Молодость как период развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Студенческий возраст (18-23/25 лет)

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития в молодости харак­теризуется тем, что человек выходит в самостоятельную жизнь, начинает осуществлять свои жизненные планы. Это прежде всего выбор профессии, поступление в вуз или колледж. Неудачная попытка поступления или от­сутствие средств на оплату учения расцениваются многи­ми как крушение надежд, как необходимость заново стро­ить жизненную программу. Ход дальнейшего развития личности во многом зависит от социально-профессио- нального положения. Но в любом случае переживается расхождение идеальных представлений с реальной дейст­вительностью. Молодым людям важно найти свое место в обществе, в жизни, в отношениях с другими людьми. Они пытаются осмыслить не только общественное значе­ние определенной деятельности, но и уяснить ее личност­ный смысл, что она может дать лично каждому, насколь­ко обеспечит самореализацию индивидуальности и на­сколько создаст материальную независимость.

Многие физиологические показатели и работоспо­собность достигают высшей точки развития в этот период. По данным Б. Г. Ананьева, сила рук (как правой, так и ле­вой) максимальна у мужчин 18-19 лет, скорость двига­тельных реакций также. С этим периодом связаны многие выдающиеся спортивные достижения и успехи в хорео­графии. Однако точность движений и выносливость в сложных ситуациях будут увеличиваться с возрастом и опытом.

Человек в этом возрасте сам создает свою среду общения, и от этого зависит развитие одних его качеств и притупление других. Именно здесь актуальна посло­вица «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». При­обретая статус взрослого, он еще не имеет жизненного опыта, и круг общения крайне важен для осознания и оценки новых впечатлений и нового социального по­ложения.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев называют этот период «становление авторства в собственной жизни». Это обдумывание смысла своей жизни, построение бо­лее реальных жизненных планов с учетом собственных возможностей, освоение ролей взрослого, поиск спутни­ка жизни, включение во все виды общественной дея­тельности.

Ведущей деятельностью становится профессио­нальная или учебно-профессиональная. Большую и все увеличивающуюся когорту молодых составляют студенты. Б. Г. Ананьев считает возможным выделить студенческий возраст в особый период психического развития как период интенсивного профессионального самообучения.

По данным ЮНЕСКО, количественный состав сту­дентов в мире увеличивается с каждым годом. В 1980 го­ду их было 46 миллионов, в 1991 году - 65, в 2000 году - 79, по прогнозам, в 2015 году ожидается 97 миллионов, а в 2025 году - 100 миллионов человек. Это особая кате­гория молодых людей, организованных и объединенных институтом высшего образования. Их отличает высокий интеллектуальный уровень и уровень познавательной мотивации, профессиональная направленность, сочета­ние интеллектуальной и социальной зрелости. Во всех странах зафиксировано широкое активное участие сту­дентов в общественно-политических движениях. Этому способствует их организованность, самостоятельность, критичность и (в основном) несвязанность семейными обязательствами.

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие в студенческом, ранне- взрослом возрасте детально исследовано под руководст­вом Б. Г. Ананьева («Психология и проблемы человеко- знания», 1996). Выборка составляла 1800 человек разных специальностей в возрасте от 18 до 35 лет с образованием от незаконченного среднего до высшего, по 50 мужчин и 50 женщин на каждый год жизни. Кроме этого, лонги- тюдно в течение 5 лет исследовалось еще 350 человек. Как главная закономерность была выявлена неравномер­ность, гетерохронность развития разных функций интел­лекта, пики одних показателей при снижении других и наоборот. Так, в период с 18 до 23 лет повышается объ­ем поля зрения, глазомер, дифференцированное узнава­ние, пространственное представление, константность опознания. Но в это же время снижается острота зрения, кратковременная зрительная память и остается стабиль­ной наблюдательность.

Показатели общего интеллекта также динамичны. Оптимумы отмечены в 19, 22 и 24-26 лет для вербально­го интеллекта и в 19, 21, 25 лет - для невербального. Это характерно для представителей всех уровней образова­ния. Однако уровень сложности мыслительных операций снижается с годами у испытуемых с незаконченным сред­ним образованием. Составляющие интеллекта также раз­виваются неравномерно. В одни годы заметно значитель­ное развитие памяти (19, 24, 28 лет), в другие - опережа­ет развитие логических функций мышления (20, 23, 25, 31 год).

Память и мышление - основные формы перера­ботки информации. Усвоенное с помощью понимания и запоминания в последующем «фильтруется» ценност­но-ориентированным мышлением для избирательного сохранения в памяти, это первый уровень обобщения. На этой основе образуются новые смысловые системы и новые понятия, а рациональная систематизация зна­ний приводит к перестройке механизмов «фильтрации» знаний, это второй уровень обобщения информации. А это, в свою очередь, служит основой формирования ги­потез и концепций как третьего уровня обобщений.

Такой динамикой процесса познания Б. Г. Ананьев пытался объяснить неравномерное повышение функций то мнемических, то логических. Происходит то усиле­ние «фильтрации» (логические функции), то накопле­ние избыточной информации (усиление функций памя­ти). Бывают, однако, моменты снижения обеих функций в 22, 26, 34 года и в 30 лет - моменты общего повыше­ния. Изменение одной функции, видимо, зависит от преобразования другой. Понижение, как скрытый пери­од перестройки функции, подготавливает ее подъем. Пояснение механизма такой динамики пока недостаточ­ное, однако уже теперь ясно, что влияние здесь взаимо­связанное. Избыточная информация так же необходима для развития логических функций, как и логическая об­работка для ее усвоения. Заметим, что общая умствен­ная одаренность проявляется как широкая «бескорыст­ная» любознательность, и открытия чаще делаются на стыке разных наук, то есть на основе профессионально избыточной информации. Однако второй и третий уров­ни ее упорядочения и обобщения происходят не сразу и не всегда. Требуется следующий шаг в развитии логи­ческих функций.

В целом, 18-25 лет - период усиленного развития всех психических функций, особенно памяти и мышле­ния, долговременной памяти. Корреляционный и фактор­ный анализ полученных данных позволили Б. Г. Ананьеву представить общую картину взаимосвязи познавательных функций. Выявлена положительная корреляция между чувствительностью нервной системы и эффективностью запоминания, между динамичностью возбуждения и мне- мическими функциями, между его избирательностью и концентрацией.

Характерно, что при графическом изображении корреляционные связи выглядят линейно, как цепочки, что, по мнению исследователей, говорит о незаконченном развитии высших психических функций. В более старшем возрасте они получили сложную, разветвленную карти­ну - корреляционные плеяды.

Исследования Б. Г. Ананьева развеяли миф о «пси­хологической окаменелости» и поступательном сниже­нии интеллекта после 20 лет.

Американский психолог Перри, как описывает Г. Крайг, исследовал в 70-е годы XX века стадии развития мышления у 140 студентов Гарвардского и Рэдклиффско- го университетов за четыре года обучения. Оказалось, что студенты, сталкиваясь с разнообразием теорий и подхо­дов у разных авторов, вначале мыслят дуалистически, пы­таясь оценить их однозначно «истина - ложь», затем бо­лее терпимо относятся к разнообразию позиций, призна­ют продуктивность разных подходов и, наконец, на треть­ей стадии вырабатывают и обосновывают собственную позицию. Такой концептуальный уровень обобщения на­блюдается, к сожалению, не всегда.

Чуть позже другой исследователь - Ригель - выде­ляет понимание противоречий как важное достижение когнитивного развития взрослых, как пятую стадию ин­теллекта после четырех, описанных Пиаже. Особенность пятой диалектической стадии состоит в том, что человек обдумывает и синтезирует противоречивую информацию на основе своего опыта; при этом практический, реальный мир служит корреляцией абстрактного, формально логи­ческого мышления. Стадия диалектического мышления начинается в студенческом возрасте, и ее дальнейшее раз­витие у взрослых связано с навыками самостоятельного принятия решений.

В ходе интеллектуального развития и самопозна­ния молодые люди создают смысловые системы, кото­рые приводят в порядок жизненный опыт, организуют мышление и чувствование и определяют поведение. Та­кие системы усложняются и развиваются в течение всей жизни.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 255.