Экспертная оценка
Примечание
«да» «скорее да» «скорее нет» «нет» 3.1.1. Основой для построения программы является культурно-исторический и системно-деятельностный подход к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС3.1.2. Текстовой материал соответствует нормам современного русского языка, язык изложения программы понятен.
3.1.3. Программа достаточно разработана и готова для использования в массовой практике
3.2.Параметры для экспертизы качества парциальных и иных образовательных программ, входящих в
примерную основную образовательную программу дошкольного образования
№ п/п |
Параметры для экспертной оценки |
Экспертная оценка | Примечание | ||||
«да» | «скорее да» | «скорее нет» | «нет» | ||||
3.2.2. |
Пояснительная записка: | ||||||
3.2.2.1. | Содержится описание принципов и подходов к формированию парциальной или иной программы, полно раскрывающих их замысел; цели и задачи реализации; характеристики возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их специальные образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.). |
| |||||
3.2.2.2. | Определено место данной программы в ПООП и показана ее связь с другими программами |
| |||||
3.2.2.3. | Раскрывается смысл специальных терминов и понятий, используемых в программе |
| |||||
3.2.3. | Планируемые результаты освоения парциальной образовательной программы воспитанниками | ||||||
3.2.3.1. | Соответствие целей (планируемых результатов) требованиям ФГОС | ||||||
3.2.3.1.1. | В пояснительной записке определены результаты, которые должны быть получены по итогам выполнения конкретной парциальной программы, входящей в ПООП, содержательно связанные с ее общими целями |
| |||||
3.2.3.1.2. | Запланированные результаты ( целевые ориентиры) парциальной образовательной или иной программы направлены на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. |
| |||||
3.2.3.2. |
Перспективность содержания целей | ||||||
3.2.3.2.1. | Цели содержательно связаны с аналогичными программами других уровней образования, сформулированы в соответствии с требованиями преемственности и развития. |
| |||||
3.2.3.2.2. | Содержание целей программы длительное время не устареет и будет сохранять свою актуальность. |
| |||||
3.2.3.2.3. | Программа содержит новые перспективные цели, ориентирующие на дальнейшее развития содержания дошкольного образования. |
| |||||
3.2.3.3. |
Реалистичность целей | ||||||
3.2.3.3.1. | Цели реалистичны вследствие соответствия им содержания программы |
| |||||
3.2.3.3.2. | Цели реалистичны с точки зрения возможности их достижения всеми воспитанниками за то время, которое отводится программой |
| |||||
3.2.3.3.3. | Цели реалистичны с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста, для которых разработана программа |
| |||||
3.2.3.3.4 | Цели программы реалистичны с точки зрения возможности обеспечения в массовой практике соответствующего им образовательного процесса и условий для реализации программы: научно-методических, кадровых, материально-технической базы и др. |
| |||||
3.2.3.4. | Мотивационная побудительность целей | ||||||
3.2.4.1. | Содержание целей является привлекательным, соответствует возрастным особенностям, образовательным потребностям, познавательным интересам и мотивам учения школьников соответствующей возрастной группы; цели обладают достаточным для поддержания мотивации их достижения уровнем сложности и напряженности. |
| |||||
3.2.3.5. | Измеримость целей | ||||||
3.2.3.5. 1. | Цели сформулированы конкретно и заданы операционально за счет детального описания способов их достижения в программе, что позволяет при проведении педагогической диагностики найти средства для оценки индивидуального развития детей , в том числе на определение эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования. |
| |||||
3.2.4. | Содержание программы | ||||||
3.2.4.1 | Полнота содержания программы | ||||||
3.2.4.1.1. | Содержание программы не противоречит концептуальным идеям и требованиям ФГОС, законодательству Российской Федерации, прежде всего Закону «Об образовании в Российской Федерации» и его подзаконным актам |
| |||||
3.2.4.1.2. | Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: Социально‑коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). |
| |||||
3.2.4.1.3. | Способ структурирования и развертывания содержания программ по образовательным областям соответствует их целям, зависит от возраста детей и реализовывается в определённых видах деятельности: |
| |||||
3.2.4. 1.3.1 | ‑ в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры; ‑ в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; ‑ для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. |
| |||||
