Тревожность – «склонность индивида к переживанию тревоги», т.е. «особых эмоциональных состояний, возникающих в ситуациях неопределенной опасности и проявляющихся в ожидании неблагоприятного развития событий» (Психология,Словарь.М.,1990, с. 407).
«У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности» (там же). Тревожные люди характеризуются низким порогом возникновения тревоги. «Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным показателем неблагополучия личности» (там же).
Впервые понятие тревожности психологически зазвучало в психоанализе.
З. Фрейд связывает тревожность с разлукой с объектом привязанности (чаще всего это мать), с нарушением привычного состояния.
О. Ранк (ученик З. Фрейда) связывает возникновение тревожности с родовой травмой как психотравмой для ребенка.
А. Адлер сохранил терминологию З. Фрейда, но выступил с критикой пансексуализма. Адлер подчеркнул большую роль тревожности в развитии человека. Человек живет, не только стремясь к позитивному, но и с оглядкой: как бы чего не вышло”. “Комплекс неполноценности” - одно из базовых понятий Адлера.
Неофрейдизм
Боулби - неопсихоаналитик и этолог.
Тревожность свойственна и большинству видов животных. Кроме положительных целей существуют и защитные цели.
Тревожность основной сигнал повышенной опасности.
В отличие от тревожности страх вызывается конкретной опасностью. Тревожность характеризуется отсутствием явной опасности. Тревожность повышается при изменении условий защиты.
Функция тревожности - поиск опасности и блокировка других потребностей.
Таблица 2. Сравнительный анализ состояния страха и тревожности
тревожность | страх |
беспредметна или имеет множество предметов | предметен |
неопределенна | фиксированное чувство |
характеризует сигнал об опасности | характеризует итог опасности |
социально обусловлена | более инстинктивен |
возбуждает организм | тормозит реакции организма |
рациональный феномен | эмоциональный феномен |
Левитов Н.Д. Во многих состояниях беспокойства-тревоги существует страх в форме опасения.
Тревога - психическое состояние, вызывающееся возможными неприятностями, неожиданностью, изменением в привычной обстановке деятельности, задержкою приятного, желательного; выражается в специфических переживаниях и реакциях.
Примеры и методы исследования тревожности (по: Х. Хекхаузен. Мотивация и деятельность, М. 1987).
У. Хант, С. Розенцвейг вывели три показателя тревожности:
1) психологическое состояние по данным самонаблюдения;
2) физиологические компоненты;
3) реакция самозащиты.
Тейлор, К. Спенс выделили два вида тревожности:
1) хроническую (возникает во всех ситуациях);
2) реактивную (как предрасположенность, возникает только в напряженных ситуациях).
Таким образом, по результатам эмпирических исследований следует различать тревожность:
1) ситуативную (связанную с конкретной ситуацией);
2) личностную (стабильное свойство личности).
Тревожность изучают теми же методами, что и другие черты личности: опросом, беседой, наблюдением, экспериментом.
1. Опрос основан на данных самонаблюдения, а, следовательно, не обладает должной объективностью.
Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности. В вопросниках примером вопроса на СТ является: ”Я нервничаю”, а на ЛТ - “Мне не хватает уверенности в себе”. СТ характеризуется субъективным, сознательным восприятием ощущения угрозы и напряжения, связанным с активацией или возбуждением нервной системы. ЛТ - приобретенная поведенческая диспозиция, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них СТ, интенсивность которой не соответствует величине объективной опасности.
СТ и ЛТ у одного человека могут коррелировать. Чем выше ЛТ, тем заметнее в угрожающей ситуации проявляется СТ и тем больший круг ситуаций воспринимается как угрожающий.
Внутренние факторы (мысли, чувства, потребности) | СТ |
| ||||||
| ||||||||
Внешние особенности ситуации | Когнитивная оценка | Контрмеры: приспособит. реакции по снижению СТ | ||||||
| ||||||||
ЛТ |
| Поведение | ||||||
Рис. 11. Модель Спилбергера (соотношение СТ и ЛТ) (Х.Хекхаузен,1987)
Тэйлор . Шкала MAS – шкала по исследованию личностной тревожности.
2. Метод беседы (Басс, Дарки, Байер).
3. Наблюдение. Признаки тревожности:
нервность (грызть ногти, постоянно курить);
напряжение (дрожь);
склонность к замешательству (краснеть);
печаль, горесть (постоянные сомнения).
4. Эксперимент
Мэндлер и Саразон исследовали тревожность, связанную с ситуацией экзамена.
Схема эксперимента:
самооценка | ||||||
1 группа с выс. тревожностью | ||||||
Опросник на тревожность | Решение сложных задач | Информация об успехе-неуспехе решения | ||||
2 группа с низк. тревожностью | ||||||
Характер задания: экзаменационное или нет |
Рис. 12. Эксперимент на выявление влияния ситуации экзамена на тревожность у студентов (Х. Хекхаузен).
Результаты:
1. Чем сильнее подчеркивалась связь задания с проверкой знаний, тем хуже справлялась с заданием 1-я группа.
2. При подчеркивании связи выполнения заданий с самооценкой 2-я группа превосходит 1-ю группу.
При незначительной связи заданий с самооценкой 1-я группа превосходит 2-ю группу.
3. После сообщения о неудаче 2-я группа добивалась более высоких результатов. 1-я группа показала максимальные результаты при нейтральном характере задания: когда ожидание успеха и неудачи было одинаково сильным
Таким образом, страх перед экзаменом - личностная диспозиция. Ситуации, когда открыто обсуждаются достижения индивидов, переживаются ими как угроза их “Я” и порождают мотивационное состояние, проявляющееся в эмоциональной возбужденности и сомнениях в себе. Само обеспокоенность может отвлекать внимание от задания и тем самым препятствовать его выполнению.
2. Эмоции в конфликтных ситуациях. Фрустрация:
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1060.