Раздел 12. Алалия
Практическое занятие № 1. Структурная организация и онтогенез языковой и речевой деятельности
Вопросы для обсуждения:
1. Психологическая база речи. Роль речи в психофизическом развитии ребенка.
2. Значение речевого общения в становлении личности.
3. Средства, формы и функции речи.
4. Речевое общение и речевая коммуникация. Речь как средство и процесс речевого общения;
5. Язык и речь; языковая система; единицы языка; языковые парадигмы; языковые операции.
6. Речь как деятельность. Постулаты теории речевой деятельности.
7. Восприятие и порождение речевого высказывания. Структура порождения речевого высказывания.
8. Нарушения средств, форм и функций речи при разных речевых патологиях (примеры).
9. Значение психолингвистического подхода к устранениию речевых расстройств.
Задания практического характера:
1. Составьте схемы: «Средства речи», «Формы речи», «Функции речи».
2. Подготовьте модель: «Структура порождения речевого высказывания» (по А.А Леонтьеву).
3. Заполните таблицу:
Состояние речи при разных формах речевой патологии
Форма речевой патологии (основной дефект, без учета вторичных следствий) | Состояние средств речи (звукопроизношение, фонематический слух; лексика, грамматика) | Состояние форм речи (внутренняя, внешняя; диалог, монолог) | Состояние функций речи (когнитивная, коммуникативная) | Сохранность речевого общения (краткое пояснение) |
Дислалия | ||||
Ринолалия | ||||
Дизартрия | ||||
Заикание | ||||
Алалия | ||||
Афазия |
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить подробный вопросный план к статье О.Е. Грибовой «Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения».
2. Подготовьте эссе «Значение речевого общения в развитии личности».
3. Разработайте схему: «Структура и организация речевого общения»
Список литературы:
1. О.Е. Грибова, «Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения» - Дефектология 33 – 1999 г.
2. И.Н. Горелов, К.Ф. Седов «Основы психолингвистики» - М., 1997. 224 с
3. И.А. Зимняя. Лингвопсихология речевой деятельности. Москва-Воронеж, 2001 г.
4. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. Учебное пособие, М., 1997 г. 287 с.
5. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998 г.
6. Интернет-ресурсы
Практические занятия № 3, 4, 5. Экспрессивная алалия
Вопросы для обсуждения:
1.Алалия как системное нарушение речи:
-Определение понятия.
-Статистические сведения о распространенности алалии.
- Исторический аспект изучения алалии.
2.Этиология алалии
-Состояние ЦНС у детей с алалией
-Доречевое развитие ребёнка при алалии.
-Социальные и биологические факторы возникновения алалии.
3. Определение экспрессивной алалии (В.А. Ковшиков). Анализ определения экспрессивной алалии. Краткая характеристика экспрессивной алалии
4.Характер повреждения речевого аппарата при экспрессивной алалии
5.Механизмы экспрессивной алалии:
- патофизиологический подход;
- языковой подход;
- нейропсихологический подход
6. Симптоматика экспрессивной алалии:
-Неврологическая симптоматика при алалии.
-Психопатологическая симптоматика при алалии.
-Речевая симптоматика при алалии (краткая характеристика)
7.Состояние языковой деятельности у детей с экспрессивной алалией:
-лексические нарушения и их механизмы;
-морфологические нарушения и их механизмы;
-фонематические нарушения и их механизмы;
-синтаксические нарушения и их механизмы.
8.Состояние форм и функций речи у детей с экспрессивной алалией
9.Течение экспрессивной алалии
10.Диагностика. Критериальные признаки экспрессивной алалии.
Задания практического характера:
1.Через анализ литературных источников выявите состояние эмоционально-волевой сферы и высших психических функций у детей с экспрессивной алалией. Объясните механизмы нарушения психической деятельности детей с экспрессивной алалией (текстовое сообщение).
2. Путем изучения литературных источников заполните таблицу:
Дата: 2018-12-21, просмотров: 274.