Ваши наставники говорят именно так: «Святых Апостол правила 46, 47, 49, первого Вселенского Собора правило 19, Лаодикийского Собора правило 8 и проч. повелевают приходящих от еретик к Православной Вере совершенно крестить, святым миром помазывать и понужать ереси проклинать. Но нынешняя Великороссийская Церковь творит противно: приходящих к ней проклятых Лютеран, Калвинов, Латинян и прочих подобных просте приемлет, а не второкрещает»1209. – Отвечаем. Православная Церковь к числу своих чад присоединяет Латинян и отделившихся от них Лютеран, Калвинистов и других подобных, подлинно, не посредством св. крещения, а посредством св. миропомазания. Впрочем, она так поступает отнюдь не по неуважению к означенным правилам св. Апостолов и Соборов, а по точной и несомненно верной силе означенных св. правил. Означенные правила св. Апостолов действительно требуют, чтобы крещенные еретиками были присоединяемы к Православной Церкви посредством крещения; но каких еретиков должно разуметь в этих правилах, правила эти не показывают. Еретики же не одного разряда. Второй Вселенский Собор, именно тот, который составил член Веры о св. Церкви, и которому посему особенно должно было определить понятие о еретиках, колебавших или желавших и совсем разрушить Церковь Христову, разделяет еретиков важнейшего рода на два разряда. К первому разряду относит он Павлиан, не признававших троичности Лиц Божества, отвергавших воплощение Бога-Слова, и почитавших Иисуса Христа простым человеком1210; Фригов, последователей Монтана, который выдавал себя за обетованного Параклита, т.е. Св. Духа, и установил крещение не во имя Св. Троицы, а во имя свое и сопровождавшей его женщины Прискиллы1211; и Евномиан, не признававших единосущными Сына и Св. Духа Богу Отцу, и крестивших в одно погружение, как поступали Савеллиане, сливавшие три лица Божества в одно1212. Ко второму разряду означенный Собор относил не только не очень значительных еретиков, каковы Четыренадесятницы, Савватианы и Аполлинариты, но и очень важных, именно: Ариан, отвергавших Божество Иисуса Христа, и Македониан, отвергавших Божество Св. Духа.
Еретиков первого разряда второй Вселенский Собор предписал присоединять к Православной Церкви посредством крещения; а еретиков второго разряда – посредством св. миропомазания и пр. Св. Собор говорит именно так: «Четыренадесятницы, иже и средницы глаголются, и Ариане, и Новатиане, и Македониане и Савватиане, и Аполлинарите, писание вдавше, приятни, помазующе токмо вся чувства1213. Иже единем погружением крещающеся, Евномиане, и Савеллиане, и Фриги, яко еллини прияти будут»1214. Вполне это правило читается так: «Присоединяющихся к православию, и к части спасаемых из еретиков, приемлем, по следующему чиноположению и обычаю: Ариан, Македониан, Савватиан и Наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, Четыренадесятников, или Тетрадитов и Аполлинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, т.е. помазывая святым миром, во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара Духа Святаго. Евномиан же единократным погружением крещающихся, и Монтанистов, именуемых здесь Фригами, Савеллиан... и всех прочих еретиков, ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатския страны, всех, которые из них желают присоединены быти к православию, приемлем, якоже язычников... оглашаем их и заставляем пребывати в церкви, и слушати писания, и тогда уже крещаем их»1215. Точно также поступать с означенными еретиками предписывает и 95 правило шестого Вселенского Собора1216.
