Православная Церковь говорит: «Созданная Сыном Божиим и Богом Иисусом Христом, Спасителем мира, Церковь есть именно она», и в доказательство своих слов представляет то, что она имеет и держит все, что созданная Господом Церковь должна иметь и держать как по слову Божию, по правилам св. Соборов и св. Отцов, так и по учению церковных учителей, живших в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона, и особенно по Большому Катехизису, наиболее проясняющему и определяющему понятие о св. Церкви.
1. Созданная Господом Церковь, по указанию Большого Катехизиса, имеет и непоколебимо держит едину православную Веру494; «православная же Вера, – по истолкованию того же Катехизиса, – есть правый и истинный закон... в словеси Божии утверженый»495 которое, без сомнения, есть учение Божие, в Писаниях ветхого и Нового завета заключающееся. А православная великорусская Церковь всегда признавала за православную Веру или за правый и истинный закон именно то учение, которое заключается в божественных книгах ветхого и нового завета, исчисленных в 85-м Апостольском правиле496, и в 29-й и 30-й главах Книги Кормчей497. Ибо так говорят преимущественно православными признаваемые ею писания:
а) Иерусалимский Собор 1672 года: «Веруем, что божественное и Священное Писание внушено Богом; посему мы должны верить ему беспрекословно»498.
б) Православное Исповедание: «Дух Святый есть обретатель Святого Писания ветхого и нового... Сего ради яко Писание ветхого завета тако и нового, есть учение Святого Духа»499.
в) Пространный Катехизис: «Священное Писание суть книги, написанные Духом Божиим, чрез освященных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами... Их должно читать с благоговением, как слово Божие»500.
Таким образом Православная великорусская Церковь всегда держала и теперь твердо держит ту Веру, или то учение, которое заключается в божественных писаниях ветхого и нового завета, и именно это учение полагает в правило своей жизни.
2. Созданная Господом Церковь имеет и держит, по указанию Большого Катехизиса, правый и истинный, утвержденный в словеси Божии, закон не иной какой, как «от святых Отец преданный»501. А православная великорусская Церковь всегда разумела и теперь разумеет Божественные Писания или книги ветхого и нового завета, именно так, как разумели оные и предали нам истинные истолкователи Божественных писаний – св. Соборы и св. Отцы Церкви. Ибо так говорят преимущественно православными признаваемые ею писания:
а) Иерусалимский Собор 1672 года: «Веруем, что божественное и Священное Писание внушено Богом; посему мы должны верить ему беспрекословно, и притом не как-нибудь по своему, но именно так, как изъяснила и предала оное Кафолическая Церковь»502.
б) Пространный Катехизис: «Книги ветхого и нового завета должно читать с благоговением, как слово Божие; а понимать согласно с изъяснением св. Церкви и св. Отец»503.
Посему Православная Церковь а) от всякого Епископа, при его рукоположении, совершающемся обыкновенно при многочисленном стечении народа, берет клятвенное обещание непременно хранить все каноны св. Отцов и св. Апостол, семи вселенских и поместных Соборов, и все православие восточной кафолической Церкви, и – всякий Епископ, давая обещание в точном хранении сего, в то же время анафематствует всех еретиков, как то: Ария, Македония, иконоборцев и т.п., присовокупляя, что все то, что он произносит, не иначе держит в уме своем, как так, как говорит, как показывают его слова и как разумеют его слышащие504. б) Равно всякого рукополагаемого во Священника православная Церковь обязывает, посредством Епископа, его рукополагающего, «поучаться закону Господню день и нощь и заповедям прехвальных Апостол, и последовати вселенских седми и поместных Соборов св. Отец правилом... да будет правя Евангелия Божия истинное слово, а не превращая по хотению сердца своего на плотное, да приемлет послушество от правил св. Апостол и св. Отец седми Вселенских и девяти поместных Соборов и прочих божественных писаний, и да не будет лжив послух Богови»505.
3. Созданная Господом Церковь, по сказанию Большого Катехизиса, держит и предает всем к исполнению все божественное учение не только писанное во св. Евангелии, но и не писанное506, т.е. преданное устно, вообще называемое преданием. А Православная великорусская Церковь всегда принимала и теперь принимает и держит все святые, согласные с словом Божиим, предания. Ибо так говорят ее преимущественно православными признаваемые писания:
а) Православное Исповедание: «Сугубы суть догматы, иные убо предает Писание, яже объемлются в богословных книгах Св. Писания, и иные же суть догматы, преданные из уст от Апостолов... и в двоих сих Вера есть основана»507.
б) Пространный Катехизис устами св. Василия Великого: «Из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, и некоторые прияли от Апостольского предания по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия»508.
Кроме сего православная Церковь всякий год, в неделю Православия, на всех отвергающих предания, Св. Писанию согласные, и православною кафолическою Церковию благочестно хранимые, торжественно изрекает: «анафема»509.
