Таблица 4
Содержание основных конечных и промежуточных образовательных целей и содержание образования являются описанием общих для всех людей характеристик социально – культурного развития человека. Это позволяет нам сделать вывод, что именно они и должны составлять содержание государственного образовательного стандарта в форме описания системы образовательных целей общего уровня и образовательных программ с инвариантным содержанием образования.
Средства передачи и освоения содержания образования должны обеспечить оптимальные условия освоения содержания образования и реализации через это образовательных целей.
Порядок освоения содержания образования фиксируется перспективными планами, в которых отражаются не только этапы освоения содержания образования, но и комплексы форм, методов и приемов организации образовательного процесса – способы взаимодействия педагога с учениками, которые обеспечивают это освоение. Две группы содержания образования, выделяемые на 3 цикле проектирования (уровень действий) (знания, подлежащие освоению и средства и способы основных видов деятельности, подлежащие освоению) становятся основанием для выделения двух видов перспективных планов. К первому виду относятся тематические перспективные планы. Ко второму – перспективные планы обучения средствам и способам основных видов деятельности.
И в том, и другом виде перспективных планов образовательного процесса через их структуру должны быть зафиксированы основные этапы процесса освоения тех групп знаний (или средств и способов деятельности), которые были выделены на стадии формирования образовательных целей и содержания образования. В соответствии с выделенными этапами освоения содержания образования оно дифференцируется и конкретизируется в процессе планирования образовательного процесса. Для каждого этапа процесса освоения содержания образования подбираются комплексы форм, методов и приемов организации образовательного процесса, создающие оптимальные условия для усвоения и освоения содержания образования и через это эля наиболее адекватной реализации образовательных целей каждого этапа.
Таким образом, способ организации образовательного процесса на третьем уровне проектирования фиксируется через структуру перспективных планов и методических моделей, демонстрирующих порядок заполнения структурных моделей перспективных планов. Так как структурные модели перспективного планирования фиксируют основные организационные условия образовательного процесса, в основе выделения которых лежат инвариантные структуры процесса социо-культурного развития, их также можно включать в содержание образовательных стандартов.
Переход на четвертый уровень проектирования – на уровень операций, связан с выделением индивидуальных характеристик предметов педагогической деятельности (или предметов развития), выделенных на 3-ем уровне проектирования. Такими характеристиками являются индивидуальные особенности индивидуального опыта учащихся.
Однако следует отметить, что на этом уровне проектирования индивидуальные особенности индивидуального опыта человека выделяются субъектом проектировочной деятельности на основе имеющейся у него информации, на основе имеющегося у него индивидуального опыта, его личного мнения. Здесь всегда будет наблюдаться неполнота выделяемых индивидуальных особенностей, которая связана с отсутствием знаний о возможных проявлениях индивидуальности.
Кроме этого, так как представления об индивидуальных особенностях конкретного ученика формируются на базе реальных отношений с ним педагога, то при выделении этих особенностей возможно неверное истолкование действительности. Таким образом, выделение предмета педагогической деятельности на третьем уровне проектирования, которое полностью осуществляется педагогом – практиком, во многом зависит от образовательного уровня педагога. Низкий образовательный уровень приводит к тому, что даже наиболее адекватные действительности модели педагогического процесса третьего уровня проектирования могут быть искажены до полной утраты заложенных в них ценностных основ современного образования. Поэтому, даже если педагог – практик и не занимается проектированием педагогического процесса на 1-ом, 2-ом и 3-ем уровнях, он должен свободно разбираться в произведенных ранее процедурах проектирования. Только в этом случае процесс конкретизации характеристик основных элементов педагогической системы может быть продолжен им адекватно заложенным системным закономерностям.
Возвратимся к предмету педагогической деятельности (или к предмету развития). На 4 уровне проектирования он представлен индивидуальными особенностями строения ценностного мира учащихся, индивидуальными особенностями строения целостной картины мира в их сознании, индивидуальными особенностями освоенности средств и способов деятельности.
Мы уже подчеркивали тесную взаимосвязанность элементов индивидуального опыта человека, которая приводит к тому, что качества, присущие каждому элементу индивидуального опыта и общие для всех людей, дают в своем сочетании неповторимую, то есть уникальную индивидуальность. Таким образом, мы можем говорить, что индивидуальное - это форма проявления общего.
Индивидуальные особенности человека, как уникальное сочетание качеств личностных образований, определяют характер процесса развития этих образований человека внутри основных (общих для всех людей) этапов этого процесса. Это происходит следующим образом. Основные этапы целостного процесса развития человека складываются из частных (промежуточных) этапов, которые выделяются в результате возникновения уникальных сочетаний основных этапов процессов развития всех личностных и не личностных образований человека, которые он проходит на данный момент времени. Уникальность сочетания этапов частных процессов развития при комплексном осуществлении этих процессов возникает потому, что темп прохождения каждого отдельного процесса у людей различный. В результате в общем, комплексном процессе развития выделяются частные промежуточные этапы, характеристики которых индивидуальны. Эти индивидуальные характеристики промежуточных этапов развития определяют содержание задач обучения.
Таким образом, на 4-м уровне проектирования формируется модель обучения как построение образа педагогического процесса на уровне представления. Формой описания этого уровня проекта педагогической системы является план учебного занятия, или мероприятий, организуемых в рамках внеурочной воспитательной работы. При проектировании учебного занятия его содержание проектируется во взаимосвязи со средствами передачи и освоения этого содержания, поэтому на этом уровне этапы 15-й и 16-й объединяются.
Пятый уровень проектирования педагогической системы приходится на цикл реализации проекта педагогической системы, построенного на предыдущих уровнях в педагогическом взаимодействии. На этом уровне проектирования происходит оперативное корректирование плана учебного занятия во время его осуществления. Основанием для такой работы служит реальное состояние объекта педагогической деятельности, т.е. учащегося. Во время педагогического взаимодействия выявляются реально существующие индивидуальные особенности всех элементов индивидуального опыта. Не менее важно на этапе практической педагогической деятельности физическое и психическое состояние учащихся. Все отклонения от того состояния учащегося, которое педагог представлял на этапе проектирования занятия, становятся причиной изменения и содержания образовательных задач, и содержания обучения, и содержания способов организации образовательного процесса.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 372.