Тревожность, два аспекта ее изучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тревожность – «склонность индивида к переживанию тревоги», т.е. «особых эмоциональных состояний, возникающих в ситуациях неопределенной опасности и проявляющихся в ожидании неблагоприятного развития событий» (Психология,Словарь.М.,1990, с. 407).

«У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности» (там же). Тревожные люди характеризуются низким порогом возникновения тревоги. «Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным показателем неблагополучия личности» (там же).

Впервые понятие тревожности психологически зазвучало в психоанализе.

З. Фрейд связывает тревожность с разлукой с объектом привязанности (чаще всего это мать), с нарушением привычного состояния.

О. Ранк (ученик З. Фрейда) связывает возникновение тревожности с родовой травмой как психотравмой для ребенка.

А. Адлер сохранил терминологию З. Фрейда, но выступил с критикой пансексуализма. Адлер подчеркнул большую роль тревожности в развитии человека. Человек живет, не только стремясь к позитивному, но и с оглядкой: как бы чего не вышло”. “Комплекс неполноценности” - одно из базовых понятий Адлера.

Неофрейдизм

Боулби - неопсихоаналитик и этолог.

Тревожность свойственна и большинству видов животных. Кроме положительных целей существуют и защитные цели.

Тревожность основной сигнал повышенной опасности.

В отличие от тревожности страх вызывается конкретной опасностью. Тревожность характеризуется отсутствием явной опасности. Тревожность повышается при изменении условий защиты.

Функция тревожности - поиск опасности и блокировка других потребностей.

 

Таблица 2. Сравнительный анализ состояния страха и тревожности

 

тревожность страх
беспредметна или имеет множество предметов предметен
неопределенна фиксированное чувство
характеризует сигнал об опасности характеризует итог опасности
социально обусловлена более инстинктивен
возбуждает организм тормозит реакции организма
рациональный феномен эмоциональный феномен

Левитов Н.Д. Во многих состояниях беспокойства-тревоги существует страх в форме опасения.

Тревога - психическое состояние, вызывающееся возможными неприятностями, неожиданностью, изменением в привычной обстановке деятельности, задержкою приятного, желательного; выражается в специфических переживаниях и реакциях.

Примеры и методы исследования тревожности (по: Х. Хекхаузен. Мотивация и деятельность, М. 1987).

У. Хант, С. Розенцвейг вывели три показателя тревожности:

1) психологическое состояние по данным самонаблюдения;

2) физиологические компоненты;

3) реакция самозащиты.

Тейлор, К. Спенс выделили два вида тревожности:

1) хроническую (возникает во всех ситуациях);

2) реактивную (как предрасположенность, возникает только в напряженных ситуациях).

Таким образом, по результатам эмпирических исследований следует различать тревожность:

1) ситуативную (связанную с конкретной ситуацией);

2) личностную (стабильное свойство личности).

 Тревожность изучают теми же методами, что и другие черты личности: опросом, беседой, наблюдением, экспериментом.

1. Опрос основан на данных самонаблюдения, а, следовательно, не обладает должной объективностью.

Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности. В вопросниках примером вопроса на СТ является: ”Я нервничаю”, а на ЛТ - “Мне не хватает уверенности в себе”. СТ характеризуется субъективным, сознательным восприятием ощущения угрозы и напряжения, связанным с активацией или возбуждением нервной системы. ЛТ - приобретенная поведенческая диспозиция, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них СТ, интенсивность которой не соответствует величине объективной опасности.

СТ и ЛТ у одного человека могут коррелировать. Чем выше ЛТ, тем заметнее в угрожающей ситуации проявляется СТ и тем больший круг ситуаций воспринимается как угрожающий.

 

  Внутренние факторы (мысли, чувства, потребности)     СТ  

 

 
           

 

 
Внешние особенности ситуации   Когнитивная оценка    

Контрмеры: приспособит. реакции по снижению СТ

   
             

 

 
      ЛТ        

 

  Поведение
                 

 

Рис. 11. Модель Спилбергера (соотношение СТ и ЛТ) (Х.Хекхаузен,1987)

           Тэйлор . Шкала MAS – шкала по исследованию личностной тревожности.

 

           2. Метод беседы (Басс, Дарки, Байер).

3. Наблюдение.  Признаки тревожности:

 нервность (грызть ногти, постоянно курить);

 напряжение (дрожь);

 склонность к замешательству (краснеть);

 печаль, горесть (постоянные сомнения).

4. Эксперимент

Мэндлер и Саразон исследовали тревожность, связанную с ситуацией экзамена.

               

 

 

Схема эксперимента:

        самооценка      
  1 группа с выс. тревожностью        
Опросник на тревожность       Решение сложных задач   Информация об успехе-неуспехе решения
    2 группа с низк. тревожностью        
        Характер задания: экзаменационное или нет    

Рис. 12. Эксперимент на выявление влияния ситуации экзамена на тревожность у студентов (Х. Хекхаузен).

Результаты:

1. Чем сильнее подчеркивалась связь задания с проверкой знаний, тем хуже справлялась с заданием 1-я группа.

2. При подчеркивании связи выполнения заданий с самооценкой 2-я группа превосходит 1-ю группу.

При незначительной связи заданий с самооценкой 1-я группа превосходит 2-ю группу.

3. После сообщения о неудаче 2-я группа добивалась более высоких результатов. 1-я группа показала максимальные результаты при нейтральном характере задания: когда ожидание успеха и неудачи было одинаково сильным

Таким образом, страх перед экзаменом - личностная диспозиция. Ситуации, когда открыто обсуждаются достижения индивидов, переживаются ими как угроза их “Я” и порождают мотивационное состояние, проявляющееся в эмоциональной возбужденности и сомнениях в себе. Само обеспокоенность может отвлекать внимание от задания и тем самым препятствовать его выполнению.

 

2. Эмоции в конфликтных ситуациях. Фрустрация:

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1060.