Позиция для технической экспертизы ПООП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оценки

Да Нет 1. Паспорт ПООП оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями 2. В структуре ПООП имеются целевой, содержательный и организационный разделы, содержание которых отвечает требованиям ФГОС к программам данного уровня образования. 3. Документ имеет глоссарий, в котором представлены расшифровки применяемых в тексте ПООП обозначений и сокращений, а также раскрывается значение используемых в программе специальных терминов и смысл понятий. 4. Документ имеет перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников, используемых при разработке ПООП 5. Документ включает методические рекомендации для руководителей и учителей школ по разработке на основе ПООП основной образовательной программы школы  или Документ включает методические рекомендации для руководителей и воспитателей дошкольной образовательной организации по разработке на основе ПООП основной образовательной программы детского сада. 6. Документ включает раздел, раскрывающий перспективы работы, осуществляемой ее разработчиками и заказчиками в последующие 3-5 лет, по совершенствованию и развитию содержания программы и обеспечивающих ее реализацию нормативных правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.  7. Документ представлен на бумажных (в 3-ех экземплярах) и электронных носителях, заверен печатью и подписью руководителя учреждения, осуществляющего ее разработку или являющегося заказчиком.

 

Подпись руководителя организации, осуществляющей техническую экспертизу

Подпись технического эксперта

Печать организации

 

6. Проведение экспертизы структурных элементов примерной основной образовательной программы

6.1.Экспертиза целевого раздела образовательной программы

Экспертиза содержания пояснительной записки. Согласно требованиям ФГОС целевой раздел должен содержать пояснительную записку к программе, цели или результаты ее освоения, систему оценки запланированных результатов (целевых ориентиров).

Задача пояснительных записок к программам обычно состоит в том, чтобы раскрыть для ее пользователей потенциал программы, показать возможности и ограничения при ее использовании в практике. Именно поэтому в нее желательно включить всю необходимую для потенциальных пользователей информацию: раскрыть принципы ее построения, показать, в чем состоят ее преимущества, выражается уникальность, включить в аннотацию содержания ее основных разделов и программ, пояснить в общих чертах, как на основе нее можно разработать собственную программу. 

При проведении экспертизы пояснительных записок к программе задачей экспертов, таким образом, будет являться оценка ее содержания с точки зрения полноты и исчерпанности содержащейся в ней информации для ее пользователей. В связи с этим ее окончательную оценку рекомендуется дать в конце, после того, как будет проанализирована вся программа в целом. 

 Так как сущность и специфика образовательной программы наиболее полно может быть раскрыта через принципы, которыми руководствовались авторы при ее разработке, и в пояснительных записках разработчики обычно через них раскрывают замысел своей программы, то рекомендуется оценить, на сколько полно им удалось это сделать, соответствуют ли принципы требованиям ФГОС и имеется ли в пояснительной записке информация, которую можно назвать исчерпывающей для грамотной работы с ПООП. Таким образом, пояснительную записку рекомендуется оценить по трем параметрам, сформулированным в форме утверждений:

-принципы и подходы к формированию ПООП раскрывают замысел формирования Программы

-принципы и подходы к формированию ПООП соответствуют методологии и требованиям ФГОС

-информация, содержащаяся в пояснительной записке, является исчерпывающей для успешного и грамотного использования в практике ПООП

Экспертиза целей ПООП. Экспертиза целей или результатов, которые должны быть получены по итогам освоения программы, определяется тем, что понимается под целями. Если целью считать обладающего мотивационной побудительностью конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно образ желаемого (ожидаемого) результата, который можно реально достичь к определенному времени, то, экспертам предстоит сделать заключение: можно ли считать запланированные в ПООП результаты целями, а  в дошкольном образовании  целевыми ориентирами, или они относятся к разряду фантазий, являются мечтой либо намерением.

 Оценку запланированных результатов рекомендуется производить дважды: в начале и в конце проведения экспертизы, так как сделать вывод, являются ли сформулированные результаты целями, можно только после анализа самой программы. Результаты образовательной деятельности становятся для их субъектов (педагогов и учащихся, воспитателей и воспитанников) целями:

-если в содержательном отношении максимально соответствуют потребностям (познавательным и другим возрастным интересам и возможностям воспитанников и учащихся) и обладает побудительной силой;

-если есть возможности для их получения: соответствующий образовательный процесс и ресурсы;

-если в программе определены сроки для их получения, и они реалистичны;

-если сам результат задан операционально, то есть таким образом, что его достижение можно измерить.

Эти требования можно считать показателями качественно поставленных целей и использовать их для проведения экспертизы целей ПООП.

Таким образом, предлагается оценивать реалистичность, мотивационную побудительность и измеримость запланированных результатов. Реалистичность, в свою очередь, оценивается в зависимости от того, в какой степени содержание и время реализации программы позволяет обеспечить их достижение; имеются ли в массовой практике возможности для обеспечения соответствующего им образовательного процесса и условий; соответствуют ли цели возрастным особенностям.

Мотивационная побудительность запланированных результатов может быть оценена на основе анализа их привлекательности, соответствия возрастным особенностям, образовательным потребностям, познавательным интересам и мотивам учения школьников соответствующей возрастной группы; а также на основе оценки степени их сложности и напряженности.

 Операциональность формулирования целей достигается за счет детального описания их содержания и способов их достижения в программах, поэтому при проведении экспертизы важно проанализировать данные качества.

Кроме этого важно также оценить поставленных в ПООП целей и выявить его соответствие ФГОС, а также установить их перспективность: способность долгое время не устаревать, наличие новых целей. 

Экспертиза системы оценки.

Под оценкой понимается процедура, позволяющая установить соответствие запланированных результатов реально полученным с помощью специально разработанных оценочных шкал и других инструментов для оценивания: критериев, показателей, индикаторов, проверочных заданий и др. Она выполняет функции выявления реализации программы, а также установления возможных сбоев в ее освоении. По итогам оценки может быть произведена коррекция процесса выполнения образовательной программы, а также самой программы, например, распределение времени, которое отводится на освоение содержания. Для этого оценка должна быть полной, всесторонней, комплексной, позволяющей оценить все виды как текущих, так и итоговых результатов реализации ПООП в целом, и на их основе делать выводы не только о развитии личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей, подготовленности учащихся, но и работе образовательной организации в целом; производиться с учетом содержательных связей между отдельными  связанными между собой результатами.

Еще оценка выполняет мотивирующие функции. У субъектов деятельности должна быть уверенность в возможности достижения  высоких результатов, что зависит от разработанных оценочных шкал и других инструментов оценки. В связи с этим при экспертизе важно установить, является ли достижение высоких результатов освоения ПООП для учащихся и образовательных организаций реалистичным. Для этого важно также оценить степень сложности предлагаемых типовых заданий, возможность на их основе подготовить аналогичные контрольно-измерительные материалы для практики.  В дошкольном образовании позволяет ли система оценки оценить запланированные результаты ПООП в целом на основе целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Сущностной характеристикой оценки является ее объективность. Она достигается с помощью отбора валидных средств, а также наличия нескольких субъектов и разнообразия методов оценивания.

