Выделение ценностей как предмета исследований с самого начала было связано с рассмотрением их как средства преодоления человеком существующих противоречий. Решающую роль в возникновении аксиологии сыграло произведённое И. Кантом отделение сферы сущего от сферы должного, которое привело к возникновению аксиологических теорий Р. Лотце, В. Виндельбанда, Г. Риккерта. В этих теориях подчеркивается трансцендентальный характер ценностей и обращается внимание на необходимость сознательной ориентации людей на представленные как ценности идеалы, которых человечество никогда не достигало. В качестве основной характеристики ценностей выделяется значимость, которая может быть выражена различной степенью общезначимости. Назначение ценностей с высокой степенью общезначимости усматривается в упорядочивании хаоса индивидуальных или фактически общезначимых ценностей.
В исследованиях раннего В. Дильтея, М. Вебера, О. Шпенглера, Т. Парсонса, А.Д. Тойнби, П.А. Сорокина, У.А. Томаса, Ф.В. Знанецкого и др. источником возникновения ценностей рассматривается жизнь социума, в процессе которой и выделяется значимое, рассматриваемое как ценность. Для их работ характерен отказ от поиска универсальной системы ценностей и утверждение множества равноправных ценностных систем, выделяемых с помощью исторического метода. Эти положения стали базовым основанием для школ культурно-исторического релятивизма. Результаты сравнительных культурологических исследований Ф. Боаса, Риверса, Р. Бенедикта, У.Г. Самнера и др. стали эмпирическим основанием развития идеи относительности содержания и иерархии ценностей любой культуры. Вместе с тем это акцентировало аксиологическую проблематику в познании культуры. Значение теорий этой группы видится нам в том, что в них разнообразие ценностей рассматривалось как проявление уникальности общественных и индивидуальных субъектов, а их назначение - в разрешении тех проблем, которые определялись культурно-историческими особенностями жизни социальных общностей. В то же время распространение концепции аксиологического плюрализма означало, по сути, отход от самих оснований общей теории ценностей, введение её в качестве составляющей в конкретно-исторический культурный контекст.
В. Вунд, Ф. Бретано, А. Мейнонг, Р.Б. Пери, Д. Дьюи полагают ценности субъективными. Их возникновение они связывают с чувствами человека, с переживаемыми им ситуациями и с выделением значимых качеств и свойств только тех объектов или явлений, которые вовлечены в деятельность субъекта. При этом основанием возникновения ценностей Пери и Дьюи считают потребности, соотнесение с которыми качеств объектов и явлений мира осуществляется через импульсы, исходящие из иррациональной стороны человеческого существа. Таким образом, в этих теориях возникновение ценностей связывается с выделением благоприятных условий удовлетворения потребностей людей в конкретных отношениях. В исследованиях В.Виндельбанда, Г.Риккерта и др. возникновение ценностей связывается с оцениванием человеком действительности, но подчеркивается принципиальное отличие ценностей от оценок, заключающееся в том, что первые имеют объективное основание своего возникновения, а вторые – субъективное.
Исследование Ж.-П. Сартром двойственности человеческой реальности, которая представлена трансцендентностью и фактичностью бытия человека и создается проективным характером его сознания, позволяет согласовать идеи о трансцендентном и имманентном бытию человека происхождении ценностей.
Наиболее значимыми для нашего исследования являются идеи М. Шелера, который возникновение ценностей связывает с актами индивидуального духа, управляющего и руководящего влечениями человека. О роли индивидуального духа в процессе возникновения ценностей говорит и В. Дильтей, который исходит из признания в человеческой природе (человеческом духе) неких скрытых схем переживания самой жизни. В результате этого переживания у людей образуется изначальный фундаментальный опыт, где «Я» и мир не расчленены, а конституирующим моментом выступает дух. Таким образом, ценности возникают в результате переживания, в структуре которого представлена духовная деятельность человека в её нерасчлененности. В переживании дано все непосредственно, значение каждой части определяется её отношением к целому - это жизненное, а не познавательное отношение к миру, т.к. в нем не расчленяется полнота жизни на субъект и объект.
