Раздел IV. Психология развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ребенка до поступления в школу.......................... 89

4.1. Психологические особенности преддошкольного (раннего) возраста      89

4.1.1. Младенческий возраст

от 0 до 1 года      90

4.1.2. Ребенок от 1 до 3 лет.

Ранний возраст   95

4.2. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

(от 3 до 6-7 лет)        106

4.2.1. Социальная ситуация развития дошкольника   106

4.2.2. Развитие познавательных процессов дошкольника     110

4.2.3. Формирование личности

в дошкольном возрасте................................. 133

4.2.4. Игра как ведущая деятельность дошкольника   149

4.2.5. Продуктивная, трудовая,

учебная деятельность детей.......................... 157

4.2.6. Готовность детей к обучению

в школе                163

4.2.7. Особенности психического развития детей, лишенных семьи 168

Выводы                          175

Литература по разделу 176

Раздел V. Психическое развитие в школьном возрасте   178

5.1. Младший школьный возраст

(6-7- 10-11 лет)          178

5.1.1. Социальная ситуация развития младшего школьника 178

5.1.2. Развитие познавательных процессов младшего школьника    183

5.1.3. Личностное развитие младшего школьника      194

5.1.4. Проблема готовности ученика

к обучению в средней школе........................ 198

5.2. Подростковый возраст (11-15 лет)............. 201

5.2.1. Социальная ситуация развития подростков      201

5.2.2. Развитие познавательных процессов 204

5.2.3. Личностное развитие

подростков          211

5.2.4. Трудные подростки............................. 220

5.3. Старший школьный возраст

(16-18 лет)                 .222

5.3.1. Социальная ситуация развития школьника старших классов 222

5.3.2. Развитие познавательных процессов 225

5.3.3. Личностное развитие

в ранней юности 227

Выводы                          230

Литература по разделу 232

Раздел VI. Психическое развитие в зрелом возрасте 234

6.1. Молодость как период развития. Студенческий возраст (18-23/25 лет)     238

6.1.1. Социальная ситуация развития ------- 238

6.1.2. Интеллектуальное развитие .............. 240

6.1.3. Личностное развитие

в студенческом возрасте............................... 243

6.2. Психическое развитие в ранней взрослости (23/25-35 лет).

Кризис перехода 30 лет...................................... 247

6.2.1. Социальная ситуация развития ------- 247

6.2.2. Интеллектуальное развитие 249 6.2.3. Личностное развитие 251

6.3. Психология зрелой личности.

Акме (35-55/60 лет)  257

6.3.1. Социальная ситуация развития.......... 257

6.3.2. Интеллектуальное развитие .............. 258

6.3.3. Личностное развитие ......................... 261

6.4. Особенности пожилого возраста

(после 65 лет)            266

6.4.1. Социальная ситуация ......................... 267

6.4.2. Интеллект в пожилом возрасте.......... 268

6.4.3. Личностное развитие

в старческом возрасте................................... 270

Выводы                          275

Литература по разделу 278




Н. Н. Палагина

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

В пособии обобщены и кратко изложены история становления психологии развития и возрастной психологии, а также основные закономерности развития деятельности, познавательных процессов и свойств личности человека от рождения до старости с учетом социальной ситуации и специфики каждого возрастного периода.

Работа адресована студентам психологических, педагогических и дошкольных специальностей, практическим работникам социальной сферы и образования, родителям и может оказаться полезной для всех, кого интересуют становление и изменения человека в течение жизни.

9785895026519


19 М., 1965.


[1] М., 1988.

[2] Цит. по: Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. - М., 1982. - С. 69.

[3] Там же. С. 70.

[4] Психология и солдат. - М., 1969.

[5] «Подход к бессознательному», 1961; Конфликты детской души. - М.,

[6] Детство и общество. - М., 1994.

[7] М., 1994.

[8] М., 1986.

[9] М, 2000.

[10] М., 1967.

[11] М., 1977.

[12] М., 1971.

[13] М., 1946, 1996.

[14] Проблемы развития психики. - М., 1981.

[15] Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968; Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. - М., 1981.

[16] Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

[17] Избранные психологические труды. - М., 1986. - Т. 2.

[18] М., 1964.

Историческое развитие генетической и возраст­ной психологии происходит по мере накопления фактов об особенностях разных возрастов, методов исследова­ния психики и теорий, объясняющих психическое раз­витие.

Существует много теорий, объясняющих человечес­кую натуру, но каждая из них дает ограниченные объясне­ния, не охватывая проблему в целом.

1. Теория рекапитуляции объясняет качественное своеобразие того или иного возраста по аналогии с фило­генезом, стадиями развития человеческого общества.

Методы - наблюдение и анкеты.

2. Теория научения, психология бихевиоризма под­черкивают решающее значение личного опыта, научения по механизму классического (Павловского) условного ре­флекса, оперантного обусловливания или социального научения путем подражания и взаимодействия со средой, приспособления к ее требованиям.

Методы - лабораторный эксперимент и норматив­ные тесты.

3. Психоанализ, напротив, утверждает, что поведе­ние, научение и в целом личность находятся под влияни­ем бессознательных сексуальных и агрессивных влече­ний. Смена форм удовлетворения влечений врожденна и предопределена. На каждой стадии общество, среда про­тивостоят личности, возникают конфликты. И будущая личность определяется успехами и неудачами разреше­ния конфликтов в детском возрасте и традиционными формами взаимодействия с матерью.

[20] Соч. Т. 4. 1984.

[21] Понимание устного рассказа детьми раннего возраста // Известия АПН РФСФР. 1947. Вып. 7.

[22] Исследование Ж. Джумалиевой.

21 Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка, 1959.

[24] М., 1997.

[25] Опыт экспериментально-психологического изучения типологических особенностей нервной системы у детей // Известия АПН РСФСР. 1954. Вып. 52.

[26] Вопросы психологии, 1966. № 6.

[27] Мухина В. С. Психология дошкольника, 1985.

[28] См.: Хрестоматия / Сост. В. С. Мухина. - М., 1991.

[29] См.: Хрестоматия. - СПб., 2000.

[30] Концевая JI. А. Учебник в руках у школьника, 1975.

[31] Фелъдштейн Д. И. Психология взросления, 1999.

[32] Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, 1992. - С. 235.

[33] Классификация Неймарк М. С. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского, 1973.

[34] М.: Знание, 1989.

[35] М., 1999.

[36] М., 1991.

[37] Фролькис В. В. Системный подход, саморегуляция и механизмы старения // Геронтология и гериатрия. - Киев, 1985.

[38] Излагается по Г. Крайг, 2000.

[39] См.: Психология и проблемы человекознания. - М., 1996. - С. 337-368.

[40] По Крайг Г, 2000. - С. 676-680.

[41] Психологический журнал, 1994. - Т. 15. - № 1 или Хрестоматия «Психология развития». - СПб: Питер, 2001.

[42] Восемь возрастов человека / Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996. - С. 374-379; или Хрестоматия «Психология развития». - С. 97-128, 978-979.

[43] В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, 2000.

[44] Г. Крайг, 2000.

[45] По Г. Крайг, 2000.

[46] Шапиро В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. - М.: Наука, 1983; или то же по Хрестоматии «Психология развития». - СПб.: Питер, 2001. - С. 472-478.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 259.