 При осуществлении оценки, не смотря на качество оценочного инструментария могут допускаться ошибки, состоящие в жесткости, мягкости или усредненности оценки, поэтому важно, чтобы разработчики предусмотрели меры, направленные на их предупреждение.

Исходя из изложенных представлений о сущности и назначении оценки, предлагается дать экспертное заключение системы оценки запланированных в ПООП результатов с позиции ее полноты, побудительности, объективности и реалистичности достижения на ее основе высоких результатов. Параметры для проведения экспертизы целевого раздела ПООП даны в Приложении 1А, 2 А.

Результаты экспертизы заносятся в таблицу. Напротив каждого параметра в одной из колонок экспертом ставится знак «+» в зависимости от того, на сколько он  согласен с содержащемся в параметре утверждением.  В последней колонке могут быть даны пояснения.

 

6.2. Экспертиза содержательного раздела примерной основной образовательной программы

Содержательный раздел примерной ООП, согласно ФГОС дошкольного уровня общего образования включает:

- содержание образовательной работы по пяти образовательным областям, ориентированное на формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, их вариативность и возможность реализации в условиях разных регионов России, с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания;

- описание особенностей работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках и организации развивающей предметно-пространственной среды; способы и направления поддержки детской инициативы; взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов ПООП.

Во всех парциальных программах, входящих в ПООП, должна быть пояснительная записка; раздел, раскрывающий содержание программы, система оценки достижения целей (целевые ориентиры) программы; раздел, раскрывающий специальные условия, необходимые для ее реализации.

Содержательный раздел примерной ООП, согласно ФГОС начального, основного среднего общего уровня образования, включает в себя образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. К ним относится

1. примерная программа развития универсальных учебных действий (УУД и формирование компетенций учащихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности,

2. примерные рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, в том числе направленных на работу с одарёнными детьми;

3. примерная программа воспитания и социализации, включающая направления: духовно-нравственное развитие, воспитание учащихся, социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

4. примерная программа коррекционной работы, включающая работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Во всех программах, входящих в ПООП, должна быть пояснительная записка; раздел, раскрывающий содержание программы,  содержащий систему оценки достижения целей (планируемых результатов) программы; и раскрывающий специальные условия, необходимые для ее реализации.

Каждую из программ необходимо проанализировать и оценить по разделам, а затем в целом.

При оценке программы в целом необходимо сделать вывод, являлся ли методологической основой для ее построения системно-деятельностный подход, а в дошкольном образовании – культурно-исторический и  системно-деятельностный подход к развитию ребенка. Этот вывод делается на основании экспертизы  содержания и целей программы.  

В дошкольном образовании программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей: младенческого возраста; раннего возраста; дошкольного возраста.

В системе общего образования построение  программы в логике деятельностного подхода должно  быть направлено на освоение ключевых теорий, идей, понятий, фактов и т.д. содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования того уровня, для которого она разработана, осваиваемых  учащимися в процессе учебной учебной и внеучебных видов деятельности (игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения, досугово-развлекательной, художественного творчества, социального творчества, социально преобразующей добровольческой деятельности, трудовой (производственной) деятельности, спортивно-оздоровительной туристско-краеведческой деятельности).

Необходимо также оценить понятность языка и грамотность изложения текста программы для всех уровней общего образования.

Одним из важных выводом экспертизы является заключение о том, что ПООП достаточно разработана и готова для использования в массовой практике в качестве основы для создания собственных программ образовательных организаций.

Пояснительная записка к каждой программе, цели, система оценки запланированных результатов оценивается аналогично тому, как это делалось по отношению к программе в целом.  Дополнительно важно оценить, показали ли разработчики место данной программы в ПООП и ее связь с другими программами,  календарным или   учебным  планом.

Новым при проведении экспертизы программ является оценка их содержания.

Содержание программ дошкольного уровня образования должно полностью соответствовать запланированным результатам (целевым ориентирам) и обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Способ структурирования и развертывания содержания программ по образовательным областям  должен соответствовать   их целям, зависеть от возраста детей и реализовываться в определённых видах деятельности.

Основными критериями для проведения экспертизы  содержания программ начального, основного, среднего уровней общего образования, помимо оценки его соответствия фундаментального ядру знаний, определенному во ФГОС и деятельностному подходу, выступают критерии полноты, сочетания инвариантности с вариативностью, перспективности, мотивационного потенциала для учащихся. 

Экспертам необходимо проанализировать также способ структурирования содержания учебных программ и выявить, не вступает ли он в противоречие с декларируемыми целями. Если авторы программ предполагают сформировать научное, теоретическое мышление обучающихся, достичь освоения теоретических понятий, то в способе развертывания содержания программ должна быть отражена логика   развития научного знания. Тематический принцип группировки в этом случае не является достаточным.  

Сочетание инвариантности содержания с вариативностью предполагает, что в программах должны быть представлены варианты для различных условий работы образовательных организаций и разного контингента воспитанников/ учащихся, или, по крайней мере, описаны способы осуществления дифференциации содержания.

Программы всех уровней общего образования при наличии инвариантности содержания, должны сохранять единое образовательное пространство на всей территории Российской Федерации и могут быть реализованы с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей за счет указания в ней способов дифференциации предлагаемого содержания.

Чтобы определить мотивационный потенциал программы для воспитанников/учащихся, предлагается провести экспертизу содержания с точки зрения его способности вызвать интерес, развить познавательные потребности воспитанников/учащихся.

Содержание программы дошкольного уровня образования должны обладать достаточным для возникновения и поддержания высокой мотивации использования в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

Помимо содержания, структурированного определенным образом, в программах начального, основного, среднего уровней общего образования раскрывается способ его освоения учащимися, то есть описываются рекомендуемые дидактические средства, организационные формы и методы внеучебной деятельности. Используемые в программах дидактические средства нужно оценить с позиции их адекватности содержанию и возможности включения учащихся в активную учебную деятельность по его освоению. Если это программа внеурочной деятельности, то оцениваются организационные формы и методы внеучебных видов деятельности.

Кроме этого, программа  раскрывает способ развертывания содержание во времени.  В связи с этим важно оценить оптимальность и эффективность его расходования на освоение программы в целом, а также – отдельных базовых понятий, методов и т.д. учебных предметов и курсов.

Содержание и технологии освоения  ПООП должны быть описаны с той степенью детализации, при которой у пользователей программы не должно возникать потребностей в получении каких-то дополнительных разъяснений. Такая программа будет чувствительна к сбоям и контролируема, что также важно установить в процессе экспертизы. Контролирумость каждой отдельной программы важна для осуществления контроля за реализацией ООП в целом.

