Структурно-генетическая концепция ценностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В качестве основной концепции ценностей в философии современного образования предлагается структурно-генетическая концепция ценностей, разработанная Н.Л. Худяковой, которая относится к теориям аксиологического онтологизма (10, 11, 12). Согласно этой концепции система ценностей, прежде всего, представляет собой личностную развивающуюся структуру. Как элементы личностной структуры ценности  - это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека (людей) к осуществлению такой культурно-опосредованной формы его отношений с действительностью (с миром и с самим собой), которая предстаёт для него как значимая сама по себе, как сущностно необходимая, соответствует его предельным на момент возникновения ценностей социально-культурным и природным возможностям и создает для него сферу должного .

Значимой выступает та форма отношений человека с миром и с самим собой (форма его поведения, деятельности), которая переживается человеком как сущностно необходимая, так как направлена на удовлетворение его потребностей и обеспечивает разрешение или предотвращение возникающих при этом противоречий. Таким образом, ценности являются средством разрешения противоречий и как таковые характеризуются различной степенью универсальности, а также различной степенью общезначимости

Сущностно необходимыми для человека выступают те формы отношений, которые позволяют ему чувствовать себя человеком.

    Личностные ценности – это структуры индивидуального сознания. В качестве общественных ценностей чаще всего рассматриваются объективированные ценности,  то есть, знания об общезначимых ценностях, которые возникли как личностные . В то же время общественные ценности могут рассматриваться и как личностные общезначимые ценности членов социальной общности, выступающие ценностной основой построения общественных отношений. Ценности и знания о ценностях обозначаются посредством слов, значение которых может быть истолковано на уровне либо общих представлений, либо понятий, либо категорий. Способ истолкования всегда соответствует степени универсальности ценностей и степени их общезначимости.

    Предлагаемая трактовка ценностей акцентирует внимание на следующем:

1. Ценности – это предметно-определенные стремления людей. Это касается и личностных и общественных ценностей, так как в обществе что-либо выделяется как ценность, если наблюдается стремление людей к осуществлению этого чего-либо. Просто позитивное отношение, позитивная оценка недостаточна для того, чтобы что-либо стало восприниматься людьми как ценность, как нечто общезначимое, сущностно-необходимое.

2. В ценностях фиксируются стремления людей не к получению или созданию какого-то объекта, не к возникновению какого-либо качества личности, а к определенной форме, т.е. способу организации отношений этого человека с миром, такому отношению, в котором он и проявляет определенные личностные качества или является обладателем желанного объекта. Эта характеристика ценностей подчеркивает, что для человека наиболее значимым является его способность к совершению определенных действий или, другими словами, способность к установлению определенных форм его отношений с действительностью.

    Ценности возникают в сфере еще не осознанного в результате работы индивидуального духа, совершаемой при непосредственном переживании человеком отношений с действительностью и с опорой на тот опыт человека, актуализация которого задается качествами и свойствами применяемых им культурных средств в их взаимодействии с действительностью. О возникновение ценностей в результате работы индивидуального духа писали В. Дильтей, М. Шелер.

    В. Дильтей исходит из признания в человеческой природе (человеческом духе) неких скрытых схем переживания самой жизни. В результате этого переживания у людей образуется изначальный фундаментальный опыт, где «Я» и мир не расчленены, а конституирующим моментом выступает дух. Ценности, согласно его концепции, возникают в результате переживания, в структуре которого представлена духовная деятельность человека  в её нерасчлененности. В переживании дано все непосредственно, значение каждой части определяется её отношением к целому - это жизненное, а не познавательное отношение к миру, т.к. в нем не расчленяется полнота жизни на субъект и объект.

    М. Шелер возникновение ценностей связывает с актами индивидуального духа, управляющего и руководящего влечениями человека. Согласно его исследованиям индивидуальный дух возник в результате качественного преобразования внутреннего энергетического психического центра, присущего всем живым организмам и обеспечивающего целостность их жизни. Посредством работы индивидуального духа, которая представлена актами сублимации, трансцендентности и интенциональности, происходит торможение существующих у человека стремлений и их растормаживание (управление его влечениями), сопровождающееся возникновением новой предметной определенности этих стремлений, которая фиксируется в личностных ценностях (руководство влечениями человека). Таким образом, преобразование психического центра живого организма в индивидуальный дух привело к исчезновению инстинктов, связанных с генетической заданностью предметов потребностей и способов их удовлетворения. Это проявляется в том, что человек рождается с открытой программой жизни, т.е. свободным.

    Способность духа менять направленность энергии влечений человека проявляется как открытость человека миру, признанная его сущностным качеством такими мыслителями, как М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Гелен, А. Портман, Э. Фром, В. Франкл и др. Она выражается в соотнесённости границ потенциальных возможностей человека с целостностью всего мира, существующего независимо от него. Такая соотнесённость, прежде всего, осуществляется через возникновение личностных ценностей, которые, фиксируя возникающую под влиянием индивидуального духа предметную направленность стремлений человека, являются первичной формой установления им новых связей с действительностью. Условия установления этих связей образуют достаточное основание возникновения ценностей.

