Психическое развитие в ранней взрослости (23/25-35 лет). Кризис перехода 30 лет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития в данный период ха­рактеризуется такими важнейшими событиями, как нача­ло трудовой профессиональной деятельности, создание семьи и рождение детей.

Конечно, в современных условиях дети и студенты начинают подрабатывать рано, но профессиональная дея­тельность в большинстве случаев связана с окончанием учения, то есть в 23-25 лет. Это уже работа, которая (по идее) обеспечивает экономическую независимость и са­мостоятельную жизнь, отдельную от родителей. И же­ниться (выйти замуж) можно в период юности и молодо­сти. Но семья как самостоятельная ячейка общества, со своим укладом, с заботами о детях и их обеспечении со­здается в период после 23-25 лет.

Верхнюю границу возраста можно обозначить в 33-35 лет. Именно в этот период работающего пере­стают считать молодым специалистом, а в учебных за­ведениях он теряет право учиться на дневном бюджет­ном отделении, то есть объективно человек попадает в другую возрастную категорию, категорию зрелого возраста.

Это период реального осуществления жизненных планов и стратегий, когда мечты, идеалы и принципы становятся ориентиром в практической деятельности, и, конечно, реальность вносит серьезные поправки в идеа­листические настроения молодости. Период от 20 до 30 лет считается сензитивным для познания себя в раз­личных профессиональных ситуациях. Общественное мнение склонно считать, что в это время пора сделать карьеру. К 30 годам уже определяются представления о возможностях роста в данной профессиональной сфе­ре. И если эти представления негативны, человек начи­нает думать о смене профессии, а иногда - и всей стра­тегии жизни.

Наблюдается кризис перехода 30 лет, один из са­мых острых кризисов развития. Психологическое его содержание - переоценка пройденного пути и возможно­стей дальнейшего развития, потребность в ощутимых переменах. Это период становления родительства со всей ответственностью за жизнь и развитие детей. Но кризис охватывает и семейные отношения. Пик раз­водов приходится на период после 6 лет совместной жизни, когда возраст мужа 31, жены - 26 лет (Г. С. Аб­рамова, 1997). Признав свой выбор неудачным, супруги в этом возрасте считают, что еще есть время начать все снова и создать более счастливую семью, поэтому легче решаются на развод.

Период от 25 до 30 лет - время расцвета физичес­ких возможностей человека. Достигают своего максиму­ма физическая сила, выносливость, восстановление функций органов после болезней и травм. И этот высо­кий уровень физических достижений практически сохра­няется до 40 лет. Снижение возможностей после 25 лет идет медленно и может быть значимым только для спорт­сменов высокого ранга (Г. Крайг). Мужчины этого возра­ста могут «тянуть на себе» две-три работы, чтобы обеспе­чить семью. Женщины - выдерживать большие нагрузки, совмещая работу с обязанностями по дому.

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие в годы ранней взрос­лости проходит достаточно интенсивно, но неравномер­но. По данным Б. Г. Ананьева, все психические функции показывают и спады, и подъемы. Снижается скорость движений, но нарастает их точность вплоть до 30-35 лет. Более устойчивы психические функции в условиях по­вышенных нагрузок. Объем восприятия достигает пика в 30 лет; высоки показатели таких действий, как слеже­ние, дозировочные микродвижения, упреждающие реак­ции на движущийся объект, общая культура наблюдения. В 27-35 лет повышается объем и избирательность внима­ния, оптимум приходится на 33 года. Устойчивость внимания наиболее высокая в 34 года. Эти изменения рассматриваются как показатель усиления и преобразо­вания механизмов регулирования умственной деятельно­сти и связывают с возрастанием тормозных процессов в нейродинамике взрослого.

В диапазоне 25-34 лет обнаруживаются более высо­кие (чем в юности) показатели интеллекта: пики вербаль­ного интеллекта в 25-26 лет и особенно в 30 лет, невер­бального - в 25, 29, 34 года. Существенно, что дальнейшее снижение происходит после пика и держится на уровне более высоком, чем было в 19-20 лет. Данные характерны для людей всех уровней образования.