Контролируемость содержания программы дошкольного уровня образования и механизмов достижения ее целей позволяет осуществить проверку результатов освоения в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования[5].Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников[6]. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников[7]. Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе наблюдений, направленных на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.

 Предполагается, что в учебные программы разработчики должны будут включить календарно-тематическое планирование, благодаря которому степень детализации, чувствительности к сбоям и контролируемости программы увеличивается.

Еще одним важным моментом проведения экспертизы является оценка реалистичности программ как с точки зрения достижения поставленных целей, так и с позиции оценки возможности освоения  содержания включенного в них материала за  указанное время. 

 Выбор программ во многом определяется готовностью требуемых для их использования ресурсов. Нельзя считать программу реалистичной в том случае, если ресурсы для ее внедрения не готовы или их трудно создать. Предполагается, что к каждой программе будет дан перечень необходимых научно-методических ресурсов,  будут также  перечислены специальные компетенции кадров и др.,  и предоставлена информация о возможности создать недостающие ресурсы. В связи с этим у экспертов будет возможность оценить, обеспечены ли условия для внедрения программ в практику.

Эксперты также должны оценить, имеются ли возможности для включения программы в образовательный процесс, описаны ли меры по организации ее освоения в его рамках. Особенно это важно в тех случаях, если программой предусмотрена не вписывающаяся в традиционное расписание деятельность, например, проектная, исследовательская, экскурсионная и др.

Параметры для экспертизы содержательного раздела примерной основной общеобразовательной программы даны в Приложении 1 А., 2 А.

6.3.Экспертиза организационного раздела  примерной основной образовательной программы

6.3.1.Экспертиза  календарного / учебного плана

Организационный раздел программы дошкольного уровня образования включает описание организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий в организации, отражает содержание, примерное ежедневное время, необходимое на реализацию программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время для:

● непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов);

● образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.);

● взаимодействия с семьями детей по реализации программы.

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения.

Организационный раздел  начального, основного, среднего общего уровней образования включает в себя учебный план. Учебный план выполняет функцию механизма реализации ООП. Он содержит недельный график распределения времени по годам обучения на освоение входящих в ПООП учебных предметов, курсов  и внеурочную деятельность.  

Разработка учебных планов, согласно требованиям ФГОС, осуществляется самой образовательной организацией на основе рекомендуемого примерного плана. Однако имеется несколько требований стандарта, которые должны быть обязательно соблюдены как разработчиками, так  и образовательными организациями. 

Календарный  / Учебный  план должен

-соответствовать СанПиН 2.4.2.2821-10, в том числе нормам, утверждающим предельно допустимую учебную нагрузку в соответствии со стандартами разных уровней образования;

-содержать пять образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования / содержать все обязательные предметные области и учебные предметы в соответствии с требованиями ФГОС соответствующего уровня образования ,  

-предусматривать возможность для изучения родного (нерусского) языка;

-предусматривать время на выполнение индивидуального проекта, установленного ФГОС соответствующего уровня образования;

-отражать установленное ФГОС соответствующего уровня образования соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений,

-для уровня дошкольного образования включать описание распорядка дня с указанием примерного ежедневного времени необходимого на реализацию программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время для:

● непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов);

● образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.).

-для уровня дошкольного образования предусматривать возможность создания условий для участия родителей в образовательном процессе. Содержание, формы и методы взаимодействия с семьями детей по реализации программы, обеспечивающие образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

-для уровня дошкольного образования включать описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения.

-для уровня среднего образования иметь учебные планы профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный)[8].

В связи с этим экспертам нужно будут выявить соответствие  календарных  / учебных планов данным параметрам ПООП.

Новым является включение в календарный/ учебный план недельного графика  плана оказания дополнительных образовательных услуг / внеурочной деятельности. В связи с этим разработчикам предстоит продумать и отразить в плане:

-перечень направлений (или программ), а также формы организации дополнительных образовательных услуг для дошкольного уровня общего образования;

-примерный еженедельный график проведения дополнительных образовательных услуг для дошкольного уровня общего образования;

-еженедельный график реализации примерной программы воспитания и социализации, включающая направления: духовно-нравственное развитие, воспитание учащихся, социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

-график реализации примерной программа коррекционной работы, включающая работу с воспитанниками / учащимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

  В плане надо  указывать, как будет распределено время между различными направлениями деятельности и формами ее организации для  воспитанников / учащихся разных лет обучения.

Календарный / Учебный план и планы-графики проведения дополнительных образовательных услуг, внеурочной деятельности, как уже было сказано выше, указывая, каким образом еженедельно для воспитанников / учащихся каждого года обучения будет распределяться время на освоение вошедших в ПООП программ, служит механизмом ее реализации. В связи с этим требуется оценить, согласуется ли календарный / учебный план по времени с входящими в примерную основную программу частными / парциальными  программами.

 В завершении проводится экспертиза условий реализации примерной основной образовательной программы.

 

 

6.3.2. Экспертиза условий реализации примерной основной образовательной программы

 

Условия реализации ПООП должны раскрывать, что требуется сделать для освоения программы в целом. Так как в каждой из программ уже раскрывались требования к научно-методическим и кадровым ресурсам, то здесь, с нашей точки зрения, целесообразно описать систему управления освоением программы, то есть организационные условия, систему планирования и контроля.

Необходимо, чтобы в организационных условиях были показаны способы организации деятельности педколлектива по реализации программы и предложена структура управления ее внедрением в практику.

Описание финансовых условий должно содержать примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации ПООП.

В организационном разделе ПООП должна содержаться дорожная карта по формированию необходимой системы условий для выполнения ПООП и примерная система контроля за ее реализацией.

Экспертам следует оценить предложенные примерные модели с точки зрения их соответствия современному научному знанию об управлении образовательными организациями и программами, детальности их разработки и возможности использования в практике.

Помимо этого, организационный раздел должен включать рекомендации для пользователей по разработке на основе примерной программы программ организаций. В связи с этим требуется оценить полноту и детальность разработки данных рекомендаций.

Параметры для экспертизы организационного раздела примерной основной общеобразовательной программы даны в Приложении 1 А., 2 А.

 

 

7. Экспертиза качества примерной основной образовательной программы всех уровней общего образования в целом

 Оценка ПООП в целом является итоговой и служит основой для окончательного заключения экспертов о том, следует ли рекомендовать программу для размещения в реестре. В результате проведенной экспертизы в целом оценивается

-соответствие программы требованиям ФГОС и требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-целостность программы с точки зрения методологического и методического единства ее содержания;

-возможность сохранения при условии ее внедрения в практику единого образовательного пространства и гарантии равного права воспитанников / учащихся на получение образования;

-реалистичность программы;

-контролируемость;

-ее уникальность и своеобразие.

Перечисленные качества программы являются интегративными, и поэтому заключение о них делается на основе других, более частных экспертных оценок.

