К несчастию могла довольно удобно. Ибо, во-первых, основатели раскола, распространяя означенную неправду (изменение перстосложения для крестного знамения, имени Исус, печати на просфорах и проч.) весьма удобно могли приобретать себе веру тем, что они везде доказывали народу свою справедливость печатными своими книгами, свидетельствованными, как они говорили, от патриарха. Книги эти находились весьма во многих местах и везде удобно могли быть показываемы. Правда, все эти книги были напечатаны очень недавно. – Что до того? – Простой народ не мог обратить на это внимания. Он видел то, что ему говорили, в печатных книгах и верил тому от души как истине. Тогда еще несомненно верили всему печатанному, как несомненной истине. А впрочем и в наше время давно ли перестали верить печатному, как истине непреложной?
Во-вторых, основатели раскола, доказывая справедливость своего мнения означенными, ими самими исправленными и напечатанными, книгами, везде выдавали эти книги за книги старые, – за те книги, по которым спасались и спаслись в русской земле все Святые, прославившиеся нетлением мощей и чудодействиями. Такие мысли могли весьма сильно располагать простой народ держаться книг, напечатанных основателями раскола и отвергать книги, исправленные по плану Патриарха Никона. Эту возможность, несомненно, доказывает обнаружение сих же самых мыслей касательно наших испорченных небрежными и малосмыслящими переписчиками книг, когда преп. Максим начал было исправлять их. На преп. Максима тогда также дерзко везде кричали: «он не исправляет, а портит наши книги». Преп. Максим вздумал было оправдываться, и написал сильное оправдание. Но ничто не помогло ему. Его признали исказителем церковных книг, с бесчестием сослали в монастырь, отлучили от причастия св. таин, запретили читать, писать, и даже ходить в церковь. Хотя впоследствии было разрешено ему причащение св. таин, также – читать и писать, однакож до самой своей кончины он не был употребляем для исправления наших книг, и в свое время едва ли имел должное доверие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отпадшие братия! Ваша Вера, преданная вам вашими отцами, уже не та Вера, которой держались ваши прадеды, но Вера вымышленная, или Вера, употребим выражение писателя Большого Катехизиса, умышленная1378. Вера ваших древнейших предков была Вера истинно старая, – Вера, которую даровал Иисус Христос, которую проповедали св. Апостолы, которой держались все св. Отцы Церкви, которую принял от Греков и принес к нам св. великий Князь Владимир. Но эта Вера теперь не ваша Вера, а та, которой твердо держится Церковь Православная, – та, которую вы, ежели иногда из опасения не называете Никонианскою, то обыкновенно только – Великороссийскою. Ежели вы возвратитесь к этой, твердо держимой нами Вере и Церкви, то возвратитесь к истинной Вере ваших прадедов, к Церкви истинно святой, соборной, Апостольской и единой. У ваших предков, а равно и у ваших прадедов, дедов и отцов, в вечности теперь уже нет никаких земных видов. Как все они сильно желают вашего возвращения к истинной Вере и Церкви, а при истинной Вере и – ваших усердных молитв в св. Церкви о душах их!
Будьте праводушны и рассмотрите чистосердечно, что вам препятствует соединиться с св. Православною Церковью. Вы чтите св. Евангелия, св. Апостол? Весьма глубоко чтим и мы, как чтили ваши древнейшие благочестивые предки. Вы предъявляете, что держитесь правил семи вселенских и девяти поместных св. Соборов? Всех правил этих св. Соборов держимся и мы, так же как держались их ваши древнейшие благочестивые предки. Вы держитесь св. преданий Христовой Церкви? Держимся и мы так же, как держались их и ваши древнейшие благочестивые предки. Вы любите писания святых вселенских учителей: Иоанна Златоустого, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сирина и проч.? Весьма любим их и мы так же, как любили их и ваши древнейшие благочестивые предки. Вы признаете истолкование слова Божия только согласное с истолкованием св. Отцов Церкви? Только таковые истолкования признаем за истинные и мы, так же как только таковые признавали за истинные и ваши древнейшие благочестивые предки. Вы предъявляете, что не любите, чтобы кто-нибудь проповедывал учение, противное слову Божию и писаниям св. Отцов? Решительно не любим сего и мы так же, как не любили и ваши древнейшие благочестивые предки. Многие из вас говорят: мы всеусердно желаем, но за нужными случаями не можем пользоваться всеми установленными от Господа Иисуса Христа святыми таинствами? Всеми этими таинствами каждый из нас всегда может пользоваться, и, по достоинству и нуждам, удобно пользуется во всякое время так же, как во всякое время могли пользоваться и пользовались все ваши древнейшие предки. Ваши древнейшие предки равно – и наши предки. Для чего вы не с нами? Для чего вы поставили себя в невозможность пользоваться святыми таинствами, когда они так непременно и крайне вам нужны?
По указанию Большого Катехизиса: «Св. соборная Церковь есть та, в которой всех седми вселенских Соборов преданныя догматы соблюдаеми суть; которая священнословесными песньми и пении славима есть; которая основана и утверждена св. мученик мощми; в которой совершается и тайна святыя и божественныя службы; в которой вси вернии приемлют пречистаго тела и честныя крови Христа Бога нашего, и тем причастницы бывают царствия небесного... которая всему Евангелию и всему учению Вселенских Соборов верует, а не части; которая не верует Веру умышленую, ниже держит тайны от единаго коего человека уставленыя, но се верует и на се уповает, еже Господь Бог предаде, и в весь мир соборне похвали и прият»1379. Именно такова и есть Православная Церковь, которую исповедуем и которой держимся мы, так, как исповедывали ее и держались ее и ваши древнейшие благочестивые предки. Для чего вы не с нами?!