4. Созданная Господом Церковь, по сказанию Большого Катехизиса, держит и достойно употребляет семь св. таин510. А Православная великорусская Церковь всегда единодушно принимала и употребляла, и теперь принимает и употребляет все семь установленные от Господа таинства. Ибо так говорят ее преимущественно православными признаваемые писания:
а) Иерусалимский Собор 1672 года: «Веруем, что в Церкви есть Евангельские таинства, числом седмь... Мы признаем их орудиями, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным»511.
б) Православное Исповедание: «Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, честный Брак и Елеосвящение, – сия седмь тайны возводят в седмь дары Св. Духа: понеже чрез сия тайны излияет дары Своя Дух Св. в души причащающихся тым, яко подобает, и благодать свою»512.
в) Пространный Катехизис: «Вера запечатлевается крещением и прочими таинствами. Таинство же есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия. Числом их седмь»513.
Кроме сего Православная Церковь всякий год, в неделю Православия, на всех отмещущих все св. таинства, Церковию содержимые, торжественно изрекает: анафема514.
5. Созданная Господом Церковь, по сказанию Большого Катехизиса, «верует всему Евангелию и всему учению вселенских Соборов, а не части»515. А Православная великорусская Церковь всегда принимала и ныне принимает все св. Соборы святых и богоносных Отцов, и правила их поставляет себе, при всех своих распоряжениях, в закон. Ибо так говорят ее преимущественно православными признаваемые писания:
а) Иерусалимский Собор 1672 года: «Желающие согласоваться с нами в божественных догматах православной Веры должны с простотою, послушанием, без всякого исследования и любопытства, последовать и покориться всему, что определено и постановлено древним преданием Отцов, и утверждено св. вселенскими Соборами, со времени Апостолов и их преемников, богоносных Отцов Церкви»516.
б) Православное Исповедание: «Подвижемся веровати не точию во священное Евангелие... но и во вся прочая писания и синодальные (соборные) зачинения»517.
в) Пространный Катехизис: «Иисус Христос дает определениям Церкви такую важность, что преслушавший оныя становится лишенным благодати, как язычник. Способ же, которым Церковь изрекает свои определения, есть вселенский Собор»518.
Кроме сего, в неделю Православия, Православная Церковь, всякий год, на всех отмещущих Соборы св. Отец торжественно изрекает: анафема519.
6. Созданная Господом Церковь, Церковь Божия, по сказанию Большого Катехизиса, есть собрание всех верных Божиих, иже... суть под единою главою Господем нашем Иисус Христом, а под правлением совершеных святых, от Него поставленных»520, т.е. рукоположенных. И еще: «Церковь Божия… есть во единой главе Господе нашем Иисусе Христе и под единем чином Его и рядом... Пастырей и Учителей, сиречь, Патриархов, и Митрополитов, Архиепископов, Епископов и всего Священнического чина»521. А Православная великорусская Церковь, постоянно признавая своею главою Господа Иисуса Христа, всегда имела у себя и ныне имеет все три чина установленной Господом церковной иерархии. Это все знают, и об этом так говорят ее преимущественно православными признаваемые писания:
а) Иерусалимский Собор 1672 года: «Сообразно с мнением, издревле господствующим в Восточной Церкви, подтверждаем что звание Епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь Церковию, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может»522;
б) Православное Исповедание: «Священство... завещася Апостолом от Христа, и чрез возложение рук их, до днесь бывает хиротония, преемшим Апостолов Епископом тыя к раздаянию божественных таинств, и служению спасения человеческого»523.
в) Пространный Катехизис:«Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною Верою, законом Божиим, священноначалием524. Иерархия христианской Православной Церкви ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от сошествия на св. Апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается чрез преемственное рукоположение в таинстве Священства»525.
7. Словом, созданная Господом Церковь, Церковь Соборная и Апостольская, по сказанию Большого Катехизиса, «проповедует и содержит наипаче, еже писано есть в исповедании (сложении, символе) православныя Веры, еже есть: Верую во единого Бога»526. А православная великорусская Церковь неуклонно и верно держится сего Святого исповедания. Нет ни одного из всех ее дневных служений, в котором бы она всенародно не выражала сего исповедания. И как она сама строго держится сего исповедания, так и от всякого, вступающего в нее посредством св. Крещения, троекратно требует отречения от сатаны и всех дел его и всех ангел его и всего служения его; потом – троекратного изречения св. Символа Веры, для удостоверения в том, что это исповедание сердечно принимается, и будет твердо содержимо. Наконец, она троекратно же требует обещания сочетаться Христу, Сыну Божию, и покланяться Отцу и Сыну и Св. Духу, Троице единосущней и нераздельней527.
Больше сего ничего не должна иметь созданная Господом Церковь, и Большой Катехизис ничего больше от нее не требует. Посему православная, господствующая в России Церковь подлинно есть Церковь, созданная Господом, Церковь истинно древняя и православная. Ибо она имеет и держит все, что должна иметь и держать истинно Христова Церковь.
ОТВЕТ ВТОРОЙ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 237.