Вывод о соответствии ПООП требованиям стандарта и федерального закона может быть сделан на основе анализа принципов и подходов к формированию программы, содержащихся в пояснительной записке к ПООП и к каждой входящей в нее программе. Кроме этого, эта оценка производится на основе анализа соответствие ключевых теорий, идей, понятий, фактов и т.д., включенных в программу, для  того уровня образования, для которого программа была разработана.

Основанием для достижения методологического единства содержания ПООП служит ее соответствие требованиям стандарта, культурно-историческому, системно-деятельностному подходу к развитию ребенка в дошкольном образовании и  системно-деятельностному подходу в общем образовании как его методологической основе. Вывод о его наличии может быть сделан на основе: 

-анализа непротиворечивости специальных терминов и понятий, используемых в программе;

-выявления соответствия между принципами и подходами к разработке программ, входящих в ПООП и анализа содержательных связей между ними;

- анализа содержательного раздела ПООП, в котором должно быть представлено:

● характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

● особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках;

● особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

● способы и направления поддержки детской инициативы;

● особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

-анализа парциальных и иных программ, учитывающих образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов ;

-анализа содержания ПООП, которое должно представлять собой раскрытие осваиваемой учебной, а также различных видов внеучебной (игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения, досугово-развлекательной, художественного творчества, социального творчества, социально преобразующей добровольческой деятельности, трудовой (производственной) деятельности, спортивно-оздоровительной туристско-краеведческой деятельности) деятельности;

-анализа структуры учебных программ, в которой должна прослеживаться логика создания и развития научного знания.

Такая важная характеристика программы как ее направленность на сохранение единого образовательного пространства делается на основе заключения: 

-о содержательной связи и преемственности целей ПООП с аналогичными программами других уровней образования; 

-о наличии инвариантности содержания программы наряду с его дифференциацией, позволяющей учесть национальные, этнокультурные и иные особенности контингента воспитанников/ обучающихся. 

Раскрытие в программе способов дифференциации ее содержания позволяет выстраивать на ее основе варианты ее прохождения, различающиеся по темпу и последовательности изучения учебного материала; а также индивидуальные образовательные программы, учитывающие уровень исходной подготовки учащихся к ее освоению, учебные возможности и способности, познавательные интересы; условия реализации Программы и др. Эти характеристики ПООП позволяют обеспечить равные права на получение образования различным группам воспитанников / учащихся.

Реалистичность ПООП выявляется на основе оценки достижимости запланированных в ней результатов, которая складывается из оценок:

- соответствия запланированным результатам содержания и дидактических средств программы; / оценивание запланированных результатов ПООП в целом на основе целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

-достаточности и рациональности распределения времени на достижение запланированных результатов;  

-соответствия целей и содержания программы с учётом возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей детей дошкольного возраста, с учетом  возрастных особенностей учащихся;

-возможности обеспечения в массовой практике образовательного процесса и условий, необходимых для реализации программы: научно-методических, кадровых, материально-технической базы и др.,

-а также из оценок связей между целями ПООП и целями входящих в нее программ; между входящими в ПООП программами с календарным планом/ учебным планом, который является механизмом их выполнения.

Для оценки степени реалистичности программы экспертам важно проанализировать, на сколько ПООП адаптирована к условиям массовой практики, и какие усилия необходимо затратить на создание недостающих для ее использования ресурсов. В целях оценки реалистичности ПООП следует также рассмотреть предложенную разработчиками дорожную карту по созданию условий, необходимых для реализации программы, рассмотреть, что готовы предпринять разработчики для продвижения своей программы в дальнейшем. Наиболее реалистичными следует считать программы, которые имеют полноценные ресурсы для их внедрения, детально проработанные цели и содержание, не требующие дополнительной конкретизации и разъяснений.

Контролируемость программы оценивается на основе измеримости текущих и итоговых результатов ее выполнения, которые должны быть для этого заданы операционально. Кроме этого важно рассмотреть, насколько качественно разработана система оценки достижения запланированных результатов / целевых ориентиров в ДО, которая входит в программу, надежен ли представленный в ней инструментарий и имеются ли типовые задания, на основе которых можно разработать собственные.

Уникальность и своеобразие программы выявляется в процессе  рассмотрения ее целей и содержания, раскрывающего подходы к их достижению, оценки их актуальности, перспективности, новизны, ценности для развития образования.  

 

8. Организация экспертизы примерных основных образовательных программ

8. 1.Требования к экспертам и их отбору

Осуществление экспертизы предполагает тщательный отбор экспертов для ее проведения. Однако не каждый специалист, даже весьма авторитетный, может быть рекомендован в качестве эксперта. Некоторые из них при обширных знаниях не обладают качествами, необходимыми для члена экспертной группы.

Эксперт должен быть компетентным в предметной области, владеть методикой проведения экспертизы, обладать общей эрудицией, аналитическим умом, а также чувствовать тенденции развития оцениваемых явлений. Желательно, чтобы эксперт имел высокий общественный статус и был признан в своей профессиональной области.

Позиция эксперта определяется его теоретическими, методологическими и другими представлениями об образовании, его качестве, стандартах, образовательных программах, позволяющих обеспечить данное качество. Не менее важно и то, как эксперт понимает назначение экспертизы, и какие задачи решает при ее проведении.

Все это определяется его ценностными установками. Основная ценностная установка эксперта  должна состоять не в том, чтобы просто оценивать (хорошо - плохо) программу, а в том, чтобы добиться ее понимания, выявить скрытые возможности и ресурсы или недостатки, указав направление ее совершенствования или доработки.

Заключение экспертов должно базироваться на глубоком понимании не только ценности образовательной программы, но и технологии ее реализации, ограничений и рисков. При этом важно, чтобы эксперты не пропустили ничего ценного, заслуживающего внимания, важного для развития образования. Задача эксперта заключается в том, чтобы на основе проделанного им анализа разработчики ПООП могли доработать и максимально реализовать собственный замысел, а иногда и более глубоко понять и осознать его.

 Эксперт должен также владеть экспертной методологией и обладать определенными способностями, например, креативностью, которая позволит осуществлять экспертизу программ не только по готовым критериям, но и проводить их исследование, выявляя скрытые, еще не явные смыслы. Он должен обладать развитой способностью осуществлять рефлексию своей собственной экспертной деятельности, ее последствий для развития образования.

Значимой для эксперта характеристикой является также оптимальное сочетание его качеств как научного и практического работника. К ним относятся способности эксперта к анализу и синтезу изучаемых вопросов, к их объективной всесторонней оценке, устойчивость его научных взглядов, но вместе с тем и достаточная гибкость мышления, способность изменить точку зрения под влиянием новых фактов и аргументов, умение перерабатывать, усваивать и формировать качественно новую информацию.

Эксперт, будучи специалистом, от которого ожидают оценок и прогнозов, не должен являться лицом, принимающим решение на основе полученной информации. Он может быть только советником того, кто берет на себя ответственность за принятие решения о возможности функционирования ПООП, которая подвергается экспертной оценке. В противном случае возникает соблазн «подчинения»  экспертизы заранее запланированному решению.