Б. Паскаль, М. Шелер, Б. Вышеславцев раскрывают, прежде всего, эротическую основу возникновения ценностей, связывая их генезис с изменением предметной определенности любви человека. Вышеславцев обращает внимание на то, что возникновение новых ценностей происходит через сублимацию Эроса. И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Л. Шестов, А.Ф. Лосев, К.Юнг, отводили сублимации роль основного механизма качественного преобразования ценностей, приводящего в итоге к возникновению предельно универсальных ценностей. У М. Шелера – это ценности святого, у Б. Вышеславцева - это ценности христианской религии. Особое значение для развития представлений о природе ценностей имеют исследования В. Соловьева, И. Ильина, С. Франка. Они рассматривают любовь как энергию, направленную на значимого другого, как отношение, в котором происходит совпадение противоположного. Это выделяет в их исследованиях отношение любви как таковое как высшую ценность.
Проблема генезиса ценностей рассматривается в исследованиях Г. Риккерта, М. Шелера, Н. Гартмана, Ф.В. Знанецкого, В.И. Плотникова, А.Б. Невелева и др. Риккерт и Вышеславцев развитие ценностного мира человека рассматривают как смену систем ценностей. В работах Ф. Ницше описывается механизм смены ценностей разного типа, дается их характеристика. Г. Риккерт связывает возникновение новой системы ценностей с оборачиванием отношения людей. В.И. Плотников развитие ценностного мира человека ставит в зависимость от освоения им основных групп культурных средств. А.Б. Невелев эти группы культурных средств рассматривает как основания выделения человеком предметностей мира, соотносимых с предметными качествами ценностей.
В исследованиях М. Шелера, Н. Гартмана, Б. Вышеславцева и др. раскрывается направляющая роль систем общественных ценностей в становлении ценностного мира индивида. В качестве таковых могут выступать как системы ценностей, предлагаемые религией, так и системы ценностей, выделенные теоретически. О необходимости выделения инвариантной системы ценностей, отражающей основные этапы развития ценностного мира человека, писали М. Шелер и Н. Гартман. Эту систему они рассматривали как ориентир, позволяющий задать направленность развитию ценностного мира человека, соотносимую с общей направленностью развития Мира в целом, структура которого является и структурой бытия человека. Шелер рассматривал инвариантную структуру системы ценностей, отражающую порядок развития ценностного мира человека, как порядок его любви (ordo amoris).
Отношение личностных ценностей к будущему, представленному ценностями, отражающими наиболее значимые характеристики жизни общества в желаемом будущем, В.И. Плотников рассматривает как аксиологическое отношение, назначение которого усматривается в управлении развитием ценностного мира человека через постоянно организуемую ценностную рефлексию, позволяющую соотнести имеющиеся ценности с ценностями, определяющими направленность развития ценностного мира человека. Такие ценности выступают элементом-регулятором при построении человеком отношений с действительностью. Исследования М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, Э. Блоха, А.Б. Невелева и др. позволяют рассматривать в качестве возможного элемента-регулятора категории «не» и «все».
Проблема определения категориальной структуры ценностного мира человека
В философских работах, посвященных ценностям, очень часто стала высказываться мысль о том, что в настоящее время всем понятно, что такое ценности. При этом авторы, как правило, исходят из понимания ценностей, соотносимого с одной из групп аксиологических теорий, не используя те продуктивные идеи, которые были выработаны в рамках других подходов и способствуют более глубокому пониманию этого феномена. Такое положение создается в большей мере из-за того, что в аксиологии еще не выработана категориальная структура ценностного мира человека. В различных аксиологических теориях одним и тем же термином обозначаются разные сферы действительности, и, наоборот, для обозначения одного и того же используются разные термины. Прежде всего, это касается категории «ценность».
Понятием ценность обозначают и то, что обладает высокой стоимостью, и то, что признается высшими достижениями человечества, и то, что индивид или сообщество определяют для себя как значимое и необходимое, и то, что выражает предметную направленность активности индивидов, влечений, стремлений, Эроса. Между названными областями действительности может быть установлена взаимосвязь, а некоторые из них являются элементами ценностного мира человека. В то же время необходимо закрепить их различие соответствующими категориями. Актуальность этой проблемы наиболее явно обнаруживается при практическом применении знаний о ценностном мире человека, например, в педагогике. Ориентация современного образования в целом и воспитания в частности на создание условий становления личностных систем ценностей обучающихся, вызвала потребность в знаниях о закономерностях существования того, что обозначается понятием «ценность». Только на основе этих знаний может определяться система целей и содержание воспитания, а также способы педагогического воспитательного взаимодействия.
