Философские основы современного деятельностного подхода в отечественной педагогике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В теории деятельности установлены её тесные связи с образованием. Деятельность человека является основным фактором, определяющим его развитие. Деятельность – способ отношения человека с действительностью, который он осваивает через обучение. Направленность деятельности задается личностными ценностями, которые возникают в результате воспитательных воздействий, которые могут быть как стихийными (воспитание как функция общества), так и целенаправленными (воспитание как функция образования). Таким образом, обращение педагогики к теории деятельности поможет в определении содержания целей образования и в поиске ответов на вопросы, возникающие в связи с необходимостью реализации поставленных целей.

Деятельность как творчески-преобразовательная форма активности человека в его отношениях с действительностью

    Формы активности человека, обеспечивающие его взаимодействие с миром, характеризуют посредством понятий «поведение» и «деятельность».

    Поведение рассматривается как присущее всем живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью (20, с. 525).     

20.Новейший философский словарь. – Минск, 1998. – 896 с.

В понятии «поведение человека» часто смысловой акцент делается на приспособление человека к природным и социально-культурным условиям существования, а в понятии «деятельность» - на творчески-преобразовательном отношении человека к условиям его существования, к миру в целом (20, с. 525). Такое соотнесение содержаний названных понятий нельзя признать обоснованным. «Поведение» является более широким понятием, характеризующим взаимодействие с внешней средой любого живого организма. «Деятельность» - атрибут бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека (20, с. 210). Так как нас интересует поведение и деятельность человека, то соотнести трактовки этих понятий можно при рассмотрении понятий одного порядка, т.е. понятий «поведение человека» и «деятельность». В этом случае становиться очевидным, что оба понятия обозначают форму (способ) установления взаимодействия человека с действительностью. 

    Деятельность можно трактовать как процесс установления человеком культурно-опосредованного отношения с действительностью. О поведении человека говорится как о комплексе способов деятельности (познавательной, ценностно-ориентировочной, коммуникативной, организационной, и т.п.), характерном для субъекта (индивидуального или коллективного). Таким образом, изучение качеств, характеризующих форму взаимодействия человека с миром, позволяет выявить и сущностные особенности человеческого поведения, и сущностные особенности деятельности.    

    Философские исследования показывают, что все качества и свойства поведения и деятельности человека закладываются при возникновении формы отношений организма с действительностью, свойственной только для человека. То, что стало началом такого возникновения, рассматривается как основа поведения и деятельности человека.

К позитивным или негативным результатам этого поведения и деятельности приводят различные способы воспроизводства начала деятельности, т.е. основы установления взаимодействия человека с действительностью. Результаты будут позитивными, если способы деятельности и поведения человека обеспечивают воспроизводство всех тех качеств, которые заложены в их основе как необходимые и достаточные (достаточность – это полнота необходимого) для проявления сущностных качеств человека. Таким образом, выявление и изучение основы деятельности и поведения человека позволяет установить способы их организации, оптимальные по отношению к сущностным качествам человека и условиям его жизни.

    Основой поведения и деятельности человека выступает то, что является началом возникновения взаимодействия человека с миром, то, что вызывает внутренние и внешние движения человека.

    Американские психологи основой поведения считают инстинкты, которые у животных и человека рассматриваются как одинаковые.

     Инстинкт – это цепной безусловный рефлекс, обеспечивающий установление генетически обусловленной формы взаимодействия живого организма со средой. Такая форма взаимодействия предполагает генетически обусловленное выделение предметов потребностей живого организма и способов их удовлетворения.

    Генетически обусловленное – это врожденное для организма качество, общее для рода и вида.

    Цепной безусловный рефлекс - это «ряд последовательных рефлекторных движений, из которых каждое предыдущее является начальным толчком для каждого последующего» (32, с. 365).

    Анализ поведения животных и человека показывает, что и у тех, и у других поведение возникает и на основе врожденного (т.е. инстинктивного) и на основе опыта, приобретенного в ходе индивидуального развития живого организма. При изучении поведения животных легко устанавливается, что основу их поведения составляют инстинкты, обеспечивающие генетически обусловленный выбор и предметов потребностей животных, и форм удовлетворения этих потребностей. Возможности приобретения животными индивидуального опыта, также определяющего их поведение, ограничены рамками инстинктов. То есть животное может заинтересовать во внешней среде только то, что по каким-то признакам сходно с генетически определенными предметами их потребностей и с условиями их удовлетворения. Возможности мышления животных также имеют границы, свойственные для вида и рода животных.

    Предметы потребностей человека, а также способы их удовлетворения генетически не определены. Человек рождается с открытой программой. Это значит, что врожденной является только рамочная форма существования его потребностей, то есть, базовые потребности, которые выражают удовлетворяемую за счет внешних факторов общую потребность организма в поддержании физиологических процессов, в безопасности, в общности и любви, в уважении, в познании, эстетические потребности, потребность в самоактуализации (А. Маслоу). Предметы и способы удовлетворения потребностей человека определяются им в процессе жизни, т.е. являются не врожденными, а приобретенными.