Для отбора экспертов экспертным организациям необходимо сформулировать критерии отбора. В качестве основных критериев можно назвать следующие:

1. Уровень компетентности эксперта в области содержания, методов и программ всех уровней общего образования, показателями которого в совокупности являются:

-уровень и профиль образования,

-профиль работы (связь с данной предметной областью),

-опыт работы по профилю (общий стаж работы по профилю и стаж работы непосредственно в данной предметной области),

-уровень решаемых проблем (соответствие занимаемой должности характеру и уровню возникшей проблемы),

-количество и качество ранее выполненных экспертиз.

2. Степень объективности и беспристрастности эксперта, незаинтересованность эксперта в принятии определенного решения.

3. Умение работать в команде при групповой экспертизе:

-коммуникативные навыки,

-способность к совместному творчеству,

-гибкость.

Одним из главных критериев в этом перечне является компетентность эксперта.

Большей частью для измерения степени компетентности ориентируются на наиболее «простые» показатели - ученая степень или звание, стаж работы по специальности, квалификационные характеристики. Но эти показатели не всегда являются мерилом компетентности. Поэтому рекомендуется прибегать к дополнительным показателям: служебному положению, числу опубликованных работ, числу ссылок на эти работы в литературе, оценке работ научной общественностью и др. При этом предполагается, что эксперт знаком с последними достижениями в области общего образования и новыми ФГОС. Иными словами, при выборе специалистов для проведения экспертизы важен не формальный, количественный, а качественный анализ их научной или практической деятельности и трудов.

 

8.2.Формы и методы организации экспертизы

Цель проведения экспертизы ПООП получить  объективное, достоверное экспертное мнение,  которое может служить основой для принятия решения и возможности включения программ в реестр.

До начала проведения экспертизы необходимо обеспечить усвоение всеми экспертами ее задач, а также создать экспертам благоприятный психологический и эмоциональный фон для работы. Для этого экспертам сообщаются сущность проблемы и мотивы обращения к ним в качестве специалистов, разъясняется порядок и процедура проведения экспертизы ПООП. 

Помимо этого до начала экспертизы необходимо также организовать знакомство экспертов с требованиями к ПООП как объектом экспертизы. Экспертам желательно также дать возможность поработать с документацией, стандартами (ФГОС), познакомить их с критериями для проведения экспертизы, организовать посещение совещаний и деловых игр по осуществлению пробной экспертизы и др., предложить группе ведущих экспертов ответить на поставленные вопросы с использованием разновидности научно-методического инструментария: бланков, анкеты, опросников. При необходимости организаторы могут провести встречи с авторами программ.

На этом этапе могут быть также применены методы отбора базовых понятий для проведения экспертизы группой экспертов. Эта процедура не только позволяет уточнить, насколько квалифицированы эксперты, но и выработать единую согласованную позицию (язык) для оценки ПООП внутри экспертной группы. Желательно также, чтобы уже на первом этапе эксперт публично, в дискуссии или в тексте пробного экспертного заключения, изложил основания своего видения, понимания экспертируемых объектов (программ), раскрыл принципы и подходы к проведению экспертного исследования и в целом выразил свою позицию по проведению экспертизы.  

Если у экспертов возникают какие-либо вопросы, то ответить на них необходимо также до начала работы.

Важным моментом при индивидуальной форме работы экспертов становится заранее оговоренный срок ее окончания и возврата экспертных листов организатору. В противном случае экспертиза может затянуться на неопределенное время.

При проведении экспертизы рекомендуется сочетать два метода: метод групповых и метод  индивидуальных экспертных оценок.

Основой для использования метода групповых экспертных оценок в качестве надежного метода является представление о способности эксперта давать оценку в условиях неопределенности, то есть проводить собственно исследовательскую деятельность. С этой точки зрения истинное значение исследуемой характеристики будет находиться внутри диапазона оценок отдельных экспертов, то есть обобщенное коллективное мнение становится более достоверным.

Метод групповой экспертной оценки (экспертизы) позволяет учесть различные экспертные точки зрения на ПООП и объединить различные мнения.

На практике метод групповых экспертных оценок проводится следующим образом.

1. С помощью метода сценариев, при котором каждый эксперт составляет собственный документ, содержащий анализ и дающий оценку программы. Затем на заседании экспертной группы все материалы обсуждаются, согласуются и излагаются в форме единого экспертного заключения.

 Применение этого метода позволяет получить взвешенную экспертную оценку ПООП разными специалистами, которые были привлечены к экспертизе, и провести согласование мнений в форме очного обсуждения.

Недостатком такого метода является то, что при обсуждении общее решение может быть принято под давлением более авторитетных членов экспертной группы.

2. С помощью метода совещаний. Он предполагает проведение совещания или дискуссии с целью выработки единого коллективного мнения по поводу ПООП. Такой метод позволяет сделать принятое решение креативным и неформальным, и принять окончательное решение с учетом всех высказанных экспертами мнений. Если при этом возникает опасность, при которой некоторые мнения при принятии общего решения не могут быть учтены, то в итоговый документ необходимо внести пункт, содержащий особые мнения экспертов, не совпавшие с большинством.

 Оба эти метода групповых оценок, рекомендуется использовать при экспертизе целевого и организационного разделов программы после того, как эксперты завершат экспертизу ее содержательного раздела. Обращение к методу групповых оценок целесообразно также, когда будет нужно дать оценку программы в целом. Для экспертизы программ содержательно раздела потребуется наличие специальных знаний в предметных областях, воспитании, социализации и коррекционной работе с учащимися, и поэтому более уместным будет метод индивидуальных оценок.

Экспертизу содержательного раздела программы можно проводить с помощью метода индивидуальных экспертных оценок. Он предполагает оценку программ каждым экспертом индивидуально без последующего обсуждения и создания единого документа. Индивидуальность заключается в том, что эксперты не собираются вместе, не знакомятся с оценками других экспертов. Такой подход предполагает, что индивидуальная оценка программы экспертом – специалистом в той или иной области дается без учета мнений других экспертов, которые могут оказывать влияние друг на друга в ходе коллективного оценивания программы. Однако это не означает, что входящие в ПООП программы обязательно должен оценивать только один эксперт. Если организация располагает возможностями, то, при необходимости, она может привлечь к экспертизе программ содержательного раздела несколько экспертов. Как правило, при этом, если хотя бы один из экспертов (для точности получения результата их должно быть не менее трех) дает отрицательную оценку программы, то программа не может быть рекомендована для реализации в учебном процессе. В случае привлечение к экспертизе 3 и более человек может также потребоваться проведение работы по обобщению ее результатов, для чего потребуется посчитать против каждого параметра, какое количество экспертов дали ответы «да», «нет», «скорее да», «скорее нет» и затем указать оценки, набравшие наибольшее количество голосов.

