В рассмотренной структуре деятельности не отражено место ценностей.
Строго говоря, ценности нельзя рассматривать как самостоятельный элемент деятельности, так как ценности – это личностная структура, это структура сознания индивида, а деятельность – это форма установления отношений человека с действительностью. В то же время личностные ценности определяют мотив деятельности, составляют его основу.
Личностные ценности, а именно они являются основанием деятельности, тем, что определяет наиболее значимые для человека качества деятельности, фиксируют стремления человека к тому, что переживается им как значимое само по себе, как сущностно необходимое или в отношениях определенного вида, или во всех его отношениях с действительностью. Как правило, реализация личностных ценностей не связана с какой-либо конкретной деятельностью и даже с видом деятельности, поэтому ценности не могут рассматриваться как самостоятельный элемент деятельности. В то же время реализация личностных ценностей индивида происходит только посредством его деятельности. При этом условия осуществления какой-либо деятельности в какой-то мере определяют и порядок реализации самих ценностей. Например, человек стремится делать добро. При организации им познавательной деятельности эта его ценность также будет реализовываться, но условия её осуществления будут связаны с такими особенностями познавательной деятельности, как, например, её направленность на познание мира, на получение знаний. Эта связь выразится в направленности познавательной деятельности человека на получение знаний, помогающих ему сделать добро. Такая направленность активности человека, в которой личностные ценности соотнесены с особенностями той деятельности, посредством которой они реализуются, характеризуется как мотив деятельности. Таким образом, личностные ценности являются ядром мотива деятельности, а мотив деятельности можно рассматривать как форму проявления ценностной направленности человека, соотнесенной с особенностями этой деятельности.
Рассмотренная связь личностных ценностей человека с мотивом деятельности позволяет выявить такую функцию ценностей как функция связывания отдельных действий человека и отдельных видов деятельности в целое, которое обеспечивает в итоге возможность достижения человеком того, что существует как предметная направленность ценности. В каждом конкретном действии человека ценность реализуется лишь частично, а её полная реализация возможна только через сочетание различных видов действий и деятельностей. Таким образом, личностные ценности индивидов создают то единство направлений активности человека, которое образует стержень его личности. По этому поводу С. Гессен писал: «Оформляющим началом в личности является действие человека, и притом не всякое действие, а действие непрерывное и устойчивое. … Действие человека должно быть пронизано единством направления, общностью превышающей каждое из них в отдельности задачи, последовательными этапами в разрешении которой они являются. Это значит, что личность обретается только через работу над сверхличностными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства, и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры. … Укорененность личности в сверхличном объяснит нам также еще одну замечательную черту личности, именно ее индивидуальный характер. Только не думая о своей индивидуальности, а работая над сверхиндивидуальными заданиями, становимся мы индивидуальностями. Индивидуальность не может быть предметом забот, она есть естественный продукт устремления к сверхиндивидуальному» (6, с. 74,75).
Мотив деятельности никогда не определяется одной или несколькими личностными ценностями. И предметно определенная потребность человека как движущая сила побуждений, и основание действия определяет всей личностной системой ценностей человека.
Исследования структуры ценностного мира человека показали, что вся система ценностей выступает в качестве ценностных основ отношений (33).
«Актуализация и преимущественное влияние то одних, то других ценностей на характер реального отношения человека с миром, обеспечивается, во-первых, иерархическими связями в системе ценностей, когда одна ценность может подчинять себе другие ценности, сохраняя в то же время влияние этих других ценностей на строящееся отношение. Во-вторых, динамическими свойствами системы ценностей, которые обеспечивают возможность различной формы её существования в различных фактически устанавливаемых отношениях человека с действительностью. Л.С. Выготский, говоря о динамической структуре личности, по сути дела описывал динамичность ценностного мира человека.
Динамичность иерархической системы личностных ценностей позволяет нам представить всю систему ценностей в качестве ценностной основы отношений человека с миром» (33, с. 354).
«Ценностная основа отношений человека к миру и к самому себе – это форма существования личностной системы ценностей, складывающаяся в определенном, фактически устанавливаемом человеком отношении с действительностью, которая определяет характер этого отношения и реализуется через поведение и деятельность человека. Динамические изменения иерархически складывающейся системы ценностей, приводящие к образованию ценностных основ отношений человека с действительностью, всегда ограничены общей ценностной ориентацией человека, которая задается системообразующей ценностью, устойчиво остающейся на верху иерархической структуры. В то же время, различие форм существования личностных систем ценностей, а, значит, и выделение основных групп ценностных основ отношений, проявляется как возникновение основных комплексов ценностей, отличающихся инвариантными предметными характеристиками.