    При анализе поведения людей очень трудно установить, какое сочетание врожденного и приобретенного определяет характер их поведения. Отечественная школа психологии (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.) настаивает на том, что поведение человека определяется освоенным им социально-культурным опытом и мышлением, развитие которого также обусловлено социально-культурными воздействиями.

    Исследуя развитие форм поведения живых организмов Сергей Львович Рубинштейн выделил две основные большие ступени: «1. Основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные, т.е. несознательные формы поведения. 2. Основанные на исторических формах существования, вырабатывающихся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения» (27, с. 141).

Инстинктивное поведение, по словам Рубинштейна, «характеризуется: «1) специфическим способом мотивации и 2) специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие – это сложное действие, исходящее из органической мотивации – из биологических потребностей – и выполняемое посредством первично автоматических реакций» (27, с. 124).

«Психическое развитие животных обусловлено общими закономерностями биологического развития организмов в условиях определенных взаимоотношений его с окружающей естественной средой. Психическое развитие человека обусловлено общими закономерностями общественно-исторического развития. При этом значение биологических природных закономерностей не упраздняется, а «снимается», т.е. вместе с тем и сохраняется, но в опосредованном и преобразованном виде» (27, с. 141).

    Эти выводы подтверждаются тем, что дети, попавшие к обезьянам или волкам в раннем возрасте, а позднее опять к людям, так и не смогли освоить человеческий образ поведения. То есть генетически открытая программа человеческой жизни может быть выстроена и по образцу жизни животных (только в раннем возрасте) и по образцу человеческой жизни. Таким образом, для человека генетически определена свободная форма установления взаимоотношений с действительностью, т.е. основным инстинктом человека является инстинкт свободы.

    Во 2-ой половине 20-х годов 20-го века Николай Александрович Бернштейн «начал проводить исследования поведения человека, результаты которых позволили ему создать оригинальную психофизиологическую теорию построения движений. Эта теория является своеобразным антиподом учения о рефлексах Ивана Петровича Павлова. По Бернштейну в основе поведения человека лежит не реакция на внешнее воздействие, а акция как преодоление внешних и внутренних препятствий в процессе решения задачи (в этом случае поведение человека не приспособление к окружающей среде, а её активное преобразование) (7, с. 21). «Бернштейн экспериментально показал, что поведение человека направляется так называемой моделью потребного будущего, которая строится мозгом на основе информации о текущей ситуации и прежнем опыте, однако не носит строго фиксированного характера, так как организм стоит перед необходимостью вероятностного прогноза и выбора наиболее эффективных путей достижения цели. Создав программу поведения, организм постоянно корректирует её в соответствии с особенностями внешней среды. Это позволяет активно перестраивать поведение по принципу обратной связи, благодаря чему оно, согласно Бернштейну, носит характер рефлекторного кольца, в отличие от традиционной схемы рефлекторной дуги. По Бернштейну, непрерывное цикличное взаимодействие организма со средой осуществляется на различных уровнях построения движений. Эта концепция представляет собой попытку раскрыть механизм прогнозирования действия, его психического моделирования, создания образа предстоящего действия – того представления, которое в дальнейшем направляет и контролирует выполнение этого действия» (7, с. 82-83).

    Идея Н.А. Ьернштейна поддерживалась Л.С. Выготским. В конце ХХ века исследования А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, эмпирически доказавшие неадаптивность поведения человека, также стали подтверждением этой идеи.

    Таким образом, характер поведения человека в основном определяет приобретенный им социально-культурный опыт и то, что это поведение направлено не на приспособление к окружающей среде, а на её активное преобразование. Такой способ установления взаимоотношений человека с действительностью предполагает предварительное (т.е. до установления взаимодействия) существование в его сознании образа предстоящего действия (модель потребного будущего),  который выступает как эталон, позволяющий человеку направлять и контролировать выполнение этого действия. Поэтому, решение проблемы выявления основы поведения человека может быть сведено к исследованию существующего в его сознании образа взаимоотношений с действительностью, определяющего направленность его поведения и деятельности.

    Ряд философов, таких как М. Шелер, Н. Гартман, Карл Риккерт, Борис Вышеславцев, Э. Агацци и др., пришли к выводу, что направленность поведения и деятельности человека задается ценностями. Например, Э. Агацци (1988г.) определяет поведение человека как ценностно-ориентированное действие (1, с. 152). Таким образом, основой поведения и деятельности человека являются ценности, представляющие собой предмет изучения аксиологии.

