Между тем как многие из вас, отступив от Православной Церкви, закосневают в своем заблуждении, видя в Православной Церкви, по вашему мнению, многие новизны, будто бы разрушающие Веру, другие из вас держатся в отчуждении от св. Церкви иными заблуждениями, совершенно побочными. Обратим внимание на главнейшие из этих последних заблуждений.
1. Ваши наставники очень часто вам внушают, что «народ, принадлежащий к Православной Церкви, весьма порочен; что посему никак нельзя думать, чтобы Православная Церковь была истинно Православная и истинно Христова, и что дабы не заразиться пороками принадлежащих к ней, отнюдь не должно иметь с ниши общения». – Отвечаем. Между людьми, принадлежащими к Православной Церкви, действительно есть люди порочные. Но порочные люди в Православной Церкви могут ли быть верным признаком того, что Православная Церковь не есть истинно православная и истинно Христова? – Отнюдь нет. Земная Христова Церковь не – небесная. Она не состоит из святых Ангелов, а из людей, которые обыкновенно все рождаются в грехах. Кто бо чист будет от скверны, спрашивает Иов, и отвечает: никтоже, аще и един день житие его на земли1297. Посему все, вступающие в Христову Церковь, обыкновенно вступают с какими-нибудь греховными наклонностями, или и страстями, и потом отвыкают и очищаются от них мало-помалу. Ибо на сей земле все зреет постепенно и приходит в совершенство мало-помалу. Так зреет и св. Церковь. Посему и Господь наш Иисус Христос предал Себя не за чистую и беспорочную Церковь, чтоб она и потом оставалась чистою и беспорочною; но Он предаде Себе за ню (за Церкви), да освятит ю очистив банею водною в глаголе, да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна1298. В Церкви неизбежно есть и люди с пороками. Кто ищет Церкви, которая в настоящей жизни состоит только из беспорочных, тот в заблуждении, тот ищет того, что на сей земле невозможно. Таковы были во время земной жизни Иисуса Христа Фарисеи: Господь отверг их. Таковы были в первенствующей Церкви Чистые (Кафары): св. вселенский Собор признал их еретиками1299. Притом ни Пастыри Православной Церкви, ни принадлежащее к ней гражданское Правительство, как скоро узнают о порочности каких-либо христиан, никогда не оставляют их без должного вразумления и обуздания. Порочные христиане и в Церкви и в государстве явно подвергаются, смотря по степени их порочности, разного рода наказаниям. Это везде совершенно известно всем. Православная Церковь, в отношении к находящимся в ней порочным людям, не может подлежать какому-либо предосудительному мнению, тем более, что не все действительно принадлежат к Православной Церкви, которые признают себя или признаются принадлежащими к Церкви Православной. Многие, считающиеся православными христианами по имени, по духу несуть христиане православные. Они только считаются православными, но почти нимало не знают правил Православия, а еще чаще не живут по правилам Православия, хотя и очень хорошо знают православные правила. Из числа сего последнего рода людей есть такие люди, которые вместо того, чтобы сколько-нибудь способствовать успехам Православия, часто заведомо препятствуют его успехам, иногда даже с особенною силою поддерживая, из каких-нибудь корыстных видов, всякого рода несчастные расколы и тем распространяют их и усиливают. Таких людей хотя они и считаются православными, Православная Церковь не считает своими.
2. Ваши наставники, везде весьма зорко присматривая за Духовенством Православной Церкви, обыкновенно тотчас разглашают о всяком усмотренном проступке Духовного лица, и говорят: «Духовенство Православной Церкви весьма порочно, и посему нельзя думать, чтоб Православная Церковь была истинно Православная и Христова». – Отвечаем. Пороки в православном Духовенстве там или инде, к несчастию, иногда даже очень тяжкие подлинно есть. Эти пороки – ужасное зло, потому что, ежели Господь Иисус Христос даже о простом человеке соблазнителе сказал: горе, егоже ради соблазн приходит1300, то что сказать о порочном и посему соблазнительном служителе Церкви, которому должно не только предотвращать и прекращать всякого рода соблазны, но наипаче самому везде подавать живой пример жизни неблазненной и святой? Пороки в Духовенстве всегда должны быть нетерпимы. Однакож ни ваши наставники, ни вы не можете сказать, чтобы порочность обнимала все Духовенство Православной Церкви, ни даже – наибольшую часть. Но пороки, только там или инде усматриваемые в Духовенстве Православной Церкви, отнюдь не суть верный признак того, что содержимая им Православная Церковь не есть Церковь истинно Православная и Христова. Православная Церковь, несмотря на то, остается Православною, и отнюдь не должна быть обвиняема за пороки ее Духовенства; ибо она не только не учит своего Духовенства порокам и не потворствует ему, но напротив всячески старается истреблять в ней пороки, как скоро узнает о каком-либо пороке лица, принадлежащего к ее Духовенству. Находящиеся и продолжающиеся в некоторых Духовных лицах пороки продолжаются наиболее только потому, что Епархиальное Начальство не знает о них. Это известно совершенно всем, не исключая ни ваших наставников, ни вас самих. Но как св. Церковь не только не учит своего Духовенства порокам и не потворствует им, а напротив, как известно и вам самим, старается истреблять пороки в Духовенстве, то не грешите ли вы пред Господом Богом, когда, по порокам некоторых из Духовенства, презираете самую Православную Церкви, и других учите презирать ее и отступать от нее? – Истинно грешите и – тяжко! Как может Православная Церковь сделать все свое Духовенство совершенно беспорочным, когда и сам Господь Бог, при всем своем желании, и при употреблении всех своих Божественных способов, не может, по нашему упорству всех нас сделать беспорочными?!
