Интеллект в пожилом возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сведения об интеллекте стариков довольно проти­воречивы. Одни исследователи указывают на снижение интеллектуальных способностей. Другие - подчеркива­ют умение стариков находить больше вариантов реше­ния задач как преимущество их интеллекта. Российские ученые Б. А. Греков, 3. М. Истомина и другие[43] показы­вают такие существенные изменения памяти в пожилом возрасте:

1) ослабление механической памяти, возможности непосредственного запечатления;

2) относительно долгая сохранность логически- смысловой памяти, запоминания на основе внут­ренних смысловых связей;

3) ослабление оперативной, кратковременной па­мяти;

4) резко выраженная профессиональная избира­тельность запоминания;

5) усиление яркости памяти на очень давние со­бытия.

Понятно, что с длительным пребыванием «не у дел» профессиональная память становится ненужной, а ослаб­ление запоминания свежей информации (оперативная па­мять) резко снижает адаптацию к действительности. Ста­рики становятся любителями воспоминаний, странными, говорящими невпопад.

Лонгитюдные исследования интеллекта П. Балтеса и У. Шайя показывают, что у пожилых людей снижаются показатели по тесту «беглость речи» - способность быст­ро подбирать слова по заданным критериям. Снижается умение оценивать пространственные отношения, строить индуктивные рассуждения. Однако показатели снижают­ся достаточно медленно. До 60 % участников исследова­ния СЛИ давали устойчивые результаты по тестам даже после 70 лет. У. Шай приходит к выводу, что у людей, удовлетворенных своей жизнью, имеющих дружные се­мьи и широкий круг общения, интеллектуальные способ­ности сохраняются дольше, а то и возрастают с годами. В этом случае только после 80 лет заметно снижение ин­теллекта.

Интересные выводы получены Б. Скиннером. Пользуясь свободным временем пенсионного периода, люди в пожилом возрасте способны продуктивно раз­рабатывать идеи, но это идеи прежних лет, которые к ним возвращаются. Новые идеи практически не воз­никают.

Г. Крайг и Томэ считают, что утверждения о сниже­нии интеллекта у пожилых людей построены на наблюде­нии больных, страдающих склеротическими изменения­ми сосудов мозга или болезнью Альцгеймера - прогресси­рующим разрушением клеток коры головного мозга. Этой болезнью страдают, по их данным, 10 % людей старше 65 лет и почти половина людей старше 85 лет.

Можно предположить, что у здоровых пожилых людей снижение интеллекта обусловлено тем, что в ус­ловиях отстранения от дел резко уменьшается приток информации и темп ее усвоения. Сознание собственной невостребованности снижает мотивацию достижений. Старики еще пишут статьи и мемуары, но надежда на то, что кто-то сочтет это нужным, убывает с каждым днем. Исключение составляют выдающиеся деятели науки, ху­дожники слова и кисти, чья востребованность завоевана мировым признанием их творчества. Известно, что Ти­циан написал одну из лучших своих картин «Оплакива­ние Христа» в 95 лет, Д. Верди создал оперу «Фальстаф» в 80 лет, И. П. Павлов закончил труд «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - в 77 лет. Л. Н. Толстой в 71 год напи­сал «Воскресенье», в 72 года - «Живой труп», а в 76 лет - «Хаджи Мурат».

И все же - это счастливые исключения сохранения интеллекта и работоспособности. Чаще наблюдается си­туация, о которой говорят «все могу и ничего уже не мо­гу». Физическая слабость, сужение притока значимой информации и социальная невостребованность убивают интеллект стариков.

Личностное развитие в старческом

Возрасте

Чтобы понять особенности личностного развития в пенсионном возрасте, попробуем представить, какое значение имела для человека работа. Это не только зара­боток и материальный достаток, это - структура планов всей жизнедеятельности, режим дня, среда общения, круг встречаемых регулярно людей, это - статус в обще­стве и собственной семье, это - содержание забот и от­ветственности, это - постоянное решение интеллекту­альных задач, переработка информации и т. д. Выйти на пенсию - значит разрушить это социально-психологиче­ское здание, перекрыть артерию, питающую личность и перейти к построению новых отношений. В большин­стве случаев сделать это нелегко. Некоторые люди вос­принимают пенсионный период как медленную граж­данскую смерть.