Исследование ценностей показывает, что они представляют собой структуру индивидуального сознания, которая является социокультурной формой существования потребностей человека. Социокультурная форма потребностей отражает не только и не столько то, что человеку необходимо для выживания как биологическому организму. Характер собственно человеческих потребностей описывается Ортега-и-Гассетом в труде «Размышление о технике», который из этого выводит сущность техники, понимаемой им как вид человеческой деятельности, направленной на преобразование природы.

Деятельность Ортега-и-Гассет рассматривает как проявление потребности жить по-человечески. Он пишет, что, относя понятие «потребность» к человеку, «мы считали, что потребность заключалась в условиях sine guilbus non (непременных), с которыми он сталкивается, чтобы жить. Но они не суть его жизни, и, наоборот, человеческая жизнь не совпадает, или по крайней мере не во всем совпадает, с составом природных потребностей» (21, с. 169). «Биологически объективные потребности сами по себе не являются человеческими…. Даже то, что человеку объективно необходимо, является таковым, когда связано с избыточным, излишним» (21, с. 175).

«Жизнь для любого человека означает благополучие» (21, с. 174). Цель его действий – «преобразование обстоятельств, ведущее по возможности к значительному сокращению доли случая, уничтожение потребностей и усилий, с которыми связано их удовлетворение» (21, с. 172) «Человек творит новые, благоприятные обстоятельства и, я бы сказал, выделяет из себя сверхприроду, приспосабливая природу как таковую к собственным нуждам» (21, с. 172)

Деятельность, направленную на преобразование природы Ортега-и-Гассет называет технической или «техникой». Этот вид деятельности он считает базовым по отношению к мыслительной деятельности. По его словам человек «начинается с развития техники» (21, с. 192).

В отечественной философии советского периода творчески-преобразовательная деятельность обозначалась как «практика».

Практику рассматривали как «способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования объективно существующих предметов и явлений внешнего мира» (4, с. 272). Практика рассматривается как творчески-преобразовательная деятельность, направленность которой задается ценностями. «Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. Она включает в себя:

1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств (субъект-объектные отношения);

2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъект-субъектные отношения):

3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуютв в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности» (4, с. 275).

Практика рассматривается как основание возникновения других видов деятельности, в частности мыслительной (духовной) деятельности. В то же время подчеркивается взаимообусловленность существования и развития практики с другими видами деятельности. Эта взаимосвязь возникает из-за обусловленности практически-преобразовательной деятельности человека объективными свойствами мира. В связи с этим возникает понимание, что творчество человека ограничено теми возможностями к преобразованию, которыми обладают преобразуемые им объекты и явления мира, а также возможностями используемых человеком культурных средств. Эта особенность деятельности учитывается далеко не всеми, как на уровне философского осмысления действительности, так и на уровне её практического освоения. Например, в прагматической концепции активности человека эффективность деятельности связывается с удовлетворением субъективных интересов и потребностей. В этой позиции, с одной стороны, проявляется понимание сущности человека как его свободы, а с другой – обнаруживается неполное и неточное осмысление природы человека.

Деятельность предполагает способность индивида к самостоятельному, т.е. свободному определению и предмета своей потребности и способа её удовлетворения. Поэтому люди выступают создателями новых проектов, программ действий, а деятельность предполагает целеполагание – определение цели деятельности не под давлением внешних обстоятельств, а через решение субъекта - в этом заключается творчество человека, которое со стороны его развивающихся желаний и возможностей ограничений не имеет. Само решение субъекта обусловлено его открытостью миру, которая проявляется как собственно человеческие потребности. С одной стороны, это потребность в освоении человеком всего существующего независимо от него мира, возникающая на основе его родовой способности к соотнесению границ своего бытия с границами этого мира, а с другой – это потребность к постоянному преодолению границ своего существования, которую в психологии определили как потребность в самоактуализации (А. Маслоу). 

Казалось бы, перед человеком весь мир, который он может преобразовывать как ему угодно. Человек сам определяет программу своей жизни и ему не перед кем отчитываться. Но если человек не учитывает возможности преобразуемой им природы, она начинает необратимо разрушаться. Это резко ограничивает возможности человека, закрывает ему многие горизонты его существования. Анализ глобальных проблем человечества подтвердит этот вывод.

Возникает ситуация, когда человек, осуществляя свою открытость миру, забыв о том, что мир существует как целостность, а его объекты и явления имеют границы своего существования, загоняет себя в очень ограниченные условия жизни, закрывает для себя возможность осуществлять эту открытость в дальнейшем. Какая уж открытость миру, если мы не только воду, но и воздух скоро будем покупать в бутылках.

Получается, что творчески-преобразовательная активность человека должна быть ограничена и может быть ограничена только им самим. При этом основным способом такого ограничения не могут быть внешние для человека запреты. Но так как направленность активности человека определяется ценностями, которые являются продуктом социокультурного воздействия - продуктом воспитания, то через воспитание соответствующих ценностей может быть создан механизм внутреннего ограничения действий человека, не входящий в противоречие с его свободой.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 316.