Более адекватное понимание природы ценностей достигается при выявлении достаточного основания их возникновения. Проведенные мною исследования позволили установить, что в качестве такого основания выступает переживание человеком динамичной целостности бытия, возникающее при установлении им любого культурно-опосредованного отношения с действительностью. Это переживание является первичным дорефлексивным переживанием и проявляется как интуиция целостности (интуиция недостающего) (Ж.-П. Сартр), и посредством которого человеку открывается истина бытия (Г.В.Ф. Гегель, С. Франк, М. Хайдеггер). Динамичную целостность бытия, которая есть характеристика бытия человека и его цель, содержащаяся в самом этом бытии, человек переживает, согласно исследованиям С. Франка, через сознание в широком смысле, Ж.-П. Сартра - через дорефлексивное сознание, Э. Блоха - через «еще не осознанное», М. Хайдеггера – через dasain («присутствие», «тут-бытие»).

Переживание человеком динамичной целостности бытия, есть переживание им основных моментов развития, которые определяют структуру сознания. Поэтому, переживание человеком противоречий приводит к возникновению у него стремления к их разрешению, возникающего из переживания человеком необходимости «единого» как момента развития, восстанавливающего целостность бытия. Стремление к такому «единому» есть стремление к установлению гармоничной формы отношений человека с действительностью, которое является формой проявления необходимого, а поэтому и воспринимается человеком как значимое.     Необходимость, обусловленная моментами развития - процесса, посредством которого устанавливается целостность всего существующего, рассматриваемого как всеобщее качество всего существующего, как сущность самого бытия, трактуется нами как сущностная необходимость . Она определяет направленность активности человека, соотносимую с общей направленностью развития мира. Таким образом, обнаруживается, что в результате переживания человеком динамичной целостности бытия у него возникает стремление, имеющее основные признаки того, что обозначается как ценность: оно начинает определять направленность активности человека на то, что значимо для него само по себе.         

При исследовании условий воспроизводства достаточного основания возникновения ценностей, были выделены основные качества и функции ценностей. Наиболее значимые из них следующие.

    Во-первых, ценности, возникающие из переживания человеком динамичной целостности бытия, выражают предметную определенность стремлений человека к снятию противоречий и воссозданию единого. Это означает, что полное описание ценностей составляют и энергийные (указание на наличие стремления человека, которое может характеризоваться через интенсивность, силу, длительность стремления и т.п.), и предметные качества (предметы стремлений человека и их характеристики). 

    Во-вторых, переживание человеком динамичной целостности бытия, в результате которого происходит различение двух моментов развития, предполагает оценивание. Феномен ценности возникает на основе оценивания человеком того, что он делает по отношению к основным всеобщим моментам бытия как такового. 

    В-третьих, оценивание, в результате которого возникает ценность, предполагает действие мышления, осуществляемое в сфере дорефлексивного сознания. Только при этом условии сохраняется непосредственная связь возникновения ценностей с бытием как таковым, а так как действия по оцениванию не могут не быть упорядочены, то эта функция в дорефлексивном сознании может быть осуществлена только индивидуальным духом (М. Шелер, В. Дильтей).    

    В-четвертых, средством разрешения противоречий в отношениях человека с действительностью может быть только та форма отношений, которая стала ему присуща, то есть культурно-опосредованная форма. Используемые при этом культурные средства своими возможностями задают границы восприятия человеком независимого от него мира и границы возможностей человека как при выделении им противоречий, так и при определении характеристик формы отношений, позволяющей их разрешить. Таким образом, несмотря на то, что любая ценность в своем потенциале является формой выражения стремления человека к гармоничной форме отношений, актуально ценности выражают его стремления лишь к форме культурно-опосредованных отношений, оптимальной по отношению к качествам применяемых им определенных культурных средств. Многообразие культурных средств, используемых людьми, порождает многообразие ценностей.

    В-пятых, как необходимость может рассматриваться только еще не установленная форма отношений, которая в этом случае может быть представлена через мыслительный образ, поэтому формой существования ценностей может быть только мыслительная форма, т.е. структура сознания.

    В-шестых, то, что имеет предметную определенность, может быть осознано, поэтому ценности, возникшие в сфере бессознательного, могут быть осознаваемы человеком. Такое осознание происходит с опорой на предметно оформленное содержание опыта человека, которое выступает в качестве культурного средства. Это средство и становится той «призмой» через которую человек воспринимает содержание своего собственного сознания, поэтому человеком могут осознаваться далеко не все характеристики образа отношений, стремление к которому фиксируется ценностью. Это качество ценностей и приводит к тому, что в качестве ценностей выделяются то качества человека, то какие-либо объекты и явления, без учета их включенности в определенные отношения человека с действительностью.