Как ценность рассматривается и то, что выступает для индивида не «сущим», а «должным», т.е. еще не существующим, «проектом его будущего» (И. Кант, В.И. Плотников), и то, что уже создано человеком - это и материальные предметы, и продукты его духовной деятельности: нормы, принципы, идеи, теории и т.п.. Различение названных областей действительности может быть закреплено через употребление в первом случае понятия «личностные ценности», а во втором - «культурные ценности», или, как предлагал Г. Риккерт, понятия «блага».
Не все блага относят к культурным ценностям. Как правило, так называют то, что может тем или иным образом повлиять на выбор индивида, на определение направленности его поведения и деятельности. В качестве такого фактора культурные ценности, безусловно, входят в сферу ценностного мира человека, но нужно осознать, что они не могут непосредственно определять направленность активности человека, быть регулятором его поведения и деятельности, т.е. выполнять те функции, на основании выделения которых был определен основной предмет аксиологии. Непосредственно нормативно-регулятивные функции выполняют ценности, являющиеся элементом содержания сознания индивида, т.е. личностные ценности. Это положение в той или иной форме признается всеми аксиологическими теориями, но всякое ли содержание сознания, выполняющее такие функции, можно отнести к ценностям?
В ряде теорий в качестве содержания сознания, выполняющего регулятивно-нормативные функции, рассматриваются либо ценностные ориентации, либо ценностные отношения, либо определенным образом понимаемые ценности. Ценностные ориентации (ценностные отношения) выражают направленность активности человека на достижение (получение) того, что общество определило как ценность и он сам отнес к ценности из существующего во внешнем для него мире (М.С. Каган). Ценности понимаются как отношение человека к чему-либо (к материальным и идеальным (идеям, принципам и т.п.) объектам и явлениям), зафиксированное в сознании в форме представлений или понятий, как к тому, что, например:
· полезно, нужно людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала (В.П. Тугаринов).;
· во-первых, имеет положительную или отрицательную значимость, в отличие от экзистенциональных и качественных характеристик объектов (предметные ценности), во-вторых, обладает нормативной, предписательно-оценочной функцией (субъектные ценности) (О.Г. Дробницкий);
· представляет собой предпочитаемые блага и приемлемые способы их получения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта и на основе которых принимаются решения о его дальнейшем поведении (В. Сагатовский).
Как правило, такое понимание ценностей, как структур индивидуального сознания, характерно для теорий, относимых к аксиологическому нормативизму. В центре внимания в этих теориях находятся общественные ценности, которые представляются как первоначально внешние для сознания индивида. Трактовка личностных ценностей в этих теориях чаще всего базируется на понимании их возникновения как результата рационального, осознанного оценивания действительности индивидом. То есть, как ценность рассматривается и то, что выступает эталоном оценивания, и то, что является его результатом, т.е. нечто позитивно или негативно оцененное.
По существу речь идет о рациональном выборе эталонов оценивания при осуществлении человеком выбора способов деятельности, типа поведения, жизненного пути и т.п. Такого типа эталоны, конечно, существуют, но можно ли их рассматривать как личностные ценности? Рациональное оценивание предполагает сравнение оцениваемого объекта с каким-либо эталоном. Можно признать, что при возникновении новых ценностей в качества эталона оценивания используются уже существующие личностные ценности, но неясными остаются условия определения первой ценности-эталона.
Для решения этой проблемы необходимо обратиться к теориям аксиологического трансцендентализма и аксиологического онтологизма, которые подчеркивают объективное основание возникновения ценностей (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Шелер, В. Дильтей и др.), их независимость от сиюминутных состояний человека и их организующую роль по отношению к рациональному сознанию. Так о ценностях Паскаль говорит как о «логике сердца», которой подчиняется «логика математического рассудка»; В.Виндельбанд – как о нормативной сфере сознания, основу которой составляют абсолютные ценности, выражающие абсолютную, вневременную значимость; Г. Риккерт – как о порядке содержания сознания, определяемом трансцендентным долженствованием и получающим свое выражение в ценностях; М. Шелер - как о предметной направленности влечений человека, возникающей в результате актов индивидуального духа; В Дильтей - как об изначальном фундаментальном опыте, конституирующим моментом которого является индивидуальный дух.