В структуре интеллекта взрослого наблюдается сложная диалектика памяти и мышления как основных форм переработки информации. В 19, 24, 28 лет мнемиче- ские функции опережают развитие логических, а в 20, 23, 25, 31 и особенно в 32 года - резко снижаются по сравне­нию с мышлением. Совпадения на низком уровне в 22, 26, 34 года, а момент общего повышения - 30 лет. Изменения одной функции зависят от изменения другой, как это бы­ло отмечено в период юности-молодости. Активность ин­теллекта зависит от мотивов умственной деятельности, от профессиональных установок и интересов, от уровня притязаний личности.

В интеллектуальные процессы вплетается жизнен­ный опыт, а теоретические знания помогают его осмысле­нию. Возникают особые интеллектуальные структуры - жизненные смыслы, которые направляют деятельность всех психических функций на избирательное усвоение информации. Корреляционный и факторный анализ, про­веденный Б. Г. Ананьевым, показал сложные образова­ния - корреляционные плеяды - в интеллекте взрослого. Это сложно ветвящиеся комплексы взаимосвязей, цент­рами которых являются функции внимания и мнемологи- ческие функции. Связываясь со всеми другими функция­ми и взаимодействуя между собой, они обеспечивают от­бор и обработку внешней информации и собственного жизненного опыта.

Г. Крайг (2000 г.), ссылаясь на исследования Кегана, также считает, что на протяжении взрослой жизни люди развивают смысловые системы, которые приводят в порядок наш жизненный опыт, организуют мышление и чувствование и вызывают то или иное по­ведение.

В русле возрастного подхода к развитию можно предположить, однако, что с приобретением систем свя­зей и жизненных смыслов человек в какой-то степени утрачивает открытость теоретическому знанию и тот бескорыстный познавательный интерес, каким отличает­ся юность. Смысловые структуры становятся все более жестким фильтром информации, делят ее на нужную и ненужную. Выигрывает в развитии тот, кто может «да­лекие» истины использовать в профессиональном росте. В противном случае оправдывается изречение «специа­лист подобен флюсу».

Личностное развитие

Личностное развитие в ранней взрослости также связано с профессиональным ростом и построением се­мьи. Американский психолог Левинсон[40] выделяет четыре фактора взросления. Чтобы стать взрослым, молодой мужчина должен:

1) увязать свои мечты с реальностью;

2) найти наставника;

3) обеспечить себе карьеру;

4) наладить интимные отношения.

Конкретно эти факторы действуют следующим об­разом.

Мечта о достижениях может оставаться нереализо­ванной из-за неблагоприятных обстоятельств, малых способностей или пассивности. Но у людей, борющихся за осуществление мечты, больше шансов не ее осуществ­ление.

В реализации жизненных планов большую помощь может оказать наставник. Он передает молодому свое ма­стерство и опыт, помогает его продвижению по службе. Постепенно опекаемый приобретает независимость, и пу­ти их могут разойтись.

Построение карьеры рассматривается как средство к достижению самоопределения в период взрослости. Че­ловек не просто осваивает профессию, но строит отноше­ния с сослуживцами, руководителями и подчиненными. И если в любой ситуации он поступает согласно своим принципам, не теряет достоинства, он достигает идентич­ности - основы индивидуальности.

Этому способствует и четвертый аспект взросле­ния - интимные отношения. «Только перешагнув 30-ле­тие, - пишет Г. Крайг, - мужчина развивает способность к серьезным, равноправным отношениям партнерства с женщиной». Важнейшая роль в данный отрезок жизни отводится «особенной женщине». Она, как и наставник, поощряет надежды мужчины, помогает войти во взрос­лый мир и почувствовать себя героем.

Исследования возрастного развития женщин под­твердили такие же факторы взросления. Женщины реша­ют те же задачи реализации мечты, обретения наставника, построения карьеры и встречи с «особенным» мужчиной. Но для них определяющим фактором выступает рожде­ние детей и заботы, связанные с их воспитанием. Женщи­ны позже устраивают свою карьеру, период «ученичества» у них затягивается до 40 лет.