    Выделенные качества ценностей позволяют определить следующие их функции: функцию согласия, проявляющуюся в том, что ценности представляют собой образы единого, т.е. установленного согласия между субъектом и объектом отношения; функцию разрешения противоречий и регулятивную функцию. Ценности, возникающие в результате актов индивидуального духа, создают сферу трансцендентного бытия человека, которая входит в противоречие с его фактическим бытием, создавая тем самым предпосылки развития человека, т.е. упорядоченность его жизни в соответствии со структурой развития.

    Воплощение ценностей людей осуществляется через создание ими новых культурных средств, порождающих новые связи в мире, а, значит, и новые противоречия, переживание которых приводит к возникновению качественно новых ценностей. Вновь возникающие ценности характеризуются большей степенью абстрактности образа той формы культурно-опосредованных отношений, которая необходима для разрешения противоречий, и обладают, как средство разрешения противоречий, большей степенью универсальности. Возникновение ценностей нового уровня общности можно рассматривать как идеализированный выход человека «за» противоречия менее высокого уровня общности, т.е. трансцендирование.

    Возможное повышение степени абстрактности форм отношений человека с миром, стремление к которым фиксируется ценностями, создает возможность повышения степени их универсальности как средства разрешения противоречий, а, следовательно, и повышения степени их общезначимости. Можно предположить, что процесс повышения степени универсальности культурных форм отношений может продолжаться до тех пор, пока не выделится предельно универсальная форма отношений, основу которой будет составлять предельно универсальное средство отношений, позволяющее человеку устойчиво воспроизводить свою открытость миру.

Возникшие ценности становятся частью системы личностных ценностей и личностного опыта человека. Система личностных ценностей – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных личностных ценностей, одновременно существующих в сознании человека и определяющих направленность активности человека (поведения и деятельности), его будущее. Система личностных ценностей складывается как иерархическая, динамичная (т.е. способная к перестройке) личностная структура, которая существует в модификационных формах, складывающихся в соответствии с видами переживаемых человеком культурно-опосредованных отношений. Модификационные формы личностной системы ценностей отражают значимые для человека качества тех отношений, в которых они выступают ценностными основами, а также различную степень личностной общезначимости этих качеств.

Исследование ценностного мира человека и его соотносимости с устанавливаемыми человеком культурно-опосредованными формами его отношений с действительностью показали, что вся система ценностей выступает в качестве ценностных основ отношений. А так как процесс установления культурно-опосредованной формы отношений человека с действительностью мы рассматриваем как деятельность, то сложившиеся системы ценностей в своих модификационных формах выступают также и ценностными основами определенных видов деятельности (подробнее см. в теме 3.5.2.).

Выявленные характеристики ценностного мира человека позволили сделать следующие выводы: 1) качественной характеристикой ценностей является мера их универсальности и мера их общезначимости; 2) изменение меры универсальности и меры общезначимости ценностей есть процесс направленный, закономерный и необратимый. Все эти признаки свойственны развитию, поэтому, можно предположить, что процесс универсализации ценностей (который отражает и повышение степени универсальности ценностей, как средства разрешения противоречий, и повышение степени их общезначимости) есть процесс развития ценностного мира человека, включенный в развитие мира как целостности.

Развитие ценностного мира человека – закономерное, направленное качественное изменение системы личностных ценностей, характеризующееся повышением степени их универсальности как средств разрешения противоречий и степени общезначимости. Развитие ценностного мира человека характеризуется последовательным возникновением основных типов систем ценностей: ценностей индивидуально-полезного, ценностей социально-значимого; ценностей личностно-значимого и ценности родового значимого.

Ценности индивидуально-полезного – это ценности, фиксирующие на уровне конкретных представлений стремления человека к формам отношений, которые определяются им посредством эмоциональной оценки как полезные для удовлетворения потребностей витального уровня. Возникают на основе освоения человеком действий с орудиями и предметности мира, представленной материальными предметами и их свойствами, обнаруживаемыми посредством предметно-чувственного восприятия. Ценности индивидуально-полезного – это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека к формам отношений, обеспечивающих оптимальный способ удовлетворения его потребностей на витальном уровне, в переживание которых еще не вплетается осознание человеком себя как части социума. Несмотря на то, что предметом стремлений в ценностях индивидуально-полезного выступает конкретная форма отношений человека с действительностью, сознанием в первую очередь выделяется материальный объект этого отношения. Ценности этого типа возникают у детей, примерно до трех лет.

Ценности социально-значимого – это ценности, фиксирующие стремления человека к нормативным формам отношений, признаваемых необходимыми и достаточными (оптимальными) теми индивидами и социальными группами, которые воспринимаются этим человеком как значимые. Возникают в результате освоения человеком способов построения отношений с действительностью, в основе которых лежит использование общих представлений, сформированных в его опыте, или понятий, трактовки которых выработаны другими людьми.