Вспомните о книжниках и фарисеях, бывших во время земной жизни нашего Господа Иисуса Христа. Они жили далеко не по духу закона Божия – жили, не исполняя особенно главных и существенных Божиих заповедей. Они исполняли некоторые только внешние, нетрудные заповеди закона, и то не из угождения Господу Богу, а только из тщеславия, да видими будут человеки1301. Св. Креститель Господень Иоанн называл их рождением ехидновым1302; а Сам Господь буими и слепыми, гробами поваплеными, полными костей мертвых и всякия нечистоты, полными хищения и неправды, лицемерия и беззакония1303. Могут ли быть люди хуже таких людей, и учители – ненадежнее таких учителей? Но что Господь заповедал касательно таких книжников и фарисеев? То ли, чтобы народ не слушал их, чтоб он отделился от них, и составил особую Церковь? – Нет. Касательно и этих книжников и фариееев Господь сказал: вся, елика аще рекут вам 6люсти, соблюдайте и творите, по делом же их не творите1304. Не подумайте, что выставляем эти слова не в истинном смысле. Именно так разумел означенные слова Господа и св. Златоуст: «Спаситель повелевает народу, – говорит он, – соблюдать то, что наиболее споспешествует спасению, именно: не презирать учителей и не восставать против Священников. И не только другим повелевает, но и Сам исполняет сие. Ибо и у развращенных оных учителей не отнимает должного уважения, а таким образом их подвергает большему осуждению, у слушающих же его учение отнимает всякой предлог к преслушанию, дабы кто не сказал: я потому ленив, что учитель худ. Посему-то Спаситель, несмотря на развращение книжников, так твердо ограждает права их власти, что и сделав им сильное обличение, говорит народу: вся, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите. Ибо они предлагают не свои заповеди, а Божии»1305. При другом случае св. Златоуст обозначает все пороки, каким могут подвергаться Священники, и однако ж не только никому не дает права отступать от Церкви по причине их порочности, но сильно настаивает, чтобы почитали их и повиновались им. Он говорит: «Почитаяй Священника и Бога почтет: а иже навыче Священника пренебрегати, путем проходяй, и на Бога досаду изнесет некогда... Всеми Священниками Бог действует, аще и тии были бы недостойни, за еже спастися людем. Аще бо чрез осла и чрез Валаама, скверного человека, людей ради глаголаше, много паче чрез Священника... Аще брата не подобает осуждати1306, много паче учителя... На Аарона, по сотворении тельца, всташа сущии с Кореем и Дафаном и Авироном. Что убо? Не погибоша ли?.. Но не дает нищим, рече, ниже добре правит. Откуда тебе сие явлено?.. Ты овча еси, неиспытуй непотребно пастыря, да не како и о нихже онаго осуждаеши, казни приймеши... Он должен есть лучший мене быти. – Почто? – Зане Священник есть. И что множае тебе не имать?.. Аще ли же и не есть лучший, убо ли должен еси, рцы ми, ты самого тебе погубляти? Самомнения сия суть глаголы... Рцы ми, зол ли есть? И что сие?.. Иже ли несть зол, той тебе дарует велия благая? Никакоже, противу твоей веры все действуется. Ниже праведник пользовати что имать, не сущу ти верну: ниже злый повредит нечто, сущу тебе верну». – Так говорит св. Златоуст1307. У кого из нас ум яснее, и истиннее его видит смысл Господних заповедей? – Впрочем, что нравственные пороки Священников не препятствуют действию чрез них Божией благодати на верующих, и не дают права удаляться от Церкви, это – твердая мысль Православной Церкви во все времена. Благовестник говорит: «Чтем Иерейский чин яко Бога, аще и недостойни суть. Что сия? Божия бо дара суть слуги, и благодать действует ими, яко и ослом Валаамовым глагола: не ставляет (не удерживает) бо благодати наше недостоинство»1308. Толковый Апостол говорит: «В сердце наше не внидет сие нечестивое и вреждающе дерзновение, имже быхом восхотели от них (псов в Церкви) разлучитися, да грехами их не осквернимся, и прочих с собою не отлучим, аки чистых и святых учеников от единения, аки отлученных от клевретов и сожительства злых. И да воспомянем оныя глаголы Божия зело несумнительныя, имиже повелеся и предвозвестися яко злым в Церкви смешение с добрыми даже до кончины мира и до дня судного будет, и яко добрых, в единости и в причастничестве догматов с ними сущих и дел их не творящих, ничесоже не вредят»1309.
