Социальная ситуация развития
Школьника старших классов
Ранняя юность - период завершения физического развития человека и психологической подготовки к самостоятельной жизни. Особенности данного возраста объясняют по-разному в разных психологических школах. Биологические теории подчеркивают, что именно созревание организма детерминирует особенности поведения. В психоаналитической традиции юность - этап зрелой сексуальности. Социологические теории подчеркивают переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого, завершение социализации, овладение ролями взрослых. Современная психология пытается рассматривать данный возраст комплексно, сочетая социально-психологический подход с учетом закономерностей психофизиологического развития, внутреннего мира и самосознания. В современном индустриальном обществе удлинился период юности как подготовительный этап к усложняющейся трудовой и общественной деятельности. Он охватывает 9-12-е классы средней школы, лицеев, годы обучения в колледже.
В ранней юности учащиеся еще зависимы от взрослых, их жизнь направляется взрослыми, однако с каждым годом увеличивается количество и расширяется состав взрослых ролей с определенной мерой ответственности. В 16 лет они получают паспорт, в 18 лет - право вступать в брак, участвовать в выборах, призываться в армию, несут ответственность за уголовные преступления. Элементы взрослого статуса сочетаются с детскими чертами зависимости. Школьнику напоминают, что он старший и в то же время требуют послушания. И это противоречие отражается в особенностях его самосознания.
Это период завершения полового созревания и физического развития человека. Рост тела в длину замедляется. Полного роста девушки достигают в 16-17 лет, юноши - в 17-18 лет. Нарастает мускульная сила, уже в 16 лет мальчик почти вдвое сильнее 12-летнего. Физический облик остается в этом возрасте предметом внимания и заботы. Недостаточная выраженность признаков пола, слишком низкий или высокий рост, цвет волос и черты лица, не соответствующие принятому эталону, - все это вызывает глубокую озабоченность, изменения в диете, особую систему тренировок и т. п.
Психологическая задача юности - самоопределение. Ее главная особенность - осознание себя на пороге самостоятельной жизни, выбор будущей сферы деятельности. Уже в 9-м классе ученик выбирает, оставаться ли в школе или переходить в лицей, колледж, осваивать профессию на курсах. Начинается проектирование будущего, а вместе с этим появляются вопросы «кем быть?», «каким быть?» - социальное и личностное самоопределение.
Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, появляется стремление к самообразованию. Юноши и девушки записываются на курсы вождения автомобилей, изучения иностранного языка, подготовительные курсы вузов и т. п. Особенно характерно это для предвыпускного класса. Молодой человек, не сделав еще окончательного выбора, как бы примеривает различные роли, занятия, знакомится с реальностью, приобретает знания и навыки «про запас».
Отношения с родителями изменяются. С одной стороны, все еще актуально стремление отделиться, самостоятельно решать свои проблемы, уйти из-под опеки. С другой - нарастает стремление к отождествлению со взрослыми. Многие повторяют профессии родителей и близких родственников, советуются с ними, пользуются их литературой, перенимают бытовые навыки, просят научить их готовить любимые блюда, мастерить, стирать и т. п. Взрослые начинают восприниматься обобщенно, в таких социальных позициях, как Учитель, Мастер, Консультант, Эксперт с их правилами, принципами, способами организации деятельности. От непосредственного подражания в юности переходят к сознательному построению своей будущей жизни, используя обобщенные эталоны.
Главные новообразования юности - готовность к самоопределению, саморефлексия, появление жизненных планов, деятельное врастание в различные сферы социальной жизни и расширение круга общения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 289.