Параметры для экспертной оценки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экспертная оценка

Примечание

«да» «скорее да» «скорее нет» «нет» 3.1.1. Основой для построения программы является культурно-исторический и системно-деятельностный подход к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС      

 

  3.1.2. Текстовой материал соответствует нормам современного русского языка, язык изложения программы понятен.      

 

  3.1.3. Программа достаточно разработана и готова для использования в массовой практике      

 

                 

 

 

3.2.Параметры для экспертизы качества парциальных и иных образовательных программ, входящих в

примерную основную образовательную программу дошкольного образования

 

 

№ п/п

Параметры для экспертной оценки

Экспертная оценка

Примечание
«да» «скорее да»

«скорее нет»

«нет»
3.2.2.

Пояснительная записка:

3.2.2.1. Содержится описание принципов и подходов к формированию парциальной или иной программы, полно раскрывающих их замысел; цели и задачи реализации; характеристики возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их специальные образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.).      

 

   
3.2.2.2. Определено место данной программы в ПООП и показана ее связь с другими программами    

 

   
3.2.2.3. Раскрывается смысл специальных терминов и понятий, используемых в программе    

 

   
3.2.3.

Планируемые результаты освоения парциальной образовательной программы воспитанниками

3.2.3.1.

Соответствие целей (планируемых результатов) требованиям ФГОС

3.2.3.1.1. В пояснительной записке определены результаты, которые должны быть получены по итогам выполнения конкретной парциальной программы, входящей в ПООП, содержательно связанные с ее общими целями  

 

     
3.2.3.1.2. Запланированные результаты ( целевые ориентиры) парциальной образовательной или иной программы направлены на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.    

 

     
3.2.3.2.

Перспективность содержания целей

3.2.3.2.1. Цели содержательно связаны с аналогичными программами других уровней образования, сформулированы в соответствии с требованиями преемственности и развития.  

 

     
3.2.3.2.2. Содержание целей программы длительное время не устареет и будет сохранять свою актуальность.  

 

     
3.2.3.2.3. Программа содержит новые перспективные цели, ориентирующие на дальнейшее развития содержания дошкольного образования.   

 

     
3.2.3.3.

Реалистичность целей

3.2.3.3.1. Цели реалистичны вследствие соответствия им содержания программы  

 

     
3.2.3.3.2. Цели реалистичны с точки зрения возможности их достижения всеми воспитанниками за то время, которое отводится программой  

 

     
3.2.3.3.3. Цели реалистичны с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста, для которых разработана программа  

 

     
3.2.3.3.4 Цели программы реалистичны с точки зрения возможности обеспечения в массовой практике соответствующего им образовательного процесса и условий для реализации программы: научно-методических, кадровых, материально-технической базы и др.  

 

     
3.2.3.4. Мотивационная побудительность целей
3.2.4.1. Содержание целей является привлекательным, соответствует возрастным особенностям, образовательным потребностям, познавательным интересам и мотивам учения школьников соответствующей возрастной группы; цели обладают достаточным для поддержания мотивации их достижения уровнем сложности и напряженности.  

 

     
3.2.3.5. Измеримость целей
3.2.3.5. 1. Цели сформулированы конкретно и заданы операционально за счет детального описания способов их достижения в программе, что позволяет при проведении педагогической диагностики найти средства для оценки индивидуального развития детей , в том числе на определение эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования.    

 

     
3.2.4. Содержание программы
3.2.4.1 Полнота содержания программы
3.2.4.1.1. Содержание программы не противоречит концептуальным идеям и требованиям ФГОС, законодательству Российской Федерации, прежде всего Закону «Об образовании в Российской Федерации» и его подзаконным актам    

 

   
3.2.4.1.2. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: Социально‑коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).    

 

   
3.2.4.1.3. Способ структурирования и развертывания содержания программ по образовательным областям соответствует их целям, зависит от возраста детей и реализовывается в определённых видах деятельности:    

 

   
3.2.4. 1.3.1 ‑ в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры; ‑ в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; ‑ для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.    

 

   
3.2.4. 1.4. Содержание программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: ● предметно-пространственная развивающая образовательная среда; ● характер взаимодействия со взрослыми; ● характер взаимодействия с другими детьми; ● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.    

 

   
3.2.4. 1.5. Содержание программ полностью соответствует запланированным результатам (целевым ориентирам) и обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.      

 

   
3.2.4.1.6. Парциальные и иные программы учитывают образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, могут быть ориентированы на: ● специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; ● соответствие потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива; ● поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы; ● сложившиеся традиции Организации (группы).    

 

   
3.2.4.2. Сочетание инвариантности с дифференциацией содержания программы
3.2.4.2.1. Программа при наличии инвариантности содержания, позволяющего сохранить единое образовательное пространство на всей территории Российской Федерации, может быть реализованы с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей за счет указания в ней способов дифференциации предлагаемого содержания.    

 

   
3.2.4.2.2. Раскрытие в программе способов дифференциации ее содержания позволяет выстраивать на ее основе: х х

х

х  
3.2.4.2.2.1. - варианты ее прохождения, различающиеся по темпу и последовательности решения образовательных задач с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, их особых образовательных потребностей, а также особенностей развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов;    

 

   
3.2.4.2.2.2. -индивидуальные образовательные программы, учитывающие уровень исходной подготовки воспитанников к ее освоению, индивидуальные возможности и способности, познавательные интересы; условия реализации Программы и др.    

 

   
3.2.4.3. Перспективность содержания программы    

 

   
3.2.4.3.1. Содержание программы не устареет, длительное время будет сохранять свою актуальность.    