3. Ваши наставники, совращая малосведущих из православных, и многие из вас самих, часто говорят: «Держащиеся старой Веры живут гораздо богатее держащихся веры новой, а это показывает, что Бог благословляет не новую, а старую Веру. Убо яве есть, яко Ему угодна не новая, а старая Вера».
Други! ежели вы не хотите оставить так вами называемой старой Веры, и присоединиться к Церкви Православной только потому, что в так называемой вами старой Вере люди живут богатее держащихся Церкви Православной, то в глубине вашей души гнездится не уверенность в истине вашей Веры и не любовь к истинной Вере и к благам вечной жизни, а любовь к житейским выгодам, к богатству и довольству в жизни временной. В вас действует любы мира, а она, по свидетельству св. Апостола, вражда Богу есть1310. Ибо кто держит и хочет держать Веру, исповедники которой живут богатее, тот, очевидно, любит не Веру и вечные блага, а богатство и блага житейские, житейское довольство; он держит свою Веру не для души, а для тела. Но когда и кому Господь Иисус Христос обещал богатство и довольство в жизни за то, что он приимет Его истинную, Им принесенную и дарованную Веру? – Никогда, никому! Напротив Он не только не обещал Своим последователям богатства, но заповедывал им даже не искать, не домогаться богатства; не скрывайте (не собирайте) себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкопывают и крадут. Скрывайте же себе сокровища на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут1311. Преданнейшим же своим ученикам Он советовал раздавать даже и то имущество, какое кто из них имеет, дабы удобнее и надежнее было им приобрести сокровища вечные. Продадите имения ваши, и дадите милостыня, сказал Господь, сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеваемо на небесех1312. А богатым Он говорил: горе вам богатым, яко отстоите утешения вашего! Горе вам насыщеннии ныне, яко взалчете1313. С другой стороны, когда и кому Иисус Христос или Его св. Апостолы говорили, что истинную Веру можно узнать потому, что исповедующие ее живут богато? – Никогда, никому! Если бы подлинно таков был признак истинной Веры, то всем нам давно должно было бы перейти в ересь жидовскую; потому что ни в каком народе, как показывает История, нет столько богатых и богатства, как у Жидов. Други! И богатство и бедность в настоящей жизни у Господа Бога суть только средства, употребляемые Им к нашему спасению, употребляемые для того, чтоб мы всем сердцем прилеплялись к Нему, нашему Господу, и непрестанно созревали в святой жизни. Именно так судили о богатстве и нищете все св. Отцы Церкви. Св. Златоуст говорит: «Никто же нищету безчестия виновную быти да непщует... руководство бо есть некое ведущаго путя к небеси»1314. А кроме сего он же говорил: «Вопросим убо: еда всяко богатство и всяка нищета от Господа? – И кто сие речет? Ибо видим, и от хищения, и от еже о гробех злодеяния, и от чарования, и от иных сицевых изветов много многими собираемо богатство, и имущих то, ниже жити достойны сущие. Что убо, рцы ми, сие от Бога ли богатство быти речем? – Не буди. – Но откуду? – От греха... Навыкни и нищету не от Бога бывающую... Аще кто от праздности будет нищ, аще кто от неразумия в нищету низведется, аще кто бедныя и законопреступныя начиная вещи: несть ли весьма благоявленно, яко никтоже от сих и сицевых в нищету сию от Бога низведеся?..»1315 – Еще он говорит: «Чесо ради Бог оставляет богатитися сицевым (греховно живущим)? – Яко долготерпелив есть, яко хощет на покаяние нас привести, яко геенну уготова, яко постави день, в оньже хощет судити вселенную. Аще ли же абие богатящихся зле мучил бы, не бы Закхей имел предложение покаяния, якоже и четырежды отдати, яже похитил бяше, и яже пол приложити своих. Не бы Матфей преложитися и быти Апостол... не бо друзии мнози сицевии»1316. Вот и еще слова св. Златоуста: «Многим, рече, дает Бог богатство. И откуду явленно, яко Той дает? – Но кто, рече, ин дает? – Лихоимство их, хищение. – Како убо оставляет сим бывати? – Якоже убийствам и татьбам, и насилиям. – Что убо, речеши к приемлющим от отцев наследие, тыя ли безчисленных исполненныя злых? Како их оставляет Бог наслаждатися сих? – И что сие? Якоже и татей оставляет, и убийцев и прочиих злодеев. Несть бо ныне время суда... большую приимут казнь, егда и всяческих насладившеся благих ниже тако лучшии будут»1317. Св. Василий Великий говорит: «Богатства... иным иногда даются от Бога в распоряжение, как Авраму, Иову и другим подобным. А для худых служит оно побуждением исправиться в нравах, чтобы тот, кто, по толиком Божием благоволении, пребывает в неправде, беспрекословно признал себя повинным осуждению»1318.
