Ваши наставники обвиняют Православную Церковь в том, будто она дозволяет брить бороды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Они говорит именно так: «Стоглавный Собор сказал: Священныя правила православным христианом возбраняют не брити брад, и усов не постригати. Таковая бо несть православных, но латинская еретическая предания греческаго Царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила весьма запрещают и отрицают. Правило св. Апостол сице глаголет: аще кто браду бреет, и преставится тако: не достоит над ним служити, ни сорокоуста над ним пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными да причтется: от еретик бо се навыкоша. О том же 11 правило 6-го Собора, иже в Трулле полатнем, о стрижении брады. О том же пострижении брад не писано ли в законе: не постризайте брад ваших: се бо женам лепо, мужем же неподобно. Создавый Бог судил есть Моисеови, рече: постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзко есть пред Богом. Ибо от Константина Царя Ковалина еретика. На том вси знаху, яко еретические слуги суть брады постризани. Вы же се творяще человеческаго ради угождения, противящеся законом, ненавидими будете от Бога, создавшаго нас по образу Своему. Аще убо хощете угодити Богу, отступите от зла, и о том Сам Бог Моисеом рече, и святые Апостолы запретиша, и святые Отцы прокляша, и от Церкви таковыя отвергоша, и того ради страшного прещения православным таковаго не подобает творити1239. До зде Стоглав. Нынешняя же великороссийская Церковь всем всюду позволяет брадобритие, аще и вся иконы Спасителя и Святых изображены с бородами, и носящих бороды поносит бородочами и раскольниками»1240.

Напрасное обвинение! Православная Церковь никогда не объявляла своего позволения брить бороды и стричь усы. Распоряжения о сем бывали от Правительств Гражданских, даже еще в самые ранние времена Христовой Церкви, и повиноваться таким распоряжениям Правительства тогда не находили противным Вере люди, не носящие только имя Христиан, но и вполне преданные правилам Христовой Веры, люди несомненно святые, каковыми были, как всем известно, св. великомученики Георгий и Димитрий, о которых будет сказано ниже. Впрочем и означенные распоряжения гражданских Правительств никогда, как тоже известно всем, не обязывали к исполнению сего христиан всех без исключения1241. Наше же Православное Духовенство не только никогда не было обязываемо брить бороду, но напротив ношение им бороды всегда признавалось приличным его званию, и – Православное Духовенство сохраняло и сохраняет сей обычай ненарушимо.

Некоторые учители Православной Церкви иногда подлинно довольно сильно укоряли защищавших ношение бород; но основанием их укоризн было не самое ношение бород, а частию то, что в ношении бород защитники их поставляли образ Божий, частию же строгость, с какою Стоглавный Собор осудил бреющих бороды. Ибо образ Божий состоит отнюдь не в бороде. Потому что 1) Бог есть Дух, говорит Господь1242, а дух плоти и кости не имат1243. 2) Все святые Отцы Церкви полагали образ Божий не в теле человека, а в способностях и качествах души его. Свидетельства св. Отцов слишком известны, и не представляем их, а представляем свидетельство учителя Русской Церкви из того времени, какое протекло от всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона. Именно сочинитель Большого Катехизиса говорит: «Глагола Бог Отец к Сыну Своему и к Духу Святому: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Се же есть по образу: первое, зане якоже Пресвятая Троица, Отец и Сын и Дух Святый, един есть Бог, сице сия три: ум, слово и дух едина есть душа. Другое же се есть по образу, зане якоже Бог есть самовластный, сице и душа самовластна есть. А еже по подобию се знаменует зане яков есть Бог по естеству, сице подобна Себе человека по благодати Своей созда. Сице же и изволением своим добрым, человек, поелико возможно, Богу бывает подобный, сиречь праведный, святый, благий, неповинный и всякими добродетельми украшенный»1244. Впрочем 5) вот и еще доказательство совершенно осязательное, именно: если бы образ Божий у человека состоял в бороде, то о женщинах нельзя бы было сказать, что они созданы по образу Божию: ибо они обыкновенно бывают без бороды. Но слово Божие говорит, что женщины созданы по образу Божию так же, как и мужчины. И сотвори Бог человека, сказано в слове Божием, по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их1245. И еще: 4) некоторые из мужчин естественно рождаются безбородыми, и безбородыми остаются до самой смерти. Неужели кто может думать, что эти мужчины созданы не по образу Божию? Кроме сего 5) дети мужеского пола все вообще, родившись без бороды, остаются совершенно безбородыми лет до 16 и долее. Неужели кто может думать, что они до того времени остаются без образа Божия? Такой мысли даже и тупоумные не могут не признать неосновательною.

Строгость, с какою Стоглавный Собор осуждает бреющих бороды, непомерна и истинно достойна укоризны. Ибо 1) Собор сказал: «Правило св. Апостол глаголет: аще кто браду бреет и преставится, не достоит над ним служити, ни сорокоуста над ним пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными да причтется»1246. Но такого Апостольского правила в числе Апостольских правил решительно нет. И нельзя принять за истину мысли, будто брадобритие есть такой тяжкий грех, что как сказано в Служебнике Патриарха Иосифа, «будто даже и мученическая кровь не может загладить сего греха»1247. Потому что св. Церковь при сем ясно противоречила бы сама себе. Ибо не носили бороды св. великомученики Георгий1248 и Димитрий1249; а того и другого св. Церковь причислила к лику Святых, и несомненно почитает святыми. То, что будто сих св. великомучеников не должно брать в пример, потому что они не носили бороды, покоряясь воинскому закону, в настоящем случае нимало не важно; ибо Стоглавный Собор не сделал исключения из своего правила ни для кого.

