Мотив | ||||
Цель деятельности | ||||
Цель действия -1 | Цель действия -2 | |||
Задача операции -n | Задача операции-n | |||
Задача операции -2 | Задача операции -2 | |||
Задача операции-1 | Задача операции-1 |
Рисунок 10.
Воспитатель в педагогическом взаимодействии является индивидуальным носителем мотива и цели воспитания, которые определяются общественным субъектом (обществом и (или) государством) как общезначимые. Это означает, что в педагогическом взаимодействии воспитатель стремится реализовать мотив, цели и задачи воспитания, которые, с одной стороны, определяются нормативами общества (государства), а с другой - являются образами продукта его педагогической деятельности, которые складываются в его сознании, а значит, отражают собственное понимание воспитателем мотива, целей и задач воспитания. Эта особенность деятельности воспитателя в педагогическом взаимодействии часто не осознается.
2. Объект педагогической деятельности – воспитанник (О-1, О-2, О-3 и т.п.). Это тот, на кого направлена активность субъекта педагогической деятельности, осуществляющего воспитательное воздействие.
Введение категории «объект» в описание педагогического взаимодействия не является способом обозначения «субъект-объектных» отношений между воспитателем и воспитанником. Воспитанник в педагогическом взаимодействии является объектом педагогической деятельности, но, в то же время, - это объект, обладающий свойствами субъекта, т.е. имеющий собственные мотивы, цели и задачи, которые определяют характер его активности (т.е. его поведения и деятельности) в педагогическом взаимодействии.
3. Культурное средство, используемое воспитателем для осуществления педагогического воздействия и взаимодействия (К. с.-1, К.с.-2, К.с. -3). Культурное средство в педагогической деятельности представлено комплексом необходимых и достаточных для возникновения педагогического взаимодействия культурных средств. Такие культурные средства выступают в качестве основных культурных средств педагогической деятельности. К культурным средствам в педагогической деятельности воспитателя в воспитательном взаимодействии относится следующее:
1) содержание воспитания, представленное социокультурным опытом (общественным и личностным), специально отобранным и структурированным в соответствии с системой целей и задач воспитания;
2) комплекс способов организации воспитательного взаимодействия, обеспечивающих освоение воспитанниками содержания воспитания, к которым относятся формы, методы и приемы воспитания;
3) комплекс средств передачи и освоения содержания воспитания, к которым относятся:
а) виды деятельности воспитанников, посредством организации которых обеспечивается освоение ими содержания воспитания;
б) дидактическое обеспечение, представляющее собой информацию, составляющую содержание воспитания (носителями такой информации могут быть учебная, научная и художественная литература, технические средства и т.п.);
в) методическое обеспечение, в котором описываются цели, содержание и способы организации деятельности воспитанников, в процессе которой происходит освоение ими содержания воспитания (носителями такой информации может быть методическая литература, технические средства).
В качестве основного культурного средства выступает содержание воспитания. Остальные культурные средства призваны обеспечить эффективное освоение воспитанниками содержания воспитания.
4. Предмет педагогической деятельности в воспитательном взаимодействии (S-1, S-2, S-3 и т.п.). В качестве такового выступает та часть (или те качества) объекта педагогической деятельности, на которую педагог оказывает воздействие применяемыми им культурными средствами с целью преобразования этой части объекта и получения ожидаемого продукта педагогического воздействия. Поэтому, предмет педагогической деятельности в воспитательном взаимодействии в то же время является предметом педагогического воспитательного воздействия.
К выделению предмета воспитательного воздействия в педагогике подходят по-разному. Это отражается в том, что предметом педагогических преобразований называются и качества поведения, и качества личности, и личностные ценности, и ценностное отношение, и ценностные ориентации воспитанников. Определить предмет воспитательного воздействия более точно можно на основе изучения механизма воздействия применяемых в педагогической деятельности культурных средств на объект педагогической деятельности.
Исследования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, И.С. Якиманской и др. убедительно показали, что в качестве содержания образования, т.е. основного культурного средства педагогической деятельности, выступает социокультурный опыт. Общественный социокультурный опыт, предлагаемый педагогом вниманию воспитанников, прежде всего, воздействует на их личностный опыт. Таким образом, предметом педагогического воздействия в целом выступает личностный опыт человека, получающего образование. В воспитательном процессе основным культурным средством являются знания о системах общезначимых ценностей, которые являются элементом общественного социокультурного опыта. Эти знания в наибольшей степени воздействуют на являющуюся элементом личностного опыта воспитанника систему его личностных ценностей (или ценностный мир человека), поэтому эта система становится предметом воспитательного воздействия.
