сложный
Рис. 16 Схема «Субъект в мире»
1. Отсутствие необходимости произвольной регуляции. Импульсивное поведение.
2. Необходимость волевой регуляции.
При наличии естественного, натурально данного мотива существует проблема в задержании выполнения действия. Но натуральный мотив может быть и не дан.
Два аспекта волевой регуляции:
1) наличие усилия, задержки (Т. Рибо, П. Жане);
2) развитие произвольности – результат освоения средств (Л.С. Выготский).
3. Проблема внутренней борьбы мотивов (соотношение мотива и цели, принятие решений, этические проблемы). Воля как внутренний выбор.
4. Остается проблема внутреннего выбора. Воля как преобразование и переосмысление ситуации, преодоление препятствий.
Теории воли
гетерономные автономные
интеллектуальные ассоциативные
(воля сводится к возможности (сведение воли к
управлять своими ассоциациями) ассоциативному научению
и закреплению)
Гетерономные теории – группа теоретических и экспериментальных исследований, которые пытаются объяснить волевые действия человека, сводя их к сложным психическим процессам неволевого характера: к интеллектуальным и ассоциативным процессам.
Сущность ассоциативных теорий близко подходит к проблеме воли в том плане, в котором пытаются ее изложить рефлексология и поведенческая психология (бихевиоризм).
Интеллектуальные теории доказывали, что волевое действие – сложная комбинация психических процессов интеллектуального типа (И.Ф. Гербарт). С точки зрения приверженцев этих теорий природа волевого процесса понимается так:
1) на нижней ступени – инстинктивное, импульсивное действие;
2) действие, вырабатываемое в результате привычки;
3) действие с участием разума – волевое.
Автономные теории пытаются объяснить волю, исходя из законов, заложенных в самом волевом действии (В.А. Иванников, С.И. Селиванов).
Промежуточной является теория В. Вундта, объясняющая волю и условия ее возникновения через аффект.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................................... 3
Программа части 2.1 курса "Основы общей психологии".......................................... 4
Тема 1. Основные проблемы в психологии эмоций и их решение...................... 4
Тема 2. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии................ 5
Тема 3. Эмоциональные состояния............................................................................ 5
Тема 4. Психология воли................................................................................................ 6
Конспект лекций...................................................................................................................... 8
Лекция № 1. Общее представление об эмоциях....................................................... 8
Лекция № 2. Функции эмоций, их выражение, динамика, классификация…12
Лекция № 3. Представления об эмоциях в истории психологии....................... 18
Лекция № 4. Теории эмоция в современной психологии..................................... 22
Лекция №5. Аффект, стресс. Общая характеристика и примеры исследований 27
Лекция № 6. Тревожность. Фрустрация................................................................... 32
Лекция № 7. Агрессия и ее изучение в отечественной и зарубежной психологии 39
Лекция № 8. Определение воли. Произвольная и волевая регуляция.............. 47
Лекция № 9. Основные подходы к изучению воли. Тории воли. Строение волевого процесса. 51
ОКСАНА НИКОЛАЕВНА ИСТРАТОВА
Дата: 2018-09-13, просмотров: 494.