Личностное развитие в ранней юности связано с определением ценностных ориентиров. В познании себя, в общении с другими люди в этом возрасте оценивают себя и других с позиций усвоенных норм, уточняя и обобщая эти критерии. Достижения данного возраста - новый уровень развития самосознания, открытие собственного внутреннего мира, мира мыслей, переживаний, взглядов, оценок, которые кажутся непохожими, уникальными. Интерес к себе выражается в самоанализе поведения и личностных качеств. Формируется эгоиден- тичность как постоянство взглядов и принципов. Основной путь самооценки - сравнение мнений о себе окружающих или проверка себя в рискованных поступках. При этом себя оценивают с учетом жизненных планов - взгляд на себя из будущего. Такая самооценка зачастую завышена, и это обеспечивает самоуважение, уверенность в себе.
Огромную роль в формировании личности имеет юношеское общение со сверстниками. В такой среде общение проходит на равных, на основе соревновательности, статус надо заслужить и уметь поддерживать, - все это является ценнейшей жизненной школой. Уважение сверстников служит основой самоуважения. В юности ценится и широкий круг общения - компания сверстников, и избирательно дружеские связи, и возможность побыть одному. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе, дает возможность самоутверждения.
В жизни юношей однополая компания более значима, чем в жизни девушек. Особую ценность для тех и других представляет дружба. При этом в дружбе ценится интимность, искренность, эмоциональность, возможность высказаться и встретить понимание, поддержка своих взглядов и оценок, возможность поделиться планами, мечтами, идеалами. В подростковом возрасте дружба деятельная, в юношеском - «разговорная». Девушки особенно много времени проводят в беседах и откровениях с подругами. Уединенные размышления дополняют эту «шлифовку» взглядов, принципов и ценностей.
В 15-18 лет юноши и девушки считают дружбу важнейшим из человеческих отношений. Они идеализируют друга и себя в дружбе, ищут в друге образец для подражания; одни при этом стремятся выразить себя, другие живут переживаниями друга. В это же время создаются смешанные компании и возникает разнополая дружба. При этом девушки испытывают потребность в ласке, нежности, эмоциональном тепле. У мальчиков отношения с противоположным полом могут восприниматься и как форма самоутверждения, оценки своих возможностей. Именно этот мотив зачастую провоцирует ранние половые связи.
В большой степени провоцируют раннюю сексуальность современные СМИ, особенно американские фильмы, где сексуальность ценится выше невинности, где положительного героя наставляют: «Не упусти свой шанс, сынок», а на вопрос юной принцессы «Как привлечь мужчину?» - отвечают однозначно: «Соединиться с ним» («Звездные войны», «Конан-разрушитель» и др.)
В советской и российской традиции подчеркивается духовное богатство отношений между полами. Первая любовь приходит в ранней юности. Она больше похожа на хорошую дружбу, чем на эротическую связь. Чем разностороннее, богаче отношения между девушкой и юношей, тем прочнее будут любовные увлечения. Первое чувство может быть настолько значимым и глубоким, что память о нем сохраняется всю жизнь.
В целом влюбленность повышает внимание к собственной личности, внешности, аккуратность в одежде. Характерна реплика одного учителя: «Хоть бы влюбился - шею мыть научится!». Развивается интерес к внутреннему миру личности, к художественной литературе, произведениям искусства, театру, к эстетическому самообразованию. Школьники выписывают мудрые изречения, чужими словами формулируют личностную позицию.
Главная личностная особенность старшеклассников - появление жизненных планов и готовность к социальному построению собственной жизни. В идеале жизненные планы становятся предметом размышлений, в ходе которых уточняются не только цели, но и способы их достижений. На деле обдумывание способов зачастую поверхностное, слабо ориентировано на конкретные поступки сегодняшнего дня, что может привести к крушению юношеских планов в последующем. Притязания молодежи на материальное благополучие и скорость успехов в карьере часто завышены, планы профессиональные - более реалистичны. Но молодые люди не всегда понимают, что богатство целей - лишь предпосылка для развертывания практических действий в настоящем. Необходима систематическая работа школы и семьи по разъяснению условий и способов реализации юношеских планов.