Метод индивидуальных экспертных оценок представляет собой процедуру, в которой каждому из экспертов предоставляется возможность оценить программу с помощью предложенного инструментария. При использовании метода индивидуальных экспертных оценок экспертиза может быть проведена с помощью стандартизированного экспертного опроса. Экспертам выдается стандартизированный бланк анкеты, который заполняет ими самостоятельно. Метод весьма прост в части организации и проведения опроса, а также в части обработки полученной информации. Основное требование к анкетам – использование общепринятого профессионального языка, однозначность трактовки используемых терминов.

 

8.3. Методы обработки, анализа и обобщения  результатов групповой экспертизы

 

Мнения участников экспертизы часто имеют между собой расхождение. Это может быть обусловлено рядом причин, наиболее важными из которых являются сложность и многоплановость исследуемых объектов, различная степень приобщенности экспертов к проблеме, различия в базовом образовании, в социальных и профессиональных установках участников, а также влияние на результаты экспертизы их индивидуальных особенностей. В результате проведения процедуры опроса формируется некий спектр ответов экспертов, из которого требуется выбрать «единое» решение.

Главная задача организаторов экспертизы, таким образом, состоит в том, чтобы выделить итоговое мнение группы и тем самым получить единый общий результат экспертизы. В этих целях необходимо свести воедино суждения всех экспертов. Общая оценка рекомендуется вырабатывать с помощь метода голосования.

Метод «голосования» основывается на мнении, с которым согласно большинство экспертов в группе. Он может быть применен как в отношении общего результата оценивания, так и в отношении мнений экспертов по каждой из рассматриваемых параметров оценки ПООП. Особенностью данного метода является игнорирование нетипичных или крайних оценок.

Применение метода «голосования» может привести к искажению результатов в случаях, когда оценки меньшинства экспертов оказываются более точными по сравнению с оценками большинства. Игнорирование крайних суждений в этом случае отдаляет итоговый результат оценивания от истинного. Для того, чтобы избежать подобных ошибок, при обработке результатов голосования учитывают коэффициент компетентности каждого эксперта, который в этом случае называется весом эксперта. Каждому мнению одного эксперта присваивается значение 1, а затем оно умножается на его вес, который был определен на этапе формирования экспертной группы. В результате получается скорректированное значение индивидуальной оценки, которое подставляют в результаты голосования.

В случае несовпадения мнения наиболее компетентных экспертов с мнением большинства, можно попросить их объяснить причины своего выбора.

Важным моментом при организации процедуры обоснования крайних оценок является создание условий для наименьшего влияния личностных особенностей и авторитета конкретных экспертов на суждения остальных членов группы. Эта задача решается достаточно просто – экспертам сообщаются наиболее часто встречаемая оценка, а также крайние оценки и просят их письменно обосновать последние. Анонимные обоснования сообщаются всем экспертам с задачей ознакомиться и повторно оценить ПООП по предлагаемым параметрам. После ознакомления всех экспертов с обоснованием крайних оценок, их мнения также могут измениться в ту или иную сторону. Следовательно, необходимо провести повторное оценивание по ранее предложенным параметрам и повторить процедуру обработки.

По итогам голосования экспертов необходимо составить протокол, в который включить содержание проведенной дискуссии, общее решение и, при наличии, особые мнения голосовавших.

После того как эксперты ознакомились с текстом окончательного решения и завизировали его, решение передается организаторам проведения экспертизы ПООП, а затем направляется в МОН РФ.

 

9. Регламент организации и проведения экспертизы примерных основных образовательных программ всех уровней общего образования

 

Под регламентом обычно понимается свод некоторых правил, определяющих порядок, на основе которого должна осуществляться деятельность. Регламентации подлежит та деятельность, которая повторяется, то есть осуществляется регулярно по одному установленному порядку:  начинается при определенных условиях и проводятся одинаковым способом. Нередко также регламентируется время ее выполнения.

Разработанный нами регламент определяет порядок организации и проведения экспертизы проектов основных образовательных программ всех уровней общего образования. Он представлен в форме организационного механизма, показывающего последовательность выполнения и способ распределения действий между исполнителями и органами управления. Он представлен в табличной форме, наглядно демонстрирующей связи между субъектами регламентируемой деятельности.

Кроме него разработан также временной график выполнения регламента организации и проведения экспертизы ПООП. Временной график указывает на последовательность и продолжительность регламентируемых действий, представляя собой хронограмму их выполнения. Перечень и формы документов, необходимых для реализации и отчета о выполнении регламента с указанием инструкций по их заполнению даны в приложении к регламенту.

Практика применения регламента предполагает наличие трех этапов:

- согласование регламента с МОН РФ как его заказчиком;

- пилотажное апробирование регламента в практике с целью уточнения правильности выбора длительности событий временного графика, полноты включенной в регламент деятельности и оптимальности ее распределения между субъектами; оценки и коррекции форм регламентирующих деятельность документов; определения надежных форм отчетности по выполнению регламента;

- утверждения регламента МОН РФ как стандарта данной деятельности и включение его в штатный режим функционирования задействованных в нем субъектов.

Рассмотрим подготовленный регламент более подробно.

Назначение регламента. Регламент устанавливает порядок организации и проведения экспертизы проектов ПООП, направляемых разработчиками для включения данных программ в реестр. Наличие  реестра определяется законом «Об образовании Российской Федерации». Функции регламента состоят в том, чтобы обеспечить

-единые для всех разработчиков условия прохождения экспертизы;

-высокое качество профессиональной экспертизы программ;

-широкое участие в экспертизе и возможность повлиять на решение об одобрении или отклонении программы органов управления образованием субъектов РФ, религиозных организаций, педагогической общественности и обычных граждан;

-доработку программ по результатам экспертизы;

-отбор наиболее качественных ПООП для размещения в реестре.

 Описание порядка деятельности по организации и проведению экспертизы. Порядок деятельности по организации и проведению экспертизы поделен на 4 этапа: подготовительный, основной, доработки программ, повторного проведения экспертизы.

В задачи подготовительного этапа входит создание организационных, финансовых, методических условий, обеспечивающих в дальнейшем организацию и проведение экспертизы. К ним относится формирование координационного совета, который будет осуществлять основные функции по организации экспертизы и определение, а также финансирование деятельности организации-оператора, обеспечивающей оперативное управление процессом экспертизы и техническую поддержку деятельности координационного совета; утверждение формы для проведения экспертизы.

В процессе основного этапа решаются задачи организации и проведения экспертизы и общественного обсуждения проектов ПООП. Вся информация о поступивших в МОН РФ проектах ПООП и проведении их экспертизы размещается на специальном портале МОН РФ и находится в свободном доступе.

Все проекты ПООП, прошедшие техническую экспертизу, рассматриваются на заседании координационного совета и направляются на прохождение профессиональной экспертизы, для чего координационным советом определяются экспертные организации.