Есть, однако, и другой вариант, когда люди тяготят­ся работой и ждут выхода на пенсию. «Дома столько дел, а уйти нельзя», - признавалась «дама в должности». Но даже и в этом случае смена статуса «работающий - неработающий» создаст немало проблем, когда пенсио­нер ограничит жизнь домашним кругом. Сужение инте­ресов и круга общения сделает существование более од­нообразным.

Пожилой возраст - время утраты социальных свя­зей. Разрушаются профессиональные связи, товарищи по работе живут своей жизнью, пенсионеры наблюдают ее со стороны, а то и вовсе утрачивают к ней интерес. Сужается круг друзей и близких. Как пишет Н. А. Некрасов:

Одни давно рассталися со мною, Перед другими сам я запер дверь. Те жребием постигнуты жестоким, А те прешли уже земной предел.

Усиливается чувство одиночества, ненужности, за- бытости, особенно - в условиях реальной невостребован­ности.

В субъективном восприятии изменяется структу­ра психологического времени: доля будущего времени сокращается и увеличивается доля прошлого. Прошлое начинает господствовать над внутренним миром чело­века. Он перебирает в памяти события, ярко представ­ляет их, обдумывает более правильные решения, заново переживает обиды и радости. В супружеских отноше­ниях, соответственно, повышенная нежность сменяется ревностью вплоть до озлобленности. Характерно, что эти эмоции вызваны не событиями, а воспоминаниями о событиях, которые когда-то прошли без эмоциональ­ных бурь. Человек в старости реконструирует прошлое и заново его переоценивает. Воспоминания и размыш­ления о прошлом повышают смысл и статус поздней жизни.

Настоящее воспринимается пожилыми людьми как нестабильное. Все планы на будущее сопровождаются по­правкой «если здоровье позволит». Возникают тревож­ные опасения беспомощности, обнищания, ограбления, смерти. Старики становятся сверхосторожными, подозри­тельными, скупыми, мелочными, им присуща неуверен­ность в себе и завтрашнем дне, пассивное отношение к жизни. Исследование американских мужчин зрелого возраста методикой ТАТ (тест тематической апперцеп­ции) показало, что сорокалетние принимают ситуацию на рисунке как подконтрольную им, не пугающую: они чув­ствуют в себе достаточно сил для победы. Шестидесяти­летним мир кажется более сложным и опасным, они чаще высказывают намерения приспосабливаться, а не изме­нять его[44].

Одной из важнейших социально-психологических задач остается сохранение положительных личностных качеств и работоспособности пожилых людей, учитывая, что доля таковых в составе общества возрастает. В общем виде это задача обеспечения их занятости и активности.

Если профессиональная деятельность кончается, остают­ся еще два надежных института - семья и религиозная об­щина.

Старики часто оказывают помощь детям в виде де­нежной поддержки или присмотра за внуками и советов по телефону. Общение с внуками приносит огромное удовлетворение старикам, наполняет их жизнь смыслом и перспективой. Это общение имеет свои особенности. Старики не берут на себя всей ответственности за здоро­вье, развитие и будущее внуков. Ответственность - на ро­дителях. Поэтому бабушки и дедушки бывают мягче, не так строги, как родители. К тому же у стариков другие, более мудрые критерии оценок, они отделяют мелочи от главного, их общение с внуками отличается задушевнос­тью, им хватает времени, чтобы выслушать мотивы по­ступков и доказательно объяснить, а не только приказы­вать. Общение пожилых людей с внуками приносит ог­ромную пользу и тем, и другим.

