Изучение агрессивности ведется с разных позиций, что проявляется уже в том, что сами термины “агрессивность”, “агрессия” понимаются неоднозначно. В общественном сознании термин “агрессия” имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности приводит к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его вполне однозначная трактовка и определение. Это во многом связано с общепсихологическими воззрениями исследователей. Агрессию определяют и как своеобразную защитную реакцию человека на те или иные внешние раздражения, и как нападение или борьбу в пределах одного вида, и как направленное, избирательное стремление истязать себе подобных. При всем многообразии подходов к определению агрессии этот термин имеет, тем не менее, некоторое ядерное, устойчивое значение - непровоцируемое нападение, и это надо учитывать при квалификации того или иного действия.
Многие исследователи разводят понятие агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как свойства личности.
Существуют следующие основные теоретические подходы к изучению агрессивности:
1. Этологический
2. Психоаналитический
3. Фрустрационный
4. Бихевиористский
Представители первых двух подходов понимают агрессию как инстинкт. Основатели этологического (К.Лоренц) и психоаналитического (З.Фрейд) подходов следуют так называемой гидравлической модели агрессивности, согласно которой “агрессия имеет внутренний источник, а для того, чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась”(цит. по: Ениколопов С.Н. Психология агрессии: основные подходы// Вестник псковского вольного университета. 1994. Том 1. № 1. С. 64).
З.Фрейд связывает агрессивность с влечением к смерти. “Агрессивность ... представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный ... самой природой человека”(цит. по: Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994, с.32). Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида.
К.Лоренц соединил в своей теории два элемента. Первый состоит в том, что человеческая агрессивность является врожденной и, как у животных, способствует выживанию вида и особи: “Внутривидовая агрессия у людей представляет собой такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных”(цит. по: Ениколопов С.Н., 1994, с. 64). Таким образом, согласно Лоренцу, Homo sapiens как один из многих видов животного мира обладает инстинктом агрессии. В качестве примера он указывает на подростка, который при первом знакомстве со сверстником сейчас же начинает с ним драться, поступая так же, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы. Второй элемент (тезис о гидравлическом характере накопившейся энергии) помогает Лоренцу объяснить жестокость и разрушительные тенденции человека.
Теорию прирожденности агрессии защищают и такие психологи, как Мак Дауголл, не принимавшей фрейдизма, но вместе с тем признававший “инстинкт драчливости”, заложенный в человеке от природы; Мюррей, который в число первичных потребностей человека включил и потребность в агрессии, побуждающую искать случаи атаковать с целью принести вред. А.Маслоу в своей монографии “Мотивация и личность” поставил вопрос: “Является ли деструктивность инстинктоидной?” К потребности разрушать этот психолог отнес и агрессивность (под инстинктоидными он понимает свойства личности, несводимые к инстинктам, но имеющие некоторую природную основу)(по Н.Д. Левитову,1972).
В литературе немало работ посвящено анализу и критике данных подходов. Так, Э.Фромм в своей книге “Анатомия человеческой деструктивности” приводит факты из нейрофизиологии, антропологии, поведения животных, палеонтологии, опровергающие положения сторонников этой трактовки.
Интерес к изучению связей фрустрации и агрессии был вызван опубликованной в 1939 году фрустрационно-агрессивной гипотезой (Д. Доллард и др.), согласно которой “агрессия всегда предполагает существование фрустрации” (цит. по: Р. Бэрон и др., 1997, с. 38).
Однако вскоре это положение было подвергнуто критике Н. Миллером, Берковицем, в результате чего агрессию стали рассматривать как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации. В конце 30-х годов появляется также концепция фрустрации С.Розенцвейга, обратившегося к анализу фрустрационных ситуаций. Он классифицировал и типизировал реакции на фрустрацию.
Один из представителей поведенческого подхода к агрессии - А. Бандура. Х. Xекхаузен называет его также представителем теории социального научения. Бандура утверждает, что для появления агрессии помимо фрустрированности субъект должен иметь пример для обучения и подражания.
Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии является А. Басс. Он определяет фрустрацию как “блокирование инструментального поведения”( по: С.Н. Ениколопов, 1994; Л.Н. Семенюк, 1991). Исследователь вводит понятие атаки-акта, который доставляет организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую.
А. Басс выделяет 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек.
1. Частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован.
2. Частота достижения успеха с помощью агрессии.
3. Культурные нормы. Они могут облегчить развитие у индивида агрессивности.
4. Темперамент, связанный с независимостью, стремлением к самоуважению и защите от группового давления .
