Личностное развитие в ранней юности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личностное развитие в ранней юности связано с определением ценностных ориентиров. В познании се­бя, в общении с другими люди в этом возрасте оценива­ют себя и других с позиций усвоенных норм, уточняя и обобщая эти критерии. Достижения данного возраста - новый уровень развития самосознания, открытие собст­венного внутреннего мира, мира мыслей, переживаний, взглядов, оценок, которые кажутся непохожими, уни­кальными. Интерес к себе выражается в самоанализе по­ведения и личностных качеств. Формируется эгоиден- тичность как постоянство взглядов и принципов. Ос­новной путь самооценки - сравнение мнений о себе ок­ружающих или проверка себя в рискованных поступках. При этом себя оценивают с учетом жизненных планов - взгляд на себя из будущего. Такая самооценка зачастую завышена, и это обеспечивает самоуважение, уверен­ность в себе.

Огромную роль в формировании личности имеет юношеское общение со сверстниками. В такой среде об­щение проходит на равных, на основе соревновательнос­ти, статус надо заслужить и уметь поддерживать, - все это является ценнейшей жизненной школой. Уважение сверстников служит основой самоуважения. В юности ценится и широкий круг общения - компания сверстни­ков, и избирательно дружеские связи, и возможность по­быть одному. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе, дает возможность самоутверждения.

В жизни юношей однополая компания более значима, чем в жизни девушек. Особую ценность для тех и других представляет дружба. При этом в дружбе ценится интим­ность, искренность, эмоциональность, возможность вы­сказаться и встретить понимание, поддержка своих взглядов и оценок, возможность поделиться планами, мечтами, идеалами. В подростковом возрасте дружба де­ятельная, в юношеском - «разговорная». Девушки осо­бенно много времени проводят в беседах и откровениях с подругами. Уединенные размышления дополняют эту «шлифовку» взглядов, принципов и ценностей.

В 15-18 лет юноши и девушки считают дружбу важ­нейшим из человеческих отношений. Они идеализируют друга и себя в дружбе, ищут в друге образец для подража­ния; одни при этом стремятся выразить себя, другие жи­вут переживаниями друга. В это же время создаются сме­шанные компании и возникает разнополая дружба. При этом девушки испытывают потребность в ласке, неж­ности, эмоциональном тепле. У мальчиков отношения с противоположным полом могут восприниматься и как форма самоутверждения, оценки своих возможностей. Именно этот мотив зачастую провоцирует ранние поло­вые связи.

В большой степени провоцируют раннюю сексуаль­ность современные СМИ, особенно американские филь­мы, где сексуальность ценится выше невинности, где по­ложительного героя наставляют: «Не упусти свой шанс, сынок», а на вопрос юной принцессы «Как привлечь муж­чину?» - отвечают однозначно: «Соединиться с ним» («Звездные войны», «Конан-разрушитель» и др.)

В советской и российской традиции подчеркивает­ся духовное богатство отношений между полами. Первая любовь приходит в ранней юности. Она больше похожа на хорошую дружбу, чем на эротическую связь. Чем разно­стороннее, богаче отношения между девушкой и юношей, тем прочнее будут любовные увлечения. Первое чувство может быть настолько значимым и глубоким, что память о нем сохраняется всю жизнь.

В целом влюбленность повышает внимание к соб­ственной личности, внешности, аккуратность в одежде. Характерна реплика одного учителя: «Хоть бы влюбил­ся - шею мыть научится!». Развивается интерес к внут­реннему миру личности, к художественной литературе, произведениям искусства, театру, к эстетическому самообразованию. Школьники выписывают мудрые из­речения, чужими словами формулируют личностную позицию.

Главная личностная особенность старшеклассни­ков - появление жизненных планов и готовность к соци­альному построению собственной жизни. В идеале жиз­ненные планы становятся предметом размышлений, в ходе которых уточняются не только цели, но и способы их достижений. На деле обдумывание способов зачастую поверхностное, слабо ориентировано на конкретные поступки сегодняшнего дня, что может привести к кру­шению юношеских планов в последующем. Притязания молодежи на материальное благополучие и скорость ус­пехов в карьере часто завышены, планы профессиональ­ные - более реалистичны. Но молодые люди не всегда понимают, что богатство целей - лишь предпосылка для развертывания практических действий в настоящем. Не­обходима систематическая работа школы и семьи по разъяснению условий и способов реализации юношес­ких планов.

