 2005. – 238 с.

 Чкалова О. В. Характеристика розничных торговых предприятий (маркетинг в торговле) / О. В. Чкалова // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. №4. – с. 83-100.

 Шанк Дж. В. Стратегическое управление затратами. Новые методы достижения конкурентоспособности / Дж. В. Шанк. – СПб. : Бизнес микро, 2005. – 278 с.

 Шукаев А. И. Оптимизация запасов на российских предприятиях// Финансовый менеджмент. 2006. № 2. с. 42–47.

 Экономика предприятия : учебник / под ред. А. Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер. – М. : Инфра-М, 2005. – 420 с.


 

 

                                                                 

 

Людмила Петровна Петрова

Яна Владимировна Золотова

 

 

 Экономика торгового предприятия:

Анализ и планирование розничного товарооборота на предприятиях торговли

 

 

Учебное пособие

 

Редактор Г.С. Одинцова

 

Подписано в печать ___________ Формат 60*84/16. Бумага писчая.

Печать офсетная. Усл. п.л. ____ Уч.- изд. л. _____

Заказ № ________                                        Тираж 300 экз.

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

 

ã Хабаровская государственная академия экономики и права, 2007

 


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч. Т.24, С. 147.

[2] Социально-экономическое положение Хабаровского края в 2005 г.//Тихоокеанская звезда. 22 февраля, 2006.

[3] Торговля и общественное питание в Хабаровском крае. Статистический сборник. Хабаровский комитет государственной статистики. – Хабаровск, 2004. С. 9.

[4] Торговля и общественное питание в Хабаровском крае. Статистический сборник. Хабаровский комитет государственной статистики. – Хабаровск, 2004. С. 10.

[5] Паспорт Хабаровского края за 1999–2004 гг. Хабаровский комитет государственной статистики. 2005. С.58.

[6] Торговля и общественное питание в Хабаровском крае. Статистический сборник. Хабаровский комитет государственной статистики. Хабаровск, 2004. С. 41.

[7] Торговля и общественное питание в Хабаровском крае. Статистический сборник. Хабаровский комитет государственной статистики. Хабаровск, 2005. С. 41.

[8] Хабаровский край в 2004 году. Социально-экономическое положение. Статистический ежегодник. Хабаровск: Государственный комитет статистики. 2005. С. 130.

[9] Социально-экономическое положение Хабаровского края за 1999–2003 гг. Статистический ежегодник. Хабаровск: Государственный комитет статистики. 2004. С. 42.

[10] Социально-экономическое положение Хабаровского края за 1999–2003 гг. Статистический ежегодник. Хабаровск: Государственный комитет статистики. 2004. С. 42.

[11] Бердникова Т. Б. Экономика торгового предприятия. М. : ИНФРА-М, 2004. С.14–15.

[12] Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета. М. : Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001. С.200.

[13] Шапкин А. С., Мазаева Н. П. Математические методы и модели исследования операций. М. : Дашков и Ко, 2004. С. 234.

 

[14] Бюджет Хабаровского края на 2006 г.// Приамурские ведомости. 16 ноября 2005. С.2.

 

[15] Примечание: в первом варианте приведены фактические удельные веса продаж, а во втором – прогнозируемые величины в ассортиментной структуре оборота, которыми можно воспользоваться при планировании (прогнозировании) валового дохода на будущий год.



Кафедра экономики и управления на предприятиях торговли

ЭКОНОМИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ:

Анализ и планирование розничного товарооборота на предприятиях торговли

Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей вузов региона

Хабаровск 2007

ББК У(2)42

  П 30

 

Петрова Л. П., Золотова Я. В. Экономика торгового предприятия : Анализ и планирование розничного товарооборота на предприятиях торговли : учебное пособие  для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2007. – 140 с.

ISBN

 

Рецензенты: Н.А. Хальзова – кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции Тихоокеанского государственного университета

Л.И. Попова – кандидат экономических наук, профессор, директор консалтинговой компании «Богерия»

 

 

В учебном пособии раскрыты вопросы экономики торгового предприятия, касающиеся формирования товарооборота в условиях рынка с учетом изменений в финансовом и налоговом законодательстве. Излагается сущность важнейшей категории, её структура, методика анализа и планирования базового показателя.

Пособие адресуется студентам специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)», а также практическим работникам, ведущим бизнес в сфере торговли и общественного питания.

 

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2007

 



Содержание

 

Введение 4
1. Понятие, сущность и значение розничного товарооборота в современных условиях хозяйствования 7
1.1. Понятие и состав розничного товарооборота, его основные функции и задачи 7
1.2. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на объём продажи товаров 18
1.3. Основные тенденции развития розничного товарооборота в Хабаровском крае 22
2. Анализ розничного товарооборота за год и в динамике 33
2.1.Цель и задачи проведения экономического анализа, в том числе товарооборота 33
2.2. Анализ товарооборота (оборота по продаже товаров) 39
2.3. Анализ влияния важнейших количественно-измеримых факторов на изменение объёма продажи товаров за год 64
2.4. Состояние и использование текущих товарных запасов за исследуемый период времени; время обращения товаров 70
3. Планирование розничного товарооборота как главнейшее условие принятия управленческих решений 87
3.1 Планирование (прогнозирование) оборота по продаже товаров на будущий год 87
3.1.1. Прогнозирование розничного товарооборота с помощью математических методов 91
3.1.2. Прогнозирование розничного товарооборота методом линейного тренда (полинома первой степени) 95
3.1.3. Прогнозирование товарооборота с помощью показательной функции 97
3.1.4. Прогнозирование товарооборота методом параболического тренда 100
3.1.5. Прогнозирование товарооборота на основе адаптивных моделей 100
3.1.6. Прогнозирование и перспективные оценки товарооборота предприятия с помощью встроенных статистических функций Excel 104
3.1.7. Прогнозы товарооборота с применением метола скользящего среднего 105
3.1.8. Прогнозирование товарооборота с помощью функций регрессии Excel 107
3.1.9. Составление линейных прогнозов: функция ТЕНДЕНЦИЯ, ПРЕДСКАЗ, ЛИНЕЙН 108
3.1.10. Прогнозирование товарооборота с использованием функции экспоненциального сглаживания 111
3.2. Нормирование и планирование текущих товарных запасов на будущий год 121
3.3. Составление прогноза товарного обеспечения розничного товарооборота  127
Резюме 131
Библиографический список 135

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 466.