В кризисе 30-летия их интересы смещаются с дости­жения профессионального успеха на получение удовле­творения от личных отношений. Для мужчин в этом кри­зисе основной задачей остается карьера. Однако пик раз­водов, с которым связан переход 30-летия, позволяет усомниться в этих утверждениях американских психоло­гов; перспективы семьи подвергаются переоценке не в меньшей мере, чем карьера, и это касается как мужчин, так и женщин.

Личностный рост в период ранней взрослости свя­зан с тем, что человек перестает надеяться на чудо, осозна­ет, что успех зависит от собственного труда, и начинает рассчитывать только на свою дисциплинированность и организованность в работе.

3. Фрейд считал, что благополучие человека до взрослой жизни определяется умением любить и умением трудиться. При всей взаимосвязанности этих факторов именно семья как форма взрослой любви может рассмат­риваться мощным стимулом личностного развития. Уже на нулевой ее стадии (в период ухаживания) и сразу после ее создания идет сближение ценностей, самокоррекция характеров, изменение некоторых привычек с учетом при­вычек и оценок партнера. Обеспечение жильем становит­ся одной из жизненных задач мужа, обеспечение уюта и питания - постоянной заботой жены.

Великой школой личностного роста является вза­имное воспитание супругов. Лениво-созерцательного му­жа жена активизирует словами «Только ты успеешь, беги скорее (хлеб купить к обеду, мусор вынести, платежи внести, пеленки погладить и т. д.)». Муж приучает жену к аккуратности тем, что ласково, с шуткой подводит ее к каждой брошенной вещи, вместе берут и несут ее, куда следует положить. И так день за днем, пока и побужде­ния, и исправления воспринимаются как разновидность интимности. Можно, конечно, плакать и упрекать, что все «тянет» на себе кто-то один, но такое оружие быстро те­ряет эффективность. В печати мелькают даже сообщения о том, что женщина, став женой, меняется на 14 %, а муж­чина, став мужем - на 75 %. Трудно поверить в точность таких измерений личности, но тенденция здесь схвачена правильно.

Конечно, семья - это не только взаимоотношения супругов, это еще и отношения с родителями и родствен­никами с обеих сторон. В прежние времена эти отноше­ния были четко регламентированы традициями. У кыргы- зов была традиция проводить «поклонение невесты» каж­дому родственнику мужа в знак уважения и подчинения. В современной семье все отношения приходится выстраи­вать заново^ что требует высокой коммуникабельности, дипломатичности и такта. Эти качества и развиваются у супругов.

Самые серьезные личностные изменения связаны с рождением ребенка. Как справедливо отмечает Г. Крайг, родительство с его сложными задачами и требованиями можно рассматривать в качестве высшей фазы как в инди­видуальном развитии матери и отца, так и в развитии се­мьи как системы. Воспитание маленького ребенка требует времени, материальных затрат и большой физической вы­носливости: вставать к нему ночью, отдельно готовить дет­скую пищу, стирать, кипятить, проглаживать его белье и пеленки, гулять с ним, читать ему и т. д. Вместе с физи­ческой нагрузкой и материальными расходами на плечд родителей ложится тяжелое бремя ответственности. От­ветственность за каждый шаг. Кормить по часам или когда заплачет? Будить, если он не проснулся ко времени корм­ления, или пусть спит, но весь график при этом нарушит­ся. Погода изменилась - гулять или не гулять, купать или не купать? Температурит - давать лекарства или делать согревающие процедуры? Таблетки или уколы? Кутать или закалять? Отдать в ясли или пригласить няню? Или отправить к бабушке? Наказывать - не наказывать и как наказывать? Какой детский сад выбрать? Какую школу? Ограничиться одним ребенком или завести второго, треть­его? Каждый день ставит родителей перед выбором, и каж­дый выбор влияет на судьбу ребенка и судьбу семьи. Ребе­нок изменяет ценностные ориентиры родителей. Потреб­ности ребенка становятся их потребностями.