Экспертные организации проводят экспертизу и направляют свое экспертное заключение в МОН РФ. Параллельно с экспертизой проходит общественное обсуждение. Граждане РФ и организации будут иметь возможность направить в адрес разработчиков программ свои запросы, которые будут учитываться при доработке программ.

Существенная роль в проведении экспертизы отводится органам управления образованием субъектов РФ. Они должны будут провести анализ проектов ПООП на предмет учета в них национальных, этнических и региональных особенностей. В случае, если проект программы будет ими отклонен, координационный совет должен направить программы на доработку и последующую внешнюю либо повторную экспертизу или инициировать разработку новых программ. В экспертизе будут участвовать и религиозные организации, оценивающие содержание модулей духовного воспитания и образования учащихся.

Следующий третий этап посвящается доработке проектов ПООП. Перед рассмотрением проектов ПООП на заседании координационного совета разработчики будут иметь возможность доработать проекты своих программ по сделанным экспертами замечаниям и ответить на поступившие в их адрес запросы граждан. Для этого все экспертные материалы будут обобщены и направлены разработчикам. Разработчикам будет необходимо указать в специальных бланках, приняты или отклонены сделанные им замечания и учтены ли запросы граждан.

Доработанные проекты программ, получившие положительную оценку экспертов и одобренные координационным советом, размещаются в реестре программ. Остальные проекты программ либо отклоняются, либо направляются на повторную доработку или экспертизу.

Последний четвертый этап регламента раскрывает процедуры организации дополнительной экспертизы и доработки программ. Проекты программ по решению координационного совета могут быть направлены либо на дополнительную внешнюю, а также повторную профессиональную экспертизу с последующей доработкой, либо на доработку. Сроки этого этапа достаточно ограниченные, так как этим процедурам будут подвергаться только те программы, в отношении которых у экспертов не сложилось единого мнения, или программы, нуждающиеся в незначительной доработке.

Этот этап заканчивается рассмотрением проектов ПООП на заседании координационного совета, где принимается окончательное решение относительно поступивших проектов ПООП.

Функции субъектов выполнения регламента. Регламент включает описание способа распределения задач организации и проведения экспертизы и функций управления этой деятельностью между задействованными в ней субъектами.

В организации и проведении экспертизы предполагается задействовать МОН РФ, разработчиков программ, координационный совет, организацию-оператора. К экспертизе предполагается привлечь экспертные, религиозные организации, органы управления образованием субъектов федерации.

Регламент устанавливает способ распределения управленческих и исполнительских функций между ними. Исполнители выполняют функции разработки, экспертизы проектов программ, обеспечивают техническое сопровождение процесса. К ним главным образом относятся разработчики, эксперты, организация-оператор. Они выполняют задания совета и отчитываются перед ним за его выполнение. Для оперативного управления и технического сопровождения процедур регламента МОН РФ определяет организацию-оператора. В обязанности организации-оператора в соответствии с разработанным регламентом входит выполнение следующих функций.

- Размещение на портале МОН РФ информации о начале приема проектов ПООП.

- Формирование для утверждения на координационном совете перечня организаций, осуществляющих профессиональную экспертизу ПОПП, представленных разработчиками в МОН РФ.

- Приём проектов ПООП направленных в МОН РФ на экспертизу.

- Проведение технической экспертизы и соответствия проектов ПООП макету программы.

- Подготовка результатов технической экспертизы проектов ПООП к рассмотрению на заседании координационного совета.

- Размещение на портале МОН РФ проектов ПООП, направленных координационным советом на профессиональную экспертизу и общественное обсуждение.

- Размещение на портале МОН РФ информации об экспертных организациях, порядке и сроках проведения профессиональной экспертизы и общественного обсуждения проектов ПОПП, направляемых на экспертизу.

- Мониторинг проведения общественного обсуждения, экспертизы и процесса доработки проектов ПООП по их результатам. 

- Направление проектов ПООП в организацию и органы управления образованием субъектов РФ для проведения их экспертизы.

- Проведение общественного обсуждения проектов ПООП на портале МОН РФ[9].

- Получение, анализ и обобщение результатов экспертизы проектов ПООП от всех субъектов данного процесса.

- Направление разработчикам материалов экспертизы и общественного обсуждения для устранения замечаний и доработки проектов ПООП.

- Подготовка материалов профессиональной экспертизы и общественного обсуждения проектов ПООП к рассмотрению на заседании координационного совета.

- Подготовка материалов для заседания координационного совета по обсуждению доработанных по результатам экспертизы и общественного обсуждения ПООП.

- Подготовка выписок из протокола (копий протокола) заседаний координационного совета об оценке ПООП и направление их разработчикам и в МОН РФ для принятия решения.

Все функции управления данным процессом выполняет МОН РФ и координационный совет. Это функции принятия решений, формулирования заданий, контроля и оценки результатов их выполнения. Совет обеспечивает управление текущей деятельностью. Его решения имеют для МОН РФ рекомендательный характер. В компетенции совета находятся лишь те решения, которые относятся к проведению экспертизы и доработке программ по ее итогам. Окончательное решение о размещении программ в реестре, отклонении программ или инициации разработки новых принимается на основе решений координационного совета МОН РФ. Координационный совет создается МОН РФ и отчитывается перед ним за свою работу.

Перечень и формы документов, необходимых для выполнения регламента. Для выполнения регламента организации и проведения экспертизы необходимы следующие документы:

1. Форма экспертного заключения по результатам технической экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы (Приложение 1)

2. Форма экспертного заключения по результатам профессиональной экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы ( Приложение 2)

3. Форма экспертного заключения органа управления образованием субъектов РФ по оценке учета в проекте программы региональных, национальных и этнокультурных особенностей. ( Приложение 3)

4. Форма экспертного заключения религиозной организации по оценке соответствия содержащегося в программе модуля содержанию вероучения, историческим и культурным традициям и внутренним установлениям организации. ( Приложение 4)

5. Форма протокола устранения замечаний и предложений по результатам профессиональной экспертизы проекта ПООП (Приложение 5)

6. Форма протокола ответов на запросы граждан, поступившие в ходе общественного обсуждения проекта ПООП (Приложение 6)

 Форма всех перечисленных документов утверждается координационным советом. Организация-оператор организует работу по направлению и получению документов от субъектов, а также их хранение и архивирование.

По окончании отчетного периода организация-оператор направляет в МОН РФ отчет о проделанной работе по утвержденной министерством форме.

Рекомендации по использованию регламента организации и проведения экспертизы проектов ПООП. После утверждения регламента МОН РФ он вводится в практику. Итоговый контроль за выполнением регламента возлагается на МОН РФ, а текущий – на организацию-оператора.

После утверждения МОН РФ регламент размещается на его портале. Организацией-оператором для знакомства с регламентом проводится его информационная поддержка. Осуществляется рассылка регламента всем субъектам, участвующим в организации и проведении экспертизы, а также консультирование в очном и он-лайн режимах по вопросам его использования.

