Личностное развитие подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личностные изменения в подростковом возрасте настолько заметны и значимы, что создают кризисные черты в отношениях подростка к окружающим и к самому себе. Сущность кризиса в том, что стремление к самоут­верждению, самовыражению, самовоспитанию блокиру­ется отношением окружающих взрослых и неудачами са­мого подростка.

Центральным новообразованием подросткового возраста является возникновение самосознания (Л. С. Выготский), развитие эгоидентичности (Э. Эрик- сон), которые субъективно переживаются как чувство взрослости.

В учебной деятельности подросток учится созда­вать, проверять и оценивать гипотезы, сравнивать реаль­ность с теми событиями, которые могли бы произойти. При этом раздвигаются границы внутренней жизни, его мир наполняется образами-идеалами, представлениями о себе, о других и о мире в целом. Складывается субъек­тивная готовность к любым событиям в жизни и поиску своего места в системе человеческих отношений. И в то же время происходит осознание своего бытия как не за­полненного собственными поступками, выбором, собы­тиями.

Подростки постоянно что-то доказывают себе и ок­ружающим. При этом группой поддержки выступают сверстники, предоставляя подростку эталоны поведения, суждений, речи, эмоций. Из всех возрастных категорий подростки больше всего отличаются конформностью, за­висимостью от мнения группы. При этом мальчики чаще следуют внешним по отношению к семье моделям пове­дения, острее противостоят семейным правилам и требо­ваниям. Девочки больше дорожат эмоциональной привя­занностью к родным и сложившемуся образу жизни сво­ей семьи. Снижается авторитет родителей и их влияние. Подросток смотрит на родителей глазами товарищей, а дружба с товарищами строится на совместных делах. Выигрывает та семья, где дети вместе с товарищами уча­ствуют в общих со взрослыми хозяйственных делах, в развлечениях, походах, спектаклях. Если родители нра­вятся товарищам, то и собственные дети гордятся ими, подражают им.

Признание прав и ответственности подростка в се­мье может свести к минимуму кризисные явления возрас­та. Там, где взрослые подчеркивают свои надежды на по­мощь сына или дочери и высоко ценят их участие в семей­ных делах, дети рано взрослеют, у них развивается забота и ответственность, умение распределять свое время и бю­джет. В таких условиях бедная или неполная семья стано­вится не зоной риска, а зоной взросления. Дети не уходят от семьи к товарищам, но привлекают товарищей к реше­нию семейных проблем. Мальчики рано начинают искать работу и зарабатывать, девочки берут на себя домашние дела, заботы о младших.

И в специальных исследованиях[31], и в житейских наблюдениях можно выявить разную картину личност­ного развития у подростков, располагающих материаль­ным достатком, но лишенных внимания взрослых, и подростков, ставших опорой семьи. Одних отличает социальная инфантильность, других - социальное взросление. Эта закономерность подтверждается и кар­тиной личностного развития подростков в экстремаль­ных условиях, например в период войны или в случаях потери кормильца семьи.

Какова же роль сверстников в личностном развитии подростков? Исследования показывают, что в общении с товарищами подросток реально выстраивает такие отно­шения, какие существуют у взрослых. Это доверие, при­знание равенства, верность другу, исполнение обещаний, взаимопомощь, сохранение секретов, правдивость, общ­ность взглядов и интересов и т. д. Эти нормы отношений составляют кодекс товарищеской чести и соответствуют высокой морали взрослых. Характерно, что эти нормы от­ношений противоположны морали послушания, навязы­ваемой взрослыми.

Однако часто нормы отношений с товарищами и со взрослыми у подростков не совпадают. Так, всем известны отговорки школьников, придумывание «ува­жительных» причин невыполнения поручений или уро­ков. И в то же время обман товарищей они считают недопустимым: «Если соврал и ребята узнают, что со­врал, - тогда все, тогда хоть беги из класса», - заявляет пятиклассник.

Моральный контроль со стороны товарищей вос­принимается более серьезно, чем контроль взрослых. Поэтому включение подростка в асоциальную группу представляет серьезную опасность. Такая группа создает барьер моральному влиянию взрослых. Возникает необ­ходимость изменить направленность действий группы, чтобы изменить поведение подростка. Педагогический принцип А. С. Макаренко - воспитание личности через коллектив - больше всего соответствует подростковому возрасту.