В Русской Церкви издавна, а особливо со времени святейшего Патриарха Филарета, присоединение к Православной Церкви Латинян, Лютеран, Калвинистов, и подобных им постоянно совершалось посредством крещения. Потому что, по тогдашним сведениям о Латинах, думали, что они «всех древних еллинских, и жидовских, и агарянских, и еретических вер ереси проклятыя в закон свой прияша»1217. Такой образ присоединения людей означенных исповеданий Царь Алексей Михайлович в 1667 году предложил на рассмотрение бывшему тогда в Москве великому Собору, состоявшему из двух Патриархов восточных, с полномочием от двух других восточных патриархов, патриарха Всероссийского, Митрополитов, Архиепископов, Епископов и иных лиц освященного чина1218. Собор выслушав, в присутствии самого Царя, выписку из церковных законов, на основании которых Латины, Лютеране и Калвинисты присоединялись к Православной Церкви посредством крещения, и сообразив ту выписку с учением, которого держатся Латины, Лютеране, Калвинисты и пр., нашел, что у них нет тех ересей, по которым должно было бы принимать их посредством крещения. Правила, 7-е второго и 95 шестого, вселенских Соборов предписывают присоединять к православной Церкви не посредством св. крещения, а св. миропомазания, даже очень важных еретиков, каковы Ариане, отвергавшие Божество Иисуса Христа Сына Божия, и Македониане, отвергавшие Божество Св. Духа. Но ни Латины, ни Лютеране, ни Калвинисты не отвергают Божества Иисуса Христа и Св. Духа. Хотя о Св. Духе они исповедуют, что Он исходит и от Сына, но Божества Св. Духа никто из них не отвергает. Латины, Лютеране и Калвинисты твердо веруют во святую животворящую Троицу и крещаются во имя Отца и Сына и Святого Духа. Посему означенный Собор в решении своем касательно присоединения Латинян, Лютеран, Калвивистов и им подобных к Православной Церкви, на основании 7 правила второго и 95 шестого Вселенских Соборов, положил присоединять их не посредством крещения, но посредством св. миропомазания, с письменным от них обязательством удаляться от всех ересей, и во всем последовать учению и правилам св. Церкви. При сем решении святейшие Восточные Патриархи предъявили, что у них в Православной Церкви именно «так решен был вопрос касательно присоединения Латинян всеми четырмя восточными Патриархами на Соборе в пречестнем храме Пресвятыя Богородицы зовомыя Паммакарист, бывшем в 6999 (1491) году в Константинополе, на испровержение и упразднение собора, бывшаго зле во Флоренции»1219. Они же говорили, что этот самый образ присоединения предлагал премудрейший и святейший Кир Марк Ефесский в своем окружном послании1220.
Итак, вот почему Православная Церковь присоединяя к себе Латинян, Лютеран, Калвинистов и подобных им, не перекрещивает их. Ежели бы она стала перекрещивать их, то стала бы поступать против означенных правил святых Соборов, и против означенного 47 Апостольского правила. Ваши наставники требуют присоединения Латинян, Лютеран и Калвинистов к Православной Церкви посредством крещения, основываясь на определении Собора, бывшего при св. Священномученике Киприане, Епископе Карфагенском, также на 1 и 27 правилах Василия Великого и на некоторых правилах Соборов поместных. Но это требование ваших наставников несправедливо. Св. Священномученик Киприан, св. Василий Великий и все, представляемые вашими наставниками, поместные св. Соборы были прежде св. второго и шестого Вселенских Соборов, посему их правила касательно присоединения еретиков к Православной Церкви, без сомнения, были взяты в рассмотрение сими великими Соборами1221, и однакож не были приняты, а на место их составлено другое правило, которому одному, как правилу св. Вселенских Соборов, Православная Церковь и должна последовать. Итак, Православная Церковь, оставив прежний образ присоединения к себе Латинян, Лютеран, Калвинистов и им подобных, возвратилась к законному образу действования, и отнюдь не достойна какого-либо порицания, а достойна похвалы. Напротив ваши наставники, перекрещивая и дозволяя другим перекрещивать людей, совращенных ими в раскол из Православной Церкви, которые не отвергают ни божества Сына Божия, ни божества Св. Духа, но твердо веруют во Св. Троицу, и крещены во имя Отца и Сына и Св. Духа, крещены троекратным погружением в воду, – истинно достойны всеобщего порицания. Они весьма тяжко грешат не только против 47 Апостольского правила, но даже и против ясного учения всеми вами уважаемой книги – Большого Катехизиса, в котором ясно признается сущностью крещения крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа с тремя погружениями в воду. Там говорится именно так: «Видотворение (сущность) Тайны крещения суть оная словеса, имиже Господь повеле крестити, сиречь во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, вкупе со трема погружениями. Сими бо глаголы Божественными, и силою их крещение скончается и свершено бывает. Аще и прочая глаголы, при крещении глаголемии от Священника, в благолепное украшение и наказание бывают: сия же три в видотворение и содеяние крещения суть, да сими всездравственно и благосовершенно крещение бывает»1222.