2) Стоглавный Собор говорит, будто стрижение бород запрещают св. Отцы в 11 правиле 6-го Вселенского Собора. Но в сем правиле, помещенном здесь не в его полноте, а по сокращению, шестой Вселенский Собор говорит совершенно не о том1250, и ни одно правило из всех вселенских и поместных Соборов ни слова не говорит о бритии бород и стрижении усов. Стоглавный Собор, вероятно, почел за правило 6-го вселенского Собора правило о пострижении брады, помещенное в Кормчей книге на обороте 388 листа, потому что оно в правилах монаха Скифита (Стифата) напечатано после означенного, не относящегося сюда, 11 правила 6-го Вселенского Собора. Но это ошибка очень грубая. Стоглавный Собор должен был справиться, принадлежит ли это правило 6-му Вселенскому Собору, и, если бы справился, то тотчас увидел бы, что там его нет. Ибо это правило поставлено в числе Скифитовых правил уже после очень длинного правила о субботех, и почти столько же длинного другого – о брацех иереовых, которые к 11 правилу 6-го Вселенского Собора нимало не принадлежат1251.

3) Стоглавный Собор говорит, будто 6-й Вселенский Собор постановил означенное 11 правило против Греческого Царя Константина Ковалина; но это ложно. Ибо Царь Константин Ковалин не только не царствовал прежде или во время 6-го Вселенского Собора, но и родился спустя уже около 40 лет после сего Собора1252.

4) Стоглавный Собор говорит, будто 6-й Вселенский Собор, укрепляя обязанность христиан не брить бороды, приводил в доказательство слова Господа из Моисеевой книги Числ следующие: постризало да не взыдет на главу его; но эта ссылка ложная, и отнюдь не может принадлежать 6-му Вселенскому Собору. В Книге Числ сказано: бричь (бритва) да не взыдет не на браду, а на главу его1253. Притом означенные в Книге Числ слова Господа были сказаны не в отношении ко всему народу Израильскому, а в отношении только к Назореям1254.

5) Приличнее было бы сослаться на следующие слова Господа, обязывавшие всех Израильтян: да не сотворите стрижения влас глав ваших, ниже бриете брад ваших1255. Но этот закон принадлежит к закону обрядовому, и посему в настоящее время он, как и весь закон обрядовый, не обязателен для нас1256. А ежели этот ветхозаветный закон поставить в правило христианам, как закон не отмененный, то, следуя ему, отнюдь ни в каком случае не должно было бы не только брить бороды, но и никаким образом не стричь волос на голове; а это было бы прямо не согласно с словами св. Апостола Павла: муж аще власы растит, безчестие ему есть1257. И ваш обычай подстригать на голове волосы был бы противозаконный, прямо противный означенной заповеди, данной от Господа Бога народу Израильскому.

6) Ваши наставники в доказательство важности хранения бороды указывают на св. Литовских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия, которые будто бы так важным считали сбережение бороды, что лучше решились потерпеть мученическую смерть чем брить бороду. – Отвечаем. История сказывает, что св. мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, по рождению и воспитанию были язычники. Но потом, по действию Божией благодати, они познали Христа, приняли св. крещение и сделались христианами, между тем как все их соотечественники и их Правительство были еще язычниками. Их христианская, не согласная с языческою, жизнь обнаружилась тем, что они в известные дни не употребляли мясной пищи и не стригли волос на голове и бороде, как стригли их соотечественники язычники. Литовский Князь, узнав об оставлении ими язычества, принуждал их оставить христианство. Принуждение началось именно тем, чтоб они постоянно употребляли мясное и стригли волосы, как поступают язычники. Но святые не согласились на перемену христианского образа жизни, а лучше согласились предать себя на мученичество, и – были замучены. Итак, история не говорит того, что внушают вам ваши наставники. История говорит не то, будто св. мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, решились лучше предаться на мучения, нежели обрить бороду, а то, что св. мученики никак не хотели оставить принятого ими христианства, и для удержания его лучше решились претерпеть мученическую смерть.

7) Ваши наставники в доказательство важности хранения бороды ссылались еще на Иосифовский Служебник 1647 года, в котором сказано: подвигнемся и о ереси сей... о нейже в ветхом Завете сам Бог Моисею отрече: да не бриете брад ваших... Яве убо есть, еже отречено и Богу не угодно. Но се несть ли к большему сраму и к страху безстрашным? Вправду убо по божественному Златоусту рещи: се есть церковная рать, и добре убо яко глаголет иного некоего глаголюща: не может мученическая кровь загладити сего греха»1258.

Но такого отзыва о важности бороды у св. Златоуста решительно нет. Ссылка на него ложна. У св. Златоуста есть означенный отзыв, но он им сказан не на бреющих бороду, а на отделяющихся от св. Церкви. Именно: «ничтоже тако раздражает Бога, яко еже Церкви разделятися... виже мученическая кровь может загладити сего греха»1259. – Вот, по св. Златоусту, самый тяжкий грех, а не бритие бороды.

***

Дата: 2018-12-21, просмотров: 216.