Многие пожилые люди постигают смысл жизни че­рез религию. Утешительно сознавать, что после смерти Бог «воздаст вам по делам вашим». Духовное общение и выполнение обрядов помогают смотреть на мир более мудро, согласовывать дела и поступки с высшими ценно­стями человечества и более спокойно принять неизбеж­ный конец жизни.

Характерно признание одной верующей в возрасте около 80 лет: «Трудно стоять на коленях... Но после посе­щения мечети такое легкое состояние, такое умиротворе­ние, что никаких обид ни на кого не остается, всех готова любить и ласкать. Дней через 3-5 снова мелочи заполня­ют голову, и тогда я снова иду в мечеть». Постижение му­дрости происходит через религию.

Последний рубеж человеческой жизни - подготов­ка к смерти - тоже имеет свои психологические особенно­сти. В исследовании Э. Кюблер-Росс выявлены пять ста­дий принятия смерти человеком, который узнал о своей скорой кончине:

1) отрицание «Нет, не я!», неверие в печальный прогноз;

2) гнев на всех здоровых - «Почему именно я?»;

3) торг за продление жизни с обещанием выпол­нить все условия, только жить;

4) депрессия после перечисленных кризисных ста­дий. Человек осознает, что умирать придется ему, замыкается в себе, оплакивает тех, кого вынуж­ден оставить;

5) принятие смерти, смиренное ожидание конца[45].

Думается, что описанные стадии характерны для

умирания в более молодом возрасте. Пожилые люди до­статочно ясно осознают приближение кончины и чаще всего не испытывают первых трех кризисных стадий. Фи­зическая слабость и зависимость от помощи окружающих делают иногда смерть желанным избавлением от тягост­ного существования. Неслучайно в старческом возрасте увеличивается число самоубийств, достигая максимума после 80 лет.

Мужчины кончают жизнь самоубийством в четыре раза чаще, чем женщины. По-видимому, это объясняется большей адаптивностью женщин, их умением найти воз­можность быть полезной в домашнем хозяйстве. Это предположение можно проверить сравнением числа само­убийств среди мужчин - городских жителей и сельских, поскольку в сельских условиях мужской труд возможен даже при физической слабости (кормление птиц, живот­ных, полив растений и т. п.).

Самоубийство пожилых связано также с потерей супруга (супруги), особенно в первый год после похорон.

В последующие годы человек находит способ существо­вания, и число суицидов снижается. К самоубийству склонны также хронически одинокие люди, особенно те, кто отличается тревожностью и чувством неполноценно­сти. Их личностные особенности способствуют появле­нию трагического вопроса «зачем жить?» и сознанию собственной ненужности. Экспериментальные исследо­вания суицидального поведения показали тесную корре­ляцию суицидных намерений с обедненным или кон­фликтным общением в семье, когда люди становятся чу­жими друг другу.

Практическое задание

1. Проведите мини-исследование, сравните удовле­творенность жизнью людей одинакового возраста, но раз­ных по уровню активности: работающие - неработающие, воспитывающие - не воспитывающие внуков, ведущие - не ведущие домашнее хозяйство.

2. Законспектируйте статью В. Д. Шапиро «Кон­цепция социального поведения личности в пожилом воз­расте»[46].

Выводы

Развитие личности взрослых можно охарактеризо­вать как реализацию собственного Я. Конечно, личност­ные качества формируются во всех проявлениях актив­ности индивида уже с первых дней жизни. Но осознавать действия как свои, личные ребенок начинает около 3 лет, а нести за них полную ответственность перед общест­вом - только будучи взрослым. В период взрослости снимается жесткий, «пошаговый» контроль учителя за способами интеллектуальной и практической деятельно­сти индивида, отдаляются родители, меняется весь ре­жим жизни. Человек, казалось бы, свободен в выборе форм поведения и видов деятельности. Однако эта сво­бода относительна. Выбор подготовлен всей историей предшествующего развития потребностей и возможнос­тей личности. И дальнейший путь зависит от других со­циальных факторов, более могущественных, чем школь­ная отметка, хотя выбор их в большой степени предо­ставлен человеку.