Ценности социально-значимого возникают у индивида в результате преимущественного воздействия на него тех людей, которых он воспринимает как значимых. Общий этап развития ценностного мира человека, на котором возникают системы ценностей социально-значимого, представлен несколькими промежуточными этапам. На каждом из них у индивида возникают системы ценностей социально-значимого, характеризующиеся следующими ценностными ориентациями: 1) ценностной ориентацией на воспроизводство тех форм отношений с действительностью, которые ребенок наблюдает у значимых взрослых (3 года); 2) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений с действительностью, одобряемых значимыми взрослыми (с 4 лет до подросткового возраста); 3) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений, одобряемых значимой группой сверстников (с подросткового возраста); 4) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений, одобряемых значимыми людьми. На первых трех промежуточных этапах становления ценностей социально-значимого основанием выделения значимых для индивида людей являются межличностные отношения, а на четвертом этапе – деловые отношения, т.е. связанные с освоением, с осуществлением какого-либо вида деятельности, с успехом в ней. Увлеченность человека каким-то делом, возникающая на основе ценностей социально-значимого, позволяет ему осознать и оценить свои возможности. На этой базе и возникают ценности личностно-значимого.

Ценности личностно-значимого – это ценности, фиксирующие стремление человека к формам отношений с действительностью, которые признаются им необходимыми и достаточными (оптимальными) с точки зрения личностной трактовки тех понятий и категорий, посредством которых он обозначает действительность. При этом в личностных ценностях человеком акцентируется значимость одной из сторон отношений, выступающих в ценности предметом его стремления: человек стремится либо к совершенству самого себя, либо к обладанию тем, что, по его мнению, характеризует благополучное существование (к богатству, должности, новым, современным вещам и т.п.), а, значит, и личностное совершенство. Эта раздвоенность ценностей личностно значимого в философской литературе рассматривается как проблема «быть или иметь». Некоторые индивиды на этом уровне культурного развития приходят к отрицанию и того и другого вариантов, чувствуя их неполноту, незавершенность. Так возникает нигилизм, который, если не станет сопровождаться у человека усиленным поиском таких способов отношений, которые бы разрешили переживаемые им противоречия, приводит к срыву развития его ценностного мира, а, следовательно, и к срыву социально-культурного развития. Когда нигилизм человека заключается не только в отрицании старого, но и в утверждении нового, создаваемого им самим, то это требует от него постоянного повышения уровня своей культуры. В результате человек в своем социально-культурном развитии выходит на освоение культуры мирового уровня, что приводит к возникновению у него ценности родового значимого.  

Ценность родового значимого – предельно универсальная ценность, фиксирующая стремление человека к гармоничной форме культурно-опосредованного отношения (отношения любви как такового), создающей возможность полной актуализации сущностного качества человека – его открытости миру и устойчивого идеализированного выхода человека за рамки ценностной состязательности.

Определенная направленность развития ценностного мира человека может быть задана структурно-генетической моделью ценностного мира человека, отражающей основные общие этапы развития личностной системы ценностей, то есть представленной последовательно возникающими, взаимосвязанными и взаимосогласованными основными типами систем ценностей. Эта модель является основанием структуры целей воспитания, ориентированного на развитие человека в целом и его ценностного мира в частности. При этом, система целей воспитания, отражающая основные этапы развития ценностного мира человека, должна быть представлена ценностью родового значимого и ценностями социально-значимого, описанными и на уровне представлений, и на уровне понятий. Это создает благоприятные условия для возникновения у воспитанников систем ценностей личностно-значимого, которые, с одной стороны, будут соответствовать общезначимому (родовому и социальному), а с другой стороны, включат в себя всю уникальность их опыта. 

В системе целей воспитания также должен быть отражен процесс становления ценностных основ определенных видов отношений и определенных видов деятельности, соотнесенный с общим процессом развития ценностного мира человека. Это создает возможность для создания оптимальных социально-культурных условий развития ценностного мира человека, по возможности максимально соответствующих общим закономерностям этого процесса и соотносимых с природными и социально-культурными условиями жизни индивидов, рассматриваемыми на единичном, особенном и общем уровнях. 

3.6.5. Ценностно-ориентационный компонент образовательных программ как механизм применения аксиологического подхода в педагогике

Одним из наиболее важных положений Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года является положение о том, что воспитание должно стать приоритетом в образовании. Это значит, что воспитывающая функция образования должна выступать как доминирующая по отношению к функции обучения.

    Согласно исследованиям В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, целостность образовательного процесса складывается на основе взаимосвязи всех сторон развития человека, получающего образование. Доминирование же целей воспитания означает, что построение образовательного процесса как целостности обеспечивается ориентацией педагогической деятельности, прежде всего на учет закономерностей развития той стороны личности, которую соотносят с процессом воспитания.

    С 80-х годов 20-го века в ряде педагогических исследований, а также в нормативных документах системы образования воспитание стало связываться с развитием и формированием личностных ценностей обучающихся, которые рассматриваются как личностная структура, определяющая направленность поведения и деятельности человека, как элемент его социального опыта. В результате воспитания ожидается возникновение у обучающихся личностных ценностей, адекватных общественным, то есть ценностей, обладающие характером общезначимых.