***
Ваши наставники далее обвиняют Православную Церковь в том, будто она, присоединяя к себе Латинян, Лютеран, Калвинистов и подобных им, не посредством св. крещения, а св. миропомазания, признает крещение, совершаемое посредством обливания и окропления водою, за равносильное с крещением посредством погружения в воду.
Ваши наставники говорят именно так: «Символ православныя нашея Веры научает нас быти едино крещение во оставление грехов трехпогружательное, с приглашением Святыя Троицы. Сему святоапостольскому символу нынешняя великороссийская Церковь противная творит, приемля за равно как трехпогружательное, так обливательное и кропительное крещение»1223.
Отвечаем. Православная Церковь всегда держалась и ныне крепко держится учения о едином крещении посредством троекратного погружения в воду. Ибо она твердо помнит и чтит 50-е правило св. Апостолов: «аще который Епископ или Пресвитер не крещает в три погружения единем глашением, но во едино погружение, в смерть Господню даемо, да извержется таковый»1224. И посему ея
Православное Исповедание говорит: «Крещение есть измытие и отъятие праотеческаго греха чрез трищное низвождение в воду, глаголющу Иерею словеса сия: крещается раб Божий или раба Божия имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа аминь»1225. Ея
Пространный Катехизис говорит: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Отца, и Сына и Святаго Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возраждается от Духа Святаго в жизнь духовную, святую»1226.
Вследствие сего и Требник Православной Церкви для всякого крещаемого требует купели с чистою водою1227.
Касательно же присоединения к себе Православною Церковию людей крещенных не троекратным погружением, а обливанием или окроплением, отвечаем, что Православная Церковь в сем отношении действует не по какому-либо закону, а по благоснисхождению, наипаче к нашим западным и юго-западным епархиям, в которых означенный образ крещения мало-помалу вошел по соседству и часто по необходимым житейским связям живущих в них людей с людьми, держащимися латинского исповедания. Поелику к православным означенных епархий некогда сильно вторгалась Уния: то Православная Церковь, дабы у верующих в тех епархиях не разрушить единства с собою мыслей, чувствований и действий в отношении к главнейшим предметам Веры, и не произвести в них греха разделения Веры, который так тяжек, что его, как говорит св. Златоуст, «ниже мученическая кровь загладити может»1228 терпит вошедшее у них в обычай совершение крещения не посредством погружения в воду, а посредством обливания или окропления.
Впрочем Православная Церковь на такой образ крещения никогда не давала своего канонического дозволения, а оказываемое ею снисхождение к такому образу крещения отнюдь не есть снисхождение какое-нибудь решительно противозаконное и не терпимое. Ибо были случаи, в которых сам Господь Бог, благоволил некоторых, пламенно желавших святого крещения, но не имевших возможности получить его установленным порядком, крестить посредством дождя, следовательно – обливанием или окроплением. Так крещены св. мученики: «Гаведдай1229, Акиндин и его содруги1230, Ипатий и Феодул1231, Филимон1232, Луип1233, и проч.
Сам же Господь благоволил принять за действительное крещение крещенных св. Мучеником Власием, иначе Вуколом, посредством окропления кипящею водою в котле1234.
Равно сам Господь принял крещение обливанием, совершенное св. Священномучеником Василием над умершим без св. крещения сыном Херсонского князя1235.
Кроме сего История сказывает, что святой священномученик Ермоген был обливательно крещен при большом стечении народа многими православными Епископами в такое время, когда, по-видимому, совершенно не было нужды отступать от общего правила1236.
О том, что в Зонаровом сборнике церковных правил представляется дозволение крестить окроплением1237, а в Требниках Иовлевском, напечатанном в 7110 (1602) г., и в другом, напечатанном в 7124 (1616) г., дозволяется крестить обливанием1238, уже не говорим.
***
Дата: 2018-12-21, просмотров: 241.