Итак, основные комплексы ценностей, выступающих в отношениях человека с действительностью как ценностные основы отношений, представляют собой модификации системы личностных ценностей человека, возникающие при установлении этим человеком определенных отношений с действительностью. Они соответствуют тем группам отношений человека с действительностью, которые образуются на основе соотнесения базовых потребностей человека с основными группами отношений, различающихся объектами этих отношений, и с основными видами деятельности» (33, с. 355).
Ценностные основы отношений – это начало установления человеком культурно-опосредованной формы отношений с действительностью, в качестве которого выступает модификационная форма его личностной системы ценностей. Она образует направленность активности (ценностную направленность) человека на воспроизводство того первичного образа устанавливаемого отношения, в котором зафиксированы наиболее значимые, необходимые для человека качества этого отношения.
В связи с тем, что в качестве ценностной основы отношений выступает вся система ценностей, обнаруживается необходимость в такой характеристике этой системы, которая бы позволяла зафиксировать общий вектор направленности стремлений человека, фиксируемых всеми ценностями, входящими в неё. В качестве таковой выступает ценностная ориентация.
Ценностная ориентация является устойчивой характеристикой личностной (или общественной) системы ценностей, отражающей общий вектор предметной направленности фиксируемых ценностями стремлений человека (людей) и независимой от модификационных изменений этой системы. Посредством понятия «ценностная ориентация» характеризуется направленность активности человека, соотносимая с определенным общим типом систем ценностей.
Ценностная направленность – это предметная направленность активности человека при организации им деятельности, отражающая его стремление к воспроизводству такой культурно-опосредованной формы отношений, качества которой определяются модификационной формой системы личностных ценностей человека. Ценностная направленность характеризует направленность активности, определяемую ценностными основами определенного вида отношений, или определенного вида деятельности.
В системе личностных ценностей может быть выделена система профессиональных ценностей, т.е. ценностные основы профессиональной деятельности, отражающие стремление человека к формам отношений необходимых и значимых для эффективного осуществления профессиональных функций. Структура такой системы ценностей соотносится с группами отношений, характерных для профессиональной деятельности. Основанием дифференциации таких отношений выступают либо стороны отношений, либо основные виды деятельности, или группы действий. Например, для деятельности педагогов характерны отношения «педагог-учащийся», «педагог-педагог», «педагог-руководитель», «педагог – родители» и т.п. Для каждого из выделенных видов отношений в качестве ценностной основы выступает определенная модификация личностных ценностей, основной характеристикой которой является ценностная направленность, определяемая ценностями, наиболее значимыми для определенного вида отношений. В то же время, педагогическая деятельность складывается из нескольких видов деятельности: деятельности, направленной на преобразование личностного опыта учащихся; познавательной деятельности; коммуникативной и т.п. Для каждой из них также характерна своя ценностная направленность, которая и должна быть описана в ценностно-ориентационном компоненте профессиональной компетентности.
Итак, основу мотива определенной деятельности составляют ценностные основы того отношения, которое устанавливается посредством этой деятельности. Эти основы представлены системой личностных ценностей, выражающих комплекс социокультурных потребностей человека, удовлетворение которых соотносится им со смыслом его жизни. Частичная осознанность своих ценностей порождает неточность, искажение характеристик образа выстраиваемых человеком отношений, которые определяются при его проектировании на уровне мотива и цели. Это приводит к построению неоптимального способа организации деятельности.
Построение неоптимальной формы отношений человека с действительностью обусловлено еще и тем, что мотив деятельности определяется не только ценностными основами отношений, но и ситуативными потребностями человека, т.е. такими, которые определяются конкретной ситуацией жизни человека и не соотносятся им со смыслом его жизни. В этом случае к установленному отношению человек относится не как к полной форме реализации ценностей, а только лишь как к одному из средств этой реализации. Например, если ситуация вынуждает человека делать то, что ему не значимо, то значимым для него становится как можно скорее или с меньшими затратами пережить нежелательное отношение, сохранив тем самым силы и время для ценностно-значимого. Это и есть ситуативные потребности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 316.