4. Многие из вас питают ненависть к Православной Церкви только потому, что не слушают учения учителей Православной Церкви, по тому общему вашему предрассудку, что не должно их слушать, как еретиков. –
Други! Всем нам, как христианам должно действовать не по каким-либо предрассудкам, а по несомненной истине, по истинному учению Господа и св. Отцов Церкви. Когда какой-нибудь церковный учитель (дело, к несчастию, возможное) учит какой либо ереси, то, конечно, не должно повиноваться ему. Ибо так говорить св. Златоуст, объясняя слова Апостола, повинуйтеся наставником вашим: «Что убо, егда зол будет (наставник)? – Не повинемся ли? – Зол, како глаголеши? Аще убо Веры ради, бегай его, и отрицайся, не точию аще человек бы был, но аще и Ангел с небеси сшедый»1319. В другом месте он говорит: «Аще закон имать (наставник, священник) не прав, не слушай его: аще ли право учит, не жития его смотри, но словес его слушай, и не глаголи: како мне глаголет, а сам того не творит?.. Аще не послушаеши того, осудишься, якоже глаголет Господь: слушаяй вас Мене слушает, а отметаяйся вас, Мене отметается»1320. Итак, запрещается принимать от церковных учителей только неправое учение и следовать неправому их учению; но такой заповеди, чтобы совершенно не слушать церковных учителей, нет нигде, и такая заповедь не может быть. Ежели бы была такая заповедь, то она повела бы нас к величайшим нелепостям. Ибо ежели бы была такая заповедь, то все люди, родившиеся в какой-либо ереси, обязаны были бы умереть в той ереси, и – погибнуть; потому что по такой заповеди они не должны бы были слушать проповедников истинной Веры, потому что они, по их мнению, были бы еретики. Тогда родившийся в язычестве должен бы был жить и умереть в язычестве. Родившийся в магометанстве – жить и умереть в магометанстве. Родившийся в арианстве должен бы был жить и умереть арианином. Да тогда по такой заповеди, не должно было бы слушать и самого Господа нашего Иисуса Христа, а посему Он приходил бы на землю совершенно напрасно. Может ли какое правило иметь последствие вреднее тех последствий, к каким ведет правило: «не слушай не своего учителя о Вере, особливо – учителя Православной Церкви?»
5. Многие из вас, находящихся в отступлении от Православной Церкви, живо чувствуют силу убеждений Церкви Православной и неправость своих мнений, но удерживаются от обращения к Православной Церкви следующим предубеждением: «Нас благословили следовать нашей Вере наши родители: как идти против родительского благословения? Как веровали наши отцы, так будем веровать и мы».
