В педагогике различают два типа взаимодействия между субъектами педагогического процесса: субъект-субъектное и субъект-объектное. Основанием выделения этих типов взаимодействия является признание или не признание воспитателем воспитанника как субъекта. В первом случае воспитатель исходит из наличия у воспитанника определенной ценностной и целевой направленности его активности, которую он учитывает при организации воспитательного взаимодействия. При этом мотив и цель воспитательного воздействия, носителями которых выступает педагог, формируются на основе конкретизации общих целей воспитания, осуществляемой через их соотнесение с имеющейся ценностной и целевой направленностью активности воспитанника. Таким образом, субъект-субъектный тип воспитательного взаимодействия позволяет повысить эффективность и результативность воспитания.
При субъект-объектном типе отношений педагог исходит из того, что характер педагогического взаимодействия полностью определяется его представлениями о мотиве и цели воспитательного воздействия. Такая позиция педагога не лишает воспитанника его субъектности, которая в той или иной форме проявляется в воспитательном взаимодействии. Это вызывает две основные ответные реакции педагога: либо он вынужденно учитывает имеющуюся ценностную и целевую направленность активности воспитанников, либо начинает подавлять её. В первом случае поставленные цели воспитания могут быть реализованы, хотя и посредством малоэффективного комплекса методов. Во втором случае противодействие педагога воспитанникам может привести либо к получению обратного воспитательного эффекта, либо вообще увести педагога от реализации поставленных воспитательных целей.
При любом типе воспитательного взаимодействия обязательным условием его организации является ценностная ориентация воспитателя, совпадающая с ценностной ориентацией, характеризующей систему целей воспитания.
Основными способами педагогического взаимодействия в воспитательном процессе выступают методы, формы и приемы воспитания.
Системный образ воспитательного процесса, рассматриваемого как педагогическое взаимодействие, должен быть представлен элементами деятельности педагога и деятельности воспитанника. Взаимосвязи между этими элементами – это закономерные связи, характерные для деятельности вообще и для деятельностей двух субъектов (педагога и воспитанника), согласованных по отношению к одной, педагогической цели. Порядок проектирования воспитательной системы как педагогического взаимодействия определяется порядком проектирования такой деятельности.
Методика уровневого проектирования педагогических систем
Так как проектирование представляет собой вид мыслительной деятельности, то этапы проектирования должны отражать общие этапы деятельности, выявленные нами в теме 3.5.2.
Уровни проектирования соответствуют этапам проектирования образовательного процесса, соотносимым со структурой деятельности, выделяемой А.Н. Леонтьевым.
Горизонтальная структура каждого уровня обеспечивает организацию процесса мыслительного построения образа проектируемой педагогической. В этом процессе выделяются следующие этапы: 1) определение предмета педагогической деятельности; 2) определение характеристик продукта педагогической деятельности, получаемого при преобразовании выделенного предмета; 3) определение характеристик средств педагогической деятельности: а) содержания образования и б) средств и способов передачи и освоения содержания образования.
Модель организации действий при проектировании педагогической системы
Дата: 2018-12-21, просмотров: 367.