Определение понятия «деятельность» и структура деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выше приведены несколько трактовок понятия «деятельность». Обратимся еще к некоторым, так как они позволяют глубже понять качества изучаемого нами феномена.

По определению М.С.Кагана под "деятельностью" следует понимать способ существования человека (12). Деятельность охватывает и материально-практические, и интеллектуальные, духовные операции; и внешние, и внутренние процессы. Деятельностью является работа мысли в такой же мере, как и работа руки, процесс познания в такой же мере, как человеческое поведение.

Человеческая деятельность, как социально сформировавшаяся и культурно организованная активность, имеет в своей основе отношение, в котором в качестве относящихся сторон выступают действующее лицо и предмет действия, т.е. субъект и объект. Поэтому, человеческая деятельность может быть определена как активность субъекта, направленная на объекты или других субъектов. Сам человек должен рассматриваться как субъект деятельности.

Выделяют следующие сущностные качества деятельности:

1) субъектность характеризуется мотивированностью и целеположенностью активности субъекта, которые создают определенную направленность активности субъекта, не определяемую его инстинктами. Направленность активности субъекта проявляется через выделение субъектом из целостности мира объекта и предмета приложения своих сил, а также через  преобразование этого предмета. Процесс преобразования предмета субъектом происходит в соответствии с его потребностью, выражаемой мотивом деятельности, и с его представлением о предполагаемом продукте деятельности, которое существует  как цель деятельности;

2) культурная опосредованность выражается в том, что активность субъекта осуществляется как его воздействие на объект при помощи чего-либо, что выступает средством воздействия. Способность человека к использованию каких-либо средств при удовлетворении своих потребностей не заложена генетически – он всегда сам выбирает что-либо в качестве средства, опираясь при этом на опыт других людей. Такое средство, назначение которого определено самостоятельно, рассматривается как культурное. В качестве культурного средства могут выступать и природные объекты (главное, что человек начинает их применять по-своему), и то, что создается в результате деятельности. Использование того или иного культурного средства определяет способ организации отношения субъекта с объектом, технологию деятельности.

3) предметность выражается в том, что используемое субъектом культурное средство воздействует только на часть объекта, преобразуя его при этом. Эта часть объекта называется предметом, а точнее, независимым предметом. Независимый предмет различают с образом предмета. Образ предмета является результатом мысленного выделения субъектом предмета деятельности на этапе её проектирования. Операция по проектированию образа предмета включена и в процесс определения субъектом цели своей деятельности, даже если это им не осознается. Как правило, образ предмета не совпадает с независимым предметом, так как при проектировании деятельности субъект опирается на свои знания и об объекте деятельности и об используемом им культурном средстве, которые отличаются той или иной степенью полноты и достоверности. При осуществлении действия независимый предмет выделяется фактически применяемым средством, и под его воздействием преобразуется в продукт деятельности. Чем больше различие между образом предмета и независимым предметом деятельности, тем больше различие между целью (образом желаемого продукта) и продуктом деятельности. Таким образом, обнаруживается, что для повышения результативности и эффективности деятельности необходимо более точное определение образа её предмета, в наименьшей степени отличающегося от независимого предмета.

Качества деятельности, позволяющие соотнести её с культурно-опосредованной формой отношения, делают возможным следующее определение деятельности: «Деятельность – это процесс и результат установления человеком культурно-опосредованной формы отношений с действительностью, обеспечивающей удовлетворение его потребностей». 

Деятельность любого вида складывается как внешняя и внутренняя деятельность. Внешняя деятельность – это процесс установления культурно-опосредованной формы внешних отношений человека с миром. Внутренняя деятельность – это деятельность сознания. Она заключается либо в построении мыслительных образов внешних отношений, либо в действиях самосознания - в рефлексивной деятельности. Внутреннюю деятельность определяют как мыслительную, как духовную.

Если рассматривать деятельность как процесс установления культурно-опосредованного отношения, то обнаруживается его уровневая структура, отражающая иерархически связанные этапы этого процесса. При установлении отношения можно выделить два этапа: этап проектирования будущего отношения и этап реализации проекта. При этом любой проект отношений отличается какой-то степенью общности и абстрактности от фактически устанавливаемого конкретного и единичного отношения.

Уровни установления культурно-опосредованного отношения соотносимы с психологической структурой деятельности, выделенной Алексеем Николаевичем Леонтьевым и представленной следующими элементами: мотив, цель, действия, операции, психофизиологические механизмы деятельности (16, с. 58).  При этом, этап проектирования представлен следующими уровнями мыслительной деятельности: уровень мотива, уровень цели, уровень действий, уровень операций. Этап реализации проекта представлен уровнем психофизиологической реализации деятельности, на котором происходит воспроизводство образа деятельности, выработанного в результате проектирования. К такому выводу нас привели исследования структуры мотива и цели.

Мотивированное действие по утверждению Владимира Николаевича Мясищева «имеет в своей основе движущую силу побуждений и основание действия» (19, с. 349). Это означает, что мотив можно представить направленностью действия, которая задается образом предметно определенной потребности человека (движущая сила побуждения), и образом способа удовлетворения этой потребности (основанием действия), фиксирующим такие качества отношений человека с действительностью, которые человек воспринимает как допустимые. Таким образом оказывается, что мотив представляет собой не только образ продукта деятельности, в котором выделяется то его основное качество, которое соотносимо с потребностью, с желанием субъекта, а еще и образ способа получения этого продукта, фиксирующий то, что субъект деятельности считает для себя допустимым, возможным – так возникает образ деятельности на уровне мотива. 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 299.