Как уже отмечалось, в подростковом периоде про­исходит качественный сдвиг в развитии самосознания. Попробуем подробнее раскрыть содержание этого фено­мена.

1. Физиологические процессы приводят к измене­нию внешнего облика, и подросток присматривается к се­бе, выстраивает заново физический образ Я, оценивает свои возможности с учетом эталонов красоты и силы. Се­рьезные переживания вызывают низкий или слишком вы­сокий рост, форма лица, полнота, цвет и длина волос и т. п. Ему нужно признание, чтобы утвердиться в своей привлекательности. К подросткам в полной мере относят­ся мудрые слова Э. Берна: «...быть красивой (так же, как иметь успех) - это вопрос не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия, конечно, влияет на миловидность лица, однако лишь в ответ на улыбки отца или матери мо­жет расцвести настоящей красотой лицо дочери... Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклю­жего ребенка, а в дочери - уродливую и глупую девочку, то они такими и будут»[32].

2. Потребность занимать уважаемое положение среди товарищей вызывает анализ и самооценку собствен­ной личности как условие успешных взаимоотношений. Особое внимание подросток уделяет своим недостаткам и способам их устранения. Размышления о себе становят­ся самостоятельным внутренним процессом; наблюдается недовольство собой и попытки самовоспитания. Все это подстегивается анализом взаимоотношений, которые час­то не устраивают подростка. Возрастает самостоятель­ность в суждениях о себе, хотя самооценка бывает не толь­ко неадекватной, но и непостоянной. От успешных или неуспешных поступков самооценка то неоправданно по­вышается, то резко снижается, и подросток чувствует себя никчемной личностью. Других он оценивает более объек­тивно, чем себя.

Интересную деталь заметили психологи: школьни­ки 5-7-х классов оценивают себя чаще всего завышенно, а учителя тех же классов оценивают их заниженно. Такая ситуация порождает аффективные реакции подростков, повышенную чуткость к оценочным суждениям и протест против несправедливости взрослых.

3. Под влиянием обучения, общения с товарища­ми, собственных размышлений у подростков формиру­ется система жизненных ценностей. Прежде всего они подражают внешним проявлениям взрослости, «приви­легиям» взрослых. Это - курение, алкоголь, взрослая форма одежды и мода, украшения, косметика, формы отдыха, кокетство и т. д. Все это усваивается путем под­ражания окружающим и киногероям как самый легкий способ демонстрации взрослости. Более «осведомлен­ные» товарищи также приобщают «новичков» ко взрос­лой жизни с низкой культурой досуга в виде бесцельно­го хождения по улице, игры в карты, сексуальных игр. При этом познавательные интересы, учебная мотивация резко снижаются, подростки озабочены добыванием де­нег и идут по пути правонарушений. По данным Д. И. Фельдштейна, мотивом первых преступлений ча­ще всего выступает желание показать себя взрослым, бывалым, бесстрашным, раздобыть угощение для това­рищей.

Мужество всегда выступает для подростков как высшая ценность. Но содержание этой нравственной ка­тегории существенно меняется в зависимости от того, бу­дет она проявляться в браваде, негативизме или в приро­доохранных мероприятиях, в поддержании порядка на школьных вечерах или в участии в проведении смотров и определении победителей. Принципиальная позиция требует большого мужества.

Лучшие школы проводят важную работу по ут­верждению ценности знаний в глазах подростков. Досуг учащихся насыщается смотрами, конкурсами, интеллек­туальными играми, встречами с интересными людьми, вечерами занимательной науки и т. д. Коридоры оформ­лены плакатами с занимательными заданиями, вопроса­ми, нестандартными задачами, ребусами. И если подро­стки, поощряемые учителем, подбирают интересный на­учный материал, составляют жюри, подводят итоги и определяют первенство, - в школе создается своя ин­теллектуальная среда, направляющая ценностные ори­ентации учащихся.

