Ваши наставники обвиняют Православную Церковь в том, что она слушает греческих патриархов, у которых вера будто вы уже совсем пропала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ваши предки говорили именно так: «Прежния вселенския Патриархи Иеремия и Феофан писали о Греках, что не цела православная Вера у них, от насилия поган Турок до конца изсякла. Нынешния же Греческия учители приезжают из своей земли в наше царство не исправлять, но злата, и сребра, и вещей собирать, а мир истощать. В лепоту убо им... приезжать самим учитися православней христианстей Вере и благочестия навыкати, яко да довольни будут в своей земли и иных научити. И им Греком православная Христианская Вера по се время истребить не дивно: понеже живут яко овцы посреде волков, толико множество лет посреде безбожных поганых Турок во всяком озлоблении и неволе»1282. –

Отвечаем: Греческие Патриархи, Иеремия и Феофан, говорили не то, что говорите вы. Иеремия говорил только то, что «вторый Рим – Константинополь – Агарянскими внуцы от безбожных Турок обладаем»1283. Феофан говорил: «Видех на Востоце и на полудне от поганых Агарян святым Божиим церквам запустение, и православным христианом святаго греческаго закона великое насилие и погубление»1284. Т.е. они говорили, что Греки находятся ныне под иноверческим управлением, живут в величайшем стеснении, и что храмы их иные обращены в Турецкие мечети, а другие, по истреблении многих христиан, остаются пустыми. Но все это еще не ведет к тому заключению, что Греки потеряли Веру. В первых веках христианства верующие везде были под иноверным правлением, везде терпели насилие, и многие подвергались смерти; однако же не теряли Веры, а тем более укреплялись в Вере, и распространяли Веру. Ни в какое иное время не было обращено к Вере так много народа, как в это время непрестанных стеснений; и ни в какое иное время обращенные к Вере не были так крепко привязаны к Вере, как в это время. Посему не так вам должно думать о Греках, как думаете и говорите вы. Греки потому и в стеснении от Турок, что крепко держатся своей Веры и своих святых обычаев. Если бы Греки оставили свою Веру, то им всего лучше было принять Веру Магометанскую, и тогда они не терпели бы ни малейшего стеснения. Не так должно вам отзываться о Греках, особливо о их Первосвятителях, а так, как ясно отозвался о них за 18 или 19 лет до вашего возмущения против св. Православной Церкви весьма уважаемый вами учитель, которого книгу – книгу о Вере – одобряли к напечатанию и напечатали ваши первые и главные наставники, отрешенные от дела книжного Патриархом Никоном. Этот уважаемый нами учитель говорил о Греческой Церкви так: «Дух Святый закон благодати во Иерусалиме подаде... Сей и ныне в Церкви Сионстей Иерусалимской Господем есть, по свидетельству святаго пророка и царя Давида: Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме, и по Господню обещанию: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Отъонуду же едина есть святая кафолическая соборная и апостольская Церковь, Духом Святым начата, и основана Апостолы бе, и есть и будет1285. Святый Дух тамо есть, и пребывает всегда в Церкви Сионстей и Иерусалимстей, яже есть мати всех церквей...1286 Якоже древле, тако и ныне Церковь Иерусалимская источник есть учению христианскому1287. Аще же речет сопротивляяйся, яко тако бяше от начала, а ныне обдержащу вся та святая места поганину, и вся уже попрана быша. На сия словеса с пророком Исаиею ответ творю: за гнев Мой поразих тя, и милости ради возлюбих тя. И мало пониже: с кипарисом, и певгом, и кедром, вкупе прославити место святое мое, и место ног моих прославлю, и наречешися град Сион святаго царя нашего... Погибели бо ради мирския власти Церковь и святая места не погибоша, по псалмопевцу Давиду: избра Господь Сиона, и изволи его в жилище себе: се покой мой в век века. Зде вселюся, яко изволих и1288. С пророком Исаием глаголем: Влажен, иже имать племя в Сионе, и ужики во Иерусалиме... Сего ради да всяк весть о сем, яко иже ныне не приобщается сионскому исповеданию, и сродных во Иерусалиме в Вере не имать, таковый неподобен будет и небесного имети1289. Святая восточная, во Грецех обретеная, Церковь правым царьским путем, аще и вельми тесным, но обаче от Иисуса Христа Бога и Спаса нашего и истинных Его наследников утлаченым, ни на право, ни на лево с пути не совращаяся, к горнему Иерусалиму сыны своя препровождает в поданном от Господа Бога крестном терпении, и ни в чесом установления Спасителя своего, и блаженных Его ученик, и святых отец предания, и седьми вселенских Соборов, Духом Святым собраных, устав не нарушает, ни отменяет, и в малейшей части не отступает, ни прибавливая, ни отъимая что, но яко солнце единакою лучею правды всегда, аще и в неволи пребывая, светится правою верою. А чтобы лучше, православный христианине, в той мере ведомость могл имети, яко стадо Божиих овец, в Греции живущих, аще телесную чювственую от телеснаго и чювственаго врага неволю терпит, но веру истинную, и совесть свою чисту и нескверну, Царю над всеми Цари и Богу сохраняет: ничесо же бо Турци от веры и от церковных чинов отъимают, точию дань грошовую от Греков приемлют, а оделех духовных и благоговеинстве ни мало належат, и не вступают в то. И якоже людие Божии, егда в работе египетской были, веры не отпадоша, и первии христиане, в триста лет в тяжкой неволе будучи, веры не погубиша: тем же образом, и в нынешнее время, в неволе турецкой, христиане веру православную целу соблюдают. А кто бы хотел сие лучше разумети, прилагаю зде слова, от послания святыя памяти Мелетия Патриарха Александрийского, до границ наших в лето ҂аф҃чз-го писаныя, который таковую о постановлении нынешнем Церкви Божии в Греции будущей, ведомость истинную сими словесы свидетельствует: или не имате удивлятися сему, яко на востоце, аще и царство опровержено есть, обаче же Вера Православная, волею Божиею стоит, и пребывает нерушима: веруем бо, яко Бог милосердый николи же оставляет раб своих, наипаче же светлейше и яснейше сияет благочестие християнское, и наипаче во искушениих без царства распространяется, коли благодать Божия совершене господьствует, посреде безбожных мучителей, и яко крин процветает межи тернием, силу приемля не человеческою мудростию, якоже ухищряя утвержают, не богатствы, ни силою укреплена, но самою рукою Божиею защищена? Или не достойна удивлению сия превеликая вещь видится вам? До зде словеса Мелетиа Патриарха, ихже сего ради зде положихом, чтобы правовернии християне ведали, с яковым умыслом, с каким смирением и благодарением, той терпения крест истиннии хвалебници Божии, во Греции сущии, на раменах носят, яко вину своего временнаго печалования на непостижимую судеб Божиих глубину возложивше, неизреченней благодати промыслу и милосердию Его пресвятому сия причитают, яко по неизреченной божественной Своей судбе, посреди явных имене Своего врагов, якоже Даниила посреде лвов без всякаго сумнения и без ущербу в Вере, дивным Своим прозрением сохраняет. К сему же не бо просто и сие в божественном писании положено: иже кого любит Господь, того и наказует. Потом, да заградятся всякая уста глаголющих неправду, гордынею и уничижением, на смиренных Греков»1290. – Так говорит уважаемый вами учитель. То ли говорит он, что ныне говорят ваши наставники? Говорит ли он, что Вера в Сионе пропала? Напротив не явно ли превозносит он Веру Греков?