3.2.4. 1.4. | Содержание программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: ● предметно-пространственная развивающая образовательная среда; ● характер взаимодействия со взрослыми; ● характер взаимодействия с другими детьми; ● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому. |
| |||||
3.2.4. 1.5. | Содержание программ полностью соответствует запланированным результатам (целевым ориентирам) и обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. |
| |||||
3.2.4.1.6. | Парциальные и иные программы учитывают образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, могут быть ориентированы на: ● специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; ● соответствие потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива; ● поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы; ● сложившиеся традиции Организации (группы). |
| |||||
3.2.4.2. | Сочетание инвариантности с дифференциацией содержания программы | ||||||
3.2.4.2.1. | Программа при наличии инвариантности содержания, позволяющего сохранить единое образовательное пространство на всей территории Российской Федерации, может быть реализованы с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей за счет указания в ней способов дифференциации предлагаемого содержания. |
| |||||
3.2.4.2.2. | Раскрытие в программе способов дифференциации ее содержания позволяет выстраивать на ее основе: | х | х | х | х | ||
3.2.4.2.2.1. | - варианты ее прохождения, различающиеся по темпу и последовательности решения образовательных задач с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, их особых образовательных потребностей, а также особенностей развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов; |
| |||||
3.2.4.2.2.2. | -индивидуальные образовательные программы, учитывающие уровень исходной подготовки воспитанников к ее освоению, индивидуальные возможности и способности, познавательные интересы; условия реализации Программы и др. |
| |||||
3.2.4.3. | Перспективность содержания программы |
| |||||
3.2.4.3.1. | Содержание программы не устареет, длительное время будет сохранять свою актуальность. |
| |||||
3.2.4.4. | Оптимальность отбора дидактических средств освоения содержания программы |
| |||||
3.2.4.4.1. | Программа содержат подробное описание дидактических средств: дидактических систем, технологий, организационных форм, методов, способов, средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; способы и направления поддержки детской инициативы. |
| |||||
3.2.4.4.2. | Дидактические средства соответствуют содержанию программы и запланированным результатам, обеспечивая успешность их достижения, и могут использоваться: · в непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов); · в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.); · при взаимодействии с семьями детей по реализации программы. |
| |||||
3.2.4.4.3. | Дидактические системы, технологии, организационные формы и методы образовательной работы семей, организаций и лиц, реализующих программу, соответствуют возрастным особенностям, определяющим логику (этапы) развития личности ребенка и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. |
| |||||
3.2.4.5. | Мотивационный потенциал программы | ||||||
3.2.4.5.1. | Содержание программы обладает достаточным для возникновения и поддержания высокой мотивации использования в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей). |
| |||||
3.2.4.6. | Степень детализации программы | ||||||
3.2.4.6.1. | Программой определяется логическая последовательность и время, требуемое для освоения, включенного в нее содержания; даны рекомендации по её реализации для дошкольных образовательных групп с разной продолжительностью пребывания в них детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания; для реализации пяти образовательных областей, предлагается вариант календарного планирования |
| |||||
3.2.4.6.2. | Степень детализации содержания, времени и дидактических средств освоение программы с помощью предлагаемых в ней дидактических систем, технологий, организационных форм и методов достаточны для того, чтобы можно было сразу приступить к ее выполнению, то есть перейти к непосредственным действиям на практике, дополнительной конкретизации и разъяснений для начала работ не требуется. |
| |||||
3.2.4.7. | Контролируемость освоения программы | ||||||
3.2.4.7.1. | Детальность разработки содержания программы и механизмов достижения ее целей позволяет осуществить проверку результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования[16].Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников[17]. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников[18]. Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе наблюдений, направленных на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей. |
| |||||
3.2.4.8. | Чувствительность программы к сбоям | ||||||