Фактором развития становятся выбор профессии и способы овладения ею: совершенствование знаний и мас­терства, творческое усвоение опыта мастеров, обобщение своего опыта и наставничество молодых. Следовательно, развиваются формы общения с выше- и нижестоящими по служебной лестнице, умение договариваться и убеж­дать, учитывать интересы других. Профессиональная на­правленность влияет и на интеллектуальные процессы. Появляется избирательность внимания, восприятия, па­мяти - всей интеллектуальной деятельности. Усваивается то, что профессионально значимо. Отрицательным след­ствием профессионализма может стать узкий практицизм познания и интересов, шаблонное исполнение работы. Че­ловек встает перед выбором: творчество или стагнация (Э. Эриксон).

Не менее могущественным фактором развития яв­ляется создание собственной среды общения. Это выбор друга, как второго Я. Дружба укрепляет те качества лич­ности, которые мы ценим сами, повышает уверенность, достоинство. Еще более важен выбор брачного партнера, создание семьи и воспитание детей. Любимого всегда не­сколько идеализируют, и это заставляет стремиться к иде­алу, развивать свои лучшие качества. Семья - это новый круг общения с родственниками и новые требования к личности: требования такта, дипломатичности, терпи­мости. Дети со своей непредсказуемостью поступков, суждений и проблем - постоянный стимул творческих ре­шений родителей. По мере их роста приходится менять позицию, переходя от контроля к советам и, наконец, к за­висимости от их планов. Таковы общие контуры роста взрослой личности.

Интеллектуальное и личностное развитие взрос­лых имеет свои закономерности и свою логику. Выделе­на неравномерность - асинхронность роста и спада отдельных функций, несовпадение пиков развития па­мяти и мышления. Видимо, накопление информации в памяти вызывает приостановку этого процесса для ее логической обработки, систематизации, усиления филь­тров отбора. Такими фильтрами становятся смысловые системы, сопоставление новой информации с имею­щимся опытом и отторжение того, что ему не соответст­вует. Это основа мудрости как новообразования интел­лекта взрослых.

Инволюционные процессы также асинхронны. «Те­кучий» интеллект как способность к усвоению нового снижается с возрастом, в то время как «кристаллизован­ный» - сохраняется и даже развивается в решении задач на основе опыта и прежних знаний.

Закономерности личностного развития проявля­ются в кризисах. Переход 30-летия связан с первой реви­зией осуществления жизненных планов, переоценкой жизненного пути и спутников жизни. При этом сохраня­ется уверенность в возможности начать все сначала. Кризис перехода середины жизни - переоценка своих достижений в свете приближающейся старости и отдале­ния повзрослевших детей, когда уже почти ничего изме­нить нельзя.

И самый тяжелый кризис - прекращение професси­ональной деятельности, разрыв социальных связей, вдов­ство, одиночество. Человек должен найти новый объект забот и труда, осуществить новый выбор: интеграция или отчаяние.

Так переплетаются процессы развития и инволю­ции, повлиять на которые человек может собственным личностным выбором.

Литература по разделу

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1997.

2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человеко- знания. Гл. VI. - М. - Воронеж, 1996.

3. Анцыферова Л. И. Поздний период жизни чело­века: типы старения и возможности поступатель­ного развития личности // Психол. журнал. - 1996. - № 6.

4. Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психол. жур­нал. - 1994.-№ 1.

5. Крайг Г. Психология развития - СПб., 2000. - Гл. 14-20.

6. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Раз­витие человека между детством и старостью. - Калуга, 1994.

7. Массен и др. Развитие личности в среднем воз­расте // Психология личности: Тексты. - М., 1980.

8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология раз­вития человека. - М., 2000.

9. Психология возрастных кризисов: Хрестома­тия. - Минск, 2000.

10. Психология развития: Хрестоматия. - СПб., 2000.

И. Шай У. Интеллектуальное развитие взрослых //

Психол. журнал. - 1998. - № 6. 12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 303.