Если качественное преобразование предмета педагогического воздействия является закономерным и направленным (необратимым), то можно говорить о том, что предмет педагогического воздействия также является и предметом развития, т.е. развивается. В этом случае речь идет о воспитательном процессе, ориентированном на развитие ценностного мира человека или на становление личности. Содержание и структура целей такого воспитания отражает процесс развития предмета воспитательного воздействия, т.е. развитие системы личностных ценностей воспитанника. Конкретное содержание воспитания в этом случае определяется на основе выявления условий, необходимых для развития системы личностных ценностей воспитанников.
5. Результат (фактически получаемый продукт) педагогической деятельности – это преобразованный предмет педагогической деятельности (Прод.- (S-2), Прод. – (S-3) и т.п.). Поэтому, результатом воспитательного взаимодействия является возникновение новых качеств, характеризующих систему личностных ценностей воспитанника, которые проявляются как новая ценностная ориентация и как новая ценностная направленность его поведения и деятельности. Результатом же педагогического взаимодействия в целом является возникновение новых качеств личностного опыта воспитанника (которые проявляются и как качества личности и как качества её поведения).
Совместная деятельность педагога и воспитанника в воспитательном взаимодействии устанавливается, если объектом деятельности воспитанника становится содержание воспитания, являющееся основным культурным средством в деятельности педагога. Это обязательное условие установления педагогического взаимодействия, которое определяет характер включенной в него деятельности воспитанника.
Деятельность воспитанников характеризуется следующими элементами:
1. Воспитанник как субъект деятельности по освоению содержания воспитания (S-1, S-2, S-3). Его субъектность должна характеризоваться посредством мотива, цели и задач, реализуемых им в педагогическом взаимодействии.
2. Объект деятельности воспитанника - содержание воспитания, которое представляет собой основу культурного средства деятельности педагога (К.с.-1, К.с.-2, К.с.-3). Содержание воспитания становится объектом деятельности воспитанника, если педагог при установлении педагогического взаимодействия использует такие средства передачи содержания воспитания и способы педагогического взаимодействия, которые смогут обеспечить возникновение у воспитанника мотива усвоения и освоения им содержания воспитания. При этом мотив и цели деятельности воспитанника могут быть непосредственно не связаны с целями его воспитания.
3. Культурное средство деятельности воспитанника (К.с.-а, К.с.-б, К.с.-в) – это имеющееся у него содержание личностного опыта в целом и система его личностных ценностей в частности, которые выступают основным культурным средством воспитанника, позволяющим ему понять и освоить содержание воспитания.
4. Предмет деятельности воспитанника – это та часть содержания воспитания, которую способен воспринять, усвоить и освоить воспитанник, опираясь на используемое им в этой деятельности культурное средство, т.е. на имеющийся у него личностный опыт в целом и систему его личностных ценностей в частности.
Так как содержание социокультурного опыта, составляющее содержание воспитания, является предметом деятельности воспитанника, то цели и задачи этой деятельности заключаются в усвоении и освоении содержания этого опыта.
5. Результатом (фактически получаемым продуктом) деятельности воспитанника выступает преобразованный предмет его деятельности. Процесс преобразования предмета деятельности воспитанника происходит в результате восприятия, усвоения и освоения им содержания воспитания и представляет собой процесс интериоризации воспитанником того социокультурного опыта, который составляет содержание образования в целом и содержание воспитания в частности и который он может воспринять, усвоить и освоить, опираясь на имеющийся у него личностный опыт. Освоенный воспитанником опыт приводит к преобразованию его личностного опыта и системы его личностных ценностей. Таким образом, конечным результатом деятельности воспитанника в сложившемся педагогическом взаимодействии являются новые качества его личностного опыта в целом и качества системы его личностных ценностей в частности (эти качества определяют качества личности и качества её поведения) (Прод. - (S-2), Прод. – (S-3) и т.п.). Изменения личностного опыта воспитанника, произошедшие в результате деятельности, осуществляемой им в воспитательном взаимодействии, и есть результат деятельности педагога-воспитателя. Поэтому, педагог должен стремиться к тому, чтобы усвоенный и освоенный воспитанником социально-культурный опыт привел к такому качественному преобразованию личностного опыта и системы личностных ценностей воспитанника, которое можно характеризовать как развитие этих личностных структур.
Итак, педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе (педагогическое воспитательное взаимодействие) – это согласованные деятельность воспитывающего (воспитателя) и деятельность воспитанника, обеспечивающие преимущественную реализацию целей воспитания через усвоение и освоение воспитанником общественного и личностного социально-культурного опыта, составляющего содержание воспитания. В качестве воспитателей могут выступать педагоги, родители, социальные работники, сверстники и т.п.
Воспитательный процесс может складываться как интеграция нескольких педагогических взаимодействий, субъектами которых могут быть различные люди, связанные между собой и непосредственно, и посредством третьего лица, также включающегося в естественно или искусственно складывающуюся систему педагогических взаимодействий.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 309.