Список литературы

1. Антонова, Т.А. Проведение внутренней экспертизы качества школьной образовательной среды / Т.А. Антонова // Управление качеством образования. – 2007. – №4. – С.61 – 72.

2. Астафьева, Н.Л. Внешняя оценка деятельности образовательных учреждений: новые управленческие подходы к аккредитации и лицензированию / Н. Астафьева, Ю. Горелова, Ю. Милохина // Народное образование. – 2008. – №4. – С.105 – 109.

3. Братченко С. Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения // Школьные технологии. 2001. № 4.

4. Валеев, Г.Х. Экспертиза научных исследований в сфере социогуманитарного знания / Г.Х. Валеев // Педагогика. – 2006. – №5. – С.23 – 29.

5. Гуцалюк Р.И. Экспертиза конкурсных материалов / Р.П. Гуцалюк, Л.Г. Логинова, О.Г. Панченко // Школьные технологии. – 2008. – №6. – С.121 – 124.

6. Данилова М.М. Гуманитарный подход как принцип организации развития профессиональной культуры специалиста в ходе образовательного процесса в вузе : автореферат дис…. д-ра пед.наук. – СПб., 2008. - С.9

7. Ефремов, К. Психологические аспекты экспертизы образовательных программ / К. Ефремов // Педагогическая диагностика. – 2008. – №1. – С.6 – 15.

8. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании / Д.А. Иванов // Управление качеством образовательного процесса / Д.А. Иванов. – М.: Сентябрь, 2007. – С. 115 – 208. – (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. 6).

9. Иванов, Д.А. Экспертиза образовательного процесса / Д.А. Иванов // Справочник заместителя директора школы. – 2010. – №1. – С.13 – 22; №2. – С. 25 – 40.

10. Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Д.А. Иванов. - М.: Академия, 2008.-329с.

11. Иванов Д. Д., Иванова Е. Л., Шестакова И. Г., Тубельский А. Н. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании. М., 1998

12. Игнатюк Ю.Л. Историко-культурологическое осмысление понятия «критерий» //Вестник КемГУ. – 2011. - №3(47).-с.217-222.

13. Краснов С.И. Гуманитарная экспертиза инновационной деятельности образовательных учреждений / С.И. Краснов, Р.Г. Каменский // Педагогика. – 2011. – №1. – С. 48 – 56.

14. Краткий словарь руководителя образовательного учреждения/ авт.-сост. чл.-корр. АПСН В.А. Мижериков; гл. ред. спец.-корр. госдумы РФ Ю.И. Глазков //Биб-ка журнала «Вестник образования России».-2008.-№9.- С.75-76.

15. Кучер, С.Н. Основные подходы к экспертизе в образовании / С. Кучер // Школьные технологии. – 2006. – №5. – С.155 – 160.

16. Лобок А. Профессиональная педагогическая экспертиза: как преодолеть миражи?//Воспитание. Образование. Педагогика: биб-ка «Первого сентября».-2008.-№13.

17. Лысакова, И.В. Общественная экспертиза как форма оценки результатов опытно-экспериментальной работы и инновационной деятельности / Опыт Научно-методического центра Центрального округа Санкт-Петербурга по организации и проведению общественной экспертизы как формы оценки качества результатов опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений района с учетом интересов и требований сторон / И.В. Лысакова // Управление качеством образования. – 2008. – №3. – С.36 –44.

18. Мачехина О.Н. Экспертиза программы развития ОУ / О.Н. Мачехина // Справочник заместителя директора школы. – 2010. – №11. – С. 90 – 93.

19. Мацкевич В.В. Подход. // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.2003г./ - URL: http://voluntary.ru/dictionary/568/ (дата обращения: 01.07.07.13).

20. Мкртчян Г. А. Психолого-педагогическая экспертиза инноваций в образовании // Вестник ННГУ. Сер. Инновации в образовании. 2005. Вып. 1.

21. Мкртчян Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика: Монография. Н. Новгород, 2002.

22. Новикова, Т. Экспертиза инноваций в образовании. Подготовка экспертов гражданских институтов//Народное образование.-2006.-№4.-С.104-109.

23. Новикова Т.Г. - URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer= 366http://in-exp.ru/arhive/244-typ-expertiz.html (дата обращения: 17.07.13). Журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» – № 5 (2009) Раздел: Теория и практика управления инновациями, с. 37-42

24. Новикова Т.Г. Квалификационные направления типологии экспертизы // Школьные технологии. – 2008. – №6. – С.126 – 131

25. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1997, с.341

26. Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений общего образования: Учебно-методический комплект/ Сост. Т.А. Мерцалова, С. Г. Косарецкий. – М.: АСОУ.–2006.– 192 с.

27. Реморенко, И.М. Экспертиза учебных изданий//Народное образование.-2008.-№1.- С.12-14.

28. Сутужко В.В. Социальная оценка как объект социально-философского анализа: Автореферат дис. канд философ наук/ Сутужко В.В. – Москва, 2004. – С.42

29. Тубельский, А. Какие способы экспертизы известны в культуре? //Педагогическая диагностика.-2008.-№4.-С.7-27

30. Шамова, Т.И., Худин, А.Н., Подчалимова, Г.Н. [и др.]. Экспертная деятельность в процессе аттестации школы/ Т.И. Шамова, А.Н. Худин, Г.Н. Подчалимова, И.В. Ильина, С.Н.Белова: [Общая характеристика экспертной деятельности в период аттестации образовательных учреждений: правовые и организационные вопросы аттестации школ, факторы, принципы, содержание, условия, формы, методы, обеспечивающие качество ее проведения; технология деятельности экспертов].- М.: Педагогическое общество России,2006.-112с.

31. Шургина, С.А. Организация экспертизы инновационной деятельности в образовании / С.А. Шургина // Справочник руководителя ОУ. – 2006. – №8. – С.22 – 32.

32. Экспертиза в системе экспериментального и инновационного образования / авт.-сост. Л.Н. Алексеева, Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. – М.: АПКиПРО, 2004. – 68 с.

33. Экспертиза образовательной программы ДОУ: общее понятие экспертизы / С.В. Кузьмин // Программный подход в управлении качеством дошкольного образования (Опыт разработки, реализации и экспертизы образовательной программы ДОУ). – М. : Обруч, 2010. – С. 53 – 90.

34. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды/ В.А. Ясвин; отв. ред. к. п. н. С.А. Ушаков.- М.: «Сентябрь», 2000.-[128с.].- (Биб-ка ж. «Директор школы», вып.2, 2000г.)

35. Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»



Приложения

 

 Приложение 1

                                                                                                                                                               

Форма 1.

 

Заключение

по результатам технической экспертизы примерной основной образовательной программы дошкольного уровня образования


________________________________________________ № ______________,

        наименование уровня общего образования                      регистрационный номер                                                                                                            

 

представленной ____________________________________________

наименование организации - разработчика примерной основной

образовательной программы[10]

 

№ п/п


Дата: 2018-12-21, просмотров: 215.