Психология зрелой личности. Акме (35-55/60 лет)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная ситуация развития

Границы названного периода - от социального при­знания взрослости до социального признания старости, до времени выхода на пенсию. Зрелый возраст - промежу­ток между поколениями, когда человек уже не молодой, но еще не старый. Его еще называют средний возраст. Этот большой, почти 20-летний отрезок жизни включает слож­ные психофизиологические изменения. Их переживают и как период расцвета сил и максимальных достижений (ак­ме), и как начало конца, когда пройдена середина жизни.

Изменяется внешность и физиологические возмож­ности организма: морщины, седины, облысение, лишний вес, «потеря талии», снижение сексуальности, менопауза, климакс, различные заболевания. Ослабление слуха, обо­няния, зрения - все это подкрадывается незаметно и нара­стает постепенно.

В этот период умирают старшие родственники и от­деляются подросшие дети. Человек начинает задумы­ваться о смысле жизни и ее кратковременности. Одни стремятся ускорить достижение намеченных целей, дру­гие спешат предаваться земным радостям под девизом «один раз живем на свете». Третьи всю свою деятельность направляют на то, чтобы как можно дольше сохранить молодость, используя разные средства: спортивные уп­ражнения, массажи, подтяжки лица, кремы, молодежную одежду и т. д. Подмечено, что в среднем возрасте нам еще удается выглядеть привлекательными, но это требует все больших усилий.

В социальном плане люди среднего возраста - это руководители, на них ответственность за судьбы других людей и даже всего общества. Они учат молодых и опека­ют старых.

В зрелом возрасте человек достигает как професси­ональной карьеры и компетентности, так и материального благосостояния, видит результаты развития своей семьи и воспитания детей, подводит итоги достижения жизнен­ных целей. Эти итоги могут переживаться как неутеши­тельные, и тогда наблюдается кризис середины жизни, тем более глубокий, что уже нет решимости все начать сначала. Но большинство людей довольны своими дости­жениями, стоически, как неизбежное встречают признаки старения и утрату старших родственников. Они не вос­принимают ситуацию как кризисную. Особенно если на­ходят поддержку в семье и на работе.

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие в зрелом возрасте от­личается большой сложностью и дифференцированнос- тью. На него влияют и уровень образования, и характер профессиональной деятельности, и установки личности, мотивация на творчество или стагнацию, стремление вы­давать и разрабатывать новые идеи или жить потихонеч­ку старым багажом знаний. Исследование интеллекта зрелого возраста имеет и теоретическое значение (поиск факторов и закономерностей изменений), и практичес­кое - построение кадровой политики, определение сро­ков пенсионного возраста, расчет государственного бюд­жета.

Многочисленные эксперименты на основе двух- компонентной структуры интеллекта («текучий» и «кри­сталлизованный») обнаружили, что показатели словар­ного запаса, общей осведомленности, «прикладки к опы­ту» оказались у 40-50-летних выше, чем в 20-30 лет. В то же время оценки по тестам пространственных отношений и индуктивного рассуждения были намного ниже, чем у молодых. Видимо, «текучий» интеллект как особен­ность к научению достигает пика в молодости, а «крис­таллизованный» - как умение строить суждения и выво­ды, давать анализ проблемы на основе накопленных зна­ний и опыта - прогрессирует в течение всей жизни. Я. Балтес («Всевозрастной подход...», 1994, 2001) графи­чески показывает, что линии двух компонентов интел­лекта идут равномерно вверх примерно до 40 лет, после чего линия «кристаллизованного» интеллекта продолжа­ет немного повышаться, а линия «текучего» (подвижно­го) интеллекта заметно снижается после 40, особенно к 60-ти годам.

Несколько более оптимистичные данные получе­ны в исследовании пяти тысяч испытуемых в возрасте от 25 до 88 лет, проведенном У. Шайем («Интеллектуаль­ное развитие взрослых», 1998). 35 лет продолжалось его Сиэттлское лонгитюдное исследование (СЛИ). Прирост оценок по тестам интеллекта наблюдался вплоть до 40 лет, затем наступал период стабилизации до 55-60 лет. До 60 лет заметное снижение результатов от­мечено лишь в субтестах на арифметические действия и на «беглость речи» - подбор слов по заданным крите­риям. Отмечено достоверно среднее падение показате­лей интеллекта не раньше 67 лет, причем снижение идет очень медленно, вплоть до 80 лет. Изменения ин­теллекта связаны с индивидуальными особенностями и условиями жизни: образованием, социальным и эко­номическим статусом, семейными отношениями, здо­ровьем. У людей с высоким уровнем образования и удовлетворенности жизнью оценки многих интеллек­туальных способностей продолжают с возрастом повы­шаться или остаются на высоком уровне.