Други! Детям, конечно, должно уважать своих родителей и повиноваться им: союз детей с родителями весьма священ. Св. Апостол говорит: чада, послушайте своих родителей о Господе1321. И Премудрый заповедует чадам: делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад, клятва же матерня искореняет и до основания1322. Это так! Но рассмотрите основательно: совершенно ли во всем дети должны оказывать послушание родителям? Т.е. должны ли они исполнять все, на что их благословляют или благословили родители? – Нет! Родители часто бывают безрассудны, и с разными богопротивными пристрастиями. Язычники всегда требуют, чтоб дети их держались язычества, магометане – магометанства, и т.п. Когда родители благословляют своих детей на что-либо противное Господу Богу, тогда детям не должно слушать родителей. Как такие родители ни любили бы своих детей, дети не должны повиноваться им. Св. Златоуст, объясняя упомянутые слова св. Апостола, спрашивает: «что аще безместная (неприличное) повелевают (родители)?» И между прочим отвечает: «Рек о Господе, сиречь: в нихже аще не приразишися Богу. Яко аще Еллин будет или еретик, ктому повиноватися не подобает: несть бо вещь о Господе»1323. – Но что здесь говорит св. Златоуст о родительском благословении или приказании, то же должно сказать и о родительской клятве. Как не всякое родительское благословение доставляет детям действительное благословение, так и не всякой клятве подвергаются дети, какую изрекают на них родители. В отношении к безрассудной клятве Премудрый ясно сказал: клятва суетная ни найдет ни на когоже1324. А благословение бывает еще не только суетное, но и такое, которое Господь Вседержитель подвергает проклятию. Ибо так Он сказал у св. Пророка Малахии преступному Израилю: проклену благословение ваше и оклену е, и разорю благословение ваше, и не будет в вас1325. Посему в Учительном Евангелии сказано: «Соединятися со еретики возбранено есть. Несть часть верующему с неверным, ни свету со тмою, и Христу с Велиаром, и Церкви Божией со идолы: тако и нам несть общения с еретики, аще отец и мать, и братия, и сестры, и жена, и чада: с таковыми несть части верному. Сии аще други по плоти, но враги по духу и зловерию своему, и противницы истине. Сих достоит отметатися»1326. – И Никон Черной горы говорит: «Клятва возвратится на главу неправедно ту посылающаго... Всяк бо всуе проклинаяй себе проклинает»1327. То ж читаем и в Большом Катехизисе: «Заповеда Бог чтити отца и матерь, понеже родители детям, по Бозе, живота ходатаи суть... Но сия в союзе правоверия бывшим, повреждающим же Христос в Евангелии, еже от Луки, сице рече: разделится отец на сына, и сын на отца»1328. Итак, детям, особливо когда они вошли в собственный смысл, должно повиноваться родителям только в том, что согласно с волею Божиею. И именно в отношении к Вере должно повиноваться не тому, чего требуют родители, но тому, чего требует Господь Бог, слово Божие и законные учители Веры, т.е. церковные пасгыри и учители: ибо им Господь Бог поручил созидание тела Христова – Церкви, дондеже достигнем вси в единение веры и в разум Сына Божия, и... да не бываем младенцы умом, влающеся и скитающеся во всяком вере учения1329. Посему есть и ясная, настоятельная Божия заповедь: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся1330. В отношении к Вере все родители должны чаще внушать своим детям слова св. Златоуста: «Большую от естественных родителей Иереом даде силу Бог: и толико обоих различие, елико есть настоящия и будущия жизни разнство. Овии убо в сей, овии же в иный раждают живот»1331. Т.е. «Бог даровал Священникам более власти, чем родителям плотским. Те и другие столько различаются между собою, сколько жизнь настоящая от будущей. Ибо одни раждают для жизни земной, другие для небесной»1332.
6. Некоторые из вас еще говорят: «Мы никак не хотим разлучиться с нашими родителями. Где будут они, там хотим быть и мы».
На подобные слова очень убедительно говорил некогда миролюбцу св. Ефрем Сирин посредством грозных ангелов смерти. Эти ангелы, разлучив некоторого несчастного миролюбца с настоящею жизнию, привели его к месту мучений, и заметив в нем крайний страх, сказали: «Что ты робеешь? Что тревожит тебя и огорчает? Что ты дрожишь?.. Ты слышал о страшных муках, но смеялся, и говорил: где весь мир, там и я. Что может быть со мною иное, кроме того, что будет со всем миром? Я не лучше всего мира. Где весь мир, там и я! – Так ты говорил. Что же дрожишь? Ты будешь там не один: там будет весь мир, Ты не лучше всего мира: где весь мир, там и ты. Ты сам выбрал себе это место: жни, что посеял»1333. – Очень горьки такие слова, но миролюбцу уже нельзя было надеяться перемены своей участи. По смерти нет покаяния. Господь Бог да не попустит никому из нас некогда стать в подобное невыразимо несчастное состояние!
Нам должно домогаться быть по смерти не там, где будут наши родители, а там, где наш Господь и Спаситель. Вышних ищите, говорит св. Апостол, идеже есть Христос одесную Бога седя1334. Между же тем нам должно усердно молиться, чтоб и ваши родители были там же.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 246.