Возрасте
Молодость (юность, студенчество) отличается ярко выраженными социальными потребностями. Они проявляются и в политической активности (участие в выборах, в общественных движениях), и в общении с группами сверстников, и в поисках друга. 18-25-летних уже воспринимают как ответственных субъектов общественно-тру- довой деятельности в определенных социальных ролях. Но соответствие этим ожиданиям достигается существенным личностным ростом.
Главной задачей данного возраста Э. Эриксон считает достижение идентичности в противоположность смешению ролей и близости в противоположность изоляции. Идентичность утверждается тем, что, определив свои принципы и приоритеты, человек остается верным себе во всех ситуациях общения и деятельности; знает, чего он хочет и ради чего действует. В противном случае им управляют обстоятельства, влияние то одной, то другой группы, он вырастает «без царя в голове». Чтобы утвердить себя, нужна близость с себе подобным, и в молодости ищут друга как второе «Я».
Детальный анализ феномена дружбы предлагает Г. С. Абрамова («Возрастная психология», 1997). Социальные объединения, группы и даже просто гости в доме побуждают человека вести себя в соответствии с принятыми обычаями и нормами. Но друг понимает и принимает друга, как самого себя, разделяет взгляды, прощает недостатки, сопереживает в горе и радости, делится жизненным опытом. Благодаря другу появляется чувство собственной реальности и значимости. Дружба основана на справедливости, она не требует невозможного. Остальные могут не понимать, но если друга не понимает друг - это грозит разрушением дружбы и личностно переживается очень тяжело. Однажды потерянное доверие, как правило, не восстанавливается. «Дружба - это встреча человека с самим собой, это дар жизни, ее чудо... дружба дарит человеку силы для строительства собственной целостности... силу... сохранять... свое Я».
Молодость - время поисков большой, настоящей любви, объединяющей в себе и дружбу, и сексуальное влечение, время поиска спутника жизни. По статистике, три четверти браков заключается в 24 года. Мотивы брака могут быть разными, в том числе и боязнь одиночества после окончания учебы, когда круг общения со сверстниками будет значительно сужен. Но влюбленность и большая любовь присущи именно возрасту 18-25 лет, когда определены и осознаны ценностные ориентиры, достигнута сексуальная зрелость и социальная независимость.
Феномен любви исследован мало, и все же нельзя не согласиться с Г. С. Абрамовой в том, что любовь - это риск по устройству своего Я и Я другого человека. Риск, потому что успех от работы по устройству всех взаимосвязанных проявлений жизни «...не может быть гарантирован никем и ничем, только верой». Для этого надо пережить ценность чувства и принять жизнь во всей ее полноте - со всеми ее муками и радостями. Тогда появляется вера в себя и вера в Другого.
Строительство собственной личности в 18-25 лет связано с организацией своего времени, своей социальной жизни, с готовностью самостоятельно принимать ответственные решения. При этом проявляется одна важная закономерность. Высокая нравственная цель вызывает огромную мобилизацию сил на долгое время. Цели близкие и неопределенные подобной силой не обладают. В идеальном случае молодой человек начинает выстраивать структуру своей жизни, учитывая реальность, но оценивая оптимистично и обстоятельства, и свои возможности. Но если выбирается деятельность субъективно непривлекательная, следствием будет низкая самоотдача и отсутствие энтузиазма.
Американский психолог Вайллент[38] попытался исследовать, какие особенности студентов обеспечивают хорошую карьеру в будущем, и провел лонгитюдное исследование 300 студентов Гарвардского университета, начиная с младших курсов. Выяснилось, что общительные, идеалистичные студенты преуспевали не больше, чем застенчивые и замкнутые. Главными прогнозирующими качествами оказались практичность, организованность и цельность личности - качества, присущие зрелости. Они же обеспечивают и хорошую успеваемость в вузе или колледже.
В личностном развитии студентов наблюдается период перестройки - кризис третьего курса, выражающийся в смене ценностных ориентаций, отношений и физиологических показателей уровня тревожности. На 1-2-м курсе основная направленность студентов - общение, установление отношений со сверстниками и преподавателями, широкий круг интересов. Наиболее тревожные среди них становятся лидерами, ответственными за организацию группы. На старших курсах основной направленностью становится овладение профессией. Высокую тревожность проявляют те студенты, которые не нашли себя в профессии. Смена направленности вызывает смену оценочного отношения к преподавателям. Нравятся не просто интересные, но содержательные лекции, практическая направленность заданий, самостоятельное освоение литературы. Профессиональное самоопределение приобретает конкретные поведенческие формы. Широкий познавательный интерес сужается до усвоения нужных сведений.
Возможен и другой вариант развития - главными становятся проблемы интимных отношений, и учебно- профессиональная деятельность выполняется формально.
Итак, студенческий возраст (18-23/25 лет) - период наибольших возможностей развития психических функций, период расцвета интереса к теоретическим знаниям и их практическому, профессиональному применению, период высокой социальной активности и личностного самоопределения (идентичности), создания смысловых систем, жизненных принципов и реальных профессиональных планов, период поиска интимности и утверждения себя в другом.
Практическое задание
1. Дайте разностороннюю характеристику студенческого возраста и кризиса 3-го курса, подчеркнув его плюсы и минусы.
2. Составьте конспект работы Б. Г. Ананьева «Некоторые проблемы психологии взрослых»[39].
Дата: 2018-12-21, просмотров: 266.