Сведения об интеллекте стариков довольно противоречивы. Одни исследователи указывают на снижение интеллектуальных способностей. Другие - подчеркивают умение стариков находить больше вариантов решения задач как преимущество их интеллекта. Российские ученые Б. А. Греков, 3. М. Истомина и другие[43] показывают такие существенные изменения памяти в пожилом возрасте:
1) ослабление механической памяти, возможности непосредственного запечатления;
2) относительно долгая сохранность логически- смысловой памяти, запоминания на основе внутренних смысловых связей;
3) ослабление оперативной, кратковременной памяти;
4) резко выраженная профессиональная избирательность запоминания;
5) усиление яркости памяти на очень давние события.
Понятно, что с длительным пребыванием «не у дел» профессиональная память становится ненужной, а ослабление запоминания свежей информации (оперативная память) резко снижает адаптацию к действительности. Старики становятся любителями воспоминаний, странными, говорящими невпопад.
Лонгитюдные исследования интеллекта П. Балтеса и У. Шайя показывают, что у пожилых людей снижаются показатели по тесту «беглость речи» - способность быстро подбирать слова по заданным критериям. Снижается умение оценивать пространственные отношения, строить индуктивные рассуждения. Однако показатели снижаются достаточно медленно. До 60 % участников исследования СЛИ давали устойчивые результаты по тестам даже после 70 лет. У. Шай приходит к выводу, что у людей, удовлетворенных своей жизнью, имеющих дружные семьи и широкий круг общения, интеллектуальные способности сохраняются дольше, а то и возрастают с годами. В этом случае только после 80 лет заметно снижение интеллекта.
Интересные выводы получены Б. Скиннером. Пользуясь свободным временем пенсионного периода, люди в пожилом возрасте способны продуктивно разрабатывать идеи, но это идеи прежних лет, которые к ним возвращаются. Новые идеи практически не возникают.
Г. Крайг и Томэ считают, что утверждения о снижении интеллекта у пожилых людей построены на наблюдении больных, страдающих склеротическими изменениями сосудов мозга или болезнью Альцгеймера - прогрессирующим разрушением клеток коры головного мозга. Этой болезнью страдают, по их данным, 10 % людей старше 65 лет и почти половина людей старше 85 лет.
Можно предположить, что у здоровых пожилых людей снижение интеллекта обусловлено тем, что в условиях отстранения от дел резко уменьшается приток информации и темп ее усвоения. Сознание собственной невостребованности снижает мотивацию достижений. Старики еще пишут статьи и мемуары, но надежда на то, что кто-то сочтет это нужным, убывает с каждым днем. Исключение составляют выдающиеся деятели науки, художники слова и кисти, чья востребованность завоевана мировым признанием их творчества. Известно, что Тициан написал одну из лучших своих картин «Оплакивание Христа» в 95 лет, Д. Верди создал оперу «Фальстаф» в 80 лет, И. П. Павлов закончил труд «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - в 77 лет. Л. Н. Толстой в 71 год написал «Воскресенье», в 72 года - «Живой труп», а в 76 лет - «Хаджи Мурат».
И все же - это счастливые исключения сохранения интеллекта и работоспособности. Чаще наблюдается ситуация, о которой говорят «все могу и ничего уже не могу». Физическая слабость, сужение притока значимой информации и социальная невостребованность убивают интеллект стариков.
Личностное развитие в старческом
Возрасте
Чтобы понять особенности личностного развития в пенсионном возрасте, попробуем представить, какое значение имела для человека работа. Это не только заработок и материальный достаток, это - структура планов всей жизнедеятельности, режим дня, среда общения, круг встречаемых регулярно людей, это - статус в обществе и собственной семье, это - содержание забот и ответственности, это - постоянное решение интеллектуальных задач, переработка информации и т. д. Выйти на пенсию - значит разрушить это социально-психологическое здание, перекрыть артерию, питающую личность и перейти к построению новых отношений. В большинстве случаев сделать это нелегко. Некоторые люди воспринимают пенсионный период как медленную гражданскую смерть.
Есть, однако, и другой вариант, когда люди тяготятся работой и ждут выхода на пенсию. «Дома столько дел, а уйти нельзя», - признавалась «дама в должности». Но даже и в этом случае смена статуса «работающий - неработающий» создаст немало проблем, когда пенсионер ограничит жизнь домашним кругом. Сужение интересов и круга общения сделает существование более однообразным.
Пожилой возраст - время утраты социальных связей. Разрушаются профессиональные связи, товарищи по работе живут своей жизнью, пенсионеры наблюдают ее со стороны, а то и вовсе утрачивают к ней интерес. Сужается круг друзей и близких. Как пишет Н. А. Некрасов:
Одни давно рассталися со мною, Перед другими сам я запер дверь. Те жребием постигнуты жестоким, А те прешли уже земной предел.
Усиливается чувство одиночества, ненужности, за- бытости, особенно - в условиях реальной невостребованности.