4. Самосознание подростков становится серьез­ным механизмом саморегуляции поведения. Они начина­ют сознательно заниматься самовоспитанием и разви­вать в себе определенные качества, закалять свою волю, выносливость. Пренебрегают теплой одеждой, не хотят «кутаться», соревнуются в том, кто дольше сможет за­держать дыхание или смотреть не моргая, выдержать боль при сдавливании пальцев и т. д. Все это - детские способы самовыражения во внешне эффектных действи­ях, в них проявляется стремление к мужеству. Но есть и такие подростки, которые в целях закалки обливаются водой в любое время года или самостоятельно осваивают музыкальные инструменты. Их самообладанию мог бы позавидовать взрослый.

Важную роль в саморегуляции подростков игра­ют образы-идеалы. Любимые их герои - люди целеуст­ремленные, активные, преодолевающие серьезные пре­пятствия, победители в экстремальных ситуациях. Для подростков характерно сопереживание героям, личностное включение в воображаемую ситуацию, идентификация себя с героем. Сильное воздействие оказывают на них кинофильмы, телепередачи, художе­ственная литература. Яркие образы-идеалы порождают мечты о героических делах и профессиях, о морских пу­тешествиях, победах полицейских, пожарников, космо­навтов, спортсменов, о яркой жизни. До воплощения таких мечтаний еще очень далеко, но они влияют на развитие интересов, увлечений и тем самым на поведе­ние. Так, мечты о море могут пробудить интерес к гео­графии и художественной литературе о путешествиях. Но могут и не вызвать. Многие современные подростки под влиянием рекламных роликов мечтают о путешест­виях в качестве туристов и считают, что никаких зна­ний для этого не требуется.

Интересы подростков часто неустойчивы, но они всегда действенны, активны. Подростки включаются в разнообразные кружки, секции, даже в несколько сразу. А. Барто описывала это в шуточных стихах:

«Драмкружок, кружок по фото - Это слишком много что-то. Выбирай себе, дружок, Один какой-нибудь кружок».

Ну, я выбрала по фото... Но мне еще и петь охота, И за кружок по рисованью Тоже все голосовали.

Конечно, такой разброс не содействует развитию способностей, но зато дает подростку осознание своих возможностей и перспектив дальнейшей деятельности. Это - самопознание через практические действия и в то же время накопление различных полезных умений.

Подростковый возраст - сензитивный период разви­тия разнообразных интересов. Этому способствуют при­сущие подростку любознательность и любопытство. Он открыт для всего нового, необычного, ко всему хочет при­общиться. И многие способности складываются именно из подростковых увлечений. В частности, высокие спор­тивные достижения обеспечиваются тренировками, начи­нающимися в этом возрасте.

Разнообразие интересов, увлечений и самостоя­тельных занятий расширяет круг общения подростков и ставит их перед необходимостью самостоятельно пла­нировать свой день. Исследования показывают, что та­кая самоорганизация дается нелегко и дети, намечая ин­тересные и важные дела, с удивлением обнаруживают, что ничего не выполнили к сроку. Их надо научить пла­нировать свое время, и лучше всего это сделать посредст­вом вопросов типа: «Когда ты сможешь этим заняться?», «Тебе удобнее до уроков в школе или после?», «Есть ли у тебя необходимые материалы?», «Как проверишь каче­ство сделанного?» и т. п. В младших классах день опре­делялся расписанием уроков, теперь надо продумывать все самому. Но в этом и ценность подростковой ситуации развития.

Разнообразные увлечения включают подростка во все новые и новые группы сверстников. Создается объек­тивная необходимость быть самим собой, выработать и сохранять свой стиль поведения, свои, хотя бы элемен­тарные, принципы взаимоотношений.

Э. Эриксон называет это становлением эгоиден- тичности и считает его важнейшим личностным качест­вом, приобретаемым в подростковом возрасте.

Обобщая сказанное, можно подчеркнуть основные тенденции в личностном развитии подростков:

- осознание себя взрослым и стремление доказать свою самостоятельность;

- увлечение всем новым, необычным, стремление все попробовать, во все включаться лично;

- расширение круга общения и усиление значимо­сти мнения товарищей при относительном сни­жении авторитета взрослых;

- усвоение кодекса товарищеской чести, морали равенства против морали послушания;

- активизация самоанализа, самосознания, само­оценки и попытки выработать у себя желаемые качества;

- появление кумиров, идеальных образов, стрем­ление копировать их хотя бы внешне.