А. Басс выявляет виды агрессии по трем формам проявления: физическая - вербальная, активная - пассивная, направленная – ненаправленная (рис.13):
направленная (удары и ранения) | ||||
физическая | ||||
Агрессия активная | ненаправленная (удары по отношению к заместителю жертвы) | |||
направленная (оскорбления) | ||||
вербальная | ||||
ненаправленная (злословие, сплетни) | ||||
направленная (препятствовать поведению жертвы) | ||||
ф физическая | ||||
ненаправленная (отказ брать на себя обязательство) | ||||
Агрессия пассивная | ||||
направленная (отказ говорить) | ||||
вербальная | ||||
ненаправленная (отказ дать согласие на что-либо) |
Классификация видов агрессии проводилась многими исследователями. Другим примером классификации видов агрессии может служить схема Э.Фромма (1994), схематически представленная следующим образом (рис. 14):
непреднамеренная | ||||
игровая | ||||
доброкачественная | оборонительная | |||
агрессия | как самоутверждение | |||
жестокость | ||||
злокачественная | деструктивность | |||
некрофилия |
Интересной является проблема взаимоотношений агрессивности и тревоги. Этот вопрос детально рассматривает один из реформаторов психоаналитического направления К.Хорни в своей работе “Невротическая личность нашего времени”. В отличие от З.Фрейда, она видит основу тревожности не в сексуальных влечениях как таковых, а во враждебных импульсах, связанных с ними”(К. Хорни, 1993, с. 50). Тревога является следствием вытеснения враждебности. Но процесс на этом не останавливается, т.к. существует потребность избавиться от опасного эффекта (враждебности). Для этого вступает механизм проекции. То, что вытеcнение враждебности с неумолимой логикой ведет к порождению тревожности, не означает, что всякий раз, когда этот процесс имеет место, тревожность должна становиться явной. Тревожность может немедленно устраниться посредством одного из защитных механизмов”(там же, с.57). Но процесс происходит и в обратном направлении: “Тревожность в свою очередь, когда она базируется на чувстве угрозы, в ответ легко провоцирует защитную враждебность”(там же, с.59).
Эту идею поддерживает Э.Фромм. Рассматривая проблему разрушительности, он говорит, что она есть “средство избавления от невыносимого чувства бессилия... ” (Э. Фромм, 1989, с. 155).. Бессилие порождает два других источника разрушительности: тревогу и скованность: “Любая угроза жизненным интересам ... возбуждает тревогу, а самая обычная реакция на нее разрушительные тенденции”(там же).
Таким образом, за агрессивным поведением может стоять широкий веер его причин, требующих глубокого анализа.
В отечественной психологии проблемам агрессии и фрустрации большое внимание уделено Н.Д. Левитовым (1972). Рассматривая проблему агрессии, он выделяет такие ее виды, как:
- открытая - скрытая;
- инструментальная - преднамеренная;
- инициативная - оборонительная.
Проблема агрессивного поведения в детском возрасте в отечественных исследованиях рассматривалась в контексте более глобальных вопросов формирования личности, круга ее общения. Исследователи акцентировали свое внимание на трудностях в поведении, конфликтности, негативизме и т. д. ребенка.
В истории развития отечественной науки можно условно выделить два периода, когда исследования трудностей в поведении (в том числе и агрессивного поведения) проводились с особым размахом.
Первые работы по проблеме агрессивности в отечественной науке проводились в 20-30 годы в рамках педологических исследований. В то время перед представителями педологии и детской психологии стояла задача разработки методов воздействия на психику, воспитание и перевоспитание детей (А.Б. Залкинд, 1929). Разработка методов состояла в поиске наиболее адекватных способов диагностики индивидуальных особенностей личности, уровня развития интеллекта, изучения отклонений в развитии личности (тревоги и агрессивности). Большинство исследователей того времени подчеркивали важную роль неблагоприятных социальных условий в формировании агрессивного поведения у ребенка. Так исследования Г.Я. Кучерова и А.С. Грибоедова показали, что из всех обследованных трудных детей видимых социальных причин этих трудностей, а также - агрессивности, не было только у 7 %. Выявленная у многих детей предрасположенность к агрессивности и нервным срывам проявляется именно в неблагоприятных условиях (Вопросы изучения и воспитания личности, 1926). К неблагоприятным социальным условиям относились беспризорность, последствия гражданской войны, разруха. Затем (30-е годы) основной акцент ставился на взаимоотношениях в семье и недостатки в обучении (отсутствие индивидуального подхода к детям).
Л.С. Выготский в своей работе “Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства” отмечал, что к вопросу о трудностях детского поведения нельзя подходить механически: “Как алкоголизмом деда иногда прямо объясняют поведение внука, так и те или иные семейно-бытовые моменты ... ставят в непосредственную зависимость с жалобами на поведение ребенка...” (Л.С. Выготский, 1983).
