1
2
Свобода человека
(или егосубъектность, или самостоятельность)
Определение этапа развития свободы (или субъектности, или самостоятельности) человека, становление которого должно обеспечить образование, чтобы реализовать потребность общества в человеке, способном к позитивному существованию в обществе и участие в его развитии.
(Такой этап характеризуется развитием свободы человека до уровня, когда обратная сторона ее – ответственность (или развитие самостоятельности до уровня творчества).
5
6
Личностный опыт
Определение общей цели образования на основе выделения того конечного этапа развития личностного опыта, который обеспечит реализацию мотива образования:
становление личностной культуры
9
10
3
действий
Определение содержания основных образовательных целей на основе выделения основных характеристик того конечного этапа в развитии соответствующего предмета, который позволит реализовать мотив и цель образования:
1. цель воспитания:
Проектирование содержания образования через создание образовательной программы, описывающей –предметное содержание учебного предмета.
Формирование комплекса средств и способов передачи и освоения содержания образования посредством перспективного проектирования:
- перспективные тематические планы;
-перспективные планы обучения средствам и способам деятельности;
-картотеки с описанием алгоритма организации основных форм, методов и приемов организации образовательного процесса
2. цель познания:
3. цель обучения средствам и способам деятельности:
13 | 14 |
15-16 | |||
4 | операций | Рассматриваемые на уровне индивидуальных особенностей развития (те, о которых знает педагог): 1. система личностных ценностей | Проектирование задачи учебного занятия (мероприятия): 1. задача воспитания | Проектирование содержания учебного занятия (мероприятия) в форме плана | |
2. целостная картина мира в сознании человека | 2. задача познания | ||||
3. освоенные средства и способы деятельности | 3. задача обучения средствам и способам деятельности | ||||
17 | 18 | 19 | 20 | ||
5 | Уровень практической педагогической деятельности | Рассматриваемые на уровне индивидуальных особенностей развития (те, которые проявляются в педагогическом взаимодействии): 1. состояние индивидуального опыта: -системы личностных ценностей, -целостной картины мира в сознании человека -освоенности средств и способов деятельности | Корректирование (при необходимости) задач учебного занятия (мероприятия) 1. задач воспитания 2. задач познания 3. задач обучения средствам и способам деятельности | Корректирование содержания образования | Корректирование способов передачи содержания образования. |
Таблица 2.
На таблице 2 описано содержание деятельности по проектированию педагогической системы, соотносимой с уровнями (циклами) и этапами проектирования.
В рамках первого цикла проектирования, соответствующего проектированию на уровне мотива, выделяются всеобщие характеристики основных элементов педагогической деятельности, которые играют роль ценностных оснований всей педагогической системы.
Предметом педагогической деятельности на этом уровне выступает то качество человека, которое считается наиболее значимым как для самого человека, так и для общества в целом. Исследования природы человека позволяют нам выделить в качестве предмета педагогической деятельности, а значит, и предмета целенаправленного развития свободу человека. Она может быть представлена как субъектность или самостоятельность человека, но это будет представлять собой редуцирование предмета педагогической деятельности.
Для того чтобы выделить продукт педагогической деятельности, необходимо выявить процесс возможного развития выделенного предмета и описать характеристики этого предмета на том этапе развития, который будет считаться конечным для проектируемой деятельности. Так на уровне мотива осуществляется выделение процесса возможного развития свободы человека, или его субъектности, или его самостоятельности.
Рассмотрим подробнее процедуру определения характеристик продукта. Для этого обращаемся к исследованиям, описывающим особенности развития свободы человека, его субъектности и его самостоятельности. Процесс развития свободы нами описан в первом разделе монографии.
Развитие субъектности А.В.Петровский связывает с развитием таких качеств человека как свобода (и связанная с ней ответственность), целеустремленность, целостность и развитие, рассматриваемое им как способность к самостановлению, к самораскрытию личности (22, с. 128 -131).
Е.Р.Калитеевская считает, что качество “субъектности” проявляется в интегральной характеристике трех базовых параметров личностной саморегуляции: степени осознанности, альтернативности и управляемости активности (свобода); степени осознания себя причиной изменений в собственной жизни (ответственность), сформированностью, активностью и подвижностью ценностно - смысловой регуляции жизнедеятельности (духовность) (13, с. 236). Процесс развития субъектности трактуется Е.Р.Калитеевской как последовательное формирование ряда сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни и деятельности к личностной саморегуляции и самодетерминации, или, другими словами, к внутренней детерминации (13, с. 237).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что для современной системы образования необходимым продуктом педагогической деятельности выступает свобода человека, неразрывно связанная с его ответственностью как перед собой, так и перед другими, в основе которой лежит способность человека к внутренней детерминации своего поведения и деятельности, своей жизни.
