Тема 3. Эмоциональные состояния
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция № 5

АФФЕКТ, СТРЕСС. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИМЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Аффект. Диагностика аффективных следов

Аффект - психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание.

Это переживание связано с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

«Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную, эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность» (Р.С. Немов, 1995, с.371).

 

Причины аффектов (Психология: словарь, 1990, с. 33)

1. Противоречия между внутренними желаниями, влечениями, стремлениями и возможностями субъекта их удовлетворить.

2. Противоречия между требованиями, предъявляемыми субъекту обществом или им самим и возможностью выполнить эти требования.

Функции аффекта (там же)

- Аффект тормозит психические процессы, навязывает стереотипный, "аварийный" способ разрешения ситуации.

- Аффекты способствуют образованию аффективных следов долговременной памяти (регулирующая функция).

Для аффекта характерны (там же):

 

изменение сознания (сужение, потеря сознания, амнезия);

нарушение контроля за действиями;

утрата самообладания;

изменение всей жизнедеятельности организма.

Особенности патологического аффекта (М.Я. Калашник):

1) глубокое помрачение сознания (сумеречное состояние сознания);

2) бурное двигательное возбуждение с автоматическими действиями;

3) полная или почти полная последующая амнезия своих действий.

Аффектогенная ситуация может отразиться у каждого человека по-разному. Это зависит от индивидуальных различий каждого (свойства нервной системы, особенности самооценки, физиологического состояния). Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной развязке.

Аффект может возникнуть не сразу; при повторении аффектогенных ситуаций могут образоваться аффективные отношения.

Стадии аффекта.

М.Я. Калашник. Стадии патологического аффекта - яркая иллюстрация стадий любого аффекта.

                           1. Подготовительная стадия.

Расстраивается способность наблюдать и осознавать происходящее. Психические процессы, душевная деятельность становятся односторонними.

Человек испытывает упорное побуждение поддаться переживаемому чувству: страху, гневу, отчаянию... Сдержаться, затормозить развитие аффекта на этой стадии может каждый нормальный человек. (“Хочешь сдержаться, сосчитай хотя бы до десяти”).

                           2. Стадия взрыва.

На этой стадии происходит утрата контроля над собой, совершаются безотчетные и безрассудные действия. Торможение охватывает кору головного мозга и гасит сложившиеся системы временных связей, в которых закреплен опыт человека, его культурные и моральные устои.

                           3. Заключительная стадия.

На этой стадии происходит истощение психических и физических сил. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, состояние усталости, подавленности депрессии.

                           Диагностика следов аффекта

В основе диагностики аффективных следов лежит теоретическое положение о том, что каждое сильное аффективное состояние сопровождается глубоким изменением функций организма.

Аффект прежде всего нарушает нормальное течение ассоциаций (Крепелин, К.Г. Юнг). При сильном аффекте ассоциации обычно резко задерживаются.

Задачи диагностики

1) вызвать искомые аффективные следы;

2) объективно проследить и зафиксировать их.

Ассоциативный эксперимент Юнга для выполнения этих задач недостаточен, так как:

- здесь учитывается только ассоциативная деятельность, в то время как аффективные следы могут отражаться и на периферии деятельности, в моторной сфере.

- мы не знаем, что происходит, когда испытуемый молчит, не знаем внутренних механизмов процесса.

Встает задача изучения внешних коррелятов этих скрытых процессов.

А.Р. Лурия. Сопряженная моторная методика (построена на основе ассоциативного эксперимента). Регистрация словесного ответа и нажима руки.

1. Отличие нормальной (простой нажим) от аффективной (изломанная кривая, дрожь) реакции.

2. Возможность обнаружить скрытые ассоциации (мелкий нажим). 

Рис. 9. Сопряженно-моторная методика А.Р. Лурии.

Результаты эксперимента.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 490.