С целью обеспечения единой направленности воспитания в педагогике стали предприниматься попытки выделения системы общественных ценностей, которые бы переживались как общезначимые всеми людьми нашего общества, и с ориентацией на которые можно было бы построить систему целей воспитания. В то же время, построение образования, ориентированного на развитие личностных ценностей обучащихся на основе общественных, затруднено тем, что современное общество отличается большим разнообразием этих ценностей. Даже общечеловеческие ценности в различных культурах образуют различные системы ценностей.

Таким образом, современная педагогика сталкивается с объективно существующим противоречием между необходимостью ориентации образования на систему ценностей, обеспечивающую единую ценностную направленность образования и теоретической неразработанностью способа выделения такой системы ценностей.

В современных педагогических исследованиях в качестве общественных ценностей, определяющих направленность воспитания, в первую очередь называются общечеловеческие ценности, фиксирующие стремление людей к тому, что признавалось и признается общезначимым большинством людей в разных культурах и в разные исторические периоды. Кроме этого, в педагогических концепциях построения личностно-ориентированного образования признаётся различный характер личностных ценностей в разные возрастные периоды, у людей различных национальностей, и предусматривается формирование у обучащихся ценностей, определяющих характер семейных, гражданско-правовых, профессиональных и других видов отношений человека с действительностью. Таким образом, в педагогике выделяются различные группы общезначимых, то есть общественных ценностей, соотносимые с различными видами общественных отношений и с различными социумами, характеризующимися как одинаковой, так и различной степенью общности. Группы общественных ценностей, соотносимые с социумами различной степени общности, обладают различной степенью общезначимости, или различной степенью универсальности их значимости, что является основным качественным отличием одних ценностей от других. Эта характеристика ценностей позволяет представить процесс развития ценностей, а точнее развития системы личностных ценностей, как процесс последовательного включения в эту систему ценностей с все большей и большей степенью общезначимости, или, другими словами, ценностей с более высокой степенью универсальности.

Ориентация воспитания на развитие личностных ценностей обучащихся, характеризующегося как процесс их универсализации, предполагает, что реализация этой функции образования может быть осуществлена только в целостном образовательном процессе, обеспечивающем взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие как основных сторон развития человека, так и развитие всех элементов его личностного опыта. Содержание образования при этом выступает основным педагогическим средством, позволяющим управлять процессом развития ценностей обучающихся. Оно же должно обеспечить и освоение ими всего многообразия мира. Поэтому, в содержание современного образования не может быть включено только то, что признаётся значимым в каком-то отдельном социуме. Современный человек должен пережить все многообразие ценностного мира человечества, освоить все основные точки зрения на устройство мира, все основные средства и способы установления отношений с действительностью, выработанные человечеством. Только такое содержание образования может обеспечить универсализацию личностных ценностей и достаточную подготовку человека к интеграции в систему быстроменяющихся общественных отношений всех уровней общности. В то же время, только содержание образования может обеспечить единую ценностную направленность образования посредством его ориентации на воспитание определенной системы ценностей.

Таким образом, для современного образования характерно противоречие между необходимостью введения в содержание образования идей, парадигм, теорий и т.п., отражающих разное понимание действительности и различную ценностную ориентацию людей и общества, и необходимостью содержания образования, состоящего из социально-культурного опыта, отражающего ту единую ценностную ориентацию поведения и деятельности людей, которая задается нормативными документами системы образования. Разрешением этого противоречия может стать выделение в содержании образования двух компонентов: компонента, включающего все то разнообразие общественного опыта, которое должны усвоить обучающиеся в процессе обучения, и компонента, обеспечивающего создание предпосылок для развития личностных ценностей обучающихся в соответствии с единой направленностью этого процесса. Попытки создания второго компонента содержания образования предприняты Н.Е. Щурковой, Г.К. Селевко, В.А. Караковским, Л.И. Новиковой, И.Л. Селивановой и др. В одном случае этот компонент представлен комплексом общечеловеческих ценностей, который выделяется как ядро воспитательной системы образовательного учреждения. В другом случае – отдельными образовательными программами, которые рассматриваются как база, системообразующая и интегрирующая деятельность всего коллектива школы. У Н.Е. Щурковой такой программой стала «Программа воспитания школьника», у Г.К. Селевко программа курса «Самосовершенствование личности». Обеспечение единой ценностной направленности образования через воспитание определённой системы ценностей – главная функция содержания образования, представленного названными программами, а точнее, компонента содержания образования, который в соответствии с этой функцией можно рассматривать как ценностно-ориентационный компонент содержания образовательной программы образовательного учреждения.