Специфику интеллекта взрослого помогает понять эксперимент с шахматистами. Шахматистам разного возраста предложили запомнить расположение каждой фигуры в позиции из середины игры, и молодые шахма­тисты выполнили это задание лучше, чем старшие. Затем их попросили найти наилучший ход, и тогда преимуще­ство было у мастеров, независимо от их возраста. Им не требовалось помнить расположение всех фигур, их па­мять сохраняла связи между конкретными позициями на доске и оптимальными ходами. По-видимому, ухудше­ние «фронтального» запоминания необходимо для структурирования материала в памяти. По мере того как один навык улучшается, другой ухудшается, и человек постоянно перестраивает свою систему знаний, чтобы повысить их связанность, точность и легкость в исполь­зовании.

Люди зрелого возраста приспосабливают свои ин­теллектуальные возможности к требованиям среды, развивая те свойства, которые нужны на работе или в повседневной жизни. Поэтому они могут давать низ­кие показатели в тестах на материале бессмысленных слогов или абстрактных рассуждений. Они могут ока­заться глухи к теориям, хуже студентов усваивать но­вую информацию, но цепко схватывать жизненно или профессионально важные вещи и анализировать их на основе многолетнего опыта. У них увеличивается время реакции, но многократно сокращается время решения проблем.

Личностное развитие

Личностное развитие в зрелом возрасте связано с профессиональными и семейными отношениями. Ста­тус профессионала, эксперта, мастера повышает чувство собственного достоинства и чувство ответственности за свои решения. Людей зрелого возраста называют поко­лением администраторов, поскольку в большинстве слу­чаев они - руководители различных групп в своей отрас­ли. Жизнь требует от них понимания интересов всех и каждого, умения убедить в ценности определенного предложения, видеть перспективу, увлечь идеей, потре­бовать своевременного исполнения намеченного. От ру­ководителя ждут понимания, человечности и требова­тельности.

Ответственность, налагаемая на руководителя, су­щественно меняет его отношение к людям и ценностные ориентации. Выше становится требовательность, крите­рием оценки окружающих выступают деловые качества, а их действия рассматриваются с позиций интересов про­изводства. О. Бальзак рассказывает, как Евгению Гранде в одноименном романе возмущает скупость и расчетли­вость папаши Гранде, но когда она сама наследует «дело», то также экономит на отоплении и пище, реализуя ценно­сти отца.

Окружающие часто воспринимают эти изменения как кичливость, заносчивость человека в новой должнос­ти, что также не лишено оснований. Французы говорят, что всякая власть развращает, неограниченная власть раз­вращает неограниченно. Возникает двойной стандарт: строго требовать от других и многое позволять себе. Аль­тернативой может стать деловая направленность личнос­ти и умение убеждать, а не только приказывать.

Развитие этих личностных качеств в сочетании с опытом и знаниями создает важнейшее новообразова­ние зрелого возраста - мудрость. Мудрость определяют как экзистентные знания о фундаментальных жизнен­ных законах и реалиях, умение решать проблемы плани­рования и анализа жизненного пути с учетом многих факторов, конкретных особенностей ситуации и вероят­ных перспектив. Мудрость - это толерантность к инди­видуальному многообразию людей, понимание и приня­тие их особенностей.

Еще больше проблем, требующих мудрых решений, возникает в семейной ситуации. Подрастающие дети со­здают необходимость преодолевать новые и новые труд­ности. Народная мудрость отметила это в пословицах «маленькие дети спать не дают, а с большими - сам не ус­нешь», «маленькие дети - маленькие беды, большие де­ти - большие беды» и др.

Поступление детей в школу ставит родителей под жесткий социальный контроль. К ним школа предъявля­ет требования и материального, и морального порядка: купить для школы, для школьника то одно, то другое; усилить требования, воспитать определенные качества, привить умения и т. д. Учащихся постоянно сравнивают друг с другом, а вместе с ними сравнивают родителей. После собраний в школе одни приходят удовлетворен­ные, других подросток встречает словами: «Мама, тебе налить валерьянки?» - заранее знает, что ситуация была нервозной.

Известен «закон» Паркинсона: родители перестают развиваться, как только начинают воспитывать своих де­тей. Но есть и высказывание К. Маркса: дети воспитыва­ют своих родителей. Думается, и К. Маркс, и С. Н. Пар- кинсон правы. Если родители только поучают и хотят в детях видеть повторение себя, они перестают развивать­ся, демонстрируя «психологическую окаменелость». Но если понимать позицию ребенка, вместе обсуждать его проблемы, знакомиться с материалом школьных предме­тов (неизвестным или забытым), продумывать эффектив­ные пути воздействия на выбор и поведение подростка, контролировать ненавязчиво его окружение и так далее - родительство остается пожизненной школой, и интеллек­туальной, и личностной.

