Раздел 9. Заикание
Практическое занятие № 1. Основные механизмы устной речи
Вопросы для обсуждения:
1. Анатомо-физиологические механизмы речи:
а) периферия речевого аппарата;
б) центральный отдел речевого аппарата;
в) речевые отделы ЦНС, организующие деятельность темпоритмической стороны речи.
2. Акустические характеристики устной речи.
3. Теоретические представления о функциональной системе устной речи.
4. Онтогенез речи.
5. Становление темпо-ритмической стороны речи в онтогенезе.
6. Физиологические итерации. Их отличие от запинок судорожного характера.
Задания практического характера:
1. Составьте 20 тестовых заданий по теме «Основные механизмы устной речи».
2. По материалам литературных источников (ссылаясь на авторов) заполните таблицу:
Формирование просодики в онтогенезе и дизонтогенезе
Онтогенез | Дизонтогенез |
3. Найдите толкование термина «паузы хезитации», выпишите значение в данного термина в словарь.
Задания для самостоятельной работы:
1. Найдите определение понятия «клаттеринг».
2. По материалам статьи Ю.О. Филатовой «Нарушение онтогенеза плавности речи» заполните таблицу:
Дифференциальная характеристика заикания и клаттеринга
Заикание | Клаттеринг |
Практическое занятие № 2. Симптоматика заикания
Вопросы для обсуждения:
1. Физиологические и психологические симптомы – общая характеристика.
2. Судороги как основной симптом заикания.
- типы судорог;
- место локализации судорог.
3. Нарушения дыхания при заикании.
4. Нарушения голоса при заикании.
5. Вегетативные реакции у заикающихся.
6. Непроизвольные двигательные расстройства.
7. Двигательные уловки.
8. Речевые уловки.
9. Логофобии.
10. Характерологические изменения.
11. Факторы, усиливающие проявления заикания.
12. Типы реагирования на речевой дефект.
13. Течение заикания.
Задания практического характера:
1. В виде таблице классифицируйте судороги по типу и месту локализации, обратите внимание на терминологию, используемую авторами в различных источниках.
2. По материалам художественного фильма «Король говорит!» сделайте заключение о наличии патологических черт характера у главного героя. Выпишите эти характеристики, выделите конкретные ситуации, факторы, угнетающие личность героя. Определите тип и виды судорог по месту локализации у героя фильма (текстовое сообщение).
Задания для самостоятельной работы:
1. Заполните таблицу:
Типы отношения заикающихся к своему дефекту
Тип отношения | Безразличный | Адекватный | Тревожно-мнительный |
Особенности поведения |
Практическое занятие № 3. Этиология заикания
Вопросы для обсуждения:
1. Классификация причин заикания В.И. Селиверстова.
2. Классификация причин заикания в патогенетической теории:
а) определенный возраст ребенка;
б) состояние центральной нервной системы;
в) индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза;
г) особенности формирования функциональной асимметрии мозга;
д) наличие психической травматизации;
е) генетический фактор;
ж) половой деморфизм.
Задания практического характера:
1.Заполните таблицу:
Причины заикания (по В.И. Селиверстову)
Предрасполагающие | Производящие | |
Особое состояние нервной системы | Неблагоприятные условия | |
2. Изучите статью Т.Н. Набиевой «Основные факторы риска возникновения заикания». Составьте план-конспект к статье. Выделите основные результаты исследования.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовьте доклад на тему: «Историческое изменение взглядов на этиологию заикания».
2. Подготовьте письменное сообщение на тему: «Факторы, вызывающие переход физиологических итераций в запинки судорожного характера».
Дата: 2018-12-21, просмотров: 331.