Трудно рассчитывать на то, что у матери и отца, а тем более у всех родственников, будут единые взгляды по выбору решения проблем, связанных с воспитанием ребенка. Начинаются договоры, споры, конфликты, пока установятся традиции или один из родителей возьмет на себя всю полноту ответственности. В традиции многих народов эту роль берет на себя мать. Отцы чаще бывают больше загружены на работе, иногда их попросту не бы­вает дома. К тому же именно матери дается оплачивае­мый отпуск по уходу за новорожденным и больным ре­бенком, ее инструктирует врач и патронажная сестра. Ситуация в семье будет более спокойной, если «текущую политику» в отношении ребенка определяет мать, а стра­тегические решения принимаются совместно, и весомым становится голос отца. Отца просят вмешаться и тогда, когда подросшие дети перестают слушать мать. В луч­шем случае он может провести беседу, почитать рассказ, добиваясь взаимопонимания; в худшем - угрожает рем­нем. Замечено, что детско-родительские конфликты ча­ще бывают с матерью, как и эмоциональная близость. Отец оказывает влияние в решении принципиальных во­просов детства: отношения с друзьями, увлечения, овла­дение техникой и т. д.

Существует мнение, что заботы о ребенке вызывают напряжение между супругами. Обиды мужа на то, что ему уделяют меньше внимания, могут стать даже причиной развода. Думается, что такие заключения поверхностны. Успехи в развитии ребенка вызывают гордость родителей, и это чувство сближает супругов как совместная победа. Многие отцы признаются, что при виде босоногого малы­ша они испытывают великую благодарность жене и такую нежность, что, кажется, весь мир готовы обнять. Ребенок делает мужчину отцом.

Работающие мамы меньше внимания могут уделить дому и супругу, однако многочисленные опросы и иссле­дования показывают, что такие семьи не менее счастливы, чем другие. Работающие жены больше удовлетворены сво­ей супружеской жизнью, чем жены-домохозяйки. Работа становится источником повышения уважения к себе и ос­лабления силы семейных стрессов, источником психоло­гической поддержки во время семейных кризисов. Поэто­му семьи, которые кормит исключительно муж, становят­ся в наше время «настоящей музейной редкостью» (Г. Крайг, 2000).

Статистика времен социализма показывала более высокий уровень образования и более высокую в среднем зарплату советских женщин в сравнении с мужчинами. Современные соотношения изменились в пользу мужчин. Карьера женщин сдерживается также на время, пока под­растают дети. Мамы предпочитают выбирать такую про­фессию, которая позволила бы им чаще бывать дома. Со­временная техника (компьютеры, факсы, радиотелефоны) расширяет возможность профессиональной деятельности на дому.

Итак, период ранней взрослости (23/25-35 лет) - это время, когда человек развивается в аспекте Я-концеп- ции, связывая свои установки и принципы с реальностью, развивается как профессионал и как член семьи. Интел­лектуальное развитие отличается тем, что внимание и па­мять/мышление определяют отбор информации и связь ее с жизненным опытом и достигают высоких уровней развития. Личностный рост происходит с установлением разнообразных новых взаимоотношений на работе и в семье. Это отношения ответственной зависимости с руко­водителями, сотрудниками, подчиненными, с родственни­ками, супругом (супругой), с детьми. Особенно значи­тельное влияние на личность оказывает родительство и ответственность за воспитание детей.

Кризисным моментом данного периода является «переход 30-летия», когда на основе жизненного опыта человек заново оценивает достигнутые успехи и свои воз­можности и может прийти к выводу, что жизнь сложилась не так, как хотелось бы, но еще есть время изменить и про­фессию, и семью. Оценка может быть и положительной, человек с удовлетворением оглядывается на пройденную половину жизни.

Практическое задание

1. Составьте символический рисунок «Родитель- ство», отобразив трудности и ценности положения роди­телей.

2. Опишите плюсы и минусы профессиональной работы женщин.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 407.