Социальная ситуация развития
Социальная ситуация развития в данный период характеризуется такими важнейшими событиями, как начало трудовой профессиональной деятельности, создание семьи и рождение детей.
Конечно, в современных условиях дети и студенты начинают подрабатывать рано, но профессиональная деятельность в большинстве случаев связана с окончанием учения, то есть в 23-25 лет. Это уже работа, которая (по идее) обеспечивает экономическую независимость и самостоятельную жизнь, отдельную от родителей. И жениться (выйти замуж) можно в период юности и молодости. Но семья как самостоятельная ячейка общества, со своим укладом, с заботами о детях и их обеспечении создается в период после 23-25 лет.
Верхнюю границу возраста можно обозначить в 33-35 лет. Именно в этот период работающего перестают считать молодым специалистом, а в учебных заведениях он теряет право учиться на дневном бюджетном отделении, то есть объективно человек попадает в другую возрастную категорию, категорию зрелого возраста.
Это период реального осуществления жизненных планов и стратегий, когда мечты, идеалы и принципы становятся ориентиром в практической деятельности, и, конечно, реальность вносит серьезные поправки в идеалистические настроения молодости. Период от 20 до 30 лет считается сензитивным для познания себя в различных профессиональных ситуациях. Общественное мнение склонно считать, что в это время пора сделать карьеру. К 30 годам уже определяются представления о возможностях роста в данной профессиональной сфере. И если эти представления негативны, человек начинает думать о смене профессии, а иногда - и всей стратегии жизни.
Наблюдается кризис перехода 30 лет, один из самых острых кризисов развития. Психологическое его содержание - переоценка пройденного пути и возможностей дальнейшего развития, потребность в ощутимых переменах. Это период становления родительства со всей ответственностью за жизнь и развитие детей. Но кризис охватывает и семейные отношения. Пик разводов приходится на период после 6 лет совместной жизни, когда возраст мужа 31, жены - 26 лет (Г. С. Абрамова, 1997). Признав свой выбор неудачным, супруги в этом возрасте считают, что еще есть время начать все снова и создать более счастливую семью, поэтому легче решаются на развод.
Период от 25 до 30 лет - время расцвета физических возможностей человека. Достигают своего максимума физическая сила, выносливость, восстановление функций органов после болезней и травм. И этот высокий уровень физических достижений практически сохраняется до 40 лет. Снижение возможностей после 25 лет идет медленно и может быть значимым только для спортсменов высокого ранга (Г. Крайг). Мужчины этого возраста могут «тянуть на себе» две-три работы, чтобы обеспечить семью. Женщины - выдерживать большие нагрузки, совмещая работу с обязанностями по дому.
Интеллектуальное развитие
Интеллектуальное развитие в годы ранней взрослости проходит достаточно интенсивно, но неравномерно. По данным Б. Г. Ананьева, все психические функции показывают и спады, и подъемы. Снижается скорость движений, но нарастает их точность вплоть до 30-35 лет. Более устойчивы психические функции в условиях повышенных нагрузок. Объем восприятия достигает пика в 30 лет; высоки показатели таких действий, как слежение, дозировочные микродвижения, упреждающие реакции на движущийся объект, общая культура наблюдения. В 27-35 лет повышается объем и избирательность внимания, оптимум приходится на 33 года. Устойчивость внимания наиболее высокая в 34 года. Эти изменения рассматриваются как показатель усиления и преобразования механизмов регулирования умственной деятельности и связывают с возрастанием тормозных процессов в нейродинамике взрослого.
В диапазоне 25-34 лет обнаруживаются более высокие (чем в юности) показатели интеллекта: пики вербального интеллекта в 25-26 лет и особенно в 30 лет, невербального - в 25, 29, 34 года. Существенно, что дальнейшее снижение происходит после пика и держится на уровне более высоком, чем было в 19-20 лет. Данные характерны для людей всех уровней образования.
В структуре интеллекта взрослого наблюдается сложная диалектика памяти и мышления как основных форм переработки информации. В 19, 24, 28 лет мнемиче- ские функции опережают развитие логических, а в 20, 23, 25, 31 и особенно в 32 года - резко снижаются по сравнению с мышлением. Совпадения на низком уровне в 22, 26, 34 года, а момент общего повышения - 30 лет. Изменения одной функции зависят от изменения другой, как это было отмечено в период юности-молодости. Активность интеллекта зависит от мотивов умственной деятельности, от профессиональных установок и интересов, от уровня притязаний личности.
В интеллектуальные процессы вплетается жизненный опыт, а теоретические знания помогают его осмыслению. Возникают особые интеллектуальные структуры - жизненные смыслы, которые направляют деятельность всех психических функций на избирательное усвоение информации. Корреляционный и факторный анализ, проведенный Б. Г. Ананьевым, показал сложные образования - корреляционные плеяды - в интеллекте взрослого. Это сложно ветвящиеся комплексы взаимосвязей, центрами которых являются функции внимания и мнемологи- ческие функции. Связываясь со всеми другими функциями и взаимодействуя между собой, они обеспечивают отбор и обработку внешней информации и собственного жизненного опыта.