3.2.4.8.1. | Детальность разработки содержания и оценки индивидуального развития детей, которая проводится в ходе наблюдений, направленных на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, позволяют своевременно выявить и устранить сбои, угрожающие достижению запланированных результатов в отведенное время. Программой предусмотрено дополнительное время, достаточное для того, чтобы устранить наиболее вероятные сбои при ее реализации в массовой практике. |
| |||||
3.2.4.9. | Реалистичность и эффективность расходования времени на выполнение программы | ||||||
3.2.4.9.1. | Программа реалистична с точки зрения времени, которое отведено на достижение ее итоговых результатов всеми детьми в условиях массовой практики. | ||||||
3.2.4.9.2. | Программа эффективна с точки использования времени, отводимого на ее реализацию за счет нахождения наилучшего (рационального) варианта построения развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через: ● создание условий для овладения культурными средствами деятельности; ● организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества; ● поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; ● оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей; · взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. | ||||||
3.2.5. | Система оценки достижения запланированных результатов освоения программы воспитанниками | ||||||
3.2.5.1. | Полнота, всесторонность, комплексность оценки | ||||||
3.2.5.1. 1. | В описании системы оценки представлен конкретный инструментарий: критерии, показатели, методики, тесты и др., типовые задания для оценки индивидуального развития детей в ходе наблюдений, направленных на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей. |
| |||||
3.2.5.1. 2. | Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе наблюдений, направленных на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей. |
| |||||
3.2.5.1.3. | Система разработана таким образом, что обеспечивает возможность оценки деятельности образовательной организации по реализации программы в целом |
| |||||
3.2.6. | Условия реализации программы | ||||||
3.2.6.1. | Кадровые условия реализации программы | ||||||
3.2.6.1.1. | Программа не требует значительных усилий для осуществления специальной подготовки и повышения квалификации кадров | ||||||
3.2.6.1.2. | При наличии специальных требований к компетентности кадров имеется возможность осуществить их подготовку через сеть курсов повышения квалификации для педагогических и управленческих кадров, организуемых разработчиками программы для ее распространения в массовой практике | ||||||
3.2.6.2. | Научно-методические условия реализации программы | ||||||
3.2.6.1.1. | В программе представлен перечень доступной для самообразования педагогических и управленческих кадров литературы, работа с которой может способствовать достижению требуемой компетентности в реализации программы. | ||||||
3.2.6.1.2. | Для использования программы в массовой практике имеются УМК, а также другие научно-методические ресурсы, перечень которых дан в условиях реализации программы | ||||||
3.2.6.1.3. | Для реализации программы в массовой практике в ближайшие 1-3 года предполагается подготовить УМК, а также другие научно-методические ресурсы, перечень которых дан в условиях реализации программы | ||||||
3.2.6.3. | Материально-технические условия | ||||||
3.2.6.3.1. | В программе перечисляется специальное оборудование и материально-техническая база, необходимая для реализации программы; программа разработана для использования в стандартных условиях массовой практики, значительных вложений для создания материально-технических условий не требуется | ||||||
3.2.6.4. | Организационные условия | ||||||
3.2.6.4.1. | Даются конкретные рекомендации по включению программы в перспективный и календарный планы образовательной работы с детьми и организации ее освоения в образовательном процессе в системе дополнительного образования, указывающие на возможность ее использования в массовой практике | ||||||
3. 2. 7. | Общее экспертное мнение о проекте программы: | ||||||
3.2.7.1. | рекомендовать к включению в реестр ПООП | ||||||
3.2.7.2. | рекомендовать не включать в реестр ПООП | ||||||
4. Параметры для экспертизы организационного раздела примерной основной образовательной программы
. Организационный раздел включает описание организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий в организации, отражает содержание, примерное ежедневное время, необходимое на реализацию программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время для:
● непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов);
● образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.);
● взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения.
№ п/п | Дата: 2018-12-21, просмотров: 222. |