ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическая и экспериментальная разработка проблем зрелого возраста принадлежит Б. Г. Ананьеву («Психология и проблемы человекознания», 1996). Мы воспользуемся его материалами.

Психология зрелого возраста - сравнительно но­вый раздел возрастной и генетической психологии, отра­жающей принципиально новый ход индивидуального раз­вития.

На взрослых изучались закономерности общей и социальной психологии; их показатели служили этало­ном при анализе детского развития. Считалось, что психо­логии взрослых не присуща возрастная изменчивость. Описанный Ж. Пиаже ход интеллектуального развития завершается стадией формальных операций (14-15 лет), когда «у ребенка формируется логика взрослого». Дальше человек действует на основе усвоенного опыта, но уже не развивается.

Швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 20-х го­дах прошлого века назвал взрослость возрастом «психи­ческой окаменелости». Таким же было мнение В. Джемса: «После 25 лет взрослые не могут приобретать новые идеи».

В 60-е годы среди ученых Запада бытовало мнение, что пика развития человек достигает в 18-20 лет, а далее уровень логической способности снижается и к 30 годам составляет 96 %, к 40 - 87 %, к 50 - 80 % и к 60 - 75 % это­го уровня.

Но жизнь менялась ускоряющимися темпами. Взрослым все чаще приходилось доучиваться и переучи­ваться. И тогда исследователи обнаружили, что интен­сивность и темп инволюции зависят от двух факторов: одаренности и условий, в числе которых образование, со­циально-экономическая и культурная ситуация. При этом образование и интеллектуальная активность сдерживают инволюционные процессы.

Исследование психологии взрослых позволило вы­явить новые закономерности динамики психической дея­тельности, представить любое развитие как сочетание процессов роста и упадка, приобретений и потерь. В ре­зультате сформировался новый методологический под­ход к развитию онтогенеза - всевозрастной. При этом считается, что возрастные изменения сопровождают весь жизненный путь человека. Человек сталкивается с ог­ромным разнообразием возможностей и социальных тре­бований. Всевозрастное развитие есть система вариантов изменений, отличающихся по времени возникновения и продолжительности, по направленности и последова­тельности.

В каждом возрасте наблюдаются свои новообразо­вания и свои потери. На последних этапах возникают фе­номены дальних воспоминаний и ревизии своей жизни, автобиографическая память, феномен мудрости.

На психофизиологическом уровне - это корреляци­онные плеяды функций, связанных с вниманием и мнеми- ческой деятельностью.

Всевозрастной подход в психологии соответствует и данным современной физиологии. Возрастные сдвиги показателей обмена и функций выражены в трех типах изменений: прогрессивное снижение, стабильность и прогрессивное нарастание. Снижается сократительная способность сердца, функция пищеварительных желез, гормонообразование в щитовидной и половых железах внутренней секреции, активность гормонов, острота зрения и слуха. Стабильны - уровень сахара в крови, морфологический состав крови, работоспособность не­которых скелетных мышц, кислотно-щелочное равнове­сие и др. С возрастом повышается синтез некоторых гормонов в гипофизе, чувствительность клеток и тканей к химическим, гуморальным факторам, содержание в крови холестерина, лецитина, содержание в клетке оп­ределенных ионов, активность ряда ферментов и др. Возможны и волнообразные изменения, связанные с ин­дивидуальными особенностями[37].

Многомерность и многонаправленность развития побудила исследователей принять двухкомпонентную структуру интеллекта, деление его на «текучий», или подвижный, и «кристаллизованный». Эти термины, конечно, метафоры. «Текучий» интеллект - имеются в виду процессы, вливающиеся в ход приобретения нового опыта. Это скорость и результативность запоми­нания, индуктивное рассуждение, оперирование прост­ранственными образами, восприятие новых связей и отношений. Этот компонент интеллекта отражает би­ологические возможности нервной системы - ее рабо­тоспособность и интерактивность. «Кристаллизован­ный» интеллект - способность решать жизненные и профессиональные задачи на основе накопленных прежде знаний и опыта. Для его измерения используют тесты вербального рассуждения, понимания социаль­ных требований, словарного запаса, когнитивных навы­ков.

Слабая изученность возраста выражена и в том, что не сложилась его четкая периодизация. Демографы рас­сматривают взрослость как трудоспособный возраст, от 16 до 60-65 лет. Биологи - как репродуктивный возраст от полового созревания в 16-18 лет до наступления кли­макса в 50-65 лет. Еще более нечетко обозначены перио­ды внутри взрослости.

Начало зрелости большинство исследователей на­зывают юностью, это период от 17 до 20 лет. Затем выде­ляют раннюю взрослость, или молодость, от 21 до 25 лет. Иногда их объединяют как студенческий возраст - 17-25 лет. Далее средняя взрослость - 25-35 лет. У раз­ных авторов это период от 24-25 лет до 40,55, даже 75 лет. Э. Эриксон выделял после 18 лет стадии молодости, взрослости и зрелости без обозначения возраста. Совре­менные российские авторы, основываясь на этом, опреде­ляют молодость в 19-33 года, взрослость - 33-45 лет, зре­лость - 45-65 лет и далее - старость (В. И. Слабодчиков, Е. И. Исаев). Г. И. Абрамова разделяет стадию молодости на юность - 18-22 года, взросление - 23-30 лет и пере­ходный возраст 30-35 лет; зрелости отводит период 36-50 лет, отделяя пожилой возраст - 51-65 лет и далее - старость. Старость совпадает с пенсионным возрастом, ус­тановленным в большинстве стран от 60-65 лет. В народе выделяют еще один период - дряхлость, когда старики уже не могут обходиться без посторонней помощи. Офи­циально он определен от 80 лет и старше.

Психологически каждый из периодов взрослой жизни исследован весьма слабо, и границы между ними нечетки. Мы обобщим данные о периодизации взрослой жизни таким образом:

1) молодость, студенческий возраст - 18-23/25 лет;

2) ранняя взрослость 23/25-33/35 лет, кризис 30 лет;

3) зрелость. Период акме - 35-55/60 лет;

4) старость от 60 до 80 лет; дряхлость от 80 лет.

Эти периоды, на наш взгляд, отражают основные

гражданские статусы зрелой личности: обучающийся профессионал - молодой специалист - квалифицирован­ный работник (мастер) - пенсионер. В какой-то степени они соответствуют ценностным ориентирам народа, вы­раженным в пословицах: «В 20 лет ума нет - и не будет, в 30 лет жены нет - и не будет, в 40 лет богатства нет - и не будет».

Дата: 2018-12-21, просмотров: 312.