В то же время, разработанные варианты содержания образования, могут обеспечить единую ценностную направленность образования лишь в рамках отдельного образовательного учреждения, отражая мнение авторов на то, какие ценности обладают большей степенью общезначимости. Такой подход, опирающийся на недостаточные знания о закономерностях возникновения и развития ценностного мира человека, не позволяет создать единую ценностную направленность образования и обнаруживает противоречие между необходимостью построения образования с единой ценностной и целевой направленностью на едином теоретическом основании, позволяющем гармонично согласовать ценности человека на разных этапах его развития, ценности различных слоев общества, ценности государства и ценности человечества в целом, и отсутствием такого основания. В то же время, ценностно-ориентационный компонент содержания образовательных программ может быть построен на основе знаний о закономерностях развития и социально-культурного формирования ценностей. Такой компонент должен включать следующее:

1) систему целей и задач воспитания, отражающую результаты конечного и промежуточных этапов развития ценностей, выявленные на основе изучения развития ценностного мира человека, как в филогенезе, так и в онтогенезе;

2) содержание воспитания, представленное:

· перечнем актуальных проблем жизни, при решении которых обучающимися ими будет выделяться то значимое, что в дальнейшем может стать предметной характеристикой их личностных ценностей;

·  знаниями о ценностях, вошедших в систему целей и задач воспитания  (эти знания могут быть переданы через различною форму описания ценностей (аксиоматические высказывания, категории, описания смысла ценности),  такую, которая позволит обучающимся разного возраста адекватно понять смысл того, что представляется им как ценности);

· знаниями о действительности и перечислением средств и способов деятельности, освоение и организация которых позволит обучающимся понять и пережить личностную значимость того, что представляется им как общезначимые ценности.

Содержание ценностно-ориентационного компонента тесно связано с основным содержанием образования, определённым государственными образовательными стандартами, и не может быть освоено обучающимися как отдельный элемент образовательной программы. И тот, и другой компоненты обеспечивают возникновение непосредственных социально-культурных предпосылок целостного развития человека в процессе его образования. С одной стороны, в качестве такой предпосылки выступает общественный опыт, освоение которого обеспечивается процессом обучения. С другой стороны - ценностно-ориентационный компонент содержания образования обеспечивает освоение обучающимися своего личностного опыта и их ценностное самоопределение в процессе воспитания, который осуществляется как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Особенно важно то, что процесс универсализации ценностей может быть организован только на основе освоения обучающимися всего содержания образования. Каждая из образовательных областей, каждая из учебных дисциплин, каждое направление воспитания обеспечивает переживание учащимися личностной и общественной значимости отдельных сторон действительности, которые отражаются в вариативных частях ценностно-ориентационного компонента содержания образовательных программ. Инвариантная часть ценностно-ориентационного компонента обеспечивает единую ценностную направленность образовательного процесса в образовательном учреждении (ОУ), а, значит, закладывает мировоззренческое основание его целостности, обеспечивая тем самым реализацию идеи гуманизации образования, его глобальности и непрерывности.

Отсутствие ценностно-ориентационного компонента содержания образовательной программы ОУ приводит к возможности различного понимания ценностных основ образования субъектами педагогического процесса и порождает противоречие между нормативно задаваемым и реально осуществляемым содержанием воспитывающей функции образования.

Итак, сложившаяся социально-культурная ситуация в обществе и образовании привела к возникновению противоречия между потребностью в ценностно-ориентационном компоненте содержания образовательной программы образовательного учреждения, обеспечивающим управление процессом реализации нормативно задаваемой воспитывающей функции образования в целостном образовательном процессе, и отсутствием научных и практических разработок такого компонента.

Концептуальные основы проектирования ценностно-ориентационного компонента образовательной программы ОУ

В качестве общей концептуально-теоретической основы проектирования ценностно-ориентационного компонента образовательной программы ОУ выступают все теоретические положения, которые изложены в данной работе при описании особенностей применения системного, генетического, антропологического, культурологического и деятельностного подходов при изучении и проектировании образования, ориентированного на развитие человека как целостности.

Для гуманистической модели личностно-ориентированного образования, нормативно определенной Законом РФ “Об образовании” характерно выдвижение на первый план процесса формирования ценностных основ отношения человека к действительности. Это положение объясняется тем, что гуманистическая модель образования реализует инновационный тип образования, главной задачей которого является подготовка человека к жизни в обществе, устройство которого нам не известно. Именно поэтому особенно важное значение стало придаваться развитию самостоятельности, творчества.

    В то же время увеличилась необходимость в формировании стержня личности, который при всем развитии ее самостоятельности смог бы обеспечить интеграцию человека в существующие общественные отношения на основе принципа согласования его действий с действиями других людей, с природой, с непрерывно развивающейся и многообразной по форме культурой, а также участие в развитии общественной культуры, ценностная направленность которого была бы общезначима.

    Таким стержнем философия определяет ценностный мир человека. Как Формируемые у человека стремления образуют проект будущего этого человека. Исследования Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Макса Шелера, Жан - Поля Сарта, Владимира Ильича Плотникова развивали эту идею, наиболее убедительно демонстрирующую системообразующую роль воспитательного процесса при построении педагогических систем.

