Произвольная и волевая регуляция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Произвольность – способность действовать согласно сознательным намерениям. Это одна из характеристик высших психических функций (Л.С.Выготский).

Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин: ребенок формирует у себя произвольность, усваивая командную функцию речи (функция управления поведением), а затем деятельность по указанию взрослого интериоризируется, после чего происходит отдавание команд в умственном плане.

При произвольной регуляции имеется естественный, натурально данный мотив. Проблема – в задержании действия.

При волевой регуляции имеется несколько источников мотивации. Проблема – в выборе адекватного мотива.

Произвольная регуляция имеет два аспекта:

1) наличие усилия, задержки;

2) развитие произвольности – результат освоения средств (культурно-историческая концепция Л.С. Выготского).

Таким образом, произвольная регуляция происходит за счет того, что человек на основе ориентировки в мотивах подчиняет себе свои желания. Волевое действие – действие на основе произвольно построенной мотивации с воображаемым мотивом.

Психологический механизм волевого усилия (Л.И. Анциферова): привлечение нового мотива, включение действия в более широкую систему отношений, то есть – изменение смысла действия.

«Способность к волевому усилию происходит за счет заимствования мотивации (Джемс): мы ищем «мотивы-доноры» для деятельности, которую не хотим выполнять (например: «Если завершу эту работу, то завтра устрою себе праздник») (Иванников).

 

Воля и личность

«Волевая регуляция поведения и действий является произвольной регуляцией активности человека. Она формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем и самоконтроля личности.

Существует два уровня мотивации» (Психология: словарь, с.63).

1. Я как личность      “Неужели я не способен это сделать?” решение.

2.Объективная причина           нужно это сделать      решение.

Эмоции обладают особой регулятивной силой при ситуативной мотивации.

 

В.И. Иванников. Три ступени развития произвольной регуляции.

1. Произвольный процесс, складывающийся на основе потребностного побуждения (произвольные элементы в поведении животного).

2. Произвольные процессы, сформированные на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования.

3. Волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции.

Волевая регуляция – личностный уровень произвольной регуляции: решение о волевой регуляции исходит от личности и при этом используются личностные средства.

Наряду со сферой мотивации личность является вторым источником побуждения к активности, причем, в отличие от мотивов, личность не только побуждает, но и тормозит активность.

Одним из средств личностной регуляции по Л.С. Выготскому является изменение смысла действий через переоценку значимости мотива, через привлечение дополнительных мотивов, через предвидение и переживание последствий действия, через актуализацию мотивов посредством воображаемой ситуации. Д.Н. Узнадзе также отмечал, что мотив волевого поведения заключается в изменении ценности поведения. Л.И. Божович в своих работах указывает, что «в волевом поступке принимает участие личность в целом и исход будет зависеть от того, какой смысл имеет для него данная конфликтная ситуация, какую позицию личность в ней занимает» (Иванников, с. 51).

Смысл действий задается высшими человеческими потребностями, которые и являются определяющими при выборе волевого действия. Формирование нового смысла осуществляется через связь действия с новым мотивом, с новой ситуацией для человека, часто воображаемой. «Волевое действие можно определить как действие с двумя смыслами. Один смысл задается жизненным мотивом или мотивом участия в эксперименте, другой – воображаемым мотивом. (В.А. Иванников). Привлечение нового мотива, включение действия в более широкую систему отношений и тем самым изменение смысла действия с целью усиления побуждения рассматривается как механизм усилий воли человека»(Л.И. Анциферова, по Иванникову, с.52). В отечественной психологии подчеркивается, что становление волевого действия – это включение его в более широкий мотивационный контекст, соединение внешне нейтрального действия с мировоззрением и моралью личности. Побуждает не всякий воображаемый мотив, побуждает к деятельности, не всякий воображаемый мотив становится мотивом-донором, а лишь тот, который входит в основание личности.

Таким образом, за волевой регуляцией действий стоит изменение их смысла, определяемого изменением мотивации, расширением социальных связей человека с миром, переосмысливанием ситуации.

Люди различаются по использованию мотивов-доноров. Это зависит от силы Я. Волевые качества личности являются мотивационными. Среди важнейших волевых качеств личности можно выделить следующие.

Инициативность - умение хорошо и легко взяться за дело по собственному желанию, не дожидаясь стимуляции извне. Является ценным волевым качеством. Противоположное качество – инертность.

Самостоятельность, независимость – человек усматривает объективные основания для собственного поведения. Противоположное качество – подверженность чужому влиянию, легкая внушаемость.

Решительность – быстрота и уверенность, с которыми принимаются решения и твердость, с которой оно сохраняется. Решимость может быть различной природы (обдуманной, импульсивной). Решительность связана с темпераментом (импульсивный и рассудительный типы).

Однако анализ показывает, что эти качества выводятся из других источников и связаны не только с волей. Так, настойчивость связана с уровнем мотивации, глубиной интереса, с общим состоянием человека. Решительность, самостоятельность определяются знанием предмета, умениями человека и его уверенностью в своей правоте, в своих знаниях и умениях. Незнание и неумение приводят к нерешительности в выборе, к подчинению советам окружающих. В то же время источником решительности и настойчивости может быть и слепая вера или просто незнание, непонимание ситуации (В.А. Иванников).

Таким образом, перечисленные особенности поведения и личностные качества определяются различными причинами и лишь феноменологически объединяются в единое целое – волю. Более того, почти каждое из этих качеств личности порождается не одной, а несколькими причинами. Неудивительны поэтому отмеченные некоторыми исследователями факты демонстрации человеком волевых качеств в одной ситуации или видах деятельности и полное безволие в другой (С.И. Селиванов).

Исполнительские волевые качества

Энергия – концентрированная сила, которая вносится в действие.

Настойчивость проявляется при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе с препятствиями за достижение цели.

Подлинно ценным качеством энергия становится лишь в сочетании с настойчивостью.

Самоконтроль, выдержка, самообладание

В процессе принятия решения эти качества обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами. В процессе исполнения необходимо самоограничение, пренебрежение усталостью и так далее.

Р.С. Немов. Классификация волевых качеств личности

1. Базовые (сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка).

2. Вторичные – развиваются в ходе онтогенеза, имеют отношение к характеру (решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе).

3. Третичные - формируются к подростковому возрасту, связаны с:

а) морально-ценностными ориентациями (ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность);

б) отношением человека к труду (деловитость, инициативность);

Формирование воли у детей не должно происходить в отрыве от их общего психического развития. В противном случае вместо воли и настойчивости могут сформироваться их антиподы: упрямство и ригидность.

 

Лекция № 9

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 473.