Ценнейший компонент юношеского самосозна­ния - самоуважение. Надо научиться принимать себя достойным, чтобы нести ответственность за свой выбор и решения, избавиться от подросткового конформизма.

Чувство достоинства помогает выстоять в экстремальных ситуациях угрозы насилия, повышает степень надежности личности и эгоидентичность.

Конечно, основу отношения к себе составляют оценки взрослых и сверстников, но не менее важную роль играют и собственные усилия по построению своей лич­ности: раздумья, споры, анализ чужих поступков и жиз­ненных ситуаций, отбор высказываний из литературных источников и т. д. Несмотря на зависимость от родителей, от школы, духовных стандартов и культурных запретов, в юности вырабатывается личность как нечто единствен­ное и неповторимое, как собственный взгляд на мир, ре­лигию, моральные нормы и социальное устройство обще­ства. Юность - период формирования установки на взрослую и серьезную жизнь.

Выводы

Школьный период занимает важнейшее место в истории психического развития человека. Это период высокой пластичности мозга и высокой обучаемости. Его особенностью является социальный контроль спосо­бов и результатов познавательной деятельности, моти­вов, способов и форм поведения. Здесь более, чем когда- либо, видна отмеченная Л. С. Выготским закономер­ность: обучение движет развитие на основе трансляции социального опыта. Школьника учат концентрировать внимание на задаче, детализированно воспринимать объекты, запоминать в логической последовательности, выбирать главное, понимать причины, представлять со­бытия согласно заданным условиям, грамотно излагать в речи свои наблюдения, мысли и чувства, осознанно планировать деятельность. Они усваивают систему на­учных и социально-нравственных понятий, и учение ста­новится способом интеллектуальной деятельности. Все это происходит под контролем учителя по социально ус­тановленным критериям оценки.

От школьника постоянно требуют самоотчета о том, что он делал и почему следует так делать. Самоотчет - не­изменный компонент учебной деятельности на всех ее этапах. В результате складывается рефлексия как лично­стное качество, развивается самосознание, появляются цели и действия по совершенствованию собственной лич­ности, своих знаний и способностей.

Речь становится средством построения личности: появляются идеалы, требования к себе, жизненные пла­ны. Личность становится все более саморегулируемой. Ключевым моментом этого процесса является кризис подросткового возраста - осознание себя самостоятель­ной личностью и отторжение авторитета взрослых при опоре на мнение товарищей. С возрастом сокращается группа значимых сверстников, уточняются собственные принципы, складывается мировоззрение и жизненная позиция.

Хочется подчеркнуть, что при всей организованнос­ти и подконтрольности учебная деятельность есть работа самого школьника, и успех зависит от его активности, от усвоенных им способов самоорганизации. Под влияни­ем социального опыта и социального контроля соверша­ется самопостроение личности.

Практическое задание

Составьте таблицу психического развития в школь­ном возрасте, обозначив по вертикали младший школь­ный, подростковый и старший школьный возраст. И в каждом - по горизонтали - дайте характеристику в трех аспектах: социальная ситуация развития, когнитив­ное развитие, личностное развитие.

Напишите реферат по одному из этих разделов.

Литература по разделу

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973, 1978.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гомезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Ми- хальчик. - М., 1984.

3. Выготский Л. С. Динамика и структура личнос­ти подростка // Собр. соч. Т. 4. - М., 1984.

4. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

5. Кле М. Психология подростка. Психосексуаль­ное развитие. - М., 1996.

6. Кон И. С. Психология старшего школьника. - М., 1987; Психология ранней юности. - М., 1989.

7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология раз­вития человека. - М.: Школьная пресса, 2000. - Гл. 8.

8. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 1998.

9. Немов Р. С. Психология. Кн. 2. - М., 1998.

10. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Теории, факты, проблемы. - М., 1997.

11. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997, 1998 (гл. «Ра­бота психолога с детьми группы риска»).

12. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педаго­гика, 1990.

13. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1987.

14. Фельдштейн Д. И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-эко­номического кризиса // Мир психологии. - 1994.

15. Хрестоматия по детской психологии / Ред. и сост. Л. В. Бурменская. - М., 1996.

16. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 1995.

г


Раздел VI


Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.