 

   
3.2.4.4. Оптимальность отбора дидактических средств освоения содержания программы    

 

   
3.2.4.4.1. Программа содержат подробное описание дидактических средств: дидактических систем, технологий, организационных форм, методов, способов, средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; способы и направления поддержки детской инициативы.    

 

   
3.2.4.4.2. Дидактические средства соответствуют содержанию программы и запланированным результатам, обеспечивая успешность их достижения, и могут использоваться: · в непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов); · в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.); · при взаимодействии с семьями детей по реализации программы.    

 

   
3.2.4.4.3. Дидактические системы, технологии, организационные формы и методы образовательной работы семей, организаций и лиц, реализующих программу, соответствуют возрастным особенностям, определяющим логику (этапы) развития личности ребенка и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.      

 

   
3.2.4.5. Мотивационный потенциал программы
3.2.4.5.1. Содержание программы обладает достаточным для возникновения и поддержания высокой мотивации использования в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).      

 

   
3.2.4.6. Степень детализации программы
3.2.4.6.1. Программой определяется логическая последовательность и время, требуемое для освоения, включенного в нее содержания; даны рекомендации по её реализации для дошкольных образовательных групп с разной продолжительностью пребывания в них детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания; для реализации пяти образовательных областей, предлагается вариант календарного планирования    

 

   
3.2.4.6.2. Степень детализации содержания, времени и дидактических средств освоение программы с помощью предлагаемых в ней дидактических систем, технологий, организационных форм и методов достаточны для того, чтобы можно было сразу приступить к ее выполнению, то есть перейти к непосредственным действиям на практике, дополнительной конкретизации и разъяснений для начала работ не требуется.    

 

   
3.2.4.7. Контролируемость освоения программы
3.2.4.7.1. Детальность разработки содержания программы и механизмов достижения ее целей позволяет осуществить проверку результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования[16].Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников[17]. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников[18]. Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе наблюдений, направленных на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.      

 

   
3.2.4.8. Чувствительность программы к сбоям
3.2.4.8.1. Детальность разработки содержания и оценки индивидуального развития детей, которая проводится в ходе наблюдений, направленных на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, позволяют своевременно выявить и устранить сбои, угрожающие достижению запланированных результатов в отведенное время. Программой предусмотрено дополнительное время, достаточное для того, чтобы устранить наиболее вероятные сбои при ее реализации в массовой практике.    

 

   
3.2.4.9. Реалистичность и эффективность расходования времени на выполнение программы
3.2.4.9.1. Программа реалистична с точки зрения времени, которое отведено на достижение ее итоговых результатов всеми детьми в условиях массовой практики.
3.2.4.9.2. Программа эффективна с точки использования времени, отводимого на ее реализацию за счет нахождения наилучшего (рационального) варианта построения развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через: ● создание условий для овладения культурными средствами деятельности; ● организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества; ● поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; ● оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей; · взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.  
3.2.5.

Система оценки достижения запланированных результатов освоения программы воспитанниками

3.2.5.1. Полнота, всесторонность, комплексность оценки
3.2.5.1. 1. В описании системы оценки представлен конкретный инструментарий: критерии, показатели, методики, тесты и др., типовые задания для оценки индивидуального развития детей в ходе наблюдений, направленных на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.      

 

   
3.2.5.1. 2. Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе наблюдений, направленных на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.      

 

   
3.2.5.1.3. Система разработана таким образом, что обеспечивает возможность оценки деятельности образовательной организации по реализации программы в целом    

 

   
3.2.6.  Условия реализации программы
3.2.6.1. Кадровые условия реализации программы
3.2.6.1.1. Программа не требует значительных усилий для осуществления специальной подготовки и повышения квалификации кадров
3.2.6.1.2. При наличии специальных требований к компетентности кадров имеется возможность осуществить их подготовку через сеть курсов повышения квалификации для педагогических и управленческих кадров, организуемых разработчиками программы для ее распространения в массовой практике
3.2.6.2. Научно-методические условия реализации программы
3.2.6.1.1. В программе представлен перечень доступной для самообразования педагогических и управленческих кадров литературы, работа с которой может способствовать достижению требуемой компетентности в реализации программы.
3.2.6.1.2. Для использования программы в массовой практике имеются УМК, а также другие научно-методические ресурсы, перечень которых дан в условиях реализации программы
3.2.6.1.3. Для реализации программы в массовой практике в ближайшие 1-3 года предполагается подготовить УМК, а также другие научно-методические ресурсы, перечень которых дан в условиях реализации программы
3.2.6.3. Материально-технические условия
3.2.6.3.1. В программе перечисляется специальное оборудование и материально-техническая база, необходимая для реализации программы; программа разработана для использования в стандартных условиях массовой практики, значительных вложений для создания материально-технических условий не требуется
3.2.6.4. Организационные условия
3.2.6.4.1. Даются конкретные рекомендации по включению программы в перспективный и календарный планы образовательной работы с детьми и организации ее освоения в образовательном процессе в системе дополнительного образования, указывающие на возможность ее использования в массовой практике
3. 2. 7. Общее экспертное мнение о проекте программы:
3.2.7.1. рекомендовать к включению в реестр ПООП
3.2.7.2. рекомендовать не включать в реестр ПООП
               

 

4. Параметры для экспертизы организационного раздела примерной основной образовательной программы

. Организационный раздел включает описание организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий в организации, отражает содержание, примерное ежедневное время, необходимое на реализацию программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время для:

● непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов);

● образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.);

● взаимодействия с семьями детей по реализации программы.

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения.

 

№ п/п

Дата: 2018-12-21, просмотров: 193.