В среднем возрасте в семью вливаются новые чле­ны - друзья, а затем и супруги детей - выстраиваются но­вые отношения. В современных условиях дети долго не могут обрести экономическую независимость. Построить быт новой семьи можно только усилиями нескольких по­колений. И надо быть мудрым, чтобы помочь детям и не сделать их зависимыми, не вызвать иждивенческих наст­роений, развить их собственную активность. Отношения с зятем или невесткой, с их родственниками - также лич­ностная задача, требующая уточнения позиций, измене­ния ценностных ориентиров. Восприятие внешности, го­лоса, привычек нового семьянина корректируется в свете ценности сохранения семьи. К тому, что не нравится, ста­раются привыкнуть.

Отделение выросших детей от родительской се­мьи - феномен «опустевшего гнезда» - вызывает тяжелые переживания, близкие к стрессу. Родители, особенно за­ботливые матери, испытывают тоску, тревогу, желание бросить все и быть рядом с ребенком. При благополучном устройстве жизни детей тревога родителей смягчается, их жизнь входит в новую колею. При неблагоприятном - ро­дительские тревоги могут усилить негативное восприятие брака детей и ускорить их развод.

Кроме ухода взрослых детей, в среднем возрасте переживают болезнь и смерть престарелых родителей и родственников. Горечь утраты порождает мысли о крат­ковременности жизни и ответственности за ее результаты. Люди становятся мягче в суждениях и оценках.

«Опустевшее гнездо» ставит людей среднего воз­раста в новые условия брачных отношений. Если супру­гов соединяла любовь и духовная близость, они заново испытывают интерес и нежность друг к другу, пережива­ют второй «медовый месяц», не опасаясь иронических взглядов детей. Но если семья держалась на совместной заботе о детях, то с их уходом разрушаются скрепляв­шие связи, и супруги видят, что у них нет ничего обще­го, можно изолироваться и прервать отношения. На 20-22-м годах семейной жизни характерен, по стати­стике, второй пик разводов, правда не столь острый, как на переходе 30-летия.

К концу периода взрослости нарастает количество заболеваний, чаще хронических, убывают жизненные си­лы, замедляется темп жизни. Многие охладевают к ин­тимной сфере и даже удивляются, как много она значила для них в молодости. Вспоминается признание дамы лет пятидесяти: «Влюблялись, страдали, бегали на свидания, но теперь... Вот поставь меня в угол, направь автомат, ска­жи - влюбись! А я не могу и все».

В. В. Маяковский эту мысль выразил более по­этично:

Все меньше

любится, Все меньше

дерзается,

И лоб мой

время с разбега

крушит...

Творческие люди могут остро переживать кризис жизни, когда осознаются достаточно развитые способно­сти и уже видится приближающаяся неспособность, сни­жение физических возможностей. Л. Н. Толстой («Ис­поведь») выразил сущность кризиса среднего возраста в вопросе о смысле жизни: «...Что выйдет из всей моей жизни? Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожился бы неизбежно предстоящей мне смер­тью?». Выходом из кризиса становится дальнейшее са­мосовершенствование, обретение новых духовных цен­ностей.

Итак, в середине жизни человек достигает вершин в профессиональной деятельности и в семейных отноше­ниях, он больше всего направлен на достижение общест­венно значимых целей. Это время наибольшей ответст­венности за дела своего предприятия, судьбу страны и всего человечества, ответственности за воспитание сво­их детей и молодого поколения в целом, за благополучие своих родителей. Это обеспечивается развитием общего интеллекта, устойчивыми связями между образным, вер- бально-логическим и практическим мышлением, расцве­том творческих сил, умением находить решение сложных производственных и житейских проблем, обретением му­дрости.

Но это и время подведения итогов своей деятельно­сти, когда уже видится период ее сокращения. Время рас­ставания с выросшими детьми и умирающими родствен­никами. Обстоятельства жизни складываются так, что че­ловек начинает отделять главное от мелочей, усваивает об­щечеловеческие ценности. Он иначе, чем в молодости, от­носится и к детям, и к работе, и к семье, и к обществу. На нем ответственность за все вокруг; и отсюда особенно высокая требовательность к своим решениям и поступкам.

Бывают и другие варианты проживания ситуации данного периода. Потеряв старших (умерших) и отделив­шихся младших (покинувших семью), человек чувствует себя в вакууме бесконтрольности и начинает «прожигать жизнь» в поступках, каких он раньше себе не позволял. Как говорится, «седина в бороду, а бес - в ребро».

В целом рассматриваемый период характеризуется высшими достижениями (акме) зрелой жизни и осозна­нием близкого заката. Отсюда повышенная активность в реализации самого заветного: у одних это - творческие и профессиональные планы, у других - накопительство или житейские радости.

Практическое задание

1. Составьте конспект статьи П. Балтеса «Всевозра- стной подход в психологии развития: исследование дина­мики подъемов и спадов на протяжении жизни»[41].

2. Составьте таблицу возрастного развития по Э. Эриксону[42].

Дата: 2018-12-21, просмотров: 278.