В субъективном восприятии изменяется структура психологического времени: доля будущего времени сокращается и увеличивается доля прошлого. Прошлое начинает господствовать над внутренним миром человека. Он перебирает в памяти события, ярко представляет их, обдумывает более правильные решения, заново переживает обиды и радости. В супружеских отношениях, соответственно, повышенная нежность сменяется ревностью вплоть до озлобленности. Характерно, что эти эмоции вызваны не событиями, а воспоминаниями о событиях, которые когда-то прошли без эмоциональных бурь. Человек в старости реконструирует прошлое и заново его переоценивает. Воспоминания и размышления о прошлом повышают смысл и статус поздней жизни.
Настоящее воспринимается пожилыми людьми как нестабильное. Все планы на будущее сопровождаются поправкой «если здоровье позволит». Возникают тревожные опасения беспомощности, обнищания, ограбления, смерти. Старики становятся сверхосторожными, подозрительными, скупыми, мелочными, им присуща неуверенность в себе и завтрашнем дне, пассивное отношение к жизни. Исследование американских мужчин зрелого возраста методикой ТАТ (тест тематической апперцепции) показало, что сорокалетние принимают ситуацию на рисунке как подконтрольную им, не пугающую: они чувствуют в себе достаточно сил для победы. Шестидесятилетним мир кажется более сложным и опасным, они чаще высказывают намерения приспосабливаться, а не изменять его[44].
Одной из важнейших социально-психологических задач остается сохранение положительных личностных качеств и работоспособности пожилых людей, учитывая, что доля таковых в составе общества возрастает. В общем виде это задача обеспечения их занятости и активности.
Если профессиональная деятельность кончается, остаются еще два надежных института - семья и религиозная община.
Старики часто оказывают помощь детям в виде денежной поддержки или присмотра за внуками и советов по телефону. Общение с внуками приносит огромное удовлетворение старикам, наполняет их жизнь смыслом и перспективой. Это общение имеет свои особенности. Старики не берут на себя всей ответственности за здоровье, развитие и будущее внуков. Ответственность - на родителях. Поэтому бабушки и дедушки бывают мягче, не так строги, как родители. К тому же у стариков другие, более мудрые критерии оценок, они отделяют мелочи от главного, их общение с внуками отличается задушевностью, им хватает времени, чтобы выслушать мотивы поступков и доказательно объяснить, а не только приказывать. Общение пожилых людей с внуками приносит огромную пользу и тем, и другим.
Многие пожилые люди постигают смысл жизни через религию. Утешительно сознавать, что после смерти Бог «воздаст вам по делам вашим». Духовное общение и выполнение обрядов помогают смотреть на мир более мудро, согласовывать дела и поступки с высшими ценностями человечества и более спокойно принять неизбежный конец жизни.
Характерно признание одной верующей в возрасте около 80 лет: «Трудно стоять на коленях... Но после посещения мечети такое легкое состояние, такое умиротворение, что никаких обид ни на кого не остается, всех готова любить и ласкать. Дней через 3-5 снова мелочи заполняют голову, и тогда я снова иду в мечеть». Постижение мудрости происходит через религию.
Последний рубеж человеческой жизни - подготовка к смерти - тоже имеет свои психологические особенности. В исследовании Э. Кюблер-Росс выявлены пять стадий принятия смерти человеком, который узнал о своей скорой кончине:
1) отрицание «Нет, не я!», неверие в печальный прогноз;
2) гнев на всех здоровых - «Почему именно я?»;
3) торг за продление жизни с обещанием выполнить все условия, только жить;
4) депрессия после перечисленных кризисных стадий. Человек осознает, что умирать придется ему, замыкается в себе, оплакивает тех, кого вынужден оставить;
5) принятие смерти, смиренное ожидание конца[45].
Думается, что описанные стадии характерны для
умирания в более молодом возрасте. Пожилые люди достаточно ясно осознают приближение кончины и чаще всего не испытывают первых трех кризисных стадий. Физическая слабость и зависимость от помощи окружающих делают иногда смерть желанным избавлением от тягостного существования. Неслучайно в старческом возрасте увеличивается число самоубийств, достигая максимума после 80 лет.
Мужчины кончают жизнь самоубийством в четыре раза чаще, чем женщины. По-видимому, это объясняется большей адаптивностью женщин, их умением найти возможность быть полезной в домашнем хозяйстве. Это предположение можно проверить сравнением числа самоубийств среди мужчин - городских жителей и сельских, поскольку в сельских условиях мужской труд возможен даже при физической слабости (кормление птиц, животных, полив растений и т. п.).
Самоубийство пожилых связано также с потерей супруга (супруги), особенно в первый год после похорон.
В последующие годы человек находит способ существования, и число суицидов снижается. К самоубийству склонны также хронически одинокие люди, особенно те, кто отличается тревожностью и чувством неполноценности. Их личностные особенности способствуют появлению трагического вопроса «зачем жить?» и сознанию собственной ненужности. Экспериментальные исследования суицидального поведения показали тесную корреляцию суицидных намерений с обедненным или конфликтным общением в семье, когда люди становятся чужими друг другу.