При рассмотрении процесса развития самостоятельности выделяют следующие этапы ее становления: 1) самостоятельность деятельности на уровне воспроизводства заданого кем-то мотива и цели деятельности по построенному кем-то плану (проекту) и анализируемая на основе кем-то определенных критериев и показателей ее результативности и эффективности (самостоятельность исполнителя); 2) к самостоятельности в воспроизводстве проекта добавляется самостоятельное построение самого проекта; 3) на этом этапе добавляется самостоятельный анализ ситуации планируемой деятельности, приводящей к самостоятельному определению ее цели; на этом этапе добавляется самостоятельный анализ деятельности, заключающийся в том, что он производится на основе самостоятельно выделенных критериев и показателей. Если прежняя система образования в основном ориентировалась на 1-й уровень самостоятельности, то человеку, живущему в современном обществе необходимо самостоятельно строить все элементы деятельности. Этот уровень самостоятельности можно соотнести с развитием самостоятельности до уровня творчества, так как деятельность, любой элемент которой будет построен человеком не самостоятельно, уже невозможно назвать творческой. Но необходимо признать, что такое понимание творчества полностью совпадает с условием внутренней детерминации поведения и деятельности человека.
Определяя наиболее значимые характеристики содержания образования и средств и способов передачи и освоения этого содержания, мы ориентируемся на то, что эти педагогические условия должны обеспечить развитие и воспроизводство у человека качеств, обеспечивающих реализацию его свободы, связанной с ответственностью, его способности к внутренней детерминации поведения и деятельности. Наиболее общими требованиями, предъявляемыми к содержанию образования на уровне мотива, является требование наиболее полной представленности общественного опыта, учитывающей возможности ученика. Что означает «полная представленность», необходимо конкретизировать с учетом выделенных нами закономерностей развития культуры, закономерностей развития ценностного мира человека, предметностей мира. В Законе РФ «Об Образовании» в статьях 2-ой и 14-ой также содержатся требования к содержанию образования, относящиеся к этому уровню его характеристик. Сами по себе они верны, и именно они нормативно задали направление настоящего исследования, но в то же время они не согласованы с закономерностями социо-культурного развития человека, что затрудняет проектирование целостного образовательного процесса.
Та же самая логика выделения общих требований к средствам и способам передачи и освоения содержания образования. Они должны обеспечить наиболее полную активность учащихся, возможную для него. Конкретизация этого требования может быть представлена следующим образом. Средства и способы передачи и освоения содержания образования должны обеспечить следующее: 1) возможность освоения предлагаемого содержания образования во всех видах деятельности; 2) максимально возможную для актуального этапа развития самостоятельность ученика во всех видах деятельности; 3) ведущую роль мыслительной деятельности, представленной познавательной, рефлексивной и проектировочной видами деятельности.
Возможности учеников определяются актуальным состоянием его индивидуального опыта, физическими и психическими возможностями, соотносимыми с его возрастом и его индивидуальными состояниями.
Второй уровень проектирования педагогической системы – уровень цели. Характеристики педагогических условий на этом уровне проектирования определяются характеристиками выделенного на этом уровне предмета педагогической деятельности, развитие которого обеспечивает развитие предмета, выделенного на первом уровне проектирования.
Предмет первого уровня – это свобода и ответственность человека, способность к внутренней детерминации поведения и деятельности, к творчеству. Эти качества развиваются в результате социально-культурного развития человека, т.е. в результате развития его индивидуального опыта и проявляются при воспроизводстве этого опыта. Таким образом, предметом педагогической деятельности на втором уровне проектирования педагогической системы выступает индивидуальный опыт человека.
На втором уровне проектирования педагогической системы определяется общая цель образования, которая описывает не наиболее значимые качества личности, а общие характеристики основного продукта педагогической деятельности, который в то же время является результатом развития учеников, обеспечиваемого процессом образования.
Для того, чтобы определить характеристики индивидуального опыта, нам необходимо обратиться к характеристикам продукта педагогической деятельности, выделенным на уровне мотива. И самостоятельность на уровне творчества, и свобода, и ответственность человека, и его способность к внутренней детерминации проявляются при воспроизводстве той части индивидуального опыта человека, которая актуализируется в условиях самостоятельно принимаемых решений. Эту часть личностного опыта мы называем личностной культурой. Этап развития индивидуального опыта до уровня личностной культуры можно выделить как этап, на котором мы получаем конечный продукт педагогической деятельности.
Таким образом, становление личностной (индивидуальной) культуры является общей образовательной целью (или целью образования).
В то же время на втором уровне проектирования могут выделяться общие цели отдельных образовательных областей, направлений и ступеней образования. В этом случае происходит конкретизация сферы личностной культуры. Может идти речь о становлении художественно-эстетической личностной культуры, технологической, естественно-научной, нравственной, валеологической и т.п.
При конкретизации цели образования для отдельных его ступеней основанием уточнения природы личностной культуры становятся предметности (ступени) мира. Так, мы установили, что личностный опыт человека структурируется в соответствии со строением его индивидуальной системы ценностей и проходит этапы своего становления, в основании которых лежит освоение человеком различных уровней предметности мира. Это положение позволяет нам выделить следующие промежуточные цели в становлении личностной культуры человека:
1. становление личностного опыта, в основе которой лежит ориентация на свойства предметов;
2. становление личностной культуры (базиса личностной культуры), в основе которой лежит ориентация на правила поведения и деятельности, фиксированные на уровне представлений; на символы; на знания о причинно следственных связях между объектами и явлениями мира, устанавливаемых посредством предметно-чувственного восприятия, т.е. эмпирически;
3. становление личностной культуры (личностной культуры общего и индивидуального уровня), в основе которой лежит ориентация на установление отношений с действительностью на основе принципов, описанных на уровне понятий и категорий, на теоретические знания;
4. становление личностной культуры (универсальной личностной культуры), в основе которой лежит ориентация на Любовь как таковую как ценностнообразующее основание и на всю полноту человеческой культуры.
Выделение содержания образования, необходимого для становления личностной культуры в соответствующей сфере действительности и на соответствующем уровне предметности мира, заключается на этом уровне проектирования в подборе наук (или разделов наук), лежащих в основе преподаваемого предмета (этап 7). Этот подбор будет зависеть от того, значимость чело мы собираемся показать учащимся. Поэтому кроме науки, непосредственно лежащей в основе преподаваемого предмета, педагогу необходимо еще и содержание других наук. Так, если в рамках литературы мы хотим показать общезначимые ценности и адекватные им формы отношений между людьми, педагогу необходимы и знания аксиологии, и социологии, и психологии.
Проектирование средств и способов передачи и освоения содержания образования на уровне цели (этап 8) заключается в отборе или разработке педагогических технологий, задающих алгоритм перспективного планирования, алгоритм отбора форм, методов и приемов организации образовательного процесса и формирование из них комплексов, обеспечивающих создание необходимых предпосылок социокультурного развития учащихся на каждом из этапов этого развития.
На третьем уровне проектирования педагогической системы – уровне действий, проектирование начинается с выделением предметов отдельных действия, обеспечивающих реализацию общей цели образования. В качестве таких предметов выступают элементы предмета, выделенного на уровне цели (5-й этап), - индивидуального опыта человека. Итак, третий уровень проектирования начинается с выделением трех предметов педагогической деятельности или трех предметов развития человека: 1) индивидуальной системы ценностей; 2) целостной картины мира в сознании человека; 3)освоенных человеком средств и способы деятельности.
Ожидаемые в результате развития изменения каждого выделенного предмета, зафиксированные определенными характеристиками этого предмета, описываются как образовательные цели. Таким образом, выделяются три группы образовательных целей, через которые фиксируются как конечные, так и промежуточные ожидаемые результаты развития каждого элемента индивидуального опыта. Промежуточные образовательные цели описывают изменения предметов развития, характеризующие завершение этапов развития, общих для всех людей.
Изучение процессов развития этих трех элементов позволило нам выделить общие цели воспитания и обучения. Цели обучения представлены целями познания и целями обучения средствам и способам деятельности. Содержание этих целей в своей совокупности должно обеспечить реализацию общей цели образования – развитие и формирование личностной культуры учащихся.
Общей целью воспитания является формирование и развитие универсальной системы ценностей. Общая цель познания (одна из целей обучения) состоит в формировании и развитии целостной картины мира в сознании учащихся, обеспечивающей становление у них универсальной системы ценностей и ее воспроизводство в их поведении и деятельности. Общей целью обучения средствам и способам деятельности (вторая цель обучения) соответственно становится освоение учащимися комплекса средств и способов всех основных видов деятельности, обеспечивающего становление у них универсальной системы ценностей и ее воспроизводство в их поведении и деятельности.
Основные промежуточные цели воспитания, познания и обучения средствам и способам деятельности отражают последовательное освоение учащимися предметностей (слоев) мира. При проектировании могут быть выделены и другие промежуточные цели, конкретизирующие содержание основных промежуточных образовательных целей.
Общее содержание целей воспитания и обучения, соотнесенное с основными этапами социокультурного развития человека
Цели
Воспитания
Цели обучения
Таблица 3.
Мы уже описывали механизм взаимодействия элементов индивидуального опыта. Его целостность должна обеспечиваться как согласованием содержания образовательных целей, так и соответствие этим целям содержания образования.
Согласование образовательных целей происходит на этапе формирования системы образовательных целей, который в уровневой модели проектирования педагогических систем приходится на 10-й этап проектирования. Общая модель согласования представлена на таблице 3. Проектирование системы образовательных целей начинается с проектирования системы целей воспитания, которая достраивается соответствующими целями обучения.
При проектировании содержания образования на уровне действий, на 11 этапе, формирование содержания образования осуществляется с опорой на содержание целей обучения, выделенных на 10 этапе проектирования. При этом содержание образования строго ориентировано на реализацию образовательных целей (см. таблицу 4).
Определения содержания образования в соответствии с целями обучения
Дата: 2018-12-21, просмотров: 316. |