Г. Крайг (2000 г.), ссылаясь на исследования Кегана, также считает, что на протяжении взрослой жизни люди развивают смысловые системы, которые приводят в порядок наш жизненный опыт, организуют мышление и чувствование и вызывают то или иное поведение.
В русле возрастного подхода к развитию можно предположить, однако, что с приобретением систем связей и жизненных смыслов человек в какой-то степени утрачивает открытость теоретическому знанию и тот бескорыстный познавательный интерес, каким отличается юность. Смысловые структуры становятся все более жестким фильтром информации, делят ее на нужную и ненужную. Выигрывает в развитии тот, кто может «далекие» истины использовать в профессиональном росте. В противном случае оправдывается изречение «специалист подобен флюсу».
Личностное развитие
Личностное развитие в ранней взрослости также связано с профессиональным ростом и построением семьи. Американский психолог Левинсон[40] выделяет четыре фактора взросления. Чтобы стать взрослым, молодой мужчина должен:
1) увязать свои мечты с реальностью;
2) найти наставника;
3) обеспечить себе карьеру;
4) наладить интимные отношения.
Конкретно эти факторы действуют следующим образом.
Мечта о достижениях может оставаться нереализованной из-за неблагоприятных обстоятельств, малых способностей или пассивности. Но у людей, борющихся за осуществление мечты, больше шансов не ее осуществление.
В реализации жизненных планов большую помощь может оказать наставник. Он передает молодому свое мастерство и опыт, помогает его продвижению по службе. Постепенно опекаемый приобретает независимость, и пути их могут разойтись.
Построение карьеры рассматривается как средство к достижению самоопределения в период взрослости. Человек не просто осваивает профессию, но строит отношения с сослуживцами, руководителями и подчиненными. И если в любой ситуации он поступает согласно своим принципам, не теряет достоинства, он достигает идентичности - основы индивидуальности.
Этому способствует и четвертый аспект взросления - интимные отношения. «Только перешагнув 30-летие, - пишет Г. Крайг, - мужчина развивает способность к серьезным, равноправным отношениям партнерства с женщиной». Важнейшая роль в данный отрезок жизни отводится «особенной женщине». Она, как и наставник, поощряет надежды мужчины, помогает войти во взрослый мир и почувствовать себя героем.
Исследования возрастного развития женщин подтвердили такие же факторы взросления. Женщины решают те же задачи реализации мечты, обретения наставника, построения карьеры и встречи с «особенным» мужчиной. Но для них определяющим фактором выступает рождение детей и заботы, связанные с их воспитанием. Женщины позже устраивают свою карьеру, период «ученичества» у них затягивается до 40 лет.
В кризисе 30-летия их интересы смещаются с достижения профессионального успеха на получение удовлетворения от личных отношений. Для мужчин в этом кризисе основной задачей остается карьера. Однако пик разводов, с которым связан переход 30-летия, позволяет усомниться в этих утверждениях американских психологов; перспективы семьи подвергаются переоценке не в меньшей мере, чем карьера, и это касается как мужчин, так и женщин.
Личностный рост в период ранней взрослости связан с тем, что человек перестает надеяться на чудо, осознает, что успех зависит от собственного труда, и начинает рассчитывать только на свою дисциплинированность и организованность в работе.
3. Фрейд считал, что благополучие человека до взрослой жизни определяется умением любить и умением трудиться. При всей взаимосвязанности этих факторов именно семья как форма взрослой любви может рассматриваться мощным стимулом личностного развития. Уже на нулевой ее стадии (в период ухаживания) и сразу после ее создания идет сближение ценностей, самокоррекция характеров, изменение некоторых привычек с учетом привычек и оценок партнера. Обеспечение жильем становится одной из жизненных задач мужа, обеспечение уюта и питания - постоянной заботой жены.
Великой школой личностного роста является взаимное воспитание супругов. Лениво-созерцательного мужа жена активизирует словами «Только ты успеешь, беги скорее (хлеб купить к обеду, мусор вынести, платежи внести, пеленки погладить и т. д.)». Муж приучает жену к аккуратности тем, что ласково, с шуткой подводит ее к каждой брошенной вещи, вместе берут и несут ее, куда следует положить. И так день за днем, пока и побуждения, и исправления воспринимаются как разновидность интимности. Можно, конечно, плакать и упрекать, что все «тянет» на себе кто-то один, но такое оружие быстро теряет эффективность. В печати мелькают даже сообщения о том, что женщина, став женой, меняется на 14 %, а мужчина, став мужем - на 75 %. Трудно поверить в точность таких измерений личности, но тенденция здесь схвачена правильно.
Конечно, семья - это не только взаимоотношения супругов, это еще и отношения с родителями и родственниками с обеих сторон. В прежние времена эти отношения были четко регламентированы традициями. У кыргы- зов была традиция проводить «поклонение невесты» каждому родственнику мужа в знак уважения и подчинения. В современной семье все отношения приходится выстраивать заново^ что требует высокой коммуникабельности, дипломатичности и такта. Эти качества и развиваются у супругов.
