Старший школьный возраст (16-18 лет)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная ситуация развития

Школьника старших классов

Ранняя юность - период завершения физического развития человека и психологической подготовки к са­мостоятельной жизни. Особенности данного возраста объясняют по-разному в разных психологических шко­лах. Биологические теории подчеркивают, что именно созревание организма детерминирует особенности пове­дения. В психоаналитической традиции юность - этап зрелой сексуальности. Социологические теории подчер­кивают переход от зависимого детства к самостоятель­ной и ответственной деятельности взрослого, заверше­ние социализации, овладение ролями взрослых. Совре­менная психология пытается рассматривать данный возраст комплексно, сочетая социально-психологичес­кий подход с учетом закономерностей психофизиологи­ческого развития, внутреннего мира и самосознания. В современном индустриальном обществе удлинился период юности как подготовительный этап к усложняю­щейся трудовой и общественной деятельности. Он охва­тывает 9-12-е классы средней школы, лицеев, годы обу­чения в колледже.

В ранней юности учащиеся еще зависимы от взрослых, их жизнь направляется взрослыми, однако с каждым годом увеличивается количество и расширя­ется состав взрослых ролей с определенной мерой от­ветственности. В 16 лет они получают паспорт, в 18 лет - право вступать в брак, участвовать в выборах, призываться в армию, несут ответственность за уголов­ные преступления. Элементы взрослого статуса сочета­ются с детскими чертами зависимости. Школьнику напоминают, что он старший и в то же время требуют послушания. И это противоречие отражается в особен­ностях его самосознания.

Это период завершения полового созревания и фи­зического развития человека. Рост тела в длину замедля­ется. Полного роста девушки достигают в 16-17 лет, юно­ши - в 17-18 лет. Нарастает мускульная сила, уже в 16 лет мальчик почти вдвое сильнее 12-летнего. Физический об­лик остается в этом возрасте предметом внимания и забо­ты. Недостаточная выраженность признаков пола, слиш­ком низкий или высокий рост, цвет волос и черты лица, не соответствующие принятому эталону, - все это вызы­вает глубокую озабоченность, изменения в диете, особую систему тренировок и т. п.

Психологическая задача юности - самоопределе­ние. Ее главная особенность - осознание себя на пороге самостоятельной жизни, выбор будущей сферы деятель­ности. Уже в 9-м классе ученик выбирает, оставаться ли в школе или переходить в лицей, колледж, осваивать профессию на курсах. Начинается проектирование бу­дущего, а вместе с этим появляются вопросы «кем быть?», «каким быть?» - социальное и личностное са­моопределение.

Ведущей деятельностью становится учебно-про­фессиональная, появляется стремление к самообразова­нию. Юноши и девушки записываются на курсы вожде­ния автомобилей, изучения иностранного языка, подго­товительные курсы вузов и т. п. Особенно характерно это для предвыпускного класса. Молодой человек, не сделав еще окончательного выбора, как бы примери­вает различные роли, занятия, знакомится с реальнос­тью, приобретает знания и навыки «про запас».

Отношения с родителями изменяются. С одной стороны, все еще актуально стремление отделиться, са­мостоятельно решать свои проблемы, уйти из-под опеки. С другой - нарастает стремление к отождествлению со взрослыми. Многие повторяют профессии родителей и близких родственников, советуются с ними, пользуют­ся их литературой, перенимают бытовые навыки, просят научить их готовить любимые блюда, мастерить, стирать и т. п. Взрослые начинают восприниматься обобщенно, в таких социальных позициях, как Учитель, Мастер, Консультант, Эксперт с их правилами, принципами, спо­собами организации деятельности. От непосредственно­го подражания в юности переходят к сознательному по­строению своей будущей жизни, используя обобщенные эталоны.

Главные новообразования юности - готовность к самоопределению, саморефлексия, появление жизнен­ных планов, деятельное врастание в различные сферы со­циальной жизни и расширение круга общения.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 289.