Социальная ситуация развития
Границы названного периода - от социального признания взрослости до социального признания старости, до времени выхода на пенсию. Зрелый возраст - промежуток между поколениями, когда человек уже не молодой, но еще не старый. Его еще называют средний возраст. Этот большой, почти 20-летний отрезок жизни включает сложные психофизиологические изменения. Их переживают и как период расцвета сил и максимальных достижений (акме), и как начало конца, когда пройдена середина жизни.
Изменяется внешность и физиологические возможности организма: морщины, седины, облысение, лишний вес, «потеря талии», снижение сексуальности, менопауза, климакс, различные заболевания. Ослабление слуха, обоняния, зрения - все это подкрадывается незаметно и нарастает постепенно.
В этот период умирают старшие родственники и отделяются подросшие дети. Человек начинает задумываться о смысле жизни и ее кратковременности. Одни стремятся ускорить достижение намеченных целей, другие спешат предаваться земным радостям под девизом «один раз живем на свете». Третьи всю свою деятельность направляют на то, чтобы как можно дольше сохранить молодость, используя разные средства: спортивные упражнения, массажи, подтяжки лица, кремы, молодежную одежду и т. д. Подмечено, что в среднем возрасте нам еще удается выглядеть привлекательными, но это требует все больших усилий.
В социальном плане люди среднего возраста - это руководители, на них ответственность за судьбы других людей и даже всего общества. Они учат молодых и опекают старых.
В зрелом возрасте человек достигает как профессиональной карьеры и компетентности, так и материального благосостояния, видит результаты развития своей семьи и воспитания детей, подводит итоги достижения жизненных целей. Эти итоги могут переживаться как неутешительные, и тогда наблюдается кризис середины жизни, тем более глубокий, что уже нет решимости все начать сначала. Но большинство людей довольны своими достижениями, стоически, как неизбежное встречают признаки старения и утрату старших родственников. Они не воспринимают ситуацию как кризисную. Особенно если находят поддержку в семье и на работе.
Интеллектуальное развитие
Интеллектуальное развитие в зрелом возрасте отличается большой сложностью и дифференцированнос- тью. На него влияют и уровень образования, и характер профессиональной деятельности, и установки личности, мотивация на творчество или стагнацию, стремление выдавать и разрабатывать новые идеи или жить потихонечку старым багажом знаний. Исследование интеллекта зрелого возраста имеет и теоретическое значение (поиск факторов и закономерностей изменений), и практическое - построение кадровой политики, определение сроков пенсионного возраста, расчет государственного бюджета.
Многочисленные эксперименты на основе двух- компонентной структуры интеллекта («текучий» и «кристаллизованный») обнаружили, что показатели словарного запаса, общей осведомленности, «прикладки к опыту» оказались у 40-50-летних выше, чем в 20-30 лет. В то же время оценки по тестам пространственных отношений и индуктивного рассуждения были намного ниже, чем у молодых. Видимо, «текучий» интеллект как особенность к научению достигает пика в молодости, а «кристаллизованный» - как умение строить суждения и выводы, давать анализ проблемы на основе накопленных знаний и опыта - прогрессирует в течение всей жизни. Я. Балтес («Всевозрастной подход...», 1994, 2001) графически показывает, что линии двух компонентов интеллекта идут равномерно вверх примерно до 40 лет, после чего линия «кристаллизованного» интеллекта продолжает немного повышаться, а линия «текучего» (подвижного) интеллекта заметно снижается после 40, особенно к 60-ти годам.
Несколько более оптимистичные данные получены в исследовании пяти тысяч испытуемых в возрасте от 25 до 88 лет, проведенном У. Шайем («Интеллектуальное развитие взрослых», 1998). 35 лет продолжалось его Сиэттлское лонгитюдное исследование (СЛИ). Прирост оценок по тестам интеллекта наблюдался вплоть до 40 лет, затем наступал период стабилизации до 55-60 лет. До 60 лет заметное снижение результатов отмечено лишь в субтестах на арифметические действия и на «беглость речи» - подбор слов по заданным критериям. Отмечено достоверно среднее падение показателей интеллекта не раньше 67 лет, причем снижение идет очень медленно, вплоть до 80 лет. Изменения интеллекта связаны с индивидуальными особенностями и условиями жизни: образованием, социальным и экономическим статусом, семейными отношениями, здоровьем. У людей с высоким уровнем образования и удовлетворенности жизнью оценки многих интеллектуальных способностей продолжают с возрастом повышаться или остаются на высоком уровне.
