В проблематике изучения личности существует аспект регуляции поведения (эмоциональной и волевой) У некоторых авторов-классиков волевая и эмоциональная регуляция – звенья единого процесса (Н.Я. Грот – ученик В. Вундта). Регуляция поведения – психический цикл.
1 2 3 4
объективное субъективное субъективная объективная
восприятие - восприятие - деятельность деятельность
ощущение чувства стремление - (движение)
(по Вундту), (по Вундту), субъективная
источник ощу сегодня это готовность
щений – объект эмоции к действию
(воля, произ
вольность)
внутренняя эмоционально-
волевая регуляция
Изучение воли в различных концепциях – это рассмотрение различными исследователями вопроса о существовании или отсутствии свободы воли.
1. Классический бихевиоризм.
Свободы воли нет, поведение человека полностью детерменируется внешними воздействиями.
2. У. Джемс. Свобода воли есть. Волевая активность связана с личностной активностью. Это способность собственной решимости отсюда следует, что существует активность субъекта, которая не сводится к внешним воздействиям. Волевой поступок, который нарушает наблюдаемую извне причинно-следственную связь. Это и есть свобода воли.
Джемс: «Когда я не могу доказать существование свободы воли, я принемаю решение – свобода воли есть – первый факт моей свободы воли.
Волевая активность – активность духовного Я.
5 видов решимости:
1. Разумная решимость (противодействующие мотивы начинают по-немногу стушевываться, оставляя место одной альтернативе, которая принимается без усилия).
2. Конечное решение воли возникает до уверенности в том, что оно разумно. Все способы кажутся равнозначными. Мы как бы преднамеренно подчиняемся зову судьбы, поддаваясь воздействию внешних случайных обстоятельств.
3. Решение является также результатом случайности, но действующей не извне, а в нас самих.
4. Мы внезапно из легкомысленного состояния духа переходим в серьезное, сосредоточенное состояние и значение ценностей, мотивов и стремлений меняется (нравственное перерождение, пробуждение совести).
5. Нам кажется рациональным известный образ действия, но мы можем и не иметь в пользу него разумных оснований.
Проблема свободы воли выходит за рамки науки.
В. Вундт. Связь воли с эмоциями
В аффекте, завершающимся каким-нибудь волевым действием, отдельные чувства, входящие в его состав, имеют обыкновенно различное значение и смысл; некоторые из этих чувств вместе со связанными с ними представлениями выделяются: они подготавливают волевой акт. Волевой процесс – это процесс когда в каком-нибудь аффекте отдельное чувство с сопровождающим его представлением получает значение мотива и завершает процесс соответствующим ему внешним движением.
Подходы к исследованию воли
1. Мотивационный подход
Аристотель: проблема придания предметному действию принудительную силу
С.Л. Рубинштейн: волевые процессы связаны с мотивационными. Зачатки воли закладываются в потребностях.
Строение волевого процесса.
Волевой акт – сложный процесс, включающий в себя цепь стадии или фаз.
1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели.
Побуждение (выражается в форме стремления) – осознание цели – желание (опредмеченное стремление) – хотение (цель плюс действие которое к ней приводит).
2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов.
Возникает несколько конкурирующих целей, сомнение в последствиях. Выбор требует оценки.
3. Принятие решения может происходить по-разному:
1) не выделяется (когда нет внутреннего противоречия);
2) решение приходит само, будучи полным разрешением конфликта;
3) целесообразно все принести в жертву.
4. Исполнение.
Различные стадии, в зависимости от конкретных условий, могут приобретать больший или меньший удельный вес.
С.Л. Рубинштейн: основными частями являются исходная и завершающая стадии – явное осознание цели и настойчивость, твердость в ее достижении. Но это не исключает существования других стадий. В традиционной психологии ядром волевого акта считается «борьба мотивов».
2. Регуляционный подход
Критерии воли по В.А. Иванникову: феноменальный, исполнительный, внешние проявления.
3. Функциональный подход
В каких ситуациях необходима волевая регуляция.
Ф.Е. Василюк «Психология переживания». Любые жизненные ситуации – ситуации взаимодействия субъекта с миром.
Субъект
простой
Субъект Субъект простой
простой (с одной потребностью
и одним мотивом)
Мир легкий (не содержит препятствий) Мир трудный
1 2 Мир
Легкий 3 4 трудный
Субъект сложный (два и более мотивов) Субъект сложный
Дата: 2018-09-13, просмотров: 683.