Практическое задание
1. Проведите мини-исследование, сравните удовлетворенность жизнью людей одинакового возраста, но разных по уровню активности: работающие - неработающие, воспитывающие - не воспитывающие внуков, ведущие - не ведущие домашнее хозяйство.
2. Законспектируйте статью В. Д. Шапиро «Концепция социального поведения личности в пожилом возрасте»[46].
Выводы
Развитие личности взрослых можно охарактеризовать как реализацию собственного Я. Конечно, личностные качества формируются во всех проявлениях активности индивида уже с первых дней жизни. Но осознавать действия как свои, личные ребенок начинает около 3 лет, а нести за них полную ответственность перед обществом - только будучи взрослым. В период взрослости снимается жесткий, «пошаговый» контроль учителя за способами интеллектуальной и практической деятельности индивида, отдаляются родители, меняется весь режим жизни. Человек, казалось бы, свободен в выборе форм поведения и видов деятельности. Однако эта свобода относительна. Выбор подготовлен всей историей предшествующего развития потребностей и возможностей личности. И дальнейший путь зависит от других социальных факторов, более могущественных, чем школьная отметка, хотя выбор их в большой степени предоставлен человеку.
Фактором развития становятся выбор профессии и способы овладения ею: совершенствование знаний и мастерства, творческое усвоение опыта мастеров, обобщение своего опыта и наставничество молодых. Следовательно, развиваются формы общения с выше- и нижестоящими по служебной лестнице, умение договариваться и убеждать, учитывать интересы других. Профессиональная направленность влияет и на интеллектуальные процессы. Появляется избирательность внимания, восприятия, памяти - всей интеллектуальной деятельности. Усваивается то, что профессионально значимо. Отрицательным следствием профессионализма может стать узкий практицизм познания и интересов, шаблонное исполнение работы. Человек встает перед выбором: творчество или стагнация (Э. Эриксон).
Не менее могущественным фактором развития является создание собственной среды общения. Это выбор друга, как второго Я. Дружба укрепляет те качества личности, которые мы ценим сами, повышает уверенность, достоинство. Еще более важен выбор брачного партнера, создание семьи и воспитание детей. Любимого всегда несколько идеализируют, и это заставляет стремиться к идеалу, развивать свои лучшие качества. Семья - это новый круг общения с родственниками и новые требования к личности: требования такта, дипломатичности, терпимости. Дети со своей непредсказуемостью поступков, суждений и проблем - постоянный стимул творческих решений родителей. По мере их роста приходится менять позицию, переходя от контроля к советам и, наконец, к зависимости от их планов. Таковы общие контуры роста взрослой личности.
Интеллектуальное и личностное развитие взрослых имеет свои закономерности и свою логику. Выделена неравномерность - асинхронность роста и спада отдельных функций, несовпадение пиков развития памяти и мышления. Видимо, накопление информации в памяти вызывает приостановку этого процесса для ее логической обработки, систематизации, усиления фильтров отбора. Такими фильтрами становятся смысловые системы, сопоставление новой информации с имеющимся опытом и отторжение того, что ему не соответствует. Это основа мудрости как новообразования интеллекта взрослых.
Инволюционные процессы также асинхронны. «Текучий» интеллект как способность к усвоению нового снижается с возрастом, в то время как «кристаллизованный» - сохраняется и даже развивается в решении задач на основе опыта и прежних знаний.
Закономерности личностного развития проявляются в кризисах. Переход 30-летия связан с первой ревизией осуществления жизненных планов, переоценкой жизненного пути и спутников жизни. При этом сохраняется уверенность в возможности начать все сначала. Кризис перехода середины жизни - переоценка своих достижений в свете приближающейся старости и отдаления повзрослевших детей, когда уже почти ничего изменить нельзя.
И самый тяжелый кризис - прекращение профессиональной деятельности, разрыв социальных связей, вдовство, одиночество. Человек должен найти новый объект забот и труда, осуществить новый выбор: интеграция или отчаяние.
Так переплетаются процессы развития и инволюции, повлиять на которые человек может собственным личностным выбором.
Литература по разделу
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1997.
2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человеко- знания. Гл. VI. - М. - Воронеж, 1996.
3. Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психол. журнал. - 1996. - № 6.
4. Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психол. журнал. - 1994.-№ 1.
5. Крайг Г. Психология развития - СПб., 2000. - Гл. 14-20.
6. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. - Калуга, 1994.
7. Массен и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности: Тексты. - М., 1980.
8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. - М., 2000.
9. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. - Минск, 2000.
10. Психология развития: Хрестоматия. - СПб., 2000.
И. Шай У. Интеллектуальное развитие взрослых //
Психол. журнал. - 1998. - № 6. 12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 303.