Личностное развитие в студенческом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возрасте

Молодость (юность, студенчество) отличается ярко выраженными социальными потребностями. Они прояв­ляются и в политической активности (участие в выборах, в общественных движениях), и в общении с группами сверстников, и в поисках друга. 18-25-летних уже воспри­нимают как ответственных субъектов общественно-тру- довой деятельности в определенных социальных ролях. Но соответствие этим ожиданиям достигается существен­ным личностным ростом.

Главной задачей данного возраста Э. Эриксон счи­тает достижение идентичности в противоположность смешению ролей и близости в противоположность изоля­ции. Идентичность утверждается тем, что, определив свои принципы и приоритеты, человек остается верным себе во всех ситуациях общения и деятельности; знает, чего он хо­чет и ради чего действует. В противном случае им управ­ляют обстоятельства, влияние то одной, то другой группы, он вырастает «без царя в голове». Чтобы утвердить себя, нужна близость с себе подобным, и в молодости ищут дру­га как второе «Я».

Детальный анализ феномена дружбы предлагает Г. С. Абрамова («Возрастная психология», 1997). Соци­альные объединения, группы и даже просто гости в доме побуждают человека вести себя в соответствии с приня­тыми обычаями и нормами. Но друг понимает и прини­мает друга, как самого себя, разделяет взгляды, прощает недостатки, сопереживает в горе и радости, делится жиз­ненным опытом. Благодаря другу появляется чувство собственной реальности и значимости. Дружба основана на справедливости, она не требует невозможного. Ос­тальные могут не понимать, но если друга не понимает друг - это грозит разрушением дружбы и личностно пе­реживается очень тяжело. Однажды потерянное доверие, как правило, не восстанавливается. «Дружба - это встре­ча человека с самим собой, это дар жизни, ее чудо... друж­ба дарит человеку силы для строительства собственной целостности... силу... сохранять... свое Я».

Молодость - время поисков большой, настоящей любви, объединяющей в себе и дружбу, и сексуальное вле­чение, время поиска спутника жизни. По статистике, три четверти браков заключается в 24 года. Мотивы брака мо­гут быть разными, в том числе и боязнь одиночества после окончания учебы, когда круг общения со сверстниками будет значительно сужен. Но влюбленность и большая любовь присущи именно возрасту 18-25 лет, когда опре­делены и осознаны ценностные ориентиры, достигнута сексуальная зрелость и социальная независимость.

Феномен любви исследован мало, и все же нельзя не согласиться с Г. С. Абрамовой в том, что любовь - это риск по устройству своего Я и Я другого человека. Риск, потому что успех от работы по устройству всех взаимо­связанных проявлений жизни «...не может быть гаранти­рован никем и ничем, только верой». Для этого надо пе­режить ценность чувства и принять жизнь во всей ее полноте - со всеми ее муками и радостями. Тогда появ­ляется вера в себя и вера в Другого.

Строительство собственной личности в 18-25 лет связано с организацией своего времени, своей социаль­ной жизни, с готовностью самостоятельно принимать от­ветственные решения. При этом проявляется одна важ­ная закономерность. Высокая нравственная цель вызыва­ет огромную мобилизацию сил на долгое время. Цели близкие и неопределенные подобной силой не обладают. В идеальном случае молодой человек начинает выстраи­вать структуру своей жизни, учитывая реальность, но оценивая оптимистично и обстоятельства, и свои воз­можности. Но если выбирается деятельность субъектив­но непривлекательная, следствием будет низкая самоот­дача и отсутствие энтузиазма.

Американский психолог Вайллент[38] попытался ис­следовать, какие особенности студентов обеспечивают хо­рошую карьеру в будущем, и провел лонгитюдное иссле­дование 300 студентов Гарвардского университета, начи­ная с младших курсов. Выяснилось, что общительные, идеалистичные студенты преуспевали не больше, чем за­стенчивые и замкнутые. Главными прогнозирующими ка­чествами оказались практичность, организованность и цельность личности - качества, присущие зрелости. Они же обеспечивают и хорошую успеваемость в вузе или колледже.

В личностном развитии студентов наблюдается пе­риод перестройки - кризис третьего курса, выражаю­щийся в смене ценностных ориентаций, отношений и физиологических показателей уровня тревожности. На 1-2-м курсе основная направленность студентов - общение, установление отношений со сверстниками и преподавателями, широкий круг интересов. Наиболее тревожные среди них становятся лидерами, ответствен­ными за организацию группы. На старших курсах основ­ной направленностью становится овладение професси­ей. Высокую тревожность проявляют те студенты, кото­рые не нашли себя в профессии. Смена направленности вызывает смену оценочного отношения к преподавате­лям. Нравятся не просто интересные, но содержательные лекции, практическая направленность заданий, самосто­ятельное освоение литературы. Профессиональное само­определение приобретает конкретные поведенческие формы. Широкий познавательный интерес сужается до усвоения нужных сведений.

Возможен и другой вариант развития - главными становятся проблемы интимных отношений, и учебно- профессиональная деятельность выполняется фор­мально.

Итак, студенческий возраст (18-23/25 лет) - пе­риод наибольших возможностей развития психических функций, период расцвета интереса к теоретическим знаниям и их практическому, профессиональному при­менению, период высокой социальной активности и лич­ностного самоопределения (идентичности), создания смысловых систем, жизненных принципов и реальных профессиональных планов, период поиска интимности и утверждения себя в другом.

Практическое задание

1. Дайте разностороннюю характеристику студен­ческого возраста и кризиса 3-го курса, подчеркнув его плюсы и минусы.

2. Составьте конспект работы Б. Г. Ананьева «Не­которые проблемы психологии взрослых»[39].

Дата: 2018-12-21, просмотров: 239.