Это возраст, когда начинает выстраиваться меха­низм саморегуляции в виде цепочки взаимосвязанных факторов: самосознание - самооценка - самовоспитание.

Трудные подростки

Психологические особенности трудных подростков, по мнению Д. И. Фельдштейна, обнажают основные осо­бенности всех подростков, показывают их в преувеличен­ном виде.

Стремление к взрослости и самостоятельности мо­жет увести их за пределы дозволенного в использовании своего времени или семейных денежных средств. Реакция взрослых в этом случае может быть крайне жесткой и ос­корбительной: «С кем шлялась?», «Из дома воруешь!» и т. п. Подросток с легкостью может заявить: «Если так, я вообще домой не приду!» и всеми силами будет стараться выполнить свое обещание или держаться как независимая личность, игнорировать мнение и самое существование родителей.

Негативное отношение затем может распростра­ниться и на все моральные нормы взрослых, даже сфор­мировать цинизм в отношении к взрослым, восприятие их действий как эгоистических, двуличных, как зависимость от мнения соседей, а не собственные убеждения.

Желание все попробовать лично и значимость мнения группы сверстников делает подростка крайне уязвимым, подверженным влиянию «улицы». Завышенная самооценка подталкивает к неоправданным обещаниям, и, чтобы не «по­терять лицо», подросток демонстрирует силу и ловкость в рискованных и противоправных действиях. При этом, как правило, отношение к учебе - пренебрежительное.

Соответственно формируется тип отклоняющегося (девиантного) поведения:

1) циники с сознательным нарушением социаль­ных норм и уверенностью, что все так хотят по­ступать, только трусят;

2) конформисты, совершающие проступки под влиянием асоциальной группы, в большой сте­пени случайные, вызванные подражанием «ку­мирам». Повышенная зависимость от мнения сверстников заставляет их отказываться от ус­военных ранее норм поведения. Это заложники ситуации;

3) колеблющиеся подростки. Они не могут устоять от соблазнов в удовлетворении непосредствен­ных потребностей, хотя нарушение норм вызы­вает у них раскаяние и угрызения совести;

4) аффективные дети с повышенной обидчивостью и большими притязаниями; им постоянно кажет­ся, что к ним относятся несправедливо, они стре­мятся всем доказать и даже отомстить. Эта груп­па - резерв правонарушений и демонстративных суицидов[33].

Первичным толчком к развитию отклоняющегося поведения служат нарушения общения со взрослыми в се­мье и школе. Если один из этих социальных институтов понимает и поддерживает подростка, ситуация разреша­ется легче; если обе инстанции вооружились против, он ищет поддержку на стороне, и часто - в асоциальных группах. Вхождение в группу воспринимается как повы­шение статуса и личности, и группы. Характерно, что их лидером является физически более развитый парень, ко­торый подавляет не только своим авторитетом, но и угро­зами физической расправы. Выйти из такой группы до­статочно сложно.

В работе с трудными подростками основными зада­чами являются:

1) увлечь новым, необычным делом, в котором трудный подросток мог бы достичь определен­ных успехов;

2) подчеркивая достижения, повысить статус под­ростка в группе сверстников;

3) восстановить доверительные отношения со взрослыми в школе и семье;

4) помочь включиться в учебную работу, основную для школьника, представить ее как путь закалки воли и характера.

И главное условие эффективной работы с трудны­ми подростками - обеспечение им успеха и признания в социально-значимой деятельности.

Практическое задание

1. Законспектируйте одну из научных работ о под­ростках: Прихожан А. М. «Подросток в учебнике и в жизни»[34], Фельдштейн Д. И. «Психология взросле­ния»[35], Кле М. «Психология подростка. Психосексуаль­ное развитие»[36].

2. Сформулируйте советы родителям по профилак­тике трудностей в общении с подростками.

3. Попробуйте наметить мероприятия школы по предупреждению неуспеваемости подростков.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 225.