Развитие агрессивности происходит путем интериоризации этих социальных условий, путем усвоения общественных норм, когда они превращаются во внутренние регуляторы поведения личности.
Большой интерес представляют исследования коррекции агрессивного поведения. Так В.М. Бехтерев с сотрудниками, понимая развитие агрессивности по типу “доминанты”, утверждал, что ее нельзя ликвидировать или приостановить даже при угрозе сильного наказания. В работе с агрессивными детьми он предлагал формирование важных и интересных, социально приемлемых реакций для того, чтобы энергия детей находила свое воплощение не в агрессивных, а социально одобряемых поступках. В курсе занятий с агрессивными детьми Бехтерев предлагал обучение определенным формам поведения, а также – способам выхода из неблагоприятной ситуации (Вопросы изучения..., 1929).
Проблеме изучения общения и причин агрессивности и конфликтности было посвящено исследование А.Б. Залкинда, А.С. Залужного и др. (Залужный А.С., 1937). Было обнаружено, что причинами конфликтного а также – агрессивного поведения могут стать неудовлетворенность ребенка содержанием общения со сверстниками и низким социальным статусом в группе.
Исследователями был предложен метод статусной психотерапии. Они предлагали агрессивного ребенка сделать лидером в группе для того, чтобы он мог реализовать свои притязания в общении. Также эффективен перевод агрессивного ребенка в более старшую группу, где он в силу своих возрастных особенностей он не сможет добиваться желаемого силой, а будет вынужден искать другие – более приемлемые способы налаживания контактов с детьми.
Линия исследования особенностей общения ребенка в детском коллективе и поиска причин его агрессивности, конфликтности, негативизма была продолжена отечественными психологами в 60-е годы.
Большую роль в формировании таких негативных свойств личности, как агрессивность, обидчивость, озлобленность и др. играет неуспех, пережитый дошкольником в совместной со сверстниками деятельности. Анализируя игровую деятельность детей в группе детского сада, А.А. Рояк выделила две группы причин трудностей в общении (А.А. Рояк,1975).
1. Недостаточное развитие у ребенка исполнительной стороны деятельности (игровых умений и навыков), неумение ребенка строить игровые взаимоотношения. Таким образом, эти трудности можно назвать операциональными.
2. Изменение мотивационной стороны деятельности, в том числе – наличие отрицательных мотивов общения (например, преобладание эгоистических мотивов в общении), вытеснение мотивов общения какими-то другими мотивами и целями.
Следуя тезису Л.С. Выготского о переживании как единице анализа социальной ситуации развития, ряд психологов делают акцент в изучении причин агрессивного поведения ребенка на нарушении потребностно-мотивационной сферы. (Л.С. Славина, Л.И. Божович и др.). Так Л.С. Славина пишет: “Под отрицательными аффективными переживаниями мы понимаем такие переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними ... Фактическая невозможность удовлетворить свои притязания всегда сталкивает ребенка с неуспехом. Отсюда возникает неадекватная реакция ребенка на неуспех” (Л.С. Славина, 1966). Неадекватные реакции ребенка вызывают ответные реакции у окружающих, что еще больше усугубляет его отрицательные переживания.
Исследование В.С. Мухиной показывает связь развития агрессивного поведения со структурой самосознания ребенка. Неудовлетворенность в признании (как один из ведущих компонентов структуры детского самосознания) приводится в качестве возможной причины развития детской агрессивности. “Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным” (В.С. Мухина, 1985). В.С. Мухина отмечает, что ложь и агрессия как защитные механизмы возникают в поведении ребенка, когда они испытывают трудности в общении и со взрослыми.
В ряде исследований (Т.А. Репина и др., 1990) подчеркивается роль общения педагога детского сада с дошкольниками и его влияние на формирование личностных качеств детей. Подчеркивается, что посещение ребенком дошкольного учреждения, где он проводит значительную часть времени, играет очень важную роль в развитии как положительных, так и отрицательных сторон его личности.
В.В. Лебединский с сотрудниками (1990), изучая различные эмоциональные нарушения в детском возрасте, подчеркивая важность дифференцированного подхода к изучению агрессии. Так авторами были предложены следующие критерии для определения степени тяжести агрессивных проявлений в поведении.
1. Частота и легкость их возникновения.
2. Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает.
3. Фиксируемость на агрессии.
4. Степень напряженности в агрессивных действиях.
5. Форма агрессии.
6. Степень осознаваемости агрессивных действий.
Таким образом, агрессия здесь рассматривается с точки зрения направленности (внутренняя (аутогрессия) – внешняя), способа или формы выражения (физическая, вербальная и др.), продолжительности и устойчивости.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 633.