Если в концепциях аксиологического трансцендентализма возникновение ценностей связывается со сферой трансцендентного, которую можно понять и как нечто мистическое, то в концепциях аксиологического онтологизма предпринимаются попытки понимания возникновения ценностей из исследования природы человека, из основы его бытия. Такой подход обращает внимание на то, что если возникновение ценностей связать с работой индивидуального духа (В. Дильтей, М. Шелер), с работой сознания в сфере «еще не осознанного» (С. Франк, Б. Вышеславцев и др.), то это приводит к большей степени адекватности в понимании всех выявленных качеств ценностей. С этих позиций и сферу трансцендентного можно понять как выходящую за сферу осознанного.
Работа сознания в сфере еще не осознанного, организуемая индивидуальным духом, предполагает опору на весь опыт человека: и непосредственный, и социокультурный, и осознанный им, и еще или уже не осознанный. Таким образом, личностные ценности возникают в результате оценивания индивидом действительности, в процедуру которого включается весь его опыт и которая предполагает взаимное оценивание всех сторон переживаемого человеком отношения (подробнее см. в 10,11). В качестве личностных ценностей можно рассматривать только такое содержание сознания, такую мыслительную форму, которая фиксирует стремление человека к форме отношений, переживаемой им как значимая сама по себе, как сущностно необходимая. Просто позитивное отношение человека к чему-либо нельзя рассматривать как личностную ценность. Только наличие устойчивого стремления к позитивно оцениваемому, к тому, что для индивида значимо само по себе, позволяет характеризовать такое содержание сознания как личностную ценность.
Итак, нами выделено две сферы ценностного мира человека – это культурные ценности и личностные ценности. Никто не сомневается в существовании связи между ними, но по-разному понимается процесс преобразования культурных ценностей в личностные.
Общепризнано, что о чем-то как о культурных ценностях человек узнает. Значит точнее говорить о том, что в личностный опыт индивида культурные ценности входят как знания о ценностях – знания о том, что признается другими людьми, сообществами значимым самим по себе, сущностно необходимым, соотносимым со смыслом человеческой жизни. Знания об определенной системе ценностей составляют ядро любой религии, любой системы воспитания, но даже усвоенные индивидом они не превращаются сами по себе в личностные ценности. Знания о ценностях включаются в описанный выше процесс оценивания действительности, руководимый и управляемый индивидуальным духом, наряду со всем опытом человека и воспринимаемыми им качествами переживаемых отношений с действительностью. Следовательно, в состав ценностного мира человека кроме культурных и личностных ценностей как самостоятельная форма существования ценностей входят еще и знания о ценностях. Часто такие знания обозначают как общественные ценности. В то же время, общественные ценности существуют как личностные общезначимые ценности членов социальной общности, выступающие ценностной основой построения общественных отношений. То есть, основные формы существования ценностей в ценностном мире человека, это культурные ценности, личностные ценности и знания о ценностях культурных и личностных. Общественные ценности нельзя отнести к основным формам существования ценностей. Этим понятием обозначаются либо личностные ценности высокой степени общезначимости, либо знание о системах ценностей, выступающих в качестве регулятива общественных отношений, которые также можно рассматривать как культурные ценности.
Проведенный анализ категорий, обозначающих основные формы существования ценностей, не решает проблемы упорядочивания всей категориальной структуры ценностного мира человека. Необходимо осуществить различение между ценностями, понимаемыми как то, что имманентно человеческому бытию, что может возникнуть только в культурно-опосредованных отношениях человека с миром, в результате переживание которых возникает выделение значимого – и тем, что также обозначается термином «ценность», но понимается как то, что рассматривается либо как избирательный принцип, свойственный всему живому (А. Маслоу), либо как один из существенных моментов универсальной взаимозависимости явлений (В.А. Василенко). В зависимости от результатов упорядочивания вышеназванных категорий необходимо дать определения следующим понятиям «ценностная ориентация», «ценностная направленность», «ценностное отношение», «аксиологическое отношение», «ценностные основы отношений».
Любое упорядочивание категорий может быть осуществлено на единой концептуальной основе. В качестве таковой может выступить структурно-генетическая концепция ценностей, позволяющая согласовать результаты исследований ценностного мира человека, полученные с различных аксиологических теориях.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 295.