Характеристика состояния и реакций на нее
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ситуациях, препятствующих деятельности человека, которая направлена на достижение цели, возникает фрустрация.

Фрустрация – «психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи»(Психология,Словарь,М.,1990, с.433-434).

Можно сказать, что фрустрация возникает тогда, когда мы сталкиваемся с неуспехом, который мы не прогнозировали. Это всегда удар по "Эго".

В простейшем случае фрустрация возникает, когда обстоятельства препятствуют осуществлению нашего желания. Но чаще фрустрация возникает как результат противоречия личных желаний человека и ограничений и запретов, налагаемых обществом. Направление воздействия фрустрации может быть как конструктивным, так и разрушительным, кратковременным и долговременным.

Важно отметить, что среди факторов, влияющих на уровень фрустрации, большую роль играют сложившиеся в процессе становления личности устойчивые формы эмоционального реагирования на жизненные трудности. Ведь ситуации фрустрации возникают в жизни у каждого человека, но реагируют на них люди по-разному. Тип реагирования человека на фрустрацию многое может сказать о его личности, об её (личности) зрелости и силе.

Один и тот же сигнал может вызвать разные эмоциональные реакции. Тип реагирования зависит от возможностей человека соответственно реагировать на фрустрацию. В противном случае возникает напряжение и отказ от действия. Паузы, различного рода срывы, помехи, исключающие достижение цели (фрустрация), могут вызвать эмоции агрессивного порядка (гнев, раздражение, озлобление). По Ханту, переживание фрустрации, относимое к прошлому, вызывает страх, к настоящему – гнев, к будущему – печаль (Н.Д. Левитов,1967).

«Фрустрация является одной из форм психологического стресса и сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций (гнев, раздражение, "чувство вины" и т.д.)» (Психология. Словарь. М. 1990, с. 434).

При анализе фрустрации выделяют:

1) фрустратор - причину, вызвавшую фрустрацию;

2) фрустрационную ситуацию;

3) реакцию на фрустрацию.

Браун, Фарбер: фрустрация - результат условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается.

При фрустрации поведение нецеленаправленно, отличается деструктивностью, ригидностью, незрелостью.

Одним из представителей теории фрустрации является С. Розенцвейг. Он типизировал различные фрустрационные ситуации.

По Розенцвейгу, фрустрация возникает, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо потребности.

Розенцвейг выделил три типа фрустрационных ситуаций.

1. Ситуация лишения, т.е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности.

Различают:

a) внешнее лишение: фрустратор находится вне человека (человек голоден, а пищу достать не может);

б) внутреннее лишение: (мужчина чувствует влечение к женщине, но осознает, что настолько непривлекателен, что не может рассчитывать на взаимность).

2. Ситуация потери:

a) внешняя потеря (смерть человека, сгорел дом);

б) внутренняя потеря (утрата доминирования).

3. Ситуация - конфликт:

a) внешний конфликт (мужчина любит женщину, которая верна своему мужу);

б) внутренний конфликт (борьба мотивов).

Психологическая составляющая того или иного лишения, потери или конфликта всегда различна.

Фрустрация зависит от:

1) силы, интенсивности фрустратора;

2) функционального состояния человека;

3) устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности, сложившихся в процессе становления личности.

В отечественной психологии проблемой фрустрации как психического состояния занимался Н. Левитов. Он выделил следующие типы реакций на фрустрацию.

1. Толерантность (устойчивость к фрустраторам) - терпеливость, выносливость, отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустратора.

Толерантность может быть выражена в:

1) спокойном рассудительном состоянии;

2) состоянии напряжения, усилия, сдерживания нежелательных импульсивных реакций.

Псевдотолерантность - показная толерантность.

3) подчеркнутом равнодушии

Толерантность к фрустрации можно воспитать.

2. Агрессия (нападение или желание напасть) характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злобностью.

Агрессия - одно из ярко выраженных стенических (активных) проявлений реакции на фрустрацию.

3. Фиксация (Майер):

a) стереотипность, повторяемость действий - продолжение деятельности, когда она уже бесполезна или опасна;

б) прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание, вызывая потребность длительное время воспринимать переживать и анализировать фрустратор. Здесь имеет место стереотипность не действий, а мышления и восприятия.

4. Депрессия характеризуется временным отстранением от обычного жизненного тонуса; сопровождается чувствами печали, сознания неуверенности, бессилия, безнадежности, отчаяния, состоянием скованности и апатии.

5. Регрессия (Баркер) - возврат к более примитивным, а нередко и к инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности, возврат к шаблону, который сформировался значительно раньше и когда-то приносил удовлетворение.

6. Отказ: индивид отказывается от цели, хотя она не теряет для него смысл. Отказ (отступление) может быть физическим как ретировка перед сильнейшим противником или психологическим как признание человеком своей неправоты. Осознанное отступление называется сдерживанием. При изменении ситуации сдерживаемые импульсы могут опять проявиться. Неосознанное отступление называется подавлением. Особенно болезненные переживания вытесняются из области сознания. Однако такие тенденции продолжают сохранять активность. Проявляясь в замаскированном виде: оговорках, сновидениях (З. Фрейд).

Фрустрация различается не только по своему психологическому содержанию, но и по:

1) направленности: защитные реакции на фрустрацию направлены не только на достижение цели, но и на защиту собственного "Я".

2) длительности: краткие (вспышки агрессии и депрессии) и длительные (настроения).

Из методов диагностики типа реагирования на фрустрацию широко известна "Методика рисуночной фрустрации" С. Розенцвейга, экспериментальные исследования школы К. Левина ("Не решаемые задачи" Т.Дембо)             

Розенцвейг С.  В 30-е годы 20 в. создал фрустрационную теорию, на основе которой создал свою оригинальную методику.

Защита организма во фрустрирующей ситуации происходит на трех уровнях:

a) клеточном (действие фагоцитов, антител);

б) автономном (защита от внешних агрессий);

в) психологическом.

Все эти защиты призваны поддерживать равновесие внутри организма.

Методика. Стимульный материал: 24 картинки, изображающие персонажей во фрустрирующей ситуации.

Два типа ситуации:

a) препятствия;

б) обвинения.

Испытуемый должен дать ответ за персонажа, который подвергся фрустрации.

Оценивание ответов происходит по двум параметрам:

1. Направленность реакции (экстрапунитивные, интропунитивные, импунитивные).

2. Тип реакции (фиксация на препятствии, на самозащите, на удовлетворение потребности).

Соотношение типов реагирования на фрустрацию дает фрустрационный профиль данного испытуемого.

Длительное воздействие фрустрационных факторов может вызвать те или иные психосоматические симптомы: головную боль, заикание, аллергии и т. д.

Каждый человек по-своему справляется с фрустрацией. Каждая личность характеризуется своим индивидуальным набором приемов, позволяющих справляться с ситуацией фрустрации. Эти приемы могут рассматриваться как форма адаптации человека к трудностям.

Лекция № 7

Дата: 2018-09-13, просмотров: 561.