Ваши наставники обвиняют Православную Церковь в том, будто она позволяет писать иконы не по преданию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Один из ваших главных наставников говорит именно так: «Нынешние живописцы пишут иконы не от древних подобий святых чудотворных образов Греческих и Российских, но от своеразсудительного смышления вид плоти Спаса Христа и прочих святых одебелевают, и в прочих начертаниих не подобно древним святым иконам имеюще, но подобно латинским и прочим, иже в библиях напечатаны и полотнах малиованы, изображением»1197. – Отвечаем. Святых икон живописцам, без сомнения, отнюдь не должно писать от своеразсудительного смышления, т.е. так, как кому вздумалось, или как кому из них захотелось, ни сколько можно красивее; ибо лучшая икона не та, которая написана красивее, а та, которая точнее изображает подлинник. В писании икон подлинно есть неправильности. Но в этих неправильностях не должно винить патриарха Никона. Ибо самоволие писать иконы началось отнюдь не со времени Патриарха Никона, а несравненно ранее. Еще за полтораста лет до Никона Стоглавный Собор усмотрел и жаловался, что многие иконописцы пишут иконы самоволъством, самосмышлением и своими догадками1198. Вследствие сего усмотрения этот Собор положил предписать, чтобы «гораздые иконописцы и их ученики писали с древних образов, а от самосмышления и своими догадками Божества не описыпали»1199; или, как тот же Собор по другому случаю писал, определеннее: «чтобы живописцы писали иконы с древних образов, како греческие писцы писали, и как писал Рублев и прочии живописцы, а от своего замышления ничтоже притворяли»1200. Такое предписание, конечно, обуздывало своевольство и дерзость иконописцев, но еще далеко нс совсем. Для надежнейшего обуздания иконописцев, Стоглавному Собору должно было прямо указать на некоторые, бывшие в то время, иконы несомненно греческих живописцев, и – Рублева, и обязать всех иконописцев, чтобы писали сообразно с сими образцами. Но Стоглавный Собор не сделал такого указания. А от сего произошло то, что некоторые из иконописцев писали иконы с таких образцов, которые только сами признали за иконы письма греческого. Другие, получив навык писать известные иконы по какому-нибудь одному образцу и, почитая для себя обременительным учиться писать по образцу иному, продолжали писать, как писали прежде, и написанные иконы продавали за иконы, писанные с икон письма греческого. Наконец третьи, и вероятно, самая наибольшая часть, закосневши в дерзости писать иконы самовольством, а не по образу, продолжали писать не соображаясь много ни с каким образцом, а так, как кисть напишет сама, отчего и произошло то, что теперь иконы многих св. лиц нимало не походят друг на друга. Стоглавному Собору нужно было указать иконописцам образцы для письма и потому, что уже иконы, считавшиеся в его время греческими, не совеем походили одни на другие, и писаны были, конечно, не по одному образцу. Этого не могут не признать несомненным даже самые злейшие отступники от Православной Церкви: потому что на указываемых самими ими древних греческих иконах показывается многое не одинаковым1201. Православная Церковь всегда одобряла для употребления в своих церквах иконы наипаче греческого письма, а не какого-либо иного. Одебелевания св. лиц не любит и Православная Церковь, впрочем она не запрещает всякой красоты в лицах Богоматери и многих других Святых; ибо многие из св. Мучеников Господом Богом были взяты из настоящей жизни к себе, в самом цвете лет, и конечно, несправедливо было бы писать их с такими же сухими и отцветшими лицами, как должно писать старцев, постников и пустынников. Ежели теперь где-либо оказываются иконы, писанные не в греческом вкусе, особливо не благоговейные или без священной сановитости, то это происходит отнюдь не от позволения св. Церкви, а также от своевольства и самосмышления иконописцев, как и до Стоглавного Собора. Св. Церковь отнюдь не позволяет иметь таковых икон в церковном иконостасе, и всегда, как скоро усматривает их или узнает о них, предписывает тотчас удалять их, и неоднократно подвергала взысканиям самих иконописцев1202. Посему за иконы, пишущиеся иногда неприлично, не должно обвинять Православную Церковь.

***

Дата: 2018-12-21, просмотров: 214.