В отеческой психологии проблемой эмоций занимались такие учение, как Н.Грот, П.К. Анохин, П.В. Симонов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас.
Концепция Грота о трехмерном пространстве эмоций созвучна концепции В. Вундта.
П.К. Анохин (физиолог) не мог реально пренебрегать психическим. Представил альтернативу концепции происхождения психического А.Н. Леонтьева (психика начинается с эмоций, а не с познания).
Биологическая концепция эмоций (изложение по В.К. Вилюнасу)
1. Эволюция эмоций. Эмоции являются абсолютным критерием полезности или неполезности воздействия на организм. Это первичная функция эмоций (новорожденный ребенок опирается только на эмоции). Субъект, ориентируясь на переживание, уже действует.
Чувство боли у ребенка говорит как себя вести. Ребенок, например, по просьбе не может стоять на больных ногах.
2. Физиологический механизм возникновения эмоций. Любому действию предшествует некоторое физиологическое состояние - "акцептор действия" (по Бернштейну).
Акцептор регулирует построение действия, но результат действия может совпадать с акцептором (в этом случае возникает положительная эмоция) или не совпадать (возникает отрицательная эмоция). Таким образом, существует одна и та же физиологическая архитектура для возникновения всех эмоций.
П.В. Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоциональные явления делятся на два класса:
1) эмоциональный тон ощущений (приятный запах, вкус) - возникает в ответ на восприятие;
2)собственно эмоции - возникают во время действия. Возникновение эмоции подчиняется формуле:
Э = -П(Ин – Ис) |
П - потребность;
Ин - необходимая для действия информация;
Ис - существующая информация;
Эмоции нет, если Ин-Ис =0, П=0.
Эмоция отрицательна, если Ис<Ин.
Эмоция положительна, если Ис>Ин.
В дальнейшем П.В. Симонов все эмоции подчинил следующей формуле:
Э = f (П, (Ин – Ис)…)
|
индивидуальные различия
Функции эмоций
1. Эмоции имеют отражательную сущность (что хорошо, а что плохо).
2. Функция подкрепления. Эмоции фиксируют те моменты жизни, которые приводят к успеху или наоборот (запоминание ситуаций на будущее).
3. Функция переключения.
4. Функция компенсации (дозировка энергетического состояния организма).
А.Н. Леонтьев.
Эмоции служат показателем успешности – неуспешности деятельности.
Существует три класса эмоциональных состояний (по Леонтьеву):
- аффекты
- собственно эмоции
- чувства
Однако критерии классификации выделены не были.
С.Л. Рубинштейн выделил три класса эмоций, как и А.Н. Леонтьев, добавив настроение. Рубинштейном была предпринята попытка осмысления взаимоотношений эмоций и потребностей. Вопрос о соотношении эмоций и мотивации Леонтьевым и Рубинштейном решался по-разному.
По Рубинштейну, эмоция является субъективной формой существования потребности. Из этого следует, что потребность может иметь и другие формы существования (например, пищевая – физиологическую).
Потребность существует объективно, но время от времени она «всплывает», актуализируется в психическом. Эта актуализация и является эмоцией. Первым источником эмоции является потребность, а не деятельность:
(П)М Э Д Э.
По Леонтьеву, эмоции являются результатом деятельности и, таким образом, первым источником эмоции является деятельность:
(П)М Д Э (свидетельство успеха или неуспеха).
Дата: 2018-09-13, просмотров: 539.