Теоретическая и экспериментальная разработка проблем зрелого возраста принадлежит Б. Г. Ананьеву («Психология и проблемы человекознания», 1996). Мы воспользуемся его материалами.
Психология зрелого возраста - сравнительно новый раздел возрастной и генетической психологии, отражающей принципиально новый ход индивидуального развития.
На взрослых изучались закономерности общей и социальной психологии; их показатели служили эталоном при анализе детского развития. Считалось, что психологии взрослых не присуща возрастная изменчивость. Описанный Ж. Пиаже ход интеллектуального развития завершается стадией формальных операций (14-15 лет), когда «у ребенка формируется логика взрослого». Дальше человек действует на основе усвоенного опыта, но уже не развивается.
Швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 20-х годах прошлого века назвал взрослость возрастом «психической окаменелости». Таким же было мнение В. Джемса: «После 25 лет взрослые не могут приобретать новые идеи».
В 60-е годы среди ученых Запада бытовало мнение, что пика развития человек достигает в 18-20 лет, а далее уровень логической способности снижается и к 30 годам составляет 96 %, к 40 - 87 %, к 50 - 80 % и к 60 - 75 % этого уровня.
Но жизнь менялась ускоряющимися темпами. Взрослым все чаще приходилось доучиваться и переучиваться. И тогда исследователи обнаружили, что интенсивность и темп инволюции зависят от двух факторов: одаренности и условий, в числе которых образование, социально-экономическая и культурная ситуация. При этом образование и интеллектуальная активность сдерживают инволюционные процессы.
Исследование психологии взрослых позволило выявить новые закономерности динамики психической деятельности, представить любое развитие как сочетание процессов роста и упадка, приобретений и потерь. В результате сформировался новый методологический подход к развитию онтогенеза - всевозрастной. При этом считается, что возрастные изменения сопровождают весь жизненный путь человека. Человек сталкивается с огромным разнообразием возможностей и социальных требований. Всевозрастное развитие есть система вариантов изменений, отличающихся по времени возникновения и продолжительности, по направленности и последовательности.
В каждом возрасте наблюдаются свои новообразования и свои потери. На последних этапах возникают феномены дальних воспоминаний и ревизии своей жизни, автобиографическая память, феномен мудрости.
На психофизиологическом уровне - это корреляционные плеяды функций, связанных с вниманием и мнеми- ческой деятельностью.
Всевозрастной подход в психологии соответствует и данным современной физиологии. Возрастные сдвиги показателей обмена и функций выражены в трех типах изменений: прогрессивное снижение, стабильность и прогрессивное нарастание. Снижается сократительная способность сердца, функция пищеварительных желез, гормонообразование в щитовидной и половых железах внутренней секреции, активность гормонов, острота зрения и слуха. Стабильны - уровень сахара в крови, морфологический состав крови, работоспособность некоторых скелетных мышц, кислотно-щелочное равновесие и др. С возрастом повышается синтез некоторых гормонов в гипофизе, чувствительность клеток и тканей к химическим, гуморальным факторам, содержание в крови холестерина, лецитина, содержание в клетке определенных ионов, активность ряда ферментов и др. Возможны и волнообразные изменения, связанные с индивидуальными особенностями[37].
Многомерность и многонаправленность развития побудила исследователей принять двухкомпонентную структуру интеллекта, деление его на «текучий», или подвижный, и «кристаллизованный». Эти термины, конечно, метафоры. «Текучий» интеллект - имеются в виду процессы, вливающиеся в ход приобретения нового опыта. Это скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений. Этот компонент интеллекта отражает биологические возможности нервной системы - ее работоспособность и интерактивность. «Кристаллизованный» интеллект - способность решать жизненные и профессиональные задачи на основе накопленных прежде знаний и опыта. Для его измерения используют тесты вербального рассуждения, понимания социальных требований, словарного запаса, когнитивных навыков.
Слабая изученность возраста выражена и в том, что не сложилась его четкая периодизация. Демографы рассматривают взрослость как трудоспособный возраст, от 16 до 60-65 лет. Биологи - как репродуктивный возраст от полового созревания в 16-18 лет до наступления климакса в 50-65 лет. Еще более нечетко обозначены периоды внутри взрослости.
Начало зрелости большинство исследователей называют юностью, это период от 17 до 20 лет. Затем выделяют раннюю взрослость, или молодость, от 21 до 25 лет. Иногда их объединяют как студенческий возраст - 17-25 лет. Далее средняя взрослость - 25-35 лет. У разных авторов это период от 24-25 лет до 40,55, даже 75 лет. Э. Эриксон выделял после 18 лет стадии молодости, взрослости и зрелости без обозначения возраста. Современные российские авторы, основываясь на этом, определяют молодость в 19-33 года, взрослость - 33-45 лет, зрелость - 45-65 лет и далее - старость (В. И. Слабодчиков, Е. И. Исаев). Г. И. Абрамова разделяет стадию молодости на юность - 18-22 года, взросление - 23-30 лет и переходный возраст 30-35 лет; зрелости отводит период 36-50 лет, отделяя пожилой возраст - 51-65 лет и далее - старость. Старость совпадает с пенсионным возрастом, установленным в большинстве стран от 60-65 лет. В народе выделяют еще один период - дряхлость, когда старики уже не могут обходиться без посторонней помощи. Официально он определен от 80 лет и старше.
Психологически каждый из периодов взрослой жизни исследован весьма слабо, и границы между ними нечетки. Мы обобщим данные о периодизации взрослой жизни таким образом:
1) молодость, студенческий возраст - 18-23/25 лет;
2) ранняя взрослость 23/25-33/35 лет, кризис 30 лет;
3) зрелость. Период акме - 35-55/60 лет;
4) старость от 60 до 80 лет; дряхлость от 80 лет.
Эти периоды, на наш взгляд, отражают основные
гражданские статусы зрелой личности: обучающийся профессионал - молодой специалист - квалифицированный работник (мастер) - пенсионер. В какой-то степени они соответствуют ценностным ориентирам народа, выраженным в пословицах: «В 20 лет ума нет - и не будет, в 30 лет жены нет - и не будет, в 40 лет богатства нет - и не будет».
Дата: 2018-12-21, просмотров: 347.