Ваши наставники говорятъ, что означенный учитель говорил о Греческой Церкви прежнего времени, а не того какое было во время Московского Собора в 1666 году1291. – Но почему они так говорит? Писатель книги о Вере дал упомянутый отзыв о Греческой Церкви только за 18 или 19 лет до означенного Собора. Что могло уклонить Греческую Церковь от истинной Веры в такое короткое время? – Никон, говорят. – Нет! Как же могло статься, что греческие Патриархи на этом самом Соборе поступали с ним довольно грубо, и потом лишили его сана? Да и как мог Никон увлечь весь Восток от Православия? Какую мог он иметь там силу? – Подкуп? – Подкупить всех, без сомнения, было невозможно. Нельзя подумать, чтобы когда-нибудь на всем Востоке не было ни одной души, верной своей Вере, которая бы не воспротивилась подкупу. Да и нечем было подкупать Никону. Патриархом сделался он еще очень недавно, и без сомнения все, что он мог получать по Патриаршеству, без остатка издерживал на строившиеся им монастыри – Крестецкий, Иверский и Воскресенский.

Некоторые из новейших ваших наставников говорит, что «означенный отзыв уважаемым вашим учителем сделан был о Греках тогда, как их хорошо еще не знали»1292. – Ложные слова! Как можно сказать, что при издании книги о Вере мало знали о Греках, а особливо о их Первосвятителях, когда так нередко и они бывали у нас в России, и наши бывали в Византии и в других местах? – Ежели в отзыве ваших наставников о Греках есть нечто справедливое, то это, вероятно, взято с каких-либо виденных ими частных людей, худо исполнявших правила своей Веры. Но от частных людей никогда нельзя делать заключения ко всему православному народу – ко всей Церкви. Нет и никогда не было ни одного даже из самых лучших обществ, в котором бы не было людей дурных, несоответствующих своему обществу.

Один из ваших старых наставников, усматривая неосновательность извета на Греков, будто т.е. у них совсем пропала Вера, везде распространял мысль, что в то время, как прибыли к нам в Москву на Великий Собор вселенские Патриархи, Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, в Греции лучшие люди держали Веру не так, как сказали и утвердили своими руками сии Патриархи в угодность учеников Никоновых. В доказательство своих слов ваш наставник указывал на бывшего в Москве Константинопольского Патриарха Афанасия, недавно оставившего свой престол по требованию Турецкого Правительства, который будто бы сильно укорял Никона за вводимые им в св. Церковь новизны, и которого посему Патриарх Никон худо принимал, и не пригласил на бывший в Москве в 1655 году Собор, утвердивший исправленный при нем, Никоне, Служебник1293. Но эта мысль вашего наставника ложна. Что Патриарх Афанасий будто упрекал Патриарха Никона за вводимые им новизны, сего ничем нельзя доказать, и ваш наставник сего не доказывает. Что же касается до того, что Патриарх Афанасий не был проглашен Патриархом Никоном на бывший в Москве в 1655 году Собор, то причина сего известна. Патриарх Афанасий не был приглашен на Московский Собор 1655 года потому, что тогда в Москве его уже не было. Он еще за год пред сим отправился в свое отечество, но за болезнию остановился в Лубнах и скончался1294.

Други! Не думайте о Восточной Церкви так худо, как думаете, а думайте так, как думал упомянутый весьма уважаемый вами Учитель, и никогда не забывайте его весьма сильно сказанных и достойных вечной памяти слов: «иже Церкве Сионския общения удаляются, врази Божии бывают, а бесом друзи»1295. Рассмотрите свое состояние! Оно стоит самого ревностного, обстоятельного и глубокого рассмотрения. «Зане кроме Церкви Божия нигдеже несть спасение»1296.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 260.