Параметры сопоставления | Невротическое заикание | Неврозоподобное заикание | Примечания |
Причины | |||
Период возникновения | |||
Характер появления | |||
Анамнез | |||
Раннее речевое развитие | |||
Моторика | |||
Состояние языковых и речевых средств | |||
Течение заикания | |||
Зависимость проявления запинок от различных факторов | |||
Логофобия |
Задания для самостоятельной работы:
1.Проанализируйте варианты классификации заикания, представленные М.Е. Хватцевым; В.Н. Мясищевым; Н.М. Асатиани и Л.И. Беляковой. Выделите общее и отличия во взглядах авторов на механизмы заикания (Схемы, текстовое сообщение).
2. Проанализируйте примеры клинической и психолого-педагогической характеристик заикающихся, представленные в учебном пособии «Заикание» Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, пункт 2.3.2. «Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии». Выделите в каждом из примеров признаки, характерные для неврозоподобной формы заикания (текстовое сообщение).
Практическое занятие № 6. Механизмы заикания (патогенетический подход)
Вопросы для обсуждения:
1.Невротическое заикание:
анамнез,
причины,
возникновение,
раннее психомоторное развитие,
ранее речевое развитие,
особенности характера детей,
симтоматика невротической формы заикания,
течение заикания,
состояние моторики,
социальное поведение.
2.Механизмы невротического заикания
3.Неврозоподобное заикание:
анамнез,
причины,
возникновение,
раннее психомоторное развитие,
ранее речевое развитие,
особенности характера детей,
симтоматика невротической формы заикания,
течение заикания,
состояние моторики,
социальное поведение.
4.Механизмы неврозоподобного заикания.
5. Смешанные механизмы заикания.
Задания практического характера:
1.Проанализируйте понятия: «этиология», «патогенез», «этиопатогенез», «механизмы образования патологии»
2.Разработайте схему «Механизмы невротического заикания».
3.Разработайте схему «Механизмы неврозоподобного заикания».
Задания для самостоятельной работы:
1.Разработайте 10 тестовых заданий по теме «Механизмы заикания».
2.Подготовьте доклад на тему «Логоневроз у детей»
Практическое занятие № 7. Психолингвистический анализ речи заикающихся
Вопросы для обсуждения:
1. Структура процесса речевого высказывания в норме.
2. Интонация и планирование речевого высказывания. Паузы хезитации и их роль в планировании речевого высказывания.
3. Влияние запинок судорожного характера на внутреннеречевое планирование высказывания.
4. Психолингвистический анализ речи заикающихся с невротической формой патологии:
- Состояние языковых и речевых средств; условия протекания речевой деятельности;
- Особенности монолога у детей с невротическим заиканием;
- Механизмы нарушения монолога и структура порождения речевого высказывания при невротическом заикании, обоснование.
5. Психолингвистический анализ речи заикающихся с неврозоподобной формой патологии:
- Состояние языковых и речевых средств; условия протекания речевой деятельности;
- Особенности монолога у детей с неврозоподобным заиканием;
- Механизмы нарушения и структура порождения речевого высказывания при неврозоподобном заикании, обоснование.
6. Формулирование выводов по теме занятия.
Задания практического характера:
1. Разработайте схемы: «Психолингвистический анализ речи заикающихся с невротической формой патологии», «Психолингвистический анализ речи заикающихся с неврозоподобной формой патологии».
Задания для самостоятельной работы:
1.Анализ представлений отечественных психолингвистов о структуре порождения речевого высказывания (текстовое сообщение).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 462.