Названные выше элементы личностного опыта человека не могут формироваться как сумма отдельно взятых элементов. Становление личностного опыта во всей полноте его частей также протекает как процесс. Образовательный процесс в этом случае обеспечивает не просто передачу какой - то целостной системы знаний и не освоение какого-либо важного вида деятельности (игровой, трудовой или познавательной), а целостность формирования определенной системы ценностей. Знания и умения, осваиваемые учениками и воспитанниками в процессе образования, с одной стороны, служат средством для формирования индивидуальной системы ценностей, а с другой - обеспечивают адекватную реализацию сформированных стремлений человека через его поведение и деятельность в его отношениях с самим собой, с другими людьми, с природой, с культурой. То есть, можно сказать, что современная система образования должна обеспечить становление полноты личностного опыта человека, которое протекает как процесс взаимообусловленного развития его элементов. Таким образом, чтобы обеспечить целостность развития личностного опыта учеников, мы ориентируемся на результат педагогической деятельности, представленный не только традиционными ЗУНами, но, в первую очередь, потребностями человека, социокультурной формой существования которых являются ценности.

Не менее важным основанием определения содержания образования при системообразующей роли воспитательного процесса является формирование системы целей воспитания, адекватно отражающей естественную сторону процесса становления ценностного мира человека. Общая цель воспитания состоит в развитии того, что позволяет людям согласовать свои действия либо с другими людьми, либо с целями своей деятельности. Ее сложность заключается в том, что процесс согласования действий различных людей происходит как согласование индивидуальных систем ценностей, которые объективны по форме, но субъективны по своему содержанию.

    Прежняя система образования шла по пути формирования единой для всех людей системы ценностей, когда в качестве общезначимых и индивидуально значимых ценностей предлагались:

·  одинаковые предметы материальной культуры,

·  одинаковые нормы поведения и деятельности, выделенные обществом как оптимальные,

·  отдельные теории и идеи, определенные как истинные.

Таким образом предполагалось уменьшить субъективность, но в силу природных особенностей человека: формирование одинаковых индивидуальных систем ценностей в принципе невозможно. Философией предлагается другой путь, основанный на возможности формирования индивидуальных систем ценностных основ отношения человека с действительностью, не входящих в противоречие друг с другом при всем их многообразии, а значит создающих объективную основу согласования. Это осуществимо, если будет сформирована иерархия ценностей, в которой в качестве системообразующего основания будет стоять ценность, принимаемая как универсально значимая всеми людьми. В силу своей универсальности эта ценность может относиться только к самому высокому уровню культуры, который представлен категориями, часто выделяемыми в качестве общечеловеческих ценностей. Причем, среди этих категорий требованиям универсальной ценности отвечает лишь категория Любви как таковой.

Методологическая сторона воспитания, понимаемого как процесс универсализации ценностного мира человека, как его духовное развитие наиболее полно описана в работах В.И. Плотникова (7,8). Это же направление разрабатывается А.Б.Невелевым (4,5,6), Н.Л. Худяковой (10,11,12,13).

    Путь формирования системы ценностей, в основе которой лежит универсальная ценность, связан с сублимацией энергии влечения человека, то есть ее возведение с исходных уровней культуры к более высшим. Этот процесс был описан еще в трудах Платона, на него опирается христианство, показывая путь духовного развития человека. Современные философы - в частности Иван Алексеевич Ильин, Борис Петрович Вышеславцев, Николай Александрович Бердяев, Николай Онуфриевич Лосский, Лев Шестов, Алексей Федорович Лосев, Карл Густав Юнг, Макс Шеллер видят сублимацию как основной механизм построение гармоничного бытия человека. Процесс сублимации стремлений человека обеспечивается через последовательное возвышающее освоение им общественной культуры всего человечества. Необходимая последовательность предусматривает наиболее полное освоение всех уровней предметностей культуры:

·  культуры материальной,

·  культуры символической, представленной как символами, так и нормами поведения и деятельности человека,

·  культуры знаковой, языковой, представленной теориями и идеями,

·  культуры категориальной (метафизической).

    Полнота освоения каждого уровня культуры отнюдь не означает необходимость ознакомления детей со всеми ее существующими формами. Она должна быть достаточна для того, чтобы были сформированы ценностные основы всех отношений человека, в которые он вступает в своей жизни (отношения человека к самому себе, к другим людям, к природе и т.п.), и чтобы совершился ценностный переход человека на более высокий уровень культуры. Этот переход связывается с развитием способности человека к синтезу противоположных сил и противоположных направлений, открывающихся в процессе познания действительности (Б.П. Вышеславцев). Таким образом, универсализация ценностей человека связана с открытием для него возможности гармоничных отношений всего того, что ранее представлялось полярным - идей, теорий, норм, и т.п., с рождением новой, несуществующей для него ранее ступени бытия.

    Сложность реализации задач воспитания требует высокого качественного освоения учениками общественной культуры. Только глубокое познание и освоение в различных видах деятельности культурного материала может обеспечить развитие способности к осознанному выделению противоположных сил и направлений в общественной культуре, познания их сущности и установления гармонии между ними. Так обеспечивается естественный переход воспитанника на более высокий уровень культуры, при котором гармония установленных им самим отношений между различными формами культуры переживается как личностно значимое, как ценность, которая становиться предметом его стремлений. Таким образом, мы формируем более высокий порядок универсальности ценностей по сравнению с осваиваемым учеником материалом, поэтому на каждой ступени образования формируется стремления к тем предметностям культуры, освоение которых будет обеспечиваться на следующей ступени.