Самые серьезные личностные изменения связаны с рождением ребенка. Как справедливо отмечает Г. Крайг, родительство с его сложными задачами и требованиями можно рассматривать в качестве высшей фазы как в индивидуальном развитии матери и отца, так и в развитии семьи как системы. Воспитание маленького ребенка требует времени, материальных затрат и большой физической выносливости: вставать к нему ночью, отдельно готовить детскую пищу, стирать, кипятить, проглаживать его белье и пеленки, гулять с ним, читать ему и т. д. Вместе с физической нагрузкой и материальными расходами на плечд родителей ложится тяжелое бремя ответственности. Ответственность за каждый шаг. Кормить по часам или когда заплачет? Будить, если он не проснулся ко времени кормления, или пусть спит, но весь график при этом нарушится. Погода изменилась - гулять или не гулять, купать или не купать? Температурит - давать лекарства или делать согревающие процедуры? Таблетки или уколы? Кутать или закалять? Отдать в ясли или пригласить няню? Или отправить к бабушке? Наказывать - не наказывать и как наказывать? Какой детский сад выбрать? Какую школу? Ограничиться одним ребенком или завести второго, третьего? Каждый день ставит родителей перед выбором, и каждый выбор влияет на судьбу ребенка и судьбу семьи. Ребенок изменяет ценностные ориентиры родителей. Потребности ребенка становятся их потребностями.
Трудно рассчитывать на то, что у матери и отца, а тем более у всех родственников, будут единые взгляды по выбору решения проблем, связанных с воспитанием ребенка. Начинаются договоры, споры, конфликты, пока установятся традиции или один из родителей возьмет на себя всю полноту ответственности. В традиции многих народов эту роль берет на себя мать. Отцы чаще бывают больше загружены на работе, иногда их попросту не бывает дома. К тому же именно матери дается оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным и больным ребенком, ее инструктирует врач и патронажная сестра. Ситуация в семье будет более спокойной, если «текущую политику» в отношении ребенка определяет мать, а стратегические решения принимаются совместно, и весомым становится голос отца. Отца просят вмешаться и тогда, когда подросшие дети перестают слушать мать. В лучшем случае он может провести беседу, почитать рассказ, добиваясь взаимопонимания; в худшем - угрожает ремнем. Замечено, что детско-родительские конфликты чаще бывают с матерью, как и эмоциональная близость. Отец оказывает влияние в решении принципиальных вопросов детства: отношения с друзьями, увлечения, овладение техникой и т. д.
Существует мнение, что заботы о ребенке вызывают напряжение между супругами. Обиды мужа на то, что ему уделяют меньше внимания, могут стать даже причиной развода. Думается, что такие заключения поверхностны. Успехи в развитии ребенка вызывают гордость родителей, и это чувство сближает супругов как совместная победа. Многие отцы признаются, что при виде босоногого малыша они испытывают великую благодарность жене и такую нежность, что, кажется, весь мир готовы обнять. Ребенок делает мужчину отцом.
Работающие мамы меньше внимания могут уделить дому и супругу, однако многочисленные опросы и исследования показывают, что такие семьи не менее счастливы, чем другие. Работающие жены больше удовлетворены своей супружеской жизнью, чем жены-домохозяйки. Работа становится источником повышения уважения к себе и ослабления силы семейных стрессов, источником психологической поддержки во время семейных кризисов. Поэтому семьи, которые кормит исключительно муж, становятся в наше время «настоящей музейной редкостью» (Г. Крайг, 2000).
Статистика времен социализма показывала более высокий уровень образования и более высокую в среднем зарплату советских женщин в сравнении с мужчинами. Современные соотношения изменились в пользу мужчин. Карьера женщин сдерживается также на время, пока подрастают дети. Мамы предпочитают выбирать такую профессию, которая позволила бы им чаще бывать дома. Современная техника (компьютеры, факсы, радиотелефоны) расширяет возможность профессиональной деятельности на дому.
Итак, период ранней взрослости (23/25-35 лет) - это время, когда человек развивается в аспекте Я-концеп- ции, связывая свои установки и принципы с реальностью, развивается как профессионал и как член семьи. Интеллектуальное развитие отличается тем, что внимание и память/мышление определяют отбор информации и связь ее с жизненным опытом и достигают высоких уровней развития. Личностный рост происходит с установлением разнообразных новых взаимоотношений на работе и в семье. Это отношения ответственной зависимости с руководителями, сотрудниками, подчиненными, с родственниками, супругом (супругой), с детьми. Особенно значительное влияние на личность оказывает родительство и ответственность за воспитание детей.
Кризисным моментом данного периода является «переход 30-летия», когда на основе жизненного опыта человек заново оценивает достигнутые успехи и свои возможности и может прийти к выводу, что жизнь сложилась не так, как хотелось бы, но еще есть время изменить и профессию, и семью. Оценка может быть и положительной, человек с удовлетворением оглядывается на пройденную половину жизни.
Практическое задание
1. Составьте символический рисунок «Родитель- ство», отобразив трудности и ценности положения родителей.
2. Опишите плюсы и минусы профессиональной работы женщин.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 447.