Ценнейший компонент юношеского самосознания - самоуважение. Надо научиться принимать себя достойным, чтобы нести ответственность за свой выбор и решения, избавиться от подросткового конформизма.
Чувство достоинства помогает выстоять в экстремальных ситуациях угрозы насилия, повышает степень надежности личности и эгоидентичность.
Конечно, основу отношения к себе составляют оценки взрослых и сверстников, но не менее важную роль играют и собственные усилия по построению своей личности: раздумья, споры, анализ чужих поступков и жизненных ситуаций, отбор высказываний из литературных источников и т. д. Несмотря на зависимость от родителей, от школы, духовных стандартов и культурных запретов, в юности вырабатывается личность как нечто единственное и неповторимое, как собственный взгляд на мир, религию, моральные нормы и социальное устройство общества. Юность - период формирования установки на взрослую и серьезную жизнь.
Выводы
Школьный период занимает важнейшее место в истории психического развития человека. Это период высокой пластичности мозга и высокой обучаемости. Его особенностью является социальный контроль способов и результатов познавательной деятельности, мотивов, способов и форм поведения. Здесь более, чем когда- либо, видна отмеченная Л. С. Выготским закономерность: обучение движет развитие на основе трансляции социального опыта. Школьника учат концентрировать внимание на задаче, детализированно воспринимать объекты, запоминать в логической последовательности, выбирать главное, понимать причины, представлять события согласно заданным условиям, грамотно излагать в речи свои наблюдения, мысли и чувства, осознанно планировать деятельность. Они усваивают систему научных и социально-нравственных понятий, и учение становится способом интеллектуальной деятельности. Все это происходит под контролем учителя по социально установленным критериям оценки.
От школьника постоянно требуют самоотчета о том, что он делал и почему следует так делать. Самоотчет - неизменный компонент учебной деятельности на всех ее этапах. В результате складывается рефлексия как личностное качество, развивается самосознание, появляются цели и действия по совершенствованию собственной личности, своих знаний и способностей.
Речь становится средством построения личности: появляются идеалы, требования к себе, жизненные планы. Личность становится все более саморегулируемой. Ключевым моментом этого процесса является кризис подросткового возраста - осознание себя самостоятельной личностью и отторжение авторитета взрослых при опоре на мнение товарищей. С возрастом сокращается группа значимых сверстников, уточняются собственные принципы, складывается мировоззрение и жизненная позиция.
Хочется подчеркнуть, что при всей организованности и подконтрольности учебная деятельность есть работа самого школьника, и успех зависит от его активности, от усвоенных им способов самоорганизации. Под влиянием социального опыта и социального контроля совершается самопостроение личности.
Практическое задание
Составьте таблицу психического развития в школьном возрасте, обозначив по вертикали младший школьный, подростковый и старший школьный возраст. И в каждом - по горизонтали - дайте характеристику в трех аспектах: социальная ситуация развития, когнитивное развитие, личностное развитие.
Напишите реферат по одному из этих разделов.
Литература по разделу
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973, 1978.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гомезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Ми- хальчик. - М., 1984.
3. Выготский Л. С. Динамика и структура личности подростка // Собр. соч. Т. 4. - М., 1984.
4. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.
5. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1996.
6. Кон И. С. Психология старшего школьника. - М., 1987; Психология ранней юности. - М., 1989.
7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000. - Гл. 8.
8. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 1998.
9. Немов Р. С. Психология. Кн. 2. - М., 1998.
10. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Теории, факты, проблемы. - М., 1997.
11. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997, 1998 (гл. «Работа психолога с детьми группы риска»).
12. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990.
13. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1987.
14. Фельдштейн Д. И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии. - 1994.
15. Хрестоматия по детской психологии / Ред. и сост. Л. В. Бурменская. - М., 1996.
16. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 1995.
г
Раздел VI
Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.