Стресс (от англ. stress - давление, напряжение) - состояние, «возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стессоры)» (Психология. Словарь, с. 387).
Термин ввел Кеннон, описал Г.Селье (1936) - создатель теории стресса.
Первоначально понятие возникло в физиологии для описания “общего адаптационного синдрома”, возникающего в ответ на любое неблагоприятное воздействие.
Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм (например, опустить руку в ледяную воду).
Позже стресс стал рассматриваться как состояние индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
При воздействии различных неблагоприятных факторов (стрессоров) могут возникать одни и те же заболевания.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса:
физиологический;
психологический;
информационный;
эмоциональный.
«Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принять верное решение в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.
Эмоциональный стресс возникает в результате угрозы, опасности, обиды и т.д. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменению в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения» (Психология. Словарь, с. 387).
Стресс может оказывать как положительное мобилизирующее, так и отрицательное влияние на деятельность вплоть до полной её дезорганизации (экзамен; тонущий корабль - поведение штурмана).
Рис. 10. Стадии стресса (изменения физиологических процессов )
a) шок
б) противошок
2. Реакция резистентности (сопротивляемости)
3. Истощение
1) Стадия тревоги - при внезапном действии стрессора проходит в фазе шока как результат сильного эмоционального возбуждения.
2) Стадия резистентности - подготавливает организм к адаптации (в гипоталамусе, коре надпочечников содержатся адаптивные гормоны).
3) Стадия истощения (дезадаптации).
Пример с животными (И.А. Батуева, 1985).
2 кролика: пассивный и нападающий – эмоционально психологически не совместимы.
В изоляции друг от друга у обоих были выработаны двигательно-пищевые рефлексы. Когда кроликов держат вместе, у пассивного кролика выработанные рефлексы угасают до полного исчезновения. При последующей изоляции рефлексы у пассивного кролика поддаются восстановлению.
В данном случае стессором являлась особь того же вида при наличии антагонистических взаимоотношений.
Максимальное напряжение механизмов защиты возникает в системе при прагматической неопределенности, в угрожающей ситуации, при невозможности осуществления готовых программ, при необходимости срочного подбора новых вариантов поведенческих программ.
В психофармакологии при изучении влияния лекарственных средств на стрессовое состояние большое внимание уделяется коре больших полушарий (митохондрии и синапсы, ферментные системы энергетического и медиаторного обмена в нейронах).
Стадия стресса зависит от времени воздействия экстремального стимула.
Таблица 1.
Сравнение физиологического и психологического стресса (Лазарус).
Физиологический | Психологический | |
1. Характер воздействия | непосредственный, прямой | а)антиципация (предвосхищение) воздействия, б)непосредственное воздействие |
2. Механизмы, ответственные за реализацию стресса | нейроэндокринные | психологическая структура личности |
3. Характер ответа | стереотипный | индивидуальный, непредсказуемый |
Подходы к изучению стресса:
1) Стресс как эмоциональное состояние;
2) Внешне ситуационный подход:
Экстремальная ситуация ее личностный смысл стресс.
3) Изучение физиологических сдвигов при стрессе;
4) Изучение показателей деятельности при стрессе.
Г. Селье: эвстресс (повышение эффективности деятельности);
дистресс (понижение эффективности деятельности).
5) Корреляционный подход: (СпбГУ):
200 показателей (совокупность органических изменений при стрессе).
6) Когнитивный подход.
Лазарус : Оценка ситуации и своих возможностей по выходу из нее
7) Особенности мотивации и стресс. ( Н.И. Наенко),
Эксперимент. Задача: посчитать количество определенных цифр в ряду за ограниченный промежуток времени. Если испытуемый руководствуется мотивом самоутверждения (например, при установке на измерение IQ), то возникает высокая эмоциональная напряженность, но отказов от деятельности не наблюдается. Если же испытуемым движет интерес к самому процессу, то возникает операциональная напряженность.
Эксперимент.
Задача: считать цифры в каждом ряду
1) Мотив самоутверждения (IQ) - высокая эмоциональная напряженность, но отказов от деятельности нет.
2) Интерес к самому процессу - операциональная напряженность.
Лекция № 6
ТРЕВОЖНОСТЬ. ФРУСТРАЦИЯ
Дата: 2018-09-13, просмотров: 515.