Специфику интеллекта взрослого помогает понять эксперимент с шахматистами. Шахматистам разного возраста предложили запомнить расположение каждой фигуры в позиции из середины игры, и молодые шахматисты выполнили это задание лучше, чем старшие. Затем их попросили найти наилучший ход, и тогда преимущество было у мастеров, независимо от их возраста. Им не требовалось помнить расположение всех фигур, их память сохраняла связи между конкретными позициями на доске и оптимальными ходами. По-видимому, ухудшение «фронтального» запоминания необходимо для структурирования материала в памяти. По мере того как один навык улучшается, другой ухудшается, и человек постоянно перестраивает свою систему знаний, чтобы повысить их связанность, точность и легкость в использовании.
Люди зрелого возраста приспосабливают свои интеллектуальные возможности к требованиям среды, развивая те свойства, которые нужны на работе или в повседневной жизни. Поэтому они могут давать низкие показатели в тестах на материале бессмысленных слогов или абстрактных рассуждений. Они могут оказаться глухи к теориям, хуже студентов усваивать новую информацию, но цепко схватывать жизненно или профессионально важные вещи и анализировать их на основе многолетнего опыта. У них увеличивается время реакции, но многократно сокращается время решения проблем.
Личностное развитие
Личностное развитие в зрелом возрасте связано с профессиональными и семейными отношениями. Статус профессионала, эксперта, мастера повышает чувство собственного достоинства и чувство ответственности за свои решения. Людей зрелого возраста называют поколением администраторов, поскольку в большинстве случаев они - руководители различных групп в своей отрасли. Жизнь требует от них понимания интересов всех и каждого, умения убедить в ценности определенного предложения, видеть перспективу, увлечь идеей, потребовать своевременного исполнения намеченного. От руководителя ждут понимания, человечности и требовательности.
Ответственность, налагаемая на руководителя, существенно меняет его отношение к людям и ценностные ориентации. Выше становится требовательность, критерием оценки окружающих выступают деловые качества, а их действия рассматриваются с позиций интересов производства. О. Бальзак рассказывает, как Евгению Гранде в одноименном романе возмущает скупость и расчетливость папаши Гранде, но когда она сама наследует «дело», то также экономит на отоплении и пище, реализуя ценности отца.
Окружающие часто воспринимают эти изменения как кичливость, заносчивость человека в новой должности, что также не лишено оснований. Французы говорят, что всякая власть развращает, неограниченная власть развращает неограниченно. Возникает двойной стандарт: строго требовать от других и многое позволять себе. Альтернативой может стать деловая направленность личности и умение убеждать, а не только приказывать.
Развитие этих личностных качеств в сочетании с опытом и знаниями создает важнейшее новообразование зрелого возраста - мудрость. Мудрость определяют как экзистентные знания о фундаментальных жизненных законах и реалиях, умение решать проблемы планирования и анализа жизненного пути с учетом многих факторов, конкретных особенностей ситуации и вероятных перспектив. Мудрость - это толерантность к индивидуальному многообразию людей, понимание и принятие их особенностей.
Еще больше проблем, требующих мудрых решений, возникает в семейной ситуации. Подрастающие дети создают необходимость преодолевать новые и новые трудности. Народная мудрость отметила это в пословицах «маленькие дети спать не дают, а с большими - сам не уснешь», «маленькие дети - маленькие беды, большие дети - большие беды» и др.
Поступление детей в школу ставит родителей под жесткий социальный контроль. К ним школа предъявляет требования и материального, и морального порядка: купить для школы, для школьника то одно, то другое; усилить требования, воспитать определенные качества, привить умения и т. д. Учащихся постоянно сравнивают друг с другом, а вместе с ними сравнивают родителей. После собраний в школе одни приходят удовлетворенные, других подросток встречает словами: «Мама, тебе налить валерьянки?» - заранее знает, что ситуация была нервозной.
Известен «закон» Паркинсона: родители перестают развиваться, как только начинают воспитывать своих детей. Но есть и высказывание К. Маркса: дети воспитывают своих родителей. Думается, и К. Маркс, и С. Н. Пар- кинсон правы. Если родители только поучают и хотят в детях видеть повторение себя, они перестают развиваться, демонстрируя «психологическую окаменелость». Но если понимать позицию ребенка, вместе обсуждать его проблемы, знакомиться с материалом школьных предметов (неизвестным или забытым), продумывать эффективные пути воздействия на выбор и поведение подростка, контролировать ненавязчиво его окружение и так далее - родительство остается пожизненной школой, и интеллектуальной, и личностной.