Далее Большой Катехизис говорит: «Единомыслие соборныя Церкви состоит и содержится наипаче в сих пяти вещах: в согласии Православныя Веры, и в любви нелицемерне, и во учении правом, и в достоинстве употребления св. таин, и в чести и почитании Святителей и Пресвитеров. Сия суть первейшия вещи»1380. Именно все это есть в пренебрегаемой и ненавидимой вами, а нами чтимой и исповедуемой Православной Церкви, – Церкви, к которой всем сердцем прилеплялись все ваши древнейшие благочестивые предки. – Что же, думаете вы, еще должна иметь Православная Церковь, чего не имеет св. Церковь, исповедуемая нами? – Будьте праводушны, рассмотрите это основательно, и – будьте с нами!
Потом рассмотрите следующее. Многие глумятся над вами за строгое соблюдение правил Устава св. Церкви, глумятся за то и над нами. Вы часто говорите, что у нас очень многие не соблюдают правил Устава св. Церкви; не в малом числе есть таковые люди, как видим, и у вас. Дурные христиане были в Христовой Церкви даже в то время, когда она была преисполнена чрезвычайными дарами Христовой благодати. Дурные христиане были во время святых Апостолов, были во время самых ревностных по Вере св. Отцов Церкви, были во все времена, и – будут. Но что из этого следует? И врата адовы доныне не одолели Христовой Церкви, и – не одолеют! Она всецело существует, и непременно будет существовать до самого второго Христова пришествия.
Какую душевную пользу вы приобретаете себе вашим отделением? – Совершенно никакой! Вашим отделением, с одной стороны, вы доставляете удовольствие исконному врагу истины, врагу наших душ и нашего спасения; потому что он никогда не стоит в истине1381, и посему крайне любит везде вводить распри, ереси и расколы, а потом – забвение правил Веры, нечестие и погибель наших душ. С другой стороны вашим отделением вы доставляете удовольствие только миру, живущему как внутрь, так и вне созданной от Господа истинно православной Церкви. Именно, вашим отделением вы доставляете этому миру свободу от исполнения правил св. Церкви. Ибо, смотря на наши несогласия, которые почти все вообще касаются только разных постановлений и обычаев св. Церкви, этот мир везде без стыда преступает все церковные постановления, так что от привычки к преступлениям церковных постановлений он часто уже и не признает делаемых им преступлений тех постановлений за преступления. И как миру обыкновенно нет нужды до истинной Веры и Церкви, то дабы с меньшим угрызением совести удовлетворять своим прихотям, он постоянно старается подсмеиваться над нашею покорностью правилам Церкви, увлекать нас в свой образ мыслей, а потом и вполне в образ жизни мирской.
Будьте праводушны, и вникните в это основательно! – Не убеждаетесь? – Очень может быть. Однако ж не тотчас признавайте неубедительным то, что сказано. Лукавый обыкновенно действует на людей весьма злохитро. Поддерживая в них разные страсти, заблуждения и предрассудки, он производит то, что многие из них, как ни старайтесь убедить их в истине, противной их страстям, заблуждениям и предрассудкам, не хотят убедиться, и ищут причин сомневаться в ней; а другие хотя совершенно убеждаются в истине им сказываемого, однако ж никак не хотят признаться в убеждении, и показать себя убежденными. Это старая, несомненная истина, всеми мудрыми давно замеченная, и, без сомнения, ваши самими не раз испытанная на самих себе. Обратите на эту истину должное внимание: она весьма достойна глубочайшего внимания. Был ли кто-нибудь на свете, кто бы так сильно и неопровержимо доказывал истину своего учения, как Иисус Христос? – Без сомнения, не было никого. Однако ж весьма многие Иудеи, которых страстям заблуждениям и предрассудкам, Его учение было противно, всегда находили какие-нибудь причины сомневаться в Его учении, и – не веровали; а другие, хотя совершенно убеждались в истине проповедуемого Им учения, и оставались вполне безответными, однакож отнюдь не хотели признаться убежденными, и только более презирали Его учение и злобнее гнали Его Самого. Вникните в это обстоятельство, и рассмотрите его! Ежели не будете верить проповеди православной Церкви, то будьте уверены, не найдете истинного православия, не будете иметь полной истины, а будете иметь наипаче только мнения, и у других будете видеть наипаче только мнения. Сегодня иное будете хвалить и признавать за совершенную истину, а завтра в признанной истине будете находить только остроумие, и – более или менее ложь. – Спросите: «Почему так? – Потому что при непокорности св. Церкви вами будет обладать дух сомнения и недоверия к созданной Господом Церкви; а только созданная Господом Церковь, Церковь Православная, есть и будет столп и утверждение истины1382. Вникните во все это праводушно, и будьте с нами!
Самый образ нашей речи должен привлечь к нам ваше сердце, и убедить вас в истине того, что вам говорим. Мы говорим с вами, как учители истины, а отнюдь не так, как говорят с вами ваши наставники. Когда мы доказываем вам какую-нибудь истину, то в доказательствах наших всегда идем прямою дорогою; но ваши наставники, дабы не дать почувствовать силы нашего доказательства себе и вам, руководимым ими, почти всегда тотчас бросаются в сторону, и, оберегая свою ложь от поражения, представляют в ослабление указуемой вам истины что-нибудь постороннее, частное и нередко явно неуместное. Но такой образ действования не есть образ действования прямой, а есть образ действования кривой – змеиный.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 249.