    Полнота формирования ценностных основ отношения учеников к действительности обеспечивается содержанием всех образовательных областей и учебных предметов, составляющих учебный план школы.

    Возможность проявления и закрепления формируемых у учеников ценностей в различных сферах деятельности и поведении (связанных не только с учением) обеспечивается целостностью содержания основного образования, содержания воспитательной работы и содержания дополнительного образования, организуемого в ОУ.

    Необходимая основа целостности содержания образования задается системой целей воспитания, описывающих полноту и поэтапность процесса универсализации ценностного мира человека на основе освоения общественного опыта.

    Полнота и последовательность целей воспитания позволяет нам построить соответствующую систему целей познания и целей обучения детей средствам и способам деятельности, которая становиться основанием для построения целостной системы предметного содержания образовательного процесса и необходимой педагогической технологии .

    Когда те знания и умения, которые передаются обучающимся, подчиняются единой системе целей воспитания, они позволяют нам участвовать в целенаправленном построении проекта будущего наших учеников. В этом случае учебно-образовательная информация различных образовательных областей и учебных предметов должна выполнять функции, связанные с формированием в личностном опыте учеников определенного комплекса ценностей. Именно в этом заключается образовательный смысл различных предметов и все они приобретают практическую значимость для каждого ученика, независимо от того какую профессию он хочет осваивать на следующих ступенях образования.

    Изложенная выше концепция формирования содержания образования позволяет реализовать педагогам все нормативно-законодательные требования, предъявляемые к качеству образования. Особенно важно, что для педагогической системы, построенной на основе этой концепции, характерно более полное использование воспитательного потенциала обучения и изначальная (заложенная на первых этапах проектирования) целостность содержания основного, дополнительного образования и содержания воспитательной работы. Такая педагогическая система может рассматриваться как воспитательная система.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какие основные направления применения аксиологического подхода существуют в современной педагогике?

2. В чем заключается проблема выбора аксиологических теорий как философско-теоретической основы изучения и проектирования образовательного процесса?

3. Дайте краткую характеристику основных аксиологических теорий и определите какая из них используется в качестве теоретической основы построения воспитания в известных Вам теориях воспитания и воспитательных системах?

4. С какими трудностями сталкивается педагог при использовании теорий ценностей?

5. Дайте характеристику основным положениям структурно-генетической концепции ценностей.

6. Каким образом знание структурно-генетической концепции ценностей позволяет определить необходимость ценностно-ориентационного компонента образовательных программ, структуру и содержание этого компонента?

Литература

2. Аристотель. Этика. – М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2006. – 492 с.

3. Каган М.С. Философская теория ценности. – Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997 - с. 205.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. / Научно-методические материалы для региональных практических семинаров. - М.: ИРО, 2001-2002.

5. Невелев А.Б. Событие духа: от мысли к Лику. - Челябинск: ЧГИИК, ЧИПКРО, 1997. - 203 с.

6. Невелев А.Б. Дух и мыслительные формы в контексте становления индивидуальности: Дис. …д-ра филос. наук.- Екатеринбург, 1998. – 329 с.

7. Невелев А.Б. Человек: становление духовной индивидуальности (философское обоснование образовательной деятельности) // Методология технология обновления образования: Вестник лаборатории МНОО ЧИПКРО, 1995. - № 2. - 163 с.

8. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба / Двенадцать лекций по философии. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. юр-кой академии, 1996. - С. 193-224.

9. Плотников В.И. Дух и его культурно-исторические модификации. Духовность и культура. Духовность мироотношения: Материалы всер. конф. - Екатеринбург, 1994. - С. 4-29.

10. Сергеев К.А. Камнева Л.С. Сущность человеческого бытия в философии Платона / Платон. Государство. – Санкт-Петербург: Наука, 2005. – с. 5-158.

11. Худякова Н.Л. Онтологические основания возникновения и развития ценностного мира человека: Дис. …д-ра филос. наук.- Омск, 2004. – 349 с.

12. Худякова Н.Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие. – Челябинск: Изд-во «Околица», ООО «Тендерлайн», 2004.

13. Худякова Н.Л. Развитие Человека и воспитывающая функция образования: В 2 т. - Челябинск: ЧелГУ, Уральский научн.-образ. Центр РАО, 2002. – в 2-х частях.

14.  Худякова Н.Л. Воспитывающая функция образования: В помощь учителю. – Челябинск: Уральский научн.-образ. Центр РАО, ЧелГУ, 2000. – 60 с.

15. Шелер М. Положение человека в космосе / Проблемы человека в западной философии: Пер. с нем. - М.: Изд-во Прогресс, 1988. – С. 31-95

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 486.