В среднем возрасте в семью вливаются новые члены - друзья, а затем и супруги детей - выстраиваются новые отношения. В современных условиях дети долго не могут обрести экономическую независимость. Построить быт новой семьи можно только усилиями нескольких поколений. И надо быть мудрым, чтобы помочь детям и не сделать их зависимыми, не вызвать иждивенческих настроений, развить их собственную активность. Отношения с зятем или невесткой, с их родственниками - также личностная задача, требующая уточнения позиций, изменения ценностных ориентиров. Восприятие внешности, голоса, привычек нового семьянина корректируется в свете ценности сохранения семьи. К тому, что не нравится, стараются привыкнуть.
Отделение выросших детей от родительской семьи - феномен «опустевшего гнезда» - вызывает тяжелые переживания, близкие к стрессу. Родители, особенно заботливые матери, испытывают тоску, тревогу, желание бросить все и быть рядом с ребенком. При благополучном устройстве жизни детей тревога родителей смягчается, их жизнь входит в новую колею. При неблагоприятном - родительские тревоги могут усилить негативное восприятие брака детей и ускорить их развод.
Кроме ухода взрослых детей, в среднем возрасте переживают болезнь и смерть престарелых родителей и родственников. Горечь утраты порождает мысли о кратковременности жизни и ответственности за ее результаты. Люди становятся мягче в суждениях и оценках.
«Опустевшее гнездо» ставит людей среднего возраста в новые условия брачных отношений. Если супругов соединяла любовь и духовная близость, они заново испытывают интерес и нежность друг к другу, переживают второй «медовый месяц», не опасаясь иронических взглядов детей. Но если семья держалась на совместной заботе о детях, то с их уходом разрушаются скреплявшие связи, и супруги видят, что у них нет ничего общего, можно изолироваться и прервать отношения. На 20-22-м годах семейной жизни характерен, по статистике, второй пик разводов, правда не столь острый, как на переходе 30-летия.
К концу периода взрослости нарастает количество заболеваний, чаще хронических, убывают жизненные силы, замедляется темп жизни. Многие охладевают к интимной сфере и даже удивляются, как много она значила для них в молодости. Вспоминается признание дамы лет пятидесяти: «Влюблялись, страдали, бегали на свидания, но теперь... Вот поставь меня в угол, направь автомат, скажи - влюбись! А я не могу и все».
В. В. Маяковский эту мысль выразил более поэтично:
Все меньше
любится, Все меньше
дерзается,
И лоб мой
время с разбега
крушит...
Творческие люди могут остро переживать кризис жизни, когда осознаются достаточно развитые способности и уже видится приближающаяся неспособность, снижение физических возможностей. Л. Н. Толстой («Исповедь») выразил сущность кризиса среднего возраста в вопросе о смысле жизни: «...Что выйдет из всей моей жизни? Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожился бы неизбежно предстоящей мне смертью?». Выходом из кризиса становится дальнейшее самосовершенствование, обретение новых духовных ценностей.
Итак, в середине жизни человек достигает вершин в профессиональной деятельности и в семейных отношениях, он больше всего направлен на достижение общественно значимых целей. Это время наибольшей ответственности за дела своего предприятия, судьбу страны и всего человечества, ответственности за воспитание своих детей и молодого поколения в целом, за благополучие своих родителей. Это обеспечивается развитием общего интеллекта, устойчивыми связями между образным, вер- бально-логическим и практическим мышлением, расцветом творческих сил, умением находить решение сложных производственных и житейских проблем, обретением мудрости.
Но это и время подведения итогов своей деятельности, когда уже видится период ее сокращения. Время расставания с выросшими детьми и умирающими родственниками. Обстоятельства жизни складываются так, что человек начинает отделять главное от мелочей, усваивает общечеловеческие ценности. Он иначе, чем в молодости, относится и к детям, и к работе, и к семье, и к обществу. На нем ответственность за все вокруг; и отсюда особенно высокая требовательность к своим решениям и поступкам.
Бывают и другие варианты проживания ситуации данного периода. Потеряв старших (умерших) и отделившихся младших (покинувших семью), человек чувствует себя в вакууме бесконтрольности и начинает «прожигать жизнь» в поступках, каких он раньше себе не позволял. Как говорится, «седина в бороду, а бес - в ребро».
В целом рассматриваемый период характеризуется высшими достижениями (акме) зрелой жизни и осознанием близкого заката. Отсюда повышенная активность в реализации самого заветного: у одних это - творческие и профессиональные планы, у других - накопительство или житейские радости.
Практическое задание
1. Составьте конспект статьи П. Балтеса «Всевозра- стной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни»[41].
2. Составьте таблицу возрастного развития по Э. Эриксону[42].
Дата: 2018-12-21, просмотров: 278.