Применение положений теории деятельности при определении целей обучения средствам и способам деятельности, обеспечивающим развитие деятельностной стороны личностного опыта обучающихся
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие деятельной стороны личностного опыта представлено как качественное изменение способности детей к самостоятельной организации деятельности, которое происходит в результате освоение детьми средств и способов деятельности. Развитие деятельной стороны личностного опыта описывается через цели обучения средствам и способам деятельности.

Процедуру определения содержания целей обучения средствам и способам деятельности можно описать следующим образом:

1. Содержание общей цели обучения средствам и способам деятельности определяется содержанием общей образовательной цели, отражающей ориентированность образования на становление определенного типа личностной культуры (см. тему 3.4.3.) Например, выделим в качестве общей образовательной цели: создание условий становления базиса личностной культуры в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

2. Определяется общая цель обучения средствам и способам деятельности в ДОУ: освоение воспитанниками средств и способов основных видов деятельности, позволяющих им строить свои отношения с другими людьми, с природой, с рукотворным миром, с самим собой, опираясь на общие представления о мире.

3. Разрабатывается система целей обучения средствам и способам деятельности на основе определения следующего:

· Определяются те основные виды деятельности, средства и способы которых предполагается  освоить. В качестве таковых рассматриваются основные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, преобразовательная (трудовая), художественно-эстетическая, коммуникативная, спортивная.

· Определяются конкретные виды деятельности воспитанников через которые представлены её основные виды. Например, познавательная деятельность представлена: деятельностью по обследованию предметов, по моделированию, по сравнению и т.п.

· На основе соотнесения процесса становления деятельностной стороны личностного опыта с основными группами культурных средств, определяются следующие основные этапы освоения основных культурных средств:

1) освоение орудийных действий – действий с материальными предметами;

2) освоение действий мыслительной деятельности, производимых с опорой на конкретные представления (например, выделение свойств объектов, в операциях сравнения, индукции (обобщения));

3) освоение действий мыслительной деятельности, производимых с опорой на общие представления (выделение общих свойств объектов, в операциях дедукции: от общих положений к частным выводам).

Этапы освоения основных групп культурных средств определяются для каждого вида деятельности. Например, освоение средств и способов художественно-эстетической деятельности

· Определяются основные этапы развития способности к самостоятельной деятельности, характеризующиеся через следующие цели:

1) обучение средствам и способам исполнительской деятельности,

2) освоение способов планирования,

3) освоение способов анализа ситуации с последующим целеполаганием,

4) освоение способов анализа и самоанализа (способов рефлексивной деятельности) деятельности в целом. 

Названные цели отражают основные этапы развития самостоятельности, которое предполагает последовательный переход воспитанников от репродуктивной формы деятельности к творческой. Такой переход характеризуется возрастанием степени свободы воспитанников, которое должно сопровождаться возрастанием их ответственности.

Возрастание ответственности характеризуется возрастанием степени осознания  воспитанником, с одной стороны, себя причиной изменений в собственной жизни, а с другой – своей деятельности, своего поведения причиной изменений в жизни других.  Следовательно, обучение способам самостоятельной организации деятельности должно сопровождаться обучением способам анализа последствий этой деятельности для себя и других.

4. На основе разработанной системы целей определяется содержание обучения и способы организации педагогического взаимодействия. При этом необходимо учесть характерный для детей дошкольного возраста переход от игровой формы деятельности к трудовой.

Первоначально для детей характерна игровая форма деятельности. Дети в 3-4 года, даже когда они помогают маме, поливают цветы и т.п. больше заинтересованы процессом деятельности, чем результатом. Акцентирование взрослыми позитивности результатов деятельности детей приводит к тому, что и продукт деятельности становится для них значимым. Так постепенно происходит переход от игровой формы к трудовой. Успешность хотя бы частичного переключения ребенка дошкольного возраста с игровой формы деятельности на трудовую, обеспечит и успешность адаптации ребенка к школе и успешность его обучения.

Трудовая форма деятельности для взрослого человека становится ведущей. Посредством этой деятельности выстраиваются отношения человека с действительностью, образующие его жизненный мир. Игровая форма деятельности для взрослого человека также важна – она позволяет ему отдохнуть, создает благоприятные условия для его развития, но она не может быть основной.


Вопросы и задания для самопроверки

1. Какие подходы к пониманию деятельности существуют в философии, и какое влияние они оказали на возникновение деятельностного подхода в педагогике?

2. Каким образом знания о деятельности как творчески-преобразовательной форме активности человека могут повлиять на определение стратегии развития образования? Совпадает ли с этой философско-теоретической основой ориентация образования на развитие человека как адаптивного существа?

3. Какие правила изучения и проектирования образовательного процесса могут быть определены с опорой на знания о структуре деятельности, о её видах и формах, о ценностях в структуре?

4. Какова структура педагогического взаимодействия, выявленная с опорой на систему знаний, выработанных в теории деятельности?

5. Какие правила изучения и проектирования образовательного процесса могут быть определены с опорой на знания о структуре педагогического взаимодействия?

6. Какие правила изучения и проектирования образовательного процесса могут быть определены с опорой на знания об особенностях субъект-субъектного и субъект-объектного типах взаимодействия?

7. Каким образом структура деятельности включена в методику уровневого проектирования педагогических систем?

8. Проведите анализ проектов образовательного процесса, предлагаемых педагогу-практику с целью установления полноты моделей образовательного процесса, входящих в полный проект образовательного процесса. Сформулируйте обнаруженные проблемы и наметьте пути их разрешения.

9. Сравните предлагаемую методику проектирования целей обучения средствам и способам деятельности с теми, что реализуются в педагогической практике. Сформулируйте обнаруженные проблемы и наметьте пути их разрешения.


Литература

1. Агацци Э. Человек как предмет философии / Феномен человека: Антология. – М.: Высш. шк., 1993 - С. 142-156

2. Асмолов А.Г. Культурно - историческая психология и конструирование миров. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 768с.

3. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. –М., 2001.

4. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефиева Г.С. и др. – М.: Политиздат, 1989.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с. (с. 20-21, 40-41, 72-73, 199)

6. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: "Школа - Пресс", 1995. - с. 448

7. Давыдов В.В. Л.С. Выготский и проблемы педагогической психологии. / Л.С. Выготский. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

8. В.В. Давыдов О понятии человека в современной философии и психологии. / Человек в системе современной науки. - М., 1989.

9. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико - психологические проблемы построения учебных предметов). - М.: "Педагогика", 1972. - 424 с.

10. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990.

11. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. – Ростов н/Д, 2000. – 480 с.

12. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

13. Калитеевская Е.Р. психическое здоровье как способ бытия // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С.231 - 238.

14. Керимов В.Е. Керимова Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. – М.: Академический Проект, 2001. – 576 с.

15. Ленин В.. Полн. Собр. Соч. – М.: Политиздат, - Т.29 .

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 302 с.

17. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Изд-во политической литературы, 1974. – Т. 42.

18. Маркс к. Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Изд-во политической литературы, 1974. - Т. 19.  

19. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 356 с.

20. Новейший философский словарь. – Минск, 1998. – 896 с.

21. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: Пер. с исп. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. – 704 с.

22. Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С.124-144

23. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 

24. Рожков М.И. Л.В. Байбородова. Организация воспитательного процесса в школе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – с. 37-57.

25. Розов М.А. Проблемы ценностей и развитие науки // Наука и ценности - Новосибирск: Наука, 1987. - С.158-170.

26. Российская педагогическая энциклопедия.- М. - 1993.

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с. 

28. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М. 1973.

29. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина: в 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Ч.1. – с. 25, 113, 116-117.

30. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина: в 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Ч.2. – с. 76

31. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе, перераб., испра. и допол. – М.: Логос, 2002. – 304 с.

32. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд.  - М.: Гардарики,  2003. – 736 С.

33. Худякова Н.Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие. – Челябинск: Изд-во «Околица», ООО «Тендерлайн», 2004. – (с. 334-367).

34. Худякова Н.Л. Развитие Человека и воспитывающая функция образования: В 2 т. - Челябинск: ЧелГУ, Уральский научн.-образ. Центр РАО, 2002. – в 2-х частях. - часть1-я – 146 с., часть 2-я - 196 с.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 280.