Студенческий возраст (18-23/25 лет)
Социальная ситуация развития
Социальная ситуация развития в молодости характеризуется тем, что человек выходит в самостоятельную жизнь, начинает осуществлять свои жизненные планы. Это прежде всего выбор профессии, поступление в вуз или колледж. Неудачная попытка поступления или отсутствие средств на оплату учения расцениваются многими как крушение надежд, как необходимость заново строить жизненную программу. Ход дальнейшего развития личности во многом зависит от социально-профессио- нального положения. Но в любом случае переживается расхождение идеальных представлений с реальной действительностью. Молодым людям важно найти свое место в обществе, в жизни, в отношениях с другими людьми. Они пытаются осмыслить не только общественное значение определенной деятельности, но и уяснить ее личностный смысл, что она может дать лично каждому, насколько обеспечит самореализацию индивидуальности и насколько создаст материальную независимость.
Многие физиологические показатели и работоспособность достигают высшей точки развития в этот период. По данным Б. Г. Ананьева, сила рук (как правой, так и левой) максимальна у мужчин 18-19 лет, скорость двигательных реакций также. С этим периодом связаны многие выдающиеся спортивные достижения и успехи в хореографии. Однако точность движений и выносливость в сложных ситуациях будут увеличиваться с возрастом и опытом.
Человек в этом возрасте сам создает свою среду общения, и от этого зависит развитие одних его качеств и притупление других. Именно здесь актуальна пословица «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Приобретая статус взрослого, он еще не имеет жизненного опыта, и круг общения крайне важен для осознания и оценки новых впечатлений и нового социального положения.
В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев называют этот период «становление авторства в собственной жизни». Это обдумывание смысла своей жизни, построение более реальных жизненных планов с учетом собственных возможностей, освоение ролей взрослого, поиск спутника жизни, включение во все виды общественной деятельности.
Ведущей деятельностью становится профессиональная или учебно-профессиональная. Большую и все увеличивающуюся когорту молодых составляют студенты. Б. Г. Ананьев считает возможным выделить студенческий возраст в особый период психического развития как период интенсивного профессионального самообучения.
По данным ЮНЕСКО, количественный состав студентов в мире увеличивается с каждым годом. В 1980 году их было 46 миллионов, в 1991 году - 65, в 2000 году - 79, по прогнозам, в 2015 году ожидается 97 миллионов, а в 2025 году - 100 миллионов человек. Это особая категория молодых людей, организованных и объединенных институтом высшего образования. Их отличает высокий интеллектуальный уровень и уровень познавательной мотивации, профессиональная направленность, сочетание интеллектуальной и социальной зрелости. Во всех странах зафиксировано широкое активное участие студентов в общественно-политических движениях. Этому способствует их организованность, самостоятельность, критичность и (в основном) несвязанность семейными обязательствами.
Интеллектуальное развитие
Интеллектуальное развитие в студенческом, ранне- взрослом возрасте детально исследовано под руководством Б. Г. Ананьева («Психология и проблемы человеко- знания», 1996). Выборка составляла 1800 человек разных специальностей в возрасте от 18 до 35 лет с образованием от незаконченного среднего до высшего, по 50 мужчин и 50 женщин на каждый год жизни. Кроме этого, лонги- тюдно в течение 5 лет исследовалось еще 350 человек. Как главная закономерность была выявлена неравномерность, гетерохронность развития разных функций интеллекта, пики одних показателей при снижении других и наоборот. Так, в период с 18 до 23 лет повышается объем поля зрения, глазомер, дифференцированное узнавание, пространственное представление, константность опознания. Но в это же время снижается острота зрения, кратковременная зрительная память и остается стабильной наблюдательность.
Показатели общего интеллекта также динамичны. Оптимумы отмечены в 19, 22 и 24-26 лет для вербального интеллекта и в 19, 21, 25 лет - для невербального. Это характерно для представителей всех уровней образования. Однако уровень сложности мыслительных операций снижается с годами у испытуемых с незаконченным средним образованием. Составляющие интеллекта также развиваются неравномерно. В одни годы заметно значительное развитие памяти (19, 24, 28 лет), в другие - опережает развитие логических функций мышления (20, 23, 25, 31 год).
Память и мышление - основные формы переработки информации. Усвоенное с помощью понимания и запоминания в последующем «фильтруется» ценностно-ориентированным мышлением для избирательного сохранения в памяти, это первый уровень обобщения. На этой основе образуются новые смысловые системы и новые понятия, а рациональная систематизация знаний приводит к перестройке механизмов «фильтрации» знаний, это второй уровень обобщения информации. А это, в свою очередь, служит основой формирования гипотез и концепций как третьего уровня обобщений.
Такой динамикой процесса познания Б. Г. Ананьев пытался объяснить неравномерное повышение функций то мнемических, то логических. Происходит то усиление «фильтрации» (логические функции), то накопление избыточной информации (усиление функций памяти). Бывают, однако, моменты снижения обеих функций в 22, 26, 34 года и в 30 лет - моменты общего повышения. Изменение одной функции, видимо, зависит от преобразования другой. Понижение, как скрытый период перестройки функции, подготавливает ее подъем. Пояснение механизма такой динамики пока недостаточное, однако уже теперь ясно, что влияние здесь взаимосвязанное. Избыточная информация так же необходима для развития логических функций, как и логическая обработка для ее усвоения. Заметим, что общая умственная одаренность проявляется как широкая «бескорыстная» любознательность, и открытия чаще делаются на стыке разных наук, то есть на основе профессионально избыточной информации. Однако второй и третий уровни ее упорядочения и обобщения происходят не сразу и не всегда. Требуется следующий шаг в развитии логических функций.
В целом, 18-25 лет - период усиленного развития всех психических функций, особенно памяти и мышления, долговременной памяти. Корреляционный и факторный анализ полученных данных позволили Б. Г. Ананьеву представить общую картину взаимосвязи познавательных функций. Выявлена положительная корреляция между чувствительностью нервной системы и эффективностью запоминания, между динамичностью возбуждения и мне- мическими функциями, между его избирательностью и концентрацией.
Характерно, что при графическом изображении корреляционные связи выглядят линейно, как цепочки, что, по мнению исследователей, говорит о незаконченном развитии высших психических функций. В более старшем возрасте они получили сложную, разветвленную картину - корреляционные плеяды.
Исследования Б. Г. Ананьева развеяли миф о «психологической окаменелости» и поступательном снижении интеллекта после 20 лет.
Американский психолог Перри, как описывает Г. Крайг, исследовал в 70-е годы XX века стадии развития мышления у 140 студентов Гарвардского и Рэдклиффско- го университетов за четыре года обучения. Оказалось, что студенты, сталкиваясь с разнообразием теорий и подходов у разных авторов, вначале мыслят дуалистически, пытаясь оценить их однозначно «истина - ложь», затем более терпимо относятся к разнообразию позиций, признают продуктивность разных подходов и, наконец, на третьей стадии вырабатывают и обосновывают собственную позицию. Такой концептуальный уровень обобщения наблюдается, к сожалению, не всегда.
Чуть позже другой исследователь - Ригель - выделяет понимание противоречий как важное достижение когнитивного развития взрослых, как пятую стадию интеллекта после четырех, описанных Пиаже. Особенность пятой диалектической стадии состоит в том, что человек обдумывает и синтезирует противоречивую информацию на основе своего опыта; при этом практический, реальный мир служит корреляцией абстрактного, формально логического мышления. Стадия диалектического мышления начинается в студенческом возрасте, и ее дальнейшее развитие у взрослых связано с навыками самостоятельного принятия решений.
В ходе интеллектуального развития и самопознания молодые люди создают смысловые системы, которые приводят в порядок жизненный опыт, организуют мышление и чувствование и определяют поведение